Автор: Абидокова Марина Огурлиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД "ЗВЕЗДОЧКА" А.ЗЕЮКО"
Населённый пункт: КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА, ХАБЕЗСКИЙ РАЙОН, А.ЗЕЮКО
Наименование материала: ДОКЛАД
Тема: АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
Адаптация детей раннего возраста
Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать ребёнка или не
отдавать
–
рано
или
поздно
возникает
в
каждой
семье.
Актуальность
проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости
родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и своё личное
мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
Принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым
личным опытом. Тем не менее, посещение детского сада имеет свои плюсы и
минусы, определённые не с точки зрения конкретных мамы и папы, а сточки
зрения науки, точнее, наук – педагогики, медицины, психологии, социологии.
С точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как
фактор
положительный,
абсолютно
необходимый
для
полноценного
воспитания.
И
с
этим
нельзя
не
согласиться,
потому
что
человек
с
незапамятных
времён
–
существо
коллективное.
Искусство
общения
с
другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека.
Этому, несомненно, стоит учиться с детства – никакая семья, никакие няньки
– гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить
детский сад.
Детский
сад
–
это
новое
окружение,
новая обстановка,
н о в ы е
люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую
для него среду и болезненное привыкание к её условиям.
Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает сейчас умы
научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольной
организации нужно рассматривать как процесс или приспособление функций
организма ребёнка к условиям существования в группе.
Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении,
переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают
ориентировочные реакции (можно, нельзя, напряжённое состояние, ребёнок
попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.
е.
скопление
неизвестных
воздействий,
что
вызывает
у
него
страх,
отрицательные
эмоции.
А
сочетание
отрицательных
симптомов
рассматривается в медицине как заболевание. Это состояние было описано
ещё
в
1848
году
как
болезнь «тоска
по
дому» -
так
называли
тогда адаптацию.
Именно
в
том,
как
организм
ребёнка
выдержит
п р и с п о с о б л е н и е
к
о к р у ж а ю щ е й
с р е д е ,
и
з а к л ю ч а е т с я
значение адаптации для
его
дальнейшего
здоровья
и
самочувствия
в
новых условиях.
Многочисленные
исследования
отечественных
и
зарубежных
педагогов
и
психологов убедительно доказали, что привыкание ребёнка к новым для
него у с л о в и я м д о ш ко л ь н о г о
у ч р е ж д е н и я ,
т а к
н а з ы в а е м ы й
период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли
подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.
И
педагоги,
и
родители
должны
понимать,
насколько
ответственен
момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные
последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.
Основной ценностью нового нормативного документа ФГОС ДО стала его
ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе
социализации и индивидуализации дошкольников.
Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление
всех
компонентов
здоровья
каждого малыша:
физического,
нервно-
п с и х и ч е с ко г о
и
с о ц и а л ь н о - п с и хо л о г и ч е с ко г о .
Э т а
з а д а ч а
в условиях современного
детского
сада
является
приоритетной,
особенно
в адаптационный
период,
когда
ребёнок
находится
в
со стоянии
психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье
превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в
стенах
детского
сада
для
вновь
пришедших детей
особой
атмосферы,
основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого
малыша.
Положения федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного
образования акцент
делают
на
создании
наиболее
благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое
внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.
При проведении любого процесса в группах раннего возраста, главная роль
принадлежит непосредственно взрослому. Педагогические меры и методы
воспитания
очень разнообразны и
т о л ь к о
з н а к о м с т в о
с о
в с е м
этим разнообразием может
спасти
во спит ателя
от
той
у п р я м о й
односторонности,
которая,
к
несчастью,
слишком
часто
встречается
в
педагогах – практиках. Только при правильных воспитательных подходах и
воздействиях
можно
сформировать
организованное
поведение
малышей,
обучить их соответствующим умениям и воспитать у них навыки и правила
поведения.
Для облегчения адаптационного периода у детей раннего возраста наряду
с
педагогическими
технологиями
(игры
–
развлечения,
музыкотерапия,
акваметод, сказкотерапия, арт - терапия, песочная терапия, пальчиковые игры,
в работе с детьми активно использую технологию педагогического игрового
воздействия
-
синтез
поэтического
слова
и
движения,
где
текст
–
это,
рифмованная
подсказка
к
заданным
движениям,
действиям.
Движение
–
основа
восприятия
и
переработки
информации
об
окружающем
мире.
Именно
в
процессе
движения,
сопровождаемого
словами,
песенками,
прибаутками,
решаются
задачи
развития
и
воспитания детей
раннего
возраста. Например: «Сигналом» к действию идти мыть руки могут служить
такие стихотворные строчки:
На плите сварилась каша
Где большая ложка наша?
Надо нам перед едой
Ручки вымыть бы с водой
После того как вымыли руки:
Наши детки – крошки
Вымыли ладошки,
Полотенышко берём,
Ручки насухо протрём.
Ручки чистые, сухие,
Посмотрите, вот какие!
А
ч т о б ы
п р и в л е ч ь
р е б ё н к а
к
у б о р к е
и г р у ш е к
служат «сигналом» нехитрые стишки:
А теперь за дело дружно,
Убирать игрушки (конструктор) нужно!
Мигом мы взялись за дело –
И работа закипела!
Пример игрового упражнения «Поиграй со мною в мяч».
Цель: закреплять умение отталкивать мяч двумя руками.
Ход
игры.
Ребёнок
сидит
на
корточках,
взрослый
катит
ему
мяч, приговаривая:
«Ты поймай весёлый мяч,
Мне верни его не прячь».
С
помощью
стихотворного
ритма
совершенствуется
произношение,
происходит постановка
правильного
дыхания,
от р а б ат ы ва е т с я
определённый
темп
речи,
развивается
речевой
слух.
Стихотворный
ритм
т е кс т а
л е г ко
л ож и т с я
н а
с л у х
м а л е н ь ко го
р е б ё н к а
и
б е з
специальных установок
настраивает
на
игру,
или
действие.
Это
даёт
возможность
педагогу обращаться к
эмоциональной
сфере детей,
вводить
элементы занимательности и без лишней назидательности успешно решать
вопросы воспитания и развития детей раннего возраста.
Таким образом, условия успешной адаптации:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Работа с родителями, которую желательно начать ещё до поступления
ребёнка в детский сад.
Необходимое условие
успешной
адаптации –
согласованность
действий
родителей
и
воспитателей,
сближение
подходов
к
индивидуальным
особенностям ребёнка в семье и в детском саду.
3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности,
направленной
на
формирование
эмоциональных
контактов «ребёнок
–
взрослый» и «ребёнок
–
ребёнок» и
обязательно
включающий
игры
и
упражнения.
Привыкание
ребенка
к
детскому
саду
максимально
безболезненно,
при
использовании
комплексного
подхода
к
решению
проблем адаптации
каждого малыша.