Автор: Гилемханова Рафиса Нурулловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Верхнешицинский детский сад "Ак каен"
Населённый пункт: РТ, Сабинский муниципальный район, дер. Верхние Шитцы
Наименование материала: Проект
Тема: Лес - наше богатство
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Верхнешицинский детский сад "Ак каен"
Сабинского муниципального района Республики Татарстан.
Проектная работа:
«Лес - наше богатство»
(для подготовительной группы).
Выполнила: Гилемханова Р.Н.
(воспитатель)
У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа — леса!
Вид проекта: долгосрочный (сентябрь-май)
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники: воспитатель, дети, родители
Предварительная работа: чтение художественной литературы о лесе,
рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание
стихотворений.
Актуальность проекта: Самая актуальная проблема нашего времени –
проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают
лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало,
кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что
вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей
в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная
позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую
очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том,
что из-за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось
число лесных пожаров. Современные дети мало общаются с природой, редко
бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не
говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно
беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие
нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту,
нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с
раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность
управлять своим поведением на природе. С этой целью мы разработали
экологический проект «Лес – наше богатство», который позволит
расширить и углубить представления детей и их родителей о зелёных
друзьях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся
соблюдать правила поведения на природе. Выявленные проблемы позволили
определить цель и поставить задачи.
Цель: формирование у детей культуры поведения, направленное на
сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его
значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.
Задачи:
1.
Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические
представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию
того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание
последствий экологически неграмотного поведения (разведение
костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с
правилами поведения на природе.
2.
Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе
наблюдений за деревьями и обитателями леса, развивать поисковую
деятельность детей, способность к определению задач на основе
поставленной проблемы.
3.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать
красоту растительного мира природы, бережное отношение к
растительности леса, к его лесным жителям.
Методы обеспечения:
Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;
Беседы;
Опытно-экспериментальная деятельность;
Игровая деятельность;
Практическая (продуктивная) деятельность.
Этапы осуществления проекта:
1.
Подготовительный этап:
Обсудить вопросы, связанные с проектной деятельностью:
- Какие деревья ты знаешь?
- Какое значение они имеют в жизни человека и животных?
- Как правильно использовать лес?
- Какие меры по охране леса вам известны?
Чтобы найти ответы на эти вопросы:
- определили цель и задачи проекта,
- разработали план мероприятий.
-Подобрать художественную литературу для детей по теме;
-Подобрать дидактический и наглядный материал;
2.Основной этап:
Теоретическая часть: составление плана мероприятий, разработка
сценариев, конспектов НОД, бесед и мероприятий.
Практическая часть:
Беседы по теме;
НОД по теме;
Выпуск газеты для родителей о видах кормушек и видах корма для
птиц;
Оформление плаката «Войди в лес другом»;
Оформление выставок семейного творчества;
Изготовление и оформление мини-музея «Лес»;
Проведение акции «Вырасти зеленого друга»;
Участие в конкурсах ДОУ.
Связь с другими видами деятельности:
Игровая
Продуктивная
Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
Физическое развитие (физминутки, подвижные игры)
Домашние задания:
Выставка семейного творчества
"Мастерская природы"
Подготовка материала для фотовыставки;
Экскурсии в парк;
Изготовление кормушек вместе с родителями.
Заключительный этап:
Презентация проекта
Проведение развлечения «Лес – наш друг»;
Оформление мини-музея в группе «Лес».
Реализация проекта:
1.
Создание условий для выполнения проекта.
2.
Составление плана мероприятий.
3.
Наблюдения на прогулках.
4.
Познавательные беседы и проведение НОД.
5.
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд)
6.
Опытно-экспериментальная деятельность
7.
Взаимодействие с родителями (изготовление кормушек, участие в
акции «Подкормите птиц зимой», «Вырасти зеленого друга» участие в
выставках семейного творчества и др.)
8.
Проведение развлечения «Лес – наш друг»
Ожидаемые результаты:
Наблюдая за явлениями и объектами окружающей природы, у детей
формируется эмоциональное восприятие к миру природы. Мир природы
станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Реализация проекта
поможет сформировать в сознании детей понятия ценностей, а также основ
охраны природы (леса); повысить уровень знаний по охране окружающей
среды;
Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами,
научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои
впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную,
игровую), контролировать свои поступки, поведение при общении с
природой, чтобы не причинить ей вреда.
План мероприятий на сентябрь - май
Сроки
проведения
Мероприятия
Сентябрь
1.Беседа «Что такое лес». Правила поведения в лесу.
Экологические знаки.
2. НОД «Что растет в лесу» .
3.Художественное творчество «По грибы мы в лес
пойдем»
4. Чтение рассказа М.Пришвина «Листопад». Наблюдение
за листопадом. Сбор осенних листьев для поделок.
5.Акция «Вырасти зеленого друга». Посадка саженцев
кустарников и деревьев.
Октябрь
1. НОД "Птицы родного края".
2. Беседа «Зачем деревья сбрасывают листья» Чтение
рассказа О.Скоролуповой «Как деревья наряд меняли»
3. Д/И по теме проекта: «Узнаю деревце»
«Сравни», «Какой лист? », «С какого дерева лист? »
4.Художественное творчество «Осенний лес»
(коллективное панно)
Ноябрь
1.НОД «Кто живет в лесу» (Животные)
2. ОЭД «Почему листья желтеют»
3. Изготовление д/игры «Что было бы, если из леса
исчезли… »
4. Создание мини-музея леса в группе с хозяином –
Старичком Лесовичком.
Декабрь
1.НОД «Кто живет в лесу». Развешивание кормушек на
территории ДОУ, подкормка птиц.
2. Беседа «Жизнь в лесу зимой»
3.Выставка рисунков «Околдован невидимкой дремлет лес
под сказку сна…»
4.Викторина «Загадки Лесовичка»
Январь
1. НОД «Этажи леса»
2.Беседа «Какую пользу приносят деревья» Изготовление
схемы-пособия.
3. НОД «Санитары леса» (муравьи, дятел, волк)
4. Художественное творчество «Белая береза» (граттаж,
рисование ластиком)
Февраль
1.НОД «Хвойный лес». Рассматривание шишек, хвои.
2.Познавательная беседа «Знакомство с Красной Книгой»
Деревья и растения из Красной Книги России.
3. Просмотр презентации «Тропический лес», «Деревья –
рекордсмены».
4.Художественное творчество «Наши поделки»
Март
1.НОД «Весна в лесу»
2.Наблюдения за срезанными ветками березы, тополя.
Зарисовки.
3. Чтение художественной литературы Г.Скребицкий
«Березовый сок», М.Пришвин «Цветут березки. Как нужно
собирать березовый сок, чтобы не навредить природе.
4. Творческое задание Придумать рассказ «О чем бы могла
рассказать сорока, которую мы встретили»
Апрель
1. НОД «Лес – легкие планеты»
2. Беседа о правилах поведения «Берегите лес»
3.Решение проблемных ситуаций «Что было бы если…»
(вырубили лес, исчезли хищники, насекомые и т. д.) Как
можно защитить лес.
4.Обобщающая беседа «Путешествие в лес»
5.Выставка семейного творчества
"Мастерская природы"
Май
1. Наблюдение за цветущими кустарниками и деревьями
2.Чтение рассказа М.Пришвина «Разговор деревьев».
Рисование «Черемуха душистая»
3. Художественное творчество «Сирень» (рисование
поролоном)
4. Презентация проекта и мини-музея «Лес – наше
богатство»
Развлечение «Лес – наш друг»
Список литературы:
- Николаева С.Н. «Юный эколог»,
-Рыжова Н.А. «Наш дом - природа»,
- Детский экологический центр. М.: 1996. Горькова Л.Г, А.В.Кочергина,
Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию
дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
-
В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с
растениями. – М.: Просвещение, 1981.
- Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.
-Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред.
С.Н/
-
А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных
учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.
Выводы:Дети:
имеют элементарные представления о лесе, его обитателях.
Расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как одном из
условий существования жизни на Земле; знают правила поведения в
природе; сформировано понимание последствий экологически неграмотного
поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).
Проявляет познавательный интерес и любознательность в процессе
наблюдений за деревьями и обитателями леса, желание больше узнать об
особенностях своего края, леса. Развита связная речь, обогащен словарь
детей. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту
родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.
Сформирована у детей культура поведения, направленная на сохранение
природных ресурсов и расширены представлений о лесе, его значении для
жизни всего живого через различные виды деятельности.