Напоминание

«Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Богомолова Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №3
Населённый пункт: г. Михайловск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста»

Вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста

очень

актуальны.

Благодаря

речи

дети

познают

окружающий

мир,

накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При

помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и

переживаниях.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями

речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей

существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный

запас, употребление нелитературных слов и выражений, неспособность

грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или

развернутый

ответ,

отсутствие

логических

обоснований

и

выводов,

отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-

первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического

строения, во- вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и с

взрослыми.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок

творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять

в

конкретных

ситуациях,

овладел

основными

коммуникативными

способностями.

Ребенок общается не только в садике с педагогами и сверстниками, но

и дома со своими родителями. Поэтому, уважаемые родители, смелее

подключайтесь к активной деятельности развития речи своих детей. Для

этого совсем не обязательно превращать занятия в школьные уроки.

Существует множество игр, скороговорок, незамысловатых упражнений по

развитию речи, которые легко можно использовать по дороге в детский сад,

на прогулке или перед сном ребенка. Развитие речи дошкольников в игре –

это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашими

детьми, это и радость от общения, и формирование доверительных и

дружеских отношений.

Именно вы, родители, должны создавать необходимые условия:

побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно

организовывать его жизнь и помнить, что чем богаче и правильнее речь

ребенка,

тем

легче

ему

высказывать

свои

мысли,

тем

лучше

его

взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо

учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как

письменная речь формируется на основе устной.

Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и отражает как

общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Считаю,

что прививать любовь к родному языку, к изучению правил правильной речи

нужно с формирования желания постоянно читать. Чем чаще детям мы

читаем, тем выше у них активность в мозге во время прослушивания

историй. И это понятно. Когда ребенок слушает историю, он должен сложить

все детали в своей голове. (Это отличается от просмотра, где все показано на

экране.)

Читайте систематически с детьми вслух лучшие произведения детской

литературы с последующим обсуждением прочитанного. Ребята привыкают к

чтению, слушают охотно, со временем смогут ответить на любые вопросы по

тексту, впоследствии даже сами будут просить прочитать полюбившиеся им

книги.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что

«именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не

то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять,

придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Дорогие родители, активно используйте в совместной деятельности с

вашими детьми развивающие игры. Игры интересны для дошкольников,

эмоционально захватывают их. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не

замечает того, что он учится и сталкивается с затруднениями. Развивающие

игры открывают широкие возможности для развития познавательных

процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи. Но хочу

заметить, что при проведении любой игры нужно помнить: ребёнку должно

быть интересно и комфортно.

Именно развивающие игры являются наиболее доступной формой

обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и

умения, которые необходимо, как мы считаем, ему дать. Развивающие игры

доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит

запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать. В

итоге она помогает развивать умственные способности детей.

Далее предлагается система игр и игровых упражнений, направленных

на активизацию речевого развития детей.

• Игра «Узнай по описанию»

Вы называете признаки предмета, а малыш должен угадать слово. Например,

если вы загадали существительное «апельсин», то называете прилагательные

«круглый», «твёрдый», «полезный», «оранжевый», «кисло-сладкий». Затем

можно поменяться ролями: ребенок будет загадывать вам слова. А если

взрослый намеренно с большим трудом будет отгадывать загадки малыша, то

от этой игры будет не только польза, но и огромное удовольствие.

• Игра «Подбери слово»

Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту, явлению слова,

обозначающие признаки. Например, к слову «зима» он должен подобрать

такие прилагательные, как «холодная», «снежная», «морозная». К

существительному «снег» – прилагательные «белый», «пушистый»,

«чистый», «сверкающий», «лучезарный», «мягкий», «рыхлый», «липкий» …

• Игра «Слова-мячики» (или «Скажи наоборот»)

Взрослый бросает малышу мяч и одновременно произносит слово, допустим,

«тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с

противоположным значением «громкий». Затем игроки меняются ролями.

Теперь уже малыш первым произносит слово, а родитель подбирает к нему

антоним.

• Игра «Кто что умеет делать»

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше

слов-действий. Вы задаете вопрос: «Что умеет делать кошка?». А ребенок

должен ответить, что она мурлыкает, выгибает спину, царапается, прыгает,

спит, играет и т.д.

• Игра «Только весёлые слова»

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть

по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит:

"Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу

до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только

зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые

(например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

• Игра «Поймай слог»

Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.

Взрослый «бросает» ребенку слог, а он должен «превратить» его в слово.

Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.

• Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).

Взрослый говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой

мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами?

(печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» -

это слова – приятели.

Аналогичные задания на следующие словосочетания:

- Чистый воздух (свежий воздух).

- Чистая вода (прозрачная вода).

- Чистая посуда (вымытая посуда).

- Самолёт сел (приземлился).

- Солнце село (зашло).

- Река бежит (течёт, струится).

- Мальчик бежит (мчится, несётся).

- Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный),

очень маленький (малюсенький).



В раздел образования