Напоминание

«Главные и второстепенные члены предложения»


Автор: Джаферова Бановша Агамирза
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №31 г. Сыктывкара
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку
Тема: «Главные и второстепенные члены предложения»
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная

школа № 31" г. Сыктывкара

Конспект урока по русскому языку на тему

«Главные и второстепенные члены предложения»

УМК «Школа России»

3 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Главные и второстепенные члены предложения»

Цели деятельности учителя: научиться определять второстепенные предложения, составлять и доказывать; закреплять умения находить в

предложении второстепенные члены предложения; совершенствование орфографических навыков.

Планируемые результаты:

-Предметные:

знать: определение распространенные и нераспространенные предложения;

уметь: распознавать главные и второстепенные члены предложения.

-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: закрепление.

Оборудование: Русский язык 3 класс. Ч 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013., презентация, карточки.

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения

к деятельности

Словес.: слово учителя.

Фронтальная работа

-Давайте все встанем, выпрямим спинки,

улыбнитесь друг другу.

- Добрый день, ребята! Меня зовут Белла

Агамирзоевна, и сегодня я проведу у вас

урок русского языка.

Приветствовать учителя.

Р.: личностное

включение в учебную

деятельность.

II. Актуализация знаний

и мотивация

Наглядный: презентация.

Словес.: эвристическая

беседа..

Словарная работа

-Откроем тетради, запишем число, классная

работа.

-Не забываем про посадку.

-Итак, ребята, обратите внимание на слайд.

Перед вами слова: …кно, …дежда, …

ткрывать, …кунь. Какую букву поставим на

месте пропусков?

Открывать тетради.

Записывать число.

Отвечать на вопросы:

-буква «о»

-лишнее слово открывать, потому

Л.: самоопределение к

учебной деятельности.

К.: участвовать в

учебном диалоге.

П.: выполнение действий

по алгоритму.

Практический: минутка

чистописания

-Какое слово лишнее? Почему?

-Молодцы, букву «о» мы будем писать на

минутке чистописания в соединении с

буквами «р, п и к».

-Ребята, какое это соединение?

-Молодцы.

что это глагол, а все остальные части

речи –существительные.

-нижнее

III. Постановка учебной

задачи

Словес.: ответы на

вопросы

.

Практич.: составление

предложений

Практич.: диктант

Словес.: эвристическая

Словарная работа

-Ребята, открываем наш словарик на странице 150.

Продолжаем работать со второй группой слов. Кто

нам напомнит, какие это слова?

-Верно!

-Поработайте в паре и составьте предложения со

второстепенными членами и не используя их со

словами: воробей, гвоздика, девочка.

-Для начала давайте вспомним что называют

второстепенными членами предложения? Откройте

учебник на странице 27, и найдите ответ на вопрос.

-Хорошо, приступаем.

-Давайте проверим, что у вас получилось.

-…., слушаем тебя.

-Молодцы, ребята, отлично справились.

-Давайте запишем два предложения со словом

воробей.

-Сидел воробей; На зеленой ветке сидел красивый

воробей.

-Чем они отличаются?

-Какое из двух предложений вам нравится больше

всего?

-Как вы думаете почему?

-Чем вы сейчас занимались?

Открывать словарик

Отвечать на вопросы:

-со слова воробей, до слова

дежурный.

-второстепенные члены

предложения поясняют главные и

другие члены предложения.

Рассказывать предложения.

-Сидел воробей; На ветке сидел

красивый воробей. Росла гвоздика;

На клумбе росла красная гвоздика.

Девочка гуляла; Милая девочка

гуляла по городу.

Записывать предложения.

Отвечать на вопросы:

-тем, что одно со второстепенными

челнами.

-второе

-потому что оно более красивое,

красочное.

-составляли предложения, используя

Л. :самоопределение к

учебной деятельности.

К.: участвовать в

учебном диалоге.

П.: выполнение действий

по алгоритму.

К.: построение речевых

высказываний

беседа

-Значит, какая тема сегодняшнего урока?

-Верно, назовите цели сегодняшнего урока?

второстепенные предложения и не

используя их.

-главные и второстепенные члены

предложения.

-научиться определять, составлять,

доказывать

V. Первичное

закрепление во внешней

речи

Словес.: рассказ правила.

Словес.: эвристическая

беседа.

Практич.: восстановление

правила

Фронтальная работа

-Откройте страницу 27.

Найдите табличку, вспомните, что называют

главными членами предложения, а что

второстепенными.

-Теперь закройте учебники, обратите внимание на

доску.

-Какие члены предложения вам известны? (на доске

появляются карточки)

-Какие члены предложения называются главными?

(на доске появляются карточки)

- Что обозначает подлежащие?

На какие вопросы отвечает? (на доске появляются

карточки)

-Что обозначает сказуемое?

На какие вопросы отвечает? (на доске появляются

карточки)

-Что поясняют второстепенные члены предложения?

На какие вопросы отвечают? (на доске появляются

карточки)

Повторяют правило

Отвечать на вопросы:

-главные, второстепенные.

-подлежащие, сказуемое.

-обозначает, о ком или о чем

говорится в предложении. Кто? Что?

- обозначает, что говорится о

предложении. Что делает? Что

сделает?

- поясняют главные и другие члены

предложения.

Кого? Чего? Кем?..

П.: чтение правила.

К.: построение речевого

высказывания.

Динамическая пауза

Чтобы выполнить заданья,

Чуть-чуть надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем,

Надо косточки встряхнуть.

Руки в стороны, вперед,

Вверх, назад прогнулись,

К солнцу потянулись.

-Выполнение действий.

-

Встать.

-Развести руки в стороны,

вперед.

-Прогнуться вперед, назад .

-Встать на носочки, руки

П.: повторение движений

На носочки встали,

Лучики достали.

На корточки сели,

Вокруг посмотрели.

А теперь за парты

Тихо-тихо сели.

вверх.

-Присесть.

-Сесть на свои места.

Практич.:

списывание с

грам.заданием ,

самопроверка.

Словест: эвр. беседа

Индивидуальная работа

-Теперь поработаем с упражнением № 41

-Прочитайте задание к упражнению.

-Хорошо ,.. ,читай.

-Давайте прочитаем задание под первой красной

точкой. Что нужно сделать?

-Хорошо, кто понял, как делать и уверен, что сможет

справиться у доски?

-….,слушаем тебя.

-Хорошо, молодец, передавай мел кому - нибудь из

товарищей.

-Ребята, а с остальными предложениями поработайте

самостоятельно

-Давайте проверим, что у вас получилось.

-Молодцы.

-Посмотрите еще раз внимательно на предложения.

Составляют ли они текст? Почему?

-Давайте придумаем заголовок этому тексту.

Читают задание

Отвечать на вопрос:

-распространить предложения

второстепенными членами

используя слова из скобок.

Выполнение у доски с

комментарием.

1.Рыжая белочка сидела на пеньке.

2.Она грызла еловую шишку.

3.Вдруг к белочке подбежал

маленький медвежонок.

4.Он хотел с ней поиграть.

5.Рыжий зверек быстро прыгнул на

высокую ель.

Отвечать на вопросы:

-да, потому что они связанны по

смыслу.

Предложения детей

П.: выполнение действий

по алгоритму.

Р: контроль и

самоконтроль учебных

действий.

К.: умение полно и

точно выражать своё

мнение.

VI. Самостоятельная

работа с самопроверкой

Практич.: списывание с

грам.заданием

Фронтальная и индивидуальная работа

-На партах у каждого из вас лежат карточки с

заданиями.

Дополните предложения второстепенными

членами. Спишите.

1. Девочка шьёт. 2. Бегут ручьи. 3. Звенит

звонок.

П.: осознают и

произвольно строят

речевые высказывания в

устной форме.

П.: выполнение действий

Практич.: самороверка

Слова для справок: платье для куклы;

прозрачные; последний.

-Что вам нужно сделать?

-Хорошо, приступаем к выполнению.

-Давайте проверим, что у вас получилось.(на слайде)

-

Посмотрите все ли верно у вас?

-Если все верно нарисуйте зеленый

кружочек. Если верно два-желтый

кружочек, а если верно только одно-

красный кружочек.- Поднимите руки те, у

кого все правильно? У кого есть ошибки,

поднимите руки?

-Молодцы, ребята, хорошо поработали.

Отвечать на вопросы:

-

дополнить предложения

второстепенными членами.

1. Девочка шьёт платье для

куклы. 2. Бегут прозрачные

ручьи. 3. Звенит последний

звонок

.

по алгоритму .

Р: контроль и

самоконтроль учебных

действий.

VII. Включение в

систему знаний

Словес.: слово учителя

Домашнее задание

-Открываем дневники, записываем домашнее

задание.

-Дома вы будете выполнять упражнение №46.

-Давайте посмотрим, что вам нужно будет сделать.

Записывать домашнее задание.

К.: умение полно и

точно выражать своё

мнение.

VIII. Рефлексия

деятельности

Словес.: ответы на

вопросы, самооценка.

Фронтальная работа

-Ребята, давайте подведем итог нашего

урока.

-Какие члены предложения называются

главными? Второстепенными?

-Какая тема нашего занятия была сегодня?

-Какие цели мы поставили?

-Достигли ли мы их?

-Что вам понравилось в своей работе на

уроке?

-Что запомнилось?

-Вы огромные молодцы! Урок окончен!

-Выберите одну фразу и оцените себя:

Я хорошо работал, все выполнил;

Подводить итог урока.

Отвечать на поставленные

вопросы.

-главные-подлежащие и сказуемое;

второстепенные –все остальные.

-главные и второстепенные члены

предложения.

- научиться определять, составлять,

доказывать.

-да.

Выбирать фразу, оценивать

свою работу на уроке.

П.: умение

анализировать

результаты своего труда,

выражать свое мнение в

соответствии с

поставленными

задачами.

Я хорошо работал, но остались

вопросы;

Мне нужно повторить материал.

- Молодцы! Спасибо за урок!

Дополнительные задания:

Прочитайте предложения. Выпишите сначала главные члены, а потом второстепенные.

1. Весной цветёт душистая сирень.

2. Дикие животные живут в лесах и полях.

3. В пруду быстро плавают зеркальные карпы.

4. Незаметно пролетело жаркое лето.

5. В лужах мокнут осенние листья.

Составьте предложения из трёх слов. Поставьте вопросы к второстепенным членам.

1. Подул ... ветер. 2. Улетают ... птицы. 3. ... каркает ворона. 4. Белка тащит ... . 5. Ёжик строит ... . 6. Волнуется ... рожь. 7. Зеленеет ...

берёзка. 8. Медведь спит ... .

Слова для справок: в берлоге, резкий, громко, орешки, перелётные, золотая, стройная.



В раздел образования