Напоминание

" Схемы и модели в ознакомлении с устным народным творчеством"


Автор: Даниленко Светлана Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ясли-сад № 472
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: " Схемы и модели в ознакомлении с устным народным творчеством"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Схемы и модели в ознакомлении с устным народным творчеством»

Художественная

литература

и

устное

народное

творчество

сопровождает человека с первых лет его жизни. Книга, прочитанная в

детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом

возрасте.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои

потенциальные возможности для формирования высших нравственных

чувств, воспитываемых через детскую литературу. Детская литература все

увереннее занимает достойное место в деле всестороннего развития

дошкольников.

Большое значение в ознакомлении с русским народным творчеством и

творчеством детских писателей имеет метод наглядного моделирования.

Использование

в

работе

схем

и

моделей

подсказывается

также

и

особенностями наглядно-образного мышления дошкольников.

Из

множества

видов

дидактического

материала

я

использую

мнемоквадраты,

которые служат не

только для

запоминания,

но и

формируют сенсорные эталоны.

Затем последовательно перешла к мнемодорожкам и к поэтапному

кодированию

сочетаний

слов,

запоминанию

и

воспроизведению

предложений по условным символам - мнемотаблицам. Количество ячеек в

таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Художественные произведения и устное народное творчество —

прекрасный материал для развития речи. Организуя работу с детьми,

тщательно продумываю упражнения, специальные и творческие задания с

использованием схем художественных произведений, пословиц и поговорок.

Например, использую дидактические игры «Узнай произведение по

рисунку», «Кто отгадает?»,

«Соедини начало и окончание», «Собери

пословицу», «Кто знает, пусть продолжает» и другие. В таких играх и

упражнениях дети учатся понимать прямое и переносное значения слов,

иносказательное

содержание

пословиц

и

поговорок,

самостоятельно

пересказывать тексты художественных произведений и читать наизусть

стихотворения. Также совершенствуется умение рассуждать, объяснять,

доказывать.

Большое внимание уделяю и формированию творческих способностей

детей. Можно придумывать творческие задания к определённым текстам,

пофантазировать и нарисовать какие-либо иллюстрации к прочитанному.

Например,

игре

«Моделирование

сказок»

дети

самостоятельно

продумывают

и

составляют

модель,

учатся

работать

в

группе,

прислушиваться к мнениям друг друга.

Все задания стараюсь давать в привлекательной форме, используя

игровые, соревновательные и другие мотивационные установки.

Таким образом у детей воспитывается способность наслаждаться

художественным словом, закладывается основа для оформления любви к

родному языку, к его точности и выразительности, меткости и образности.

Приобщая детей к восприятию художественной литературы через

использование схем и моделей, мы развиваем нравственные качества

личности, образное мышление, обогащаем речь, используя разнообразные

приемы, которые позволяют сделать эту работу интересной и наиболее

эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребенка.

Даниленко С.В.

Воспитатель МАДОУ № 472 «Тигренок»

г. Новосибирск



В раздел образования