Автор: Ситникова Надежда Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Школа № 40
Населённый пункт: г Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Современная школа и профориентация"
Раздел: полное образование
Современная школа и профориентация
Сегодня в мире огромное разнообразие различных профессий. Некоторые из них
являются древнейшими, какие-то появились совсем недавно. Ответ на очень важный
вопрос «Кем быть?» оказывает серьезное влияние на жизнь человека. Выпускникам школ
сложно ориентироваться в мире профессий. Каждый из них должен выбрать свою
профессию, которая будет соответствовать его интересам и в то же время будет важной и
нужной для общества. Профориентация помогает молодым людям сделать правильный
выбор.
Современный мир профессий очень гибкий: часть профессий ушла в прошлое,
новые возникают. Школьникам необходима квалифицированная помощь в выборе
профессии
Правильный выбор профессии является очень важным для всестороннего и гармоничного
развития личности. Подготовку к выбору профессии необходимо рассматривать во
взаимодействии со все системой учебно-воспитательного процесса.
При проведении профориентационной работы в школах необходимо учитывать
возрастные особенности школьников.Первый этап работы формирует положительное
отношение к труду, раскрывает важность труда для гражданского общества. Вторая
ступень профориентационной работы знакомит школьников с различными видами
деятельности,
раскрывает
нравственные
основы
выбора
дальнейшей
жизненной
траектории. Ученики при этом знакомятся с тем, как на практике применяются последние
достижения науки и техники в различных отраслях производства, а также в сельском
хозяйстве и в быту. К третьей ступени школьники приобретают более осознанные
профессиональные интересы. В процессе предпрофильного обучения обучающиеся
знакомятся более подробно с экономикой производства, уровнем автоматизации и
механизации в различных отраслях. В старших классах школьники осознанно подходят к
выбору профессии, большинство из них четко представляют мотивы своей дальнейшей
деятельности.
Профориентационная работа в современной школе представляет собой составную
часть всего образовательного процесса. Она помогает школьникам подготовиться к
дальнейшей жизни, сделать верный выбор дальнейшей профессии.
В настоящее время школа своевременно оказывает помощь обучающимся в выборе
профессии. Профессиональная ориентация состоит из нескольких важных компонентов:
профессиональное
самоопределение
и
создание
предпосылок
выстраивания
профессиональной карьеры. Это важные составляющие воспитательной работы в старших
классах. Именно на их основе основывается профессиональная ориентация, которая
помогает старшеклассником в построении будущей профессиональной карьеры.
Основные составляющие профориентационной работы:
-преемственность и систематичность;
-индивидуальный подход к каждому школьнику;
- совместная деятельность школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы
занятости;
-связь профориентации с жизнью.
Основные направления профориентационной работы:
- Профессиональная информация.
- Профессиональное воспитание.
- Профессиональная консультация.
Профессиональная информация: сведения о различных профессиях, о важных качествах
человека, существенных для самоопределения, об учебных заведениях и путях получения
профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание: включает в себя формирование профессиональных
интересов школьников.
Профессиональное консультирование: изучение личности учащегося и на этой основе
выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего
носит индивидуальный характер.
Поиск ответа на вопрос: «Кем быть?» становится важным не только для самого
учащегося, но и для окружающих в целом, поскольку от качества профессионального
выбора, а, следовательно, и удовлетворенности трудовой деятельностью во многом будет
зависеть уровень социальной стабильности в России.
В современной школе предпрофильная подготовка является важнейшим
компонентом обучения и подготовки учащихся к жизненно важному выбору,
точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы,
принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор.
В Концепции профильного обучения отмечается, что «реализация идеи профилизации
обучения
на
старшей
ступени
ставит
выпускника
основной
ступени
перед
необходимостью
совершения
ответственного
выбора
—
предварительного
самоопределения
в
отношении
профилирующего
направления
собственной
деятельности».
Важность подготовки к этому ответственному выбору — профиля обучения, а в
перспективе и будущей профессии — определяет серьезное значение предпрофильной
подготовки в основной школе.
Предпрофильная подготовка в настоящее время — это система педагогической,
психолого-педагогической,
информационной
и
ориентационной
деятельности,
содействующая
самоопределению
учащихся
старших
классов
основной
школы
относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и
широкой сферы последующей профессиональной деятельности.
Предпрофильная подготовка является частью профильного обучения, выполняя
подготовительные функции, помогая ученику девятого, еще лучше восьмого класса,
определиться с направлением его дальнейшего обучения.
Школа не избирает профессию, а лишь профиль, по которому ученик будет
обучаться в 10-11 классах или ином учебном заведении. Т.е. он сам выбирает
образовательную траекторию после окончания основной школы.
Основная цель предпрофильной подготовки в основной школе: формирование у
детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования.
Школьники
должны уметь
объективно
оценивать
свои
способности в
выборе
профиля, быть готовыми для получения качественного образования.
Профильная ориентация - специально организованная деятельность, направленная
на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов
продолжения обучения, а также на повышение готовности подростка к социальному,
профессиональному, культурному самоопределению в целом.
Основная цель школы - создание условий для организации эффективной системы
предпрофильной
подготовки,
способствующей
самоопределению
обучающихся
относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбору способа
получения дальнейшего образования.
Список используемой литературы:
1. Климова Е.А. Как выбирать профессию./ Климова Е.А. - М.: Просвещение, 1986. – 187
с.