Автор: Авдеева Галия Мухамедгалиевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ "Волшебница"
Населённый пункт: г. Лабытнанги
Наименование материала: мастер-класс для родителей
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»
Раздел: дошкольное образование
Мастер - класс для родителей:
«Здоровьесберегающие технологии в работе с
детьми».
Цель: Распространение педагогического опыта по
применению здоровьесберегающих технологий в работе с
детьми дошкольного возраста.
Задачи:
раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;
поделиться личным опытом работы по сохранению
здоровья детей.
Ход мастер – класса:
Психологический настрой «Все в твоих руках». Прием «Яркое пятно».
-Прежде чем мы начнем наш мастер-класс, прошу вас послушать одну притчу.
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец
знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая
бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее
умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих
руках».
Каждому из нас, стоящих у истоков детства, необходимо четко понимать, что
наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как
мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.
Пришло время новых технологий, назначение которых - объединить педагогов,
психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение,
укрепление здоровья. Эти технологии получили название
«здоровьесберегающие». Что же такое «здоровьесберегающие технологии»?
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь
и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на
сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-
оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые
осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и
родителей, ребёнка и медицинского работника.
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий:
- обеспечить ребёнку возможность не только сохранения здоровья, но и его
укрепления;
- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому
образу жизни;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных
видах деятельности дошкольников и подразделяются на:
1. технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2. технологии обучения ЗОЖ;
3. коррекционные технологии.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у
ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
1. Физкультурные занятия - это организованная форма обучения. Проводятся 2
раза в неделю в группе и один раз на прогулке.
2. Утренняя гимнастика - это важный элемент двигательного режима, средство
для поднятия эмоционального тонуса детей.
3. Подвижные и спортивные игры - это игры с правилами, где используются
естественные движения и достижение цели не требует высоких физических
напряжений.
4. Пальчиковая гимнастика - это тренировка тонких движений пальцев и кисти
рук.
5. Артикуляционная гимнастика - это упражнения для формирования
правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка,
челюсти.
6. Гимнастика для глаз - это упражнения для снятия глазного напряжения.
7. Физкультминутки - это динамические паузы для профилактики переутомления
на занятиях интеллектуального цикла.
8. Бодрящая гимнастика - это переход от сна к бодрствованию через движения.
9. Коррегирующая гимнастика - это система индивидуальных заданий,
направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц.
10. Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами.
11. Физкультурные прогулки.
12. Физкультурные досуги
13. Спортивные праздники
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы проводятся во время занятий в течение 2-5 минут, по мере
утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для
глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного
занятия, а также на прогулке, а в групповой комнате проводятся игры малой и
средней степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом
детей, местом и временем её проведения. («Прятки».
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность
положительных и отрицательных эмоций. Наша задача состоит не в том, чтобы
подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои
эмоции (Упражнение «Любопытная Варвара»)
Пальчиковая гимнастика – Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей
ежедневно.
Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата. Чем
раньше дыхательные упражнения включаются в методику занятий, тем больше их
эффект. Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех
тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в
целом.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её
комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на
коррекцию плоскостопия (хождение по корригирующим дорожкам, воспитания
правильной осанки, обширное умывание.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным
сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом
формируются ритмические умения и навыки, появляется заряд положительными
эмоциями на весь предстоящий день.
Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 мин. в соответствии
программой, по которой работает ДО. Они направлены на обучение двигательным
умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и
способствуют повышению иммунитета.
Серия занятий «Азбука здоровья». Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза – орган
зрения», «Мыло и вода – наши лучшие друзья», «Для чего нужен носик», «Королева
зубная щётка», «Где спрятаны витамины», «Вредная еда», «Витаминки для
Маринки», «Зачем человеку солнце», «Мой весёлый звонкий мяч» и т. д.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком.
«Путешествие по телу», «Дождик».
Коррекционные технологии
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений,
направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы,
подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом
процессе. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми ежедневно.
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным
психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы
(успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает
различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до
беспокойства, подавленности или агрессии).
Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей
работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое
рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми.