Автор: Морозова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №177
Населённый пункт: Г. Оренбург
Наименование материала: Конспект ОД
Тема: Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну «АБВГДейка»
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте в
подготовительной группе «Путешествие в страну
«АБВГДейка»
Выполнила:
Воспитатель высшей
категории
Морозова Татьяна Владимировна
Задачи:
образовательные
учить составлять схему предложения;
учить составлять предложение по схеме;
закреплять умение детей составлять предложения из заданных слов;
закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков;
развивающие
развивать фонематический слух;
развивать умение детей делать звуковой анализ слов;
развивать умение составлять слова из разрезной азбуки;
воспитательные
воспитывать любовь к чтению и грамматике,
чувство товарищества, желание прийти на помощь другим.
Предварительная работа: Дидактические игры «Разгадай слово», «Назови
парный звук». Составление предложений из заданных слов. Составление
схем составленных предложений, звуковой анализ слов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте
поздороваемся.
(звук - вам сообщение)
Письмо
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Грамотейка. Мой давний
знакомый Буратино рассказал мне, какую неоценимую помощь вы оказали
ему, выполнив задания. Теперь и мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в
моей волшебной стране АБВГДейка недавно побывала вредная злодейка –
Опечатка.
Она
просто
обожает
безграмотность,
ошибки
и
всякую
неразбериху! Сначала она перемешала все буквы в алфавите, потом слова в
предложениях. На прощанье Опечатка рассмеялась и весело сказала, что
теперь никто и никогда из моих жителей не сможет ни читать, ни писать. А
самое главное, она сказала, что очень скоро и все дети разучатся это делать.
Дорогие ребята! Мне известно, что вы уже знакомы с грамотой. Помогите
нам, пожалуйста! Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость.
Ваш друг Грамотейка»
- Ребята, что будем делать? У вас есть желание помочь!
-вы знаете, что в волшебную страну можно попасть, только разгадав пароль?
Задание №1
Цель: закрепить знания детей о русском алфавите, о гласных и согласных
звуках.
Дети встают в круг, поочередно отвечают на вопросы воспитателя:
1.
Какие буквы есть в русском алфавите? (гласные и согласные)
2.
Каким цветом в алфавите написаны гласные буквы? (красным)
3.
Каким цветом написаны в алфавите согласные буквы? (синим)
4.
Как, с какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы)
5.
Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)
6.
Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)
7.
Назови самый короткий звук. (Й)
8.
Какие звуки самые длинные, протяжные, певучие? (Гласные)
9.
Что такое буква? ( это то, что мы видим и пишем)
10.Что такое звук? (то, что мы произносим голосом)
11.Ребята, скажите, как обозначаем звук на письме? ( буквой)
- Буква – это графический знак, обозначающий звуки на письме.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и оказались в стране Пиши-Читай. А
вот и первое задание.
(дети сидят на коврике)
Ребята, как вы знаете, русский алфавит состоит из 33 букв, а буквы, в свою
очередь, делятся на звуки.
Задание №2. Работа с алфавитом у мольберта
Цель: закрепить знания детей о гласных звуках, о согласных буквах и звуках.
Ход задания:
- Ребята, Опечатка смешала и перепутала весь алфавит.
-Нам нужно найти и назвать гласные буквы. (Катя показывай и называй)
- Артур, назови согласные буквы.
-Сколько их всего гласных букв? (10).
- давайте все вместе назовем гласные звуки.
- Есть ли среди них особенные, которые при произношении имеют два
звука? Назовите.
Дети: Буквы Е, Ё, Ю, Я.
- Эти гласные буквы при произношении имеют два звука, один из которых
мягкий согласный звук «Й».
Физкультминутка(песня АБВГДейка)
(по показу воспитателя)
- Воспитатель: Молодцы, ребята!
- для выполнения следующего задания нам необходимо сесть за столы,
присаживайтесь на свои места.
Задание № 3. Работа за столами
- Следующее задание: Определить позицию звука в слове.
- у вас есть карточки, это слово. На карточках есть синий и красный
квадраты, расположенные в разных местах.
-Давайте вспомним: что обозначает цвет квадратов (синий – согласный звук,
красный – гласный); что обозначает место, где расположен квадрат – место
звука в слове ( в начале, в середине, в конце)
- смотрим на доску (картинка СТУЛ – буква Л, дети выбирают нужную
полоску, и др.)
- Вывод: что мы делали в этой игре? (мы определяли место гласного и
согласного звука в словах)
Задание №4. Работа за столами
- а сейчас послушайте загадку и ее отгадку вам нужно выложить из букв
азбуки. Вслух отгадку пока не произносим, выкладываем у себя за столами.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром.
- кто догадался, что за царица все покрыла серебром, выкладывает отгадку из
букв на столе.
- молодцы, это зима.
- давайте попробуем разобрать это слово: сколько букв в слове зима (4);
сколько согласных звуков в этом слове? Назовите их; Сколько гласных в
слове? Назовите;
- давайте охарактеризуем каждый звук.
З – согласный, звонкий, мягкий
И – гласный
М – согласный, звонкий, твердый
А – гласный
- сколько слогов в слове?
- назовите первый слог
- назовите второй слог
- какой слог ударный?
- а кто был самый внимательный и может назвать, что за белые скакуны в
тройке (зимние месяцы)
Физкультминутка «Танец сидя»
- следующее задание№5.
Нужно придумать предложение из 3 слов и
составить к нему схему. Придумать предложение по схеме.
Цель: закреплять умение детей составлять предложения из заданных
слов;
учить составлять схему предложения; учить составлять предложение по
схеме.
Дети
проговаривают
слова
в
нужной
последовательности,
чтобы
получилось предложение.
Предложения:
1.
КОНФЕТЫ, КУПИТЬ, МАМА - Мама купила конфеты.
2.
СОСИСКИ, СЪЕСТЬ, КОШКА - Кошка съела сосиски.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь составим схему предложения.
(схема на доске)
Воспитатель: мы знаем, что первое слово в предложении пишется с
большой буквой?
- в нашем предложении 3 слова, а может в предложении быть 4 или 5
слов? (да)
- а какие слова пишутся тоже с большой буквы (названия городов, имена
и фамилии людей)
- давайте попробуем придумать предложение по схеме.
- Смотрим на доску. Сколько слов в предложении должно быть? (4)
- придумываем предложение из 4 слов (МАМА КУПИЛА ВКУСНЫЕ
КОФЕТЫ. НОЧЬЮ ВСЕ ЛЮДИ СПЯТ.)
- вывод: что сейчас мы с вами делали? (составляли предложение из слов,
составляли схему, придумывали предложение по схеме)
- Ребята, Опечатка зашифровала имена, названия предметов в стране
АБВГДейка. Мы должны назвать первые буквы, с которых начинаются
названия предметов на этих картинках.
- Если все сделаете правильно, то узнаете пароль и сможем вернуться в
детский сад.
6. Игра «Заколдованные картинки»
Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист
цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с
картинками.
-
Посмотрите, здесь «заколдованы» картинки. Давайте попробуем их
«расколдовать».
Вышли на полянку,
Сели все в кружок.
Угадай картинку, милый мой дружок!
- Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Подуйте на так,
чтобы картинка открылась. (следить, чтобы дети не надували щеки).
- а теперь с каково звука начитается ваше слово такую букву, и кладем на
стол. Конверты у нас все под номерами. Значит, нам нужно друг за другом
выполнить задание. Начинаем с конверта под №1
Получилась фраза-пароль: СПАСИБО, РЕБЯТА.
- Вот и закончилось наше путешествие.
Итог занятия. Рефлексия
- В какие игры мы играли?
- В какие из этих игр хотели бы еще поиграть?
- вам было легко справляться со всеми заданиями?