Напоминание

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА


Автор: Абидокова Марина Огурлиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД "ЗВЕЗДОЧКА" А.ЗЕЮКО"
Населённый пункт: КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА, ХАБЕЗСКИЙ РАЙОН, А.ЗЕЮКО
Наименование материала: ДОКЛАД
Тема: АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптация детей раннего возраста

Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать ребёнка или не

отдавать

рано

или

поздно

возникает

в

каждой

семье.

Актуальность

проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости

родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и своё личное

мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым

личным опытом. Тем не менее, посещение детского сада имеет свои плюсы и

минусы, определённые не с точки зрения конкретных мамы и папы, а сточки

зрения науки, точнее, наук – педагогики, медицины, психологии, социологии.

С точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как

фактор

положительный,

абсолютно

необходимый

для

полноценного

воспитания.

И

с

этим

нельзя

не

согласиться,

потому

что

человек

с

незапамятных

времён

существо

коллективное.

Искусство

общения

с

другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека.

Этому, несомненно, стоит учиться с детства – никакая семья, никакие няньки

– гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить

детский сад.

Детский

сад

это

новое

окружение,

новая обстановка,

н о в ы е

люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую

для него среду и болезненное привыкание к её условиям.

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает сейчас умы

научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольной

организации нужно рассматривать как процесс или приспособление функций

организма ребёнка к условиям существования в группе.

Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении,

переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают

ориентировочные реакции (можно, нельзя, напряжённое состояние, ребёнок

попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.

е.

скопление

неизвестных

воздействий,

что

вызывает

у

него

страх,

отрицательные

эмоции.

А

сочетание

отрицательных

симптомов

рассматривается в медицине как заболевание. Это состояние было описано

ещё

в

1848

году

как

болезнь «тоска

по

дому» -

так

называли

тогда адаптацию.

Именно

в

том,

как

организм

ребёнка

выдержит

п р и с п о с о б л е н и е

к

о к р у ж а ю щ е й

с р е д е ,

и

з а к л ю ч а е т с я

значение адаптации для

его

дальнейшего

здоровья

и

самочувствия

в

новых условиях.

Многочисленные

исследования

отечественных

и

зарубежных

педагогов

и

психологов убедительно доказали, что привыкание ребёнка к новым для

него у с л о в и я м д о ш ко л ь н о г о

у ч р е ж д е н и я ,

т а к

н а з ы в а е м ы й

период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли

подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

И

педагоги,

и

родители

должны

понимать,

насколько

ответственен

момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные

последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Основной ценностью нового нормативного документа ФГОС ДО стала его

ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе

социализации и индивидуализации дошкольников.

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление

всех

компонентов

здоровья

каждого малыша:

физического,

нервно-

п с и х и ч е с ко г о

и

с о ц и а л ь н о - п с и хо л о г и ч е с ко г о .

Э т а

з а д а ч а

в условиях современного

детского

сада

является

приоритетной,

особенно

в адаптационный

период,

когда

ребёнок

находится

в

со стоянии

психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье

превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в

стенах

детского

сада

для

вновь

пришедших детей

особой

атмосферы,

основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого

малыша.

Положения федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного

образования акцент

делают

на

создании

наиболее

благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое

внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

При проведении любого процесса в группах раннего возраста, главная роль

принадлежит непосредственно взрослому. Педагогические меры и методы

воспитания

очень разнообразны и

т о л ь к о

з н а к о м с т в о

с о

в с е м

этим разнообразием может

спасти

во спит ателя

от

той

у п р я м о й

односторонности,

которая,

к

несчастью,

слишком

часто

встречается

в

педагогах – практиках. Только при правильных воспитательных подходах и

воздействиях

можно

сформировать

организованное

поведение

малышей,

обучить их соответствующим умениям и воспитать у них навыки и правила

поведения.

Для облегчения адаптационного периода у детей раннего возраста наряду

с

педагогическими

технологиями

(игры

развлечения,

музыкотерапия,

акваметод, сказкотерапия, арт - терапия, песочная терапия, пальчиковые игры,

в работе с детьми активно использую технологию педагогического игрового

воздействия

-

синтез

поэтического

слова

и

движения,

где

текст

это,

рифмованная

подсказка

к

заданным

движениям,

действиям.

Движение

основа

восприятия

и

переработки

информации

об

окружающем

мире.

Именно

в

процессе

движения,

сопровождаемого

словами,

песенками,

прибаутками,

решаются

задачи

развития

и

воспитания детей

раннего

возраста. Например: «Сигналом» к действию идти мыть руки могут служить

такие стихотворные строчки:

На плите сварилась каша

Где большая ложка наша?

Надо нам перед едой

Ручки вымыть бы с водой

После того как вымыли руки:

Наши детки – крошки

Вымыли ладошки,

Полотенышко берём,

Ручки насухо протрём.

Ручки чистые, сухие,

Посмотрите, вот какие!

А

ч т о б ы

п р и в л е ч ь

р е б ё н к а

к

у б о р к е

и г р у ш е к

служат «сигналом» нехитрые стишки:

А теперь за дело дружно,

Убирать игрушки (конструктор) нужно!

Мигом мы взялись за дело –

И работа закипела!

Пример игрового упражнения «Поиграй со мною в мяч».

Цель: закреплять умение отталкивать мяч двумя руками.

Ход

игры.

Ребёнок

сидит

на

корточках,

взрослый

катит

ему

мяч, приговаривая:

«Ты поймай весёлый мяч,

Мне верни его не прячь».

С

помощью

стихотворного

ритма

совершенствуется

произношение,

происходит постановка

правильного

дыхания,

от р а б ат ы ва е т с я

определённый

темп

речи,

развивается

речевой

слух.

Стихотворный

ритм

т е кс т а

л е г ко

л ож и т с я

н а

с л у х

м а л е н ь ко го

р е б ё н к а

и

б е з

специальных установок

настраивает

на

игру,

или

действие.

Это

даёт

возможность

педагогу обращаться к

эмоциональной

сфере детей,

вводить

элементы занимательности и без лишней назидательности успешно решать

вопросы воспитания и развития детей раннего возраста.

Таким образом, условия успешной адаптации:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

2. Работа с родителями, которую желательно начать ещё до поступления

ребёнка в детский сад.

Необходимое условие

успешной

адаптации

согласованность

действий

родителей

и

воспитателей,

сближение

подходов

к

индивидуальным

особенностям ребёнка в семье и в детском саду.

3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности,

направленной

на

формирование

эмоциональных

контактов «ребёнок

взрослый» и «ребёнок

ребёнок» и

обязательно

включающий

игры

и

упражнения.

Привыкание

ребенка

к

детскому

саду

максимально

безболезненно,

при

использовании

комплексного

подхода

к

решению

проблем адаптации

каждого малыша.



В раздел образования