Автор: Даниленко Светлана Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ясли-сад № 472
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: " Схемы и модели в ознакомлении с устным народным творчеством"
Раздел: дошкольное образование
«Схемы и модели в ознакомлении с устным народным творчеством»
Художественная
литература
и
устное
народное
творчество
сопровождает человека с первых лет его жизни. Книга, прочитанная в
детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом
возрасте.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои
потенциальные возможности для формирования высших нравственных
чувств, воспитываемых через детскую литературу. Детская литература все
увереннее занимает достойное место в деле всестороннего развития
дошкольников.
Большое значение в ознакомлении с русским народным творчеством и
творчеством детских писателей имеет метод наглядного моделирования.
Использование
в
работе
схем
и
моделей
подсказывается
также
и
особенностями наглядно-образного мышления дошкольников.
Из
множества
видов
дидактического
материала
я
использую
мнемоквадраты,
которые служат не
только для
запоминания,
но и
формируют сенсорные эталоны.
Затем последовательно перешла к мнемодорожкам и к поэтапному
кодированию
сочетаний
слов,
запоминанию
и
воспроизведению
предложений по условным символам - мнемотаблицам. Количество ячеек в
таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
Художественные произведения и устное народное творчество —
прекрасный материал для развития речи. Организуя работу с детьми,
тщательно продумываю упражнения, специальные и творческие задания с
использованием схем художественных произведений, пословиц и поговорок.
Например, использую дидактические игры «Узнай произведение по
рисунку», «Кто отгадает?»,
«Соедини начало и окончание», «Собери
пословицу», «Кто знает, пусть продолжает» и другие. В таких играх и
упражнениях дети учатся понимать прямое и переносное значения слов,
иносказательное
содержание
пословиц
и
поговорок,
самостоятельно
пересказывать тексты художественных произведений и читать наизусть
стихотворения. Также совершенствуется умение рассуждать, объяснять,
доказывать.
Большое внимание уделяю и формированию творческих способностей
детей. Можно придумывать творческие задания к определённым текстам,
пофантазировать и нарисовать какие-либо иллюстрации к прочитанному.
Например,
игре
«Моделирование
сказок»
дети
самостоятельно
продумывают
и
составляют
модель,
учатся
работать
в
группе,
прислушиваться к мнениям друг друга.
Все задания стараюсь давать в привлекательной форме, используя
игровые, соревновательные и другие мотивационные установки.
Таким образом у детей воспитывается способность наслаждаться
художественным словом, закладывается основа для оформления любви к
родному языку, к его точности и выразительности, меткости и образности.
Приобщая детей к восприятию художественной литературы через
использование схем и моделей, мы развиваем нравственные качества
личности, образное мышление, обогащаем речь, используя разнообразные
приемы, которые позволяют сделать эту работу интересной и наиболее
эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребенка.
Даниленко С.В.
Воспитатель МАДОУ № 472 «Тигренок»
г. Новосибирск