Напоминание

"Современная школа и профориентация"


Автор: Ситникова Надежда Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Школа № 40
Населённый пункт: г Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Современная школа и профориентация"
Раздел: полное образование





Назад




Современная школа и профориентация

Сегодня в мире огромное разнообразие различных профессий. Некоторые из них

являются древнейшими, какие-то появились совсем недавно. Ответ на очень важный

вопрос «Кем быть?» оказывает серьезное влияние на жизнь человека. Выпускникам школ

сложно ориентироваться в мире профессий. Каждый из них должен выбрать свою

профессию, которая будет соответствовать его интересам и в то же время будет важной и

нужной для общества. Профориентация помогает молодым людям сделать правильный

выбор.

Современный мир профессий очень гибкий: часть профессий ушла в прошлое,

новые возникают. Школьникам необходима квалифицированная помощь в выборе

профессии

Правильный выбор профессии является очень важным для всестороннего и гармоничного

развития личности. Подготовку к выбору профессии необходимо рассматривать во

взаимодействии со все системой учебно-воспитательного процесса.

При проведении профориентационной работы в школах необходимо учитывать

возрастные особенности школьников.Первый этап работы формирует положительное

отношение к труду, раскрывает важность труда для гражданского общества. Вторая

ступень профориентационной работы знакомит школьников с различными видами

деятельности,

раскрывает

нравственные

основы

выбора

дальнейшей

жизненной

траектории. Ученики при этом знакомятся с тем, как на практике применяются последние

достижения науки и техники в различных отраслях производства, а также в сельском

хозяйстве и в быту. К третьей ступени школьники приобретают более осознанные

профессиональные интересы. В процессе предпрофильного обучения обучающиеся

знакомятся более подробно с экономикой производства, уровнем автоматизации и

механизации в различных отраслях. В старших классах школьники осознанно подходят к

выбору профессии, большинство из них четко представляют мотивы своей дальнейшей

деятельности.

Профориентационная работа в современной школе представляет собой составную

часть всего образовательного процесса. Она помогает школьникам подготовиться к

дальнейшей жизни, сделать верный выбор дальнейшей профессии.

В настоящее время школа своевременно оказывает помощь обучающимся в выборе

профессии. Профессиональная ориентация состоит из нескольких важных компонентов:

профессиональное

самоопределение

и

создание

предпосылок

выстраивания

профессиональной карьеры. Это важные составляющие воспитательной работы в старших

классах. Именно на их основе основывается профессиональная ориентация, которая

помогает старшеклассником в построении будущей профессиональной карьеры.

Основные составляющие профориентационной работы:

-преемственность и систематичность;

-индивидуальный подход к каждому школьнику;

- совместная деятельность школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы

занятости;

-связь профориентации с жизнью.

Основные направления профориентационной работы:

- Профессиональная информация.

- Профессиональное воспитание.

- Профессиональная консультация.

Профессиональная информация: сведения о различных профессиях, о важных качествах

человека, существенных для самоопределения, об учебных заведениях и путях получения

профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание: включает в себя формирование профессиональных

интересов школьников.

Профессиональное консультирование: изучение личности учащегося и на этой основе

выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего

носит индивидуальный характер.

Поиск ответа на вопрос: «Кем быть?» становится важным не только для самого

учащегося, но и для окружающих в целом, поскольку от качества профессионального

выбора, а, следовательно, и удовлетворенности трудовой деятельностью во многом будет

зависеть уровень социальной стабильности в России.

В современной школе предпрофильная подготовка является важнейшим

компонентом обучения и подготовки учащихся к жизненно важному выбору,

точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы,

принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор.

В Концепции профильного обучения отмечается, что «реализация идеи профилизации

обучения

на

старшей

ступени

ставит

выпускника

основной

ступени

перед

необходимостью

совершения

ответственного

выбора

предварительного

самоопределения

в

отношении

профилирующего

направления

собственной

деятельности».

Важность подготовки к этому ответственному выбору — профиля обучения, а в

перспективе и будущей профессии — определяет серьезное значение предпрофильной

подготовки в основной школе.

Предпрофильная подготовка в настоящее время — это система педагогической,

психолого-педагогической,

информационной

и

ориентационной

деятельности,

содействующая

самоопределению

учащихся

старших

классов

основной

школы

относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и

широкой сферы последующей профессиональной деятельности.

Предпрофильная подготовка является частью профильного обучения, выполняя

подготовительные функции, помогая ученику девятого, еще лучше восьмого класса,

определиться с направлением его дальнейшего обучения.

Школа не избирает профессию, а лишь профиль, по которому ученик будет

обучаться в 10-11 классах или ином учебном заведении. Т.е. он сам выбирает

образовательную траекторию после окончания основной школы.

Основная цель предпрофильной подготовки в основной школе: формирование у

детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования.

Школьники

должны уметь

объективно

оценивать

свои

способности в

выборе

профиля, быть готовыми для получения качественного образования.

Профильная ориентация - специально организованная деятельность, направленная

на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов

продолжения обучения, а также на повышение готовности подростка к социальному,

профессиональному, культурному самоопределению в целом.

Основная цель школы - создание условий для организации эффективной системы

предпрофильной

подготовки,

способствующей

самоопределению

обучающихся

относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбору способа

получения дальнейшего образования.

Список используемой литературы:

1. Климова Е.А. Как выбирать профессию./ Климова Е.А. - М.: Просвещение, 1986. – 187

с.



В раздел образования