Автор: Джаферова Бановша Агамирза
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №31 г. Сыктывкара
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку
Тема: «Главные и второстепенные члены предложения»
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная
школа № 31" г. Сыктывкара
Конспект урока по русскому языку на тему
«Главные и второстепенные члены предложения»
УМК «Школа России»
3 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «Главные и второстепенные члены предложения»
Цели деятельности учителя: научиться определять второстепенные предложения, составлять и доказывать; закреплять умения находить в
предложении второстепенные члены предложения; совершенствование орфографических навыков.
Планируемые результаты:
-Предметные:
знать: определение распространенные и нераспространенные предложения;
уметь: распознавать главные и второстепенные члены предложения.
-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Тип урока: закрепление.
Оборудование: Русский язык 3 класс. Ч 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013., презентация, карточки.
Этап урока
Методы и приемы
Содержание урока
Формируемые
УУД
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I. Этап самоопределения
к деятельности
Словес.: слово учителя.
Фронтальная работа
-Давайте все встанем, выпрямим спинки,
улыбнитесь друг другу.
- Добрый день, ребята! Меня зовут Белла
Агамирзоевна, и сегодня я проведу у вас
урок русского языка.
Приветствовать учителя.
Р.: личностное
включение в учебную
деятельность.
II. Актуализация знаний
и мотивация
Наглядный: презентация.
Словес.: эвристическая
беседа..
Словарная работа
-Откроем тетради, запишем число, классная
работа.
-Не забываем про посадку.
-Итак, ребята, обратите внимание на слайд.
Перед вами слова: …кно, …дежда, …
ткрывать, …кунь. Какую букву поставим на
месте пропусков?
Открывать тетради.
Записывать число.
Отвечать на вопросы:
-буква «о»
-лишнее слово открывать, потому
Л.: самоопределение к
учебной деятельности.
К.: участвовать в
учебном диалоге.
П.: выполнение действий
по алгоритму.
Практический: минутка
чистописания
-Какое слово лишнее? Почему?
-Молодцы, букву «о» мы будем писать на
минутке чистописания в соединении с
буквами «р, п и к».
-Ребята, какое это соединение?
-Молодцы.
что это глагол, а все остальные части
речи –существительные.
-нижнее
III. Постановка учебной
задачи
Словес.: ответы на
вопросы
.
Практич.: составление
предложений
Практич.: диктант
Словес.: эвристическая
Словарная работа
-Ребята, открываем наш словарик на странице 150.
Продолжаем работать со второй группой слов. Кто
нам напомнит, какие это слова?
-Верно!
-Поработайте в паре и составьте предложения со
второстепенными членами и не используя их со
словами: воробей, гвоздика, девочка.
-Для начала давайте вспомним что называют
второстепенными членами предложения? Откройте
учебник на странице 27, и найдите ответ на вопрос.
-Хорошо, приступаем.
-Давайте проверим, что у вас получилось.
-…., слушаем тебя.
-Молодцы, ребята, отлично справились.
-Давайте запишем два предложения со словом
воробей.
-Сидел воробей; На зеленой ветке сидел красивый
воробей.
-Чем они отличаются?
-Какое из двух предложений вам нравится больше
всего?
-Как вы думаете почему?
-Чем вы сейчас занимались?
Открывать словарик
Отвечать на вопросы:
-со слова воробей, до слова
дежурный.
-второстепенные члены
предложения поясняют главные и
другие члены предложения.
Рассказывать предложения.
-Сидел воробей; На ветке сидел
красивый воробей. Росла гвоздика;
На клумбе росла красная гвоздика.
Девочка гуляла; Милая девочка
гуляла по городу.
Записывать предложения.
Отвечать на вопросы:
-тем, что одно со второстепенными
челнами.
-второе
-потому что оно более красивое,
красочное.
-составляли предложения, используя
Л. :самоопределение к
учебной деятельности.
К.: участвовать в
учебном диалоге.
П.: выполнение действий
по алгоритму.
К.: построение речевых
высказываний
беседа
-Значит, какая тема сегодняшнего урока?
-Верно, назовите цели сегодняшнего урока?
второстепенные предложения и не
используя их.
-главные и второстепенные члены
предложения.
-научиться определять, составлять,
доказывать
V. Первичное
закрепление во внешней
речи
Словес.: рассказ правила.
Словес.: эвристическая
беседа.
Практич.: восстановление
правила
Фронтальная работа
-Откройте страницу 27.
Найдите табличку, вспомните, что называют
главными членами предложения, а что
второстепенными.
-Теперь закройте учебники, обратите внимание на
доску.
-Какие члены предложения вам известны? (на доске
появляются карточки)
-Какие члены предложения называются главными?
(на доске появляются карточки)
- Что обозначает подлежащие?
На какие вопросы отвечает? (на доске появляются
карточки)
-Что обозначает сказуемое?
На какие вопросы отвечает? (на доске появляются
карточки)
-Что поясняют второстепенные члены предложения?
На какие вопросы отвечают? (на доске появляются
карточки)
Повторяют правило
Отвечать на вопросы:
-главные, второстепенные.
-подлежащие, сказуемое.
-обозначает, о ком или о чем
говорится в предложении. Кто? Что?
- обозначает, что говорится о
предложении. Что делает? Что
сделает?
- поясняют главные и другие члены
предложения.
Кого? Чего? Кем?..
П.: чтение правила.
К.: построение речевого
высказывания.
Динамическая пауза
Чтобы выполнить заданья,
Чуть-чуть надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем,
Надо косточки встряхнуть.
Руки в стороны, вперед,
Вверх, назад прогнулись,
К солнцу потянулись.
-Выполнение действий.
-
Встать.
-Развести руки в стороны,
вперед.
-Прогнуться вперед, назад .
-Встать на носочки, руки
П.: повторение движений
На носочки встали,
Лучики достали.
На корточки сели,
Вокруг посмотрели.
А теперь за парты
Тихо-тихо сели.
вверх.
-Присесть.
-Сесть на свои места.
Практич.:
списывание с
грам.заданием ,
самопроверка.
Словест: эвр. беседа
Индивидуальная работа
-Теперь поработаем с упражнением № 41
-Прочитайте задание к упражнению.
-Хорошо ,.. ,читай.
-Давайте прочитаем задание под первой красной
точкой. Что нужно сделать?
-Хорошо, кто понял, как делать и уверен, что сможет
справиться у доски?
-….,слушаем тебя.
-Хорошо, молодец, передавай мел кому - нибудь из
товарищей.
-Ребята, а с остальными предложениями поработайте
самостоятельно
-Давайте проверим, что у вас получилось.
-Молодцы.
-Посмотрите еще раз внимательно на предложения.
Составляют ли они текст? Почему?
-Давайте придумаем заголовок этому тексту.
Читают задание
Отвечать на вопрос:
-распространить предложения
второстепенными членами
используя слова из скобок.
Выполнение у доски с
комментарием.
1.Рыжая белочка сидела на пеньке.
2.Она грызла еловую шишку.
3.Вдруг к белочке подбежал
маленький медвежонок.
4.Он хотел с ней поиграть.
5.Рыжий зверек быстро прыгнул на
высокую ель.
Отвечать на вопросы:
-да, потому что они связанны по
смыслу.
Предложения детей
П.: выполнение действий
по алгоритму.
Р: контроль и
самоконтроль учебных
действий.
К.: умение полно и
точно выражать своё
мнение.
VI. Самостоятельная
работа с самопроверкой
Практич.: списывание с
грам.заданием
Фронтальная и индивидуальная работа
-На партах у каждого из вас лежат карточки с
заданиями.
Дополните предложения второстепенными
членами. Спишите.
1. Девочка шьёт. 2. Бегут ручьи. 3. Звенит
звонок.
П.: осознают и
произвольно строят
речевые высказывания в
устной форме.
П.: выполнение действий
Практич.: самороверка
Слова для справок: платье для куклы;
прозрачные; последний.
-Что вам нужно сделать?
-Хорошо, приступаем к выполнению.
-Давайте проверим, что у вас получилось.(на слайде)
-
Посмотрите все ли верно у вас?
-Если все верно нарисуйте зеленый
кружочек. Если верно два-желтый
кружочек, а если верно только одно-
красный кружочек.- Поднимите руки те, у
кого все правильно? У кого есть ошибки,
поднимите руки?
-Молодцы, ребята, хорошо поработали.
Отвечать на вопросы:
-
дополнить предложения
второстепенными членами.
1. Девочка шьёт платье для
куклы. 2. Бегут прозрачные
ручьи. 3. Звенит последний
звонок
.
по алгоритму .
Р: контроль и
самоконтроль учебных
действий.
VII. Включение в
систему знаний
Словес.: слово учителя
Домашнее задание
-Открываем дневники, записываем домашнее
задание.
-Дома вы будете выполнять упражнение №46.
-Давайте посмотрим, что вам нужно будет сделать.
Записывать домашнее задание.
К.: умение полно и
точно выражать своё
мнение.
VIII. Рефлексия
деятельности
Словес.: ответы на
вопросы, самооценка.
Фронтальная работа
-Ребята, давайте подведем итог нашего
урока.
-Какие члены предложения называются
главными? Второстепенными?
-Какая тема нашего занятия была сегодня?
-Какие цели мы поставили?
-Достигли ли мы их?
-Что вам понравилось в своей работе на
уроке?
-Что запомнилось?
-Вы огромные молодцы! Урок окончен!
-Выберите одну фразу и оцените себя:
Я хорошо работал, все выполнил;
Подводить итог урока.
Отвечать на поставленные
вопросы.
-главные-подлежащие и сказуемое;
второстепенные –все остальные.
-главные и второстепенные члены
предложения.
- научиться определять, составлять,
доказывать.
-да.
Выбирать фразу, оценивать
свою работу на уроке.
П.: умение
анализировать
результаты своего труда,
выражать свое мнение в
соответствии с
поставленными
задачами.
Я хорошо работал, но остались
вопросы;
Мне нужно повторить материал.
- Молодцы! Спасибо за урок!
Дополнительные задания:
Прочитайте предложения. Выпишите сначала главные члены, а потом второстепенные.
1. Весной цветёт душистая сирень.
2. Дикие животные живут в лесах и полях.
3. В пруду быстро плавают зеркальные карпы.
4. Незаметно пролетело жаркое лето.
5. В лужах мокнут осенние листья.
Составьте предложения из трёх слов. Поставьте вопросы к второстепенным членам.
1. Подул ... ветер. 2. Улетают ... птицы. 3. ... каркает ворона. 4. Белка тащит ... . 5. Ёжик строит ... . 6. Волнуется ... рожь. 7. Зеленеет ...
берёзка. 8. Медведь спит ... .
Слова для справок: в берлоге, резкий, громко, орешки, перелётные, золотая, стройная.