Автор: Татьяна Андреевна Ярулина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №41
Населённый пункт: г. Анжеро - Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Взаимодействие ДОУ и семьи"
Раздел: дошкольное образование
0
Взаимодействие ДОУ и семьи
(
)
методические рекомендации
Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями……..8
1.1.
Этапы по установлению взаимодействия между ДОУ и
семьей…………………………………………………………………8
1.2.
Принципы взаимодействия ДОУ с семьей………………………..9
1.3.
Условия для полноценного взаимодействия ДОУ с семьей……….
………………………………………………………10
Глава 2. Эффективные формы взаимодействия с родителями………… 12
Заключение…………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………...18
Приложения
Приложение 1. План работы заседания родительского клуба «Семейный
очаг» на год ………………………………………………………………..19
Приложение 2. Заседание родительского клуба «Солнце на рабочей
ладони отца»………………………………………………………………..20
Приложение 3. Советы для родителей……………………………………24
Приложение 4. Тренинговые игры и упражнения, направленные на
гармонизацию детско-родительских взаимоотношений………………..25
Приложение 5. Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с
родителями………………………………………………………………….29
1
Приложение 6. Папка-передвижка «Роль сказки в воспитании
детей»……………………………………………………………………….34
Приложение 7. Анкеты для выявления уровня педагогической культуры
родителей…………………………………………………………………...38
Приложение 8. Праздничные посиделки «Рядом с мамочкой
моей»………………………………………………………………………..40
Содержание
Введение………………………………………………………….....................
4
2
1.Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями………………….8
2.Эффективные формы взаимодействия с родителями………………………12
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………...........18
Приложения
Приложение 1. План работы заседания родительского клуба «Семейный
очаг» на год ……………………………………………………………………...19
Приложение 2. Заседание родительского клуба «Солнце на рабочей ладони
отца»……………………………………………………………………………...20
Приложение 3. Советы для родителей…………………………………………24
Приложение 4. Тренинговые игры и упражнения, направленные на
гармонизацию детско-родительских взаимоотношений……………………..25
Приложение 5. Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с
родителями……………………………………………………………………….29
Приложение 6. Папка-передвижка «Роль сказки в воспитании
детей»…………………………………………………………………………….34
Приложение 7. Анкеты для выявления уровня педагогической культуры
родителей…………………………………………………………………………38
Приложение 8. Праздничные посиделки «Рядом с мамочкой моей»………..
Введение
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
3
но прежде всего и дольше всего-люди.
Из них на первом месте - родители и педагоги.
А.С. Макаренко.
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым
человек ощущает на протяжении всей своей жизни, в семье регулируются
отношения ребенка к окружающему миру, там он получает первые уроки
нравственности и опыт взаимоотношений с социумом.
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей.
Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше
будущее поколение.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного
образования - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом РФ 14 ноября 2013 г. №
30384) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (далее ФГОС ДО).
Концепция
модернизации
российского
образования
подчеркивает
исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего
поколения.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной
из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением,
является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
личности ребенка».
Разработка федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из
которых является организация взаимодействия образовательного учреждения
с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной
программы ДОУ.
4
Положительный результат может быть достигнут только в рамках единого
образовательного
пространства,
подразумевающее
взаимодействие,
сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями
на протяжении всего дошкольного детства.
На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую
образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс
дошкольного учреждения становится более гибким, дифференцированным,
гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги
ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и
ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что
социальное партнерство - взаимовыгодное взаимодействие различных
секторов общества, направленное на решение социальных проблем,
обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение
качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
информировать родителей (законных представителей) и
общественность относительно целей дошкольного образования, общих
для всего образовательного пространства Российской Федерации, а
также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным
лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании
детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных
5
проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и
поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов,
обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в
информационной среде, а также для обсуждения с родителями
(законными представителями) детей вопросов, связанных с
реализацией.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание
необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых
отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное
развитие
личности
дошкольника,
повышение
компетентности
родителей в области воспитания.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Планомерная, целенаправленная работа с родителями должна подчиняться
решению следующих приоритетных задач:
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
создание атмосферы взаимопонимания, общих интересов,
эмоциональной взаимоподдержки;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое
пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех
направлениях:
6
1.работа с коллективом в ДОУ по организации взаимодействия с
семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с
родителями;
2.повышение педагогической культуры родителей;
3.вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по
обмену опытом.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм
взаимодействия семьи и детского сада.
1.Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями.
Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания
подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на
7
практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими
знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить эти
знания на практике не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога ДОУ,
который способен теоретические знания родителей перевести в практику
радостного общения с ребенком.
Установление контактов с родителями – дело важное и непростое,
требующее внимания. Для этого надо хорошо знать семью, ее
воспитательные возможности, лучший способ воздействия через самого
ребенка.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается
актуальным вопросом для детских садов. Сотрудничество воспитателей и
родителей помогает лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия
на его развитие.
Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение
и воспитание их собственных детей: собрания, консультативные пункты,
информационные стенды, родительские клубы…
1.1.Этапы по установлению взаимоотношений между ДОУ и семьей.
Чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников, взаимоотношения с
ними целесообразно выстраивать поэтапно:
первый этап «Давайте познакомимся». На первом этапе родители
знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с
педагогическим коллективом; раскрываются возможности совместной
работы;
второй этап «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям
предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые
столы», игровые семинары;
8
третий этап называется «Давайте узнавать вместе!». На этом этапе
можно говорить о функционировании родительско- педагогического
сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка:
исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии,
посещение выставок, музеев.
1.2.Принципы взаимодействия ДОУ с семьей.
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо
придерживаться принципов взаимодействия:
1.Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным
фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с
родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны
категоричность, требовательный тон.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким
будет отношение семьи в детском саду в целом.
Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями
значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2.Индивидуальный подход – необходим не только в работе с детьми, но и в
работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен
чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.
3.Сотрудничество, а не наставничество.
Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия
потенциальных возможностей каждого дошкольника.
1.3.Условия для полноценного взаимодействия ДОУ с семьей:
9
готовности педагогов к взаимодействию с родителями;
настроенности родителей на совместное с педагогами воспитание
своих детей;
определения значимых для педагогов и родителей целей и задач, по
которым будет осуществляться взаимодействие;
разработки содержания этого взаимодействия с учетом
индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников;
создания материальных условий, обеспечивающих эффективное
взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.
Принципы эффективного взаимодействия педагогов с родителями:
1.родители являются первыми воспитателями своего ребенка (хорошо
известный педагогам и плохо осознаваемый родителями);
2.детские сады создаются в помощь семье в деле воспитания детей
(мало осознаваемый педагогам и неизвестный родителям);
3.какие педагоги – такие и родители, и наоборот, какие родители –
такие и педагоги (смутно осознаваемый и родителями, и педагогами);
4.педагоги воздействуют на семью через ребенка и для ребенка; семья,
в свою очередь, воздействует на педагогов через ребенка и для ребенка
(вызывающий самое большое количество разногласий между
педагогами и родителями).
Итогом всех принципов взаимодействия субъектов воспитания
становится следующая аксиома:
вынужденная активность родителей соответствует вынужденной
пассивности педагогов, что в итоге обеспечивает полноценную
активность и свободу ребенка.
10
2. Эффективные формы взаимодействия с родителями.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не
функционирования, представлять собой мобильную систему.
Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с
родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать
11
социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и
степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать
4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС
ДО:
познавательное,
информационно-аналитическое,
наглядно-
информационное, досуговое.
1.Познавательное направление.
Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и
психологическими особенностями детей дошкольного возраста,
формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
- общие, групповые собрания;
- индивидуальные и групповые консультации, беседы;
- «Круглый стол по любой теме», родительская гостиная, клуб
(приложение 1,2);
-образовательные
семинары
для
педагогов
и
родителей
(как
часть
родительского собрания, как самостоятельное тематическое мероприятие в
рамках годового планирования);
-психологические, практико-ориентированные тренинги (приложение 4);
- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений,
досугов (приложение 5);
- совместные экскурсии;
- открытые НОД;
-НОД в системе «ребенок-родитель-специалист»;
-участие в экспертизе динамики развития ребенка (присутствие родителей
на игровых тестах);
-интерактивные игры;
12
- совместное создание предметно-развивающей среды;
- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей).
- утренние приветствия;
- Почта доверия;
- семейные проекты;
-трансляция педагогического опыта на сайте ДОУ;
- «Родительская газета»
оформляется самими родителями. В ней они
отмечают интересные случай из жизни семьи, делятся опытом воспитания
по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя(й)
мама(папа)», «Я дома»;
-составление
семейного
древа
(помогает
ребенку
осознать
себя
не
былинкой, одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает
родственные связи и объединяет поколения).
2. Информационно-аналитическое направление
.
Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов
родителей, уровня их педагогической грамотности, установление
эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми;
помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой
семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
- анкетирование (приложение 7);
- тестирование.
Данные сведения используются
при планировании организационно-
педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию
помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
3.Наглядно-информационное направление.
13
Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в
доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и
ответственности.
Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная
и красивая.
Данное направление включает:
- родительский уголок: включающий различную информацию, которая
помещается на стенде; практический материал, дающий понять, чем
занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания
(приложение 3);
-нормативные документы;
-объявления;
-рекламы;
-продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки);
- папки-передвижки (приложение 6);
- фотовыставки;
- выпуск газет.
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы,
объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки
является традиционной, но она необходима для работы с родителями,
потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с
родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво
оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт
свой положительный результат.
4. Досуговое направление.
Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения,
эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между
родителями и детьми.
14
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и
самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие
позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, увидеть
трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е.
приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с
родительской общественностью в целом.
Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением
родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при
подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют,
делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у
родителей
появляется
удовлетворение
от
совместной
работы
и
соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению можно организовать:
- праздники, которые можно закончить чаепитием;
- развлечения;
- знакомство с профессиями родителей;
- празднование дней рождения;
- выставка семейной коллекции; семейные спортивные встречи;
-совместное благоустройство участка;
- дни Добрых дел;
- акции.
У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли».
Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это
бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только
принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.
15
Заключение.
Чтобы родители стали помощниками педагога, творчески развивались вместе
с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет
увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а
16
поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё
получится.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это
длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого
неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей
сотрудничества с родителями.
Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но мы надеемся, что
родители проявят свое творчество, выдумку, фантазию в целях претворения
новых совместных идей.
Внедрение новых федеральных государственных образовательных
стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада
и семьи более эффективно.
Необходимо, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми
друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей
ребенка.
Список литературы:
1.Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями
[тескт]; Т.Н.Доронова – М.: «Сфера», 2002;
17
2.Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ.
Методический аспект[тескт]. Зверева О.Л., Кротова Т.В. – М.: Творческий
центр «Сфера», 2005;
3.Арнаутова Е.П. «Планируем работу с семьей» //Управление дошкольным
образовательным учреждением – 2002г., №4;
4.Данилина Т.А. «Взаимодействие дошкольных образовательных
учреждений с семьей[тескт]; Данилина Т.А.: Монография. - М.: Айрис –
пресс, 2003;
5.Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского
развития: Методическое руководство для работников дошкольных
образовательных учреждений[тескт] / Доронова Т.Н., Соловьева Е.В.,
Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС , 2001;
6.Козлова А.В., Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей»: диагностика,
планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг – М.: ТЦ
«Сфера», 2005;
7.Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное образование в России:
сборник действующих нормативных документов и научно-методических
материалов – М.: Издательство АСТЬ, 1997;
8.Кравцов Г.Г, Кравцова Е.Е. «Шестилетний ребенок. Психологическая
готовность к школе». – М., 1987;
9.Шаховская Н.Н. «Образовательная среда ДОУ: условия повышения
качества дошкольного образования // Управление дошкольным
образовательным учреждением – 2006, №2;
10. Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей», Москва 2008.
Приложение 1
План работы заседания родительского клуба «Семейный очаг» на год.
Сентябрь. «Давайте познакомимся» (информационная встреча).
18
Октябрь. «Игра с ребенком в жизни вашей семьи» (информационно –
развлекательная программа).
Ноябрь. «Путешествие в страну Светофория» (просмотр НОД с участием
сотрудника ГИБДД).
Декабрь. «Традиции и праздники в нашей семье» (тренинг).
Январь. «Чувства родителей и чувства детей. Правила выражения чувств»
(диспут-встреча).
Февраль. «Солнце на рабочей ладони отца» (заседание).
Март. «Мама, милая моя!» (музыкальная гостиная).
Апрель. «Здоровая семья - здоровое общество» (спортивный праздник).
Май. «Души обитель» (творческая встреча).
Приложение 2
Заседание клуба общения с родителями.
Структура проведения клуба.
19
1.Приветствие.
2.Знакомство с правилами общения:
Если человек говорит, то он надеется, что его слышат;
Не давай оценок;
Не давай совета, если тебя не просят.
3.Игры с родителями (для снятия напряжения).
4.Сообщение темы.
5.Прослушивание по теме музыки или художественного слова.
6.Работа по теме.
7.Эмоциональная оценка.
Тема «Солнце на рабочей ладони отца».
Цель: помочь родителям осознать важную роль отца в воспитании детей.
Помещение, где проводится встреча, оформлено фотографиями, на которых
отцы занимаются хозяйственными делами, общаются и играют с детьми, а
также высказываниями о роли отца в жизни ребенка.
Воспитатель (ведущий): «Здравствуйте, дорогие папы! Мы рады видеть вас
сегодня здесь и нам очень приятно, что вы нашли время для общения с нами
– педагогами и детьми.
«Отец – самый родной, самый дорогой для ребенка мужчина, в образе
которого выражается человеческая ответственность за его шаг и
поступок в жизни».
Эти слова принадлежат замечательному педагогу В.А.Сухомлинскому, и
каждый малыш готов посвятить их своему отцу.
Ребенок (девочка) читает стихотворение:
Нежно тебя обнимаю за шею:
Счастье твоею дочкой родиться!
20
Я сделаю больше, чем даже умею,
Лишь бы ты только мог мною гордиться!
Вопрос к отцам: «Расскажите о самом интересном событии вашего детства,
которое связано с отцом».
Важно, чтобы ребенок ощущал: самый дорогой для него человек, в которого
он верит как в сильного, умного, всеумеющего и знающего, проявляет к
нему, к маленькому, подлинно человеческую заинтересованность. И право,
не требуется от отца специального времени, чтобы быть к сыну или дочери
внимательным или чутким. Достаточно, чтобы внимание проявлялось в
самом обычном, повседневном – в заботе о здоровье и самочувствии ребенка,
в стремлении проникаться детскими интересами и делами, в умении
объяснить и показать, поддержать «трудный» замысел и поиграть с
малышом.
Сколькими интересными делами можно заниматься вместе с папой, как
много нового можно узнать от него, в какие веселые игры можно поиграть!
Готовясь к сегодняшней встрече, мы взяли у ваших детей интервью, в
котором попросили ответить их на вопросы о своих отцах. Но для начала мы
зададим эти вопросы вам, уважаемые папы.
Примерные вопросы для отцов:
1.Как вы думаете, ребенок знает как вас зовут? Кем вы работаете?
2.Чем вы любите заниматься в свободное время с ребенком?
3.Как вы вместе с ребенком помогаете маме?
А сейчас мы предлагаем посмотреть видеозапись интервью с детьми
(просмотр видеозаписи).
Примерные вопросы для интервьюирования детей:
1.Как зовут твоего папу?
2.Кем работает папа, чем он занят на работе?
3.Чем ты любишь заниматься в свободное время с папой?
5.Что твой папа умеет делать лучше всех?
21
6. Если бы ты был папой, чем бы ты помогал маме?
Ведущий: «Вот какие замечательные папы у наших детей! Сколько всего
удивительного они знают и умеют! А ведь, действительно, роль отца в семье
переоценить очень сложно!
Папа…Его любят. Его уважают. И не из каких-то корыстных побуждений.
Его просто любят и уважают. Таков закон природы. Дети гордятся своими
родителями. Они видят в них самых умных и мудрых людей, самых
красивых и добрых, всеми уважаемых и занятых важными делами.
Маленький человек принимает их такими, какими они есть, и другие мама и
папа ему не нужны.
Мужчине – отцу и мужчине принадлежит особая роль в воспитании детей.
Он – эталон мужества, рыцарства, умения взять на свои плечи все самое
трудное, ответственное. ОН – защитник».
Вопрос (к папам): «Делите ли вы работу по дому на мужскую и женскую?
Дети абсолютно убеждены, что их папы знают все на свете. Мы специально
подобрали детские вопросы, на которые, наверное, только вы, папы, и
сможете ответить.
«Папы знают все!» (вопросы детей к папам).
Ну что ж, с детскими вопросами папам удалось справиться играючи. И,
конечно же, не найдется в зале ни одного папы, который не испытывал бы
чувство гордости за своего ребенка. А ведь как иной раз хочется поделиться с
друзьями и коллегами, какие замечательные дети у нас растут! Не правда ли?
И сейчас у вас такая возможность имеется. Какой же он, ваш любимый
ребенок?»
«Вот он какой мой любимый ребенок!»
(папам предлагается подобрать эпитеты своим детям).
Ведущий: «Да, дети, действительно, растут очень хорошие. Но воспитание
ребенка – непростое дело. И как часто приходится нам сталкиваться с
непредвиденными ситуациями, неразрешимыми, казалось бы, задачами. Но
22
спросите любого малыша, и он, обязательно, ответит вам, что кто-кто, а уж
пап точно все сумеет преодолеть.
«Ваши действия» (анализ педагогических ситуаций).
1.
Ваш ребенок на прогулке пытается отобрать у товарища игрушку.
Другой малыш отчаянно сопротивляется. Ваши действия?
2.Ваш ребенок весь день никого не слушает. Когда вы попытались с ним
поговорить, он демонстративно отвернулся и продолжил заниматься своим
делом. Ваши действия?
3. По телевизору идет трансляция чемпионата мира по футболу (хоккею и
др.), а вы никак не можете уложить ребенка спать. Он постоянно сбрасывает
одеяло и вскакивает с кровати. Ваши действия?
4. В магазине ваш ребенок увидел какую-то игрушку. И она ему тут же
срочно потребовалась. Вы отказались выполнить его желание. Ребенок упал
на пол в истерике : «Хочу игрушку-у-у!» Ваши действия?
5.Ваша жена уехала, ребенок остается полностью на вас. Вы пытаетесь
одновременно приготовить завтрак и собрать ребенка в детский сад, затем
вам необходимо поехать на работу , где будет важное совещание. Но тут
раздается звонок, и вам сообщают, что в детском саду карантин и лучше
ребенка не приводить. Ваши действия?
Ведущий: «Все мы сейчас смогли убедиться, что неразрешимых ситуаций
для пап не существует. Отец, принимающий живое участие в жизни своих
детей, быстро становится их другом, и чувство отцовской ответственности
дополняется гордостью тем, что он живет в полном согласии со своими
детьми».
Предложить участникам клуба дать эмоциональную оценку (одним словом).
Приложение 3.
Советы для родителей.
23
1. Не ждите, что ваш ребенок будет таким, как вы или таким, как вы хотите.
Помогите ему стать собой.
2. Не требуйте от ребенка платы за все, что вы для него делаете. Вы дали ему
жизнь, он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон
благодарности.
3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть «горький
хлеб». Ибо, «Что посеешь, то и пожнешь».
4. Не относитесь к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по
силам и, будьте уверены, ему она тяжела не меньше, чем вам, а может быть и
больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижайте ребенка!
6. Не забывайте, что самые важные встречи человека - это его встречи с
детьми. Обращайте больше внимания на них, мы никогда не можем знать,
кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучьте себя, если не можете сделать что-то для своего ребенка.
Мучайтесь, если можете, но не делаете. Помните, для ребенка сделано
недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок это не тиран, который завладевает всей вашей жизнью, не только
плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала вам на
хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь
матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа,
данная на хранение.
9. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому ребенку то,
что не хотели бы, чтобы делали вашему.
10. Любите своего ребенка любым: не талантливым, неудачливым, взрослым.
Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока
с вами.
Приложение 4
24
Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию
детско-родительских взаимоотношений.
(из цикла тренинговых занятий Клуба заботливых родителей)
Упражнение «Кто здесь собрался?».
Каждый родитель по кругу придумывает свой вариант ответа на вопрос "Кто
здесь собрался?".
Упражнение «Сделай комплимент».
Задача упражнения – сделать комплимент сидящему рядом участнику, как
если бы это был ребенок. При этом нельзя повторять слова.
Вопрос для анализа: «Удалось ли вам сделать комплимент, обращаясь к
ребенку, а не ко взрослому?».
Упражнение «Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок».
Родителям предлагается выбрать из набора игрушек, куда входят куклы,
настольно-печатные игры, мяч, скакалка, машина, музыкальная игрушка и т.
д., ту, с которой больше всего любит играть их ребенок. Родители поясняют
свой выбор.
Игра «Войди в круг».
Родители встают в круг, крепко держатся за руки и представляют, что они –
дети. Один остается за кругом – это взрослый. Его задача – убедить
дошкольников впустить его в круг. Для этого нужно подобрать верный тон
общения и нужные слова.
Вопросы для анализа:
25
Что вы испытывали, выполняя это задание?
Легко ли было войти в круг?
Упражнение «Угадай, чьи эти руки».
Один из участников выходит в центр круга и закрывает глаза, остальные по
одному подходят к нему и кладут руки на его ладони. Задача участника –
угадать, чьи эти руки. Таким образом формируются две группы: мягкие и
строгие родители. Затем основной участник объясняет, на какие признаки он
ориентировался и совпали ли его тактильные ощущения с тем, что он потом
увидел.
Упражнение дает участникам группы прекрасный повод для обратной связи:
каждый из них может узнать, как он воспринимается в качестве родителя по
первому впечатлению.
Упражнение «Мне кажется, в детстве ты был(а)…».
Участники бросают мяч друг другу со словами: «Мне кажется, в детстве ты
был(а)…». В ответ каждый может согласиться или опровергнуть
высказывание.
Второй вариант: «Я думаю, в детстве ты мечтал(а)…». Здесь участники
тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве или
какими были тогда.
Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-
состояние.
Игра «Какой он – мой ребенок».
26
Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого
каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет
по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы,
назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В
центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.
Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в
ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех.
Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности
личности ребенка.
Упражнение «Поводырь».
Родители разбиваются на пары. Одному из играющих завязываются глаза –
он слепец. Второй, поводырь, начинает медленно передвигаться по
помещению, ведя за собой напарника и обходя препятствия. Упражнение
выполняется 3–5 мин, затем пары меняются ролями.
Упражнение «Моя любимая игрушка».
Родители вспоминают их любимую игрушку: как называлась и где она
сейчас.
Вопрос для анализа: "Какие чувства вызвали воспоминания?".
Упражнение «Закончи предложение».
Воспитатель начинает предложение, а родители по очереди его продолжают.
Упражнение дает возможность поделиться друг с другом опытом воспитания
ребенка.
Пример:
27
Общение с ребенком – это…
Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…
Упражнение «Семейные заповеди».
Родители составляют список семейных заповедей, обычаев, правил, запретов,
привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи.
Каждый зачитывает этот список.
Данное упражнение позволяет сравнить свои представления о семейной
жизни с представлениями других.
Вопрос для анализа: "Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет?"
Упражнение «Подарок».
Родители по очереди и при помощи невербальных средств дарят подарок
своему соседу. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он
получил.
28
Приложение 5
Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями.
Цели:
показать детям привлекательность зимнего времени года, развивать
интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов;
закрепить знания и навыки, полученные на занятиях по физической
культуре;
развивать быстроту двигательной реакции, внимание, умение
согласованно действовать в коллективе, смелость, чувство уверенности
в себе.
достижение положительно-эмоционального настроя.
Оборудование и инвентарь: канат, лыжи, санки, метёлки, клюшки, шайбы,
кегли, коробки со снежками, мягкие набивные мячи, эмблемы для
участников команд и т. д.
Место проведения: спортивная площадка.
Ход мероприятия:
Дети выходят на площадку перед детским садом, становятся свободно.
Ведущий:
Над землею закружила вновь зима свой хоровод.
Пусть здоровье, радость, силу зимний спорт нам принесет.
Все мы скажем: «Нет!» простуде.
Нам морозы нипочем.
Мы дружить с коньками будем, с клюшкой, шайбой и мячом.
-Ребята, на улице зима, холодно, кругом лежит снег.
29
-А вы зиму любите? А мороза не боитесь?
-Давайте вместе погреемся.
Игра «Мы погреемся немножко».
Дети и родители выполняют движения по показу за ведущим под песню
«Раскрасим все планеты мы» (гр. Барбарики).
Ведущий: «Сегодня в нашем детском саду спортивный праздник.
Соревнуются команды «Снеговик» и «Снежок».
Перед началом праздника напомню о технике безопасности на снегу и
льду: не толкать друг друга, не ставить подножки, уважать соперника.
Неважно, кто станет победителем, пусть эта встреча будет по-настоящему
товарищеской.
Я призываю команды к честной спортивной борьбе и желаю успеха всем!
Итак, все собрались и здоровы?
Бегать и играть готовы?
Ну, тогда не ленись, не зевай и торопись!
1.
Эстафета «Весёлые пингвины»
Каждой команде выдается по тканевому мячу. Зажав мяч между ног,
нужно обежать кеглю и передать мяч следующему. Побеждает команда,
выполнившая задание первой.
2.Эстафета «На помеле».
Видели мы все не мало,
Но такого не бывало – Эстафета на метелке
Из сосны или из елки.
30
Метла в каждой команде, словно эстафету они передают ее друг другу,
пробежав верхом на помеле и не сбив кегли. Если сбили, вернуться и
поставить, потом продолжать.
Ведущий:
-А в какую игру можно играть и зимой и летом, используя палку с
загнутым концом? (Хоккей)
3. Эстафета «Хоккеисты».
Участвуют две команды, у первых игроков клюшка и шайба (мяч).
Дети ведут клюшкой мяч, стараясь не уронить расставленные кегли.
Забивают гол в ворота. Возвратившись на место, передают эстафету.
Выигрывает команда, первой закончившая пробег.
Ведущий: «Назовите зимний вид транспорта? (санки)
4.Эстафета «Гонки санок».
Все участники делятся на пары взрослый - ребенок.
Взрослый везет ребенка на санках до ориентира и обратно, затем передает
санки другой паре.
5.Эстафета «Силачи» (перетягивание каната).
Сейчас необычное состязание силачей. Вы будете всей командой
перетягивать канат, но при этом необходимо встать спиной к соперникам.
Ведущий: «Отгадайте загадки:
Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются (санки).
31
***
На снегу – две полосы,
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то (лыжи).
Ведущая:
Хорошо спортсменом быть:
Дальше всех бежать и плыть,
На лыжах скользить легко – далеко!
6.Эстафета «Лыжники».
Участники поочередно одевают по одной лыже и проходят дистанцию до
ориентира и обратно, передают лыжу следующему игроку (если покрытие
дороги позволяет, то можно использовать лыжи, сделанные из
пластиковой бутылки и украшенные погремушками)
7.Эстафета «Меткий стрелок».
Настала пора проверить, кто самый меткий. Итак, пробегая без остановки
до ориентира и обратно, вам надо забросить мешочек в корзину своей
команды.
8.Эстафета «Чья команда быстрее соберется».
Во время звучания музыки все игроки перемешиваются, бегая по
площадке. С окончанием музыки игроки должны построить колонну.
В мире нет рецепта лучше:
Будь со спортом неразлучен,
32
Проживешь сто лет
Вот и весь секрет!
-Молодцы, ребята. Вы были ловкими, смелыми, а самое главное
дружными. Вот таких здоровых и сильных ребят растит наш детский сад!
33
Приложение 6
Папка-передвижка «Роль сказки в воспитании детей».
Практика показывает, что дошкольный и младший школьный возраст
являются наиболее сенситивными периодами для использования сказки как
метода воспитания и развития детей.
Сказки и былины с давних времен используются для обучения и развития
подрастающего поколения. Именно так наши предки не только развлекали
детей, передавали им конкретные знания, учили правилам поведения в
обществе, но и имели возможность дать ребенку представление о сложных
абстрактных понятиях, таких как добро и зло, правда и ложь, мораль любовь,
надежда. Уникальность сказки в том, что она доступным языком учит
ребенка важным и необходимым для его взросления, развития, социализации
вещам: фантазировать, творчески мыслить, сопереживать героям. Например,
благодаря позитивным образам главных героев, которые в большинстве
случаев храбры, отважны и честны, ребенок учится быть активным в
действиях, преодолевать трудности. Или ребенок осваивает навыки
социального поведения, пытаясь понять внутреннее состояние любимых
героев, анализируя те или иные их поступки.
Возможность применения сказочного материала для решения педагогических
задач широко изучается в наше время
.
Мы остановимся на общих
практических рекомендациях, которые нужно учитывать при использовании
сказочного материала:
1.Необходимо создать правильные условия.
Очень важно, чтобы во время чтения сказок ребенка ничего не отвлекало,
не волновало, и он пребывал в хорошем настроении. Например, сказки
34
можно читать и изучать перед сном или в выходной день, когда не нужно
никуда торопиться и можно спокойно обсудить самые интересные
события и персонажей. Чтобы получить от сказки максимальное
удовольствие, старайтесь не отвлекаться во время чтения.
2.
Важно обсуждать с ребенком события и персонажей сказки.
Если цель использования сказки – не только развлекательная, важно
помочь ребенку сделать выводы, проанализировать события и
поведение главных героев. Дети не всегда еще способны рассуждать об
абстрактных понятиях (например, разделять добро и зло, им нужно
опираться на конкретные образы, фигурирующие в сказках, приводить
примеры). Малыш должен понимать, что происходит в сказке. Если вы
заметили, что с первого раза он не совсем уяснил ее смысл,
перечитайте ее еще раз.
3.
При выборе сказки для ребенка важно учитывать его индивидуальные
психологические и эмоциональные качества.
Постарайтесь прочитать сказку заранее, подумать, какие
педагогические задачи вы можете решить при помощи конкретно этой
сказки. Можно, например, с помощью сказки нивелировать у ребенка
какие-то негативные стороны личности, и развить позитивные. При
необходимости вы можете даже создавать сказки самостоятельно или
совместно с ребенком, наделяя ярких привлекательных персонажей
именно теми качествами, которые планируете развить в ребенке и
приводя конкретные поведенческие примеры реализации этих качеств
у главных героев.
4.
Позвольте ребенку самому вообразить любимых персонажей сказки.
Не рекомендуется давать детям книжки с картинками во время
прослушивания сказок. Визуальные образы, как правило, очень яркие и
могут отвлекать внимание ребенка от смысловой нагрузки сказки. Во-
вторых, это может ограничивать развитие творческой фантазии ребенка,
35
ведь детское восприятие отличается от восприятия художника,
нарисовавшего их. Попросите ребенка самому описать (а при желании –
нарисовать, изобразить при помощи звуков, жестов, мимики по желанию
ребенка) своих любимых сказочных персонажей. Это способно стать
хорошей возможностью для творческого развития ребенка.
5.
Не забывайте про грамотную речь.
Детские сказки помогают ребенку расширить словарный запас, строить
связную и развитую речь. Поэтому обязательно следите за свое дикцией
во время чтения сказок, выговаривайте четко все звуки. В противном
случае ребенок может перенять от вас неправильное произношение, а
избавиться от него будет очень трудно.
6.
И последняя, но при этом, пожалуй, одна из самых ценных рекомендаций
– не пренебрегайте воспитательной ценностью сказок, используя их
только для развлечения ребенка.
С помощью сказок можно направить детское развитие в положительное
русло. Исследования показывают, что типичное для сказок торжество
добра является очень важным в правильном воспитании детей,
способствует развитию двух важнейших основ формирования
психологического здоровья личности: жизненная устойчивость,
выражающаяся в базовом доверии к миру и личностная зрелость. Обладая
убеждением торжества добра над злом, ребенку будет значительно проще
преодолевать жизненные трудности. И даже несмотря на неизбежные
разочарования, с которым впоследствии столкнется человек на жизненном
пути, на подсознательном уровне они всегда будут убеждены в
превосходстве добра.
Многие родители порой замечают, что они не всегда могут найти
правильные слова и способы взаимодействия со своим ребенком, и без
специальных педагогических знаний и навыков это действительно может
вызывать затруднения у многих родителей.
36
Помните, что вы всегда можете обратиться к универсальному языку
сказки – это один из способов, который поможет вам наладить контакт
с ребенком.
37
Приложение 7
Анкеты для выявления уровня педагогической культуры родителей.
1.На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка (нужное
подчеркнуть):
слушаете передачи по радио и телевидению;
посещаете лекции для родителей;
на основе рекомендации психологов;
используя жизненный опыт;
читаете педагогическую литературу.
2.Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными (нужное
подчеркнуть):
поощрение;
наказание;
требование;
убеждение;
приучение.
3.Какие виды поощрения Вы используете чаще всего (нужное подчеркнуть):
словесная похвала;
подарки;
ласки.
4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании (нужное
подчеркнуть):
физическое наказание;
словесная угроза;
лишение развлечения;
38
Уважаемые мамы и папы!
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы нашей анкеты на тему:
«КАК ПОМОЧЬ УЧИТЬСЯ».
1. Чему Вы больше отдаете предпочтение: обучению чтению, счету или
общему развитию памяти, внимания, любознательности? Почему?
2. Каким Вы желали бы видеть Вашего ребенка на пороге школы?
3. С радостью ли пойдет Ваш ребенок в школу?
4. Готов ли, по Вашему мнению, Ваш ребенок к школе?
5. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе?
6. Как часто он задает Вам вопросы? Какие?
7. Отражает ли он впечатления в разных видах деятельности? Приведите
примеры.
8. Чем интересуется Ваш ребенок больше всего?
9. Трудно ли Вам удается воспитать в ребенке умение управлять собой?
Почему?
10. Какие знания, умения, навыки Ваш ребенок должен приобрести в
детском саду, чтобы ему было легче учиться?
11. Готовите ли Вы ребенка к обучению в школе? Как готовите?
39
Праздничные посиделки
«Рядом с мамочкой моей»
Развлечение с мамами для детей 2-3 лет на День матери
Ход праздника:
Воспитатель:Добрый вечер, дорогие наши мамы и бабушки! Сегодня мы не
случайно собрались все вместе. Ведь именно в ноябре отмечается такой
замечательный праздник - День матери.
Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живет в
человеке до конца его дней.
Максим Горький писал:
«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет
любви, без матери нет ни поэта, ни героя».
Разрешите вас поздравить,
Радость вам в душе оставить,
подарить улыбку, пожелать вам счастья,
Прочь невзгоды и ненастья.
Самое прекрасное слово на земле – мама! Закройте на минуту все глаза и
вспомните свою маму.
А теперь давайте все вместе ласково произнесите слово “МАМА”. (Дети и
взрослые произносят слово «Мама»). Почувствовали, что стало теплее?
Чтобы это тепло сохранялось у нас на весь вечер, мы будем вместе с вами
играть, петь и танцевать, в общем будем веселиться. В этот праздничный
наш день!
Воспитатель :
Каждый в детстве, наверное, слышал потешку про «Сороку-белобоку»,
которая кашу варила. Давайте вместе вспомним.
Читают потешку «Сорока-белобока»
Ребята, а вы знаете из чего можно сварить кашу? А мамы знают? Давайте
проверим: если я назову продукт, который нужен для приготовления каши,
40
вы должны сказать «да», а если продукт не нужен, то – «нет».
Сорока – белобока, задумала кашу варить, чтобы деток накормить.
На рынок пошла и вот, что взяла…
Парное молоко? Да!
Куриное яйцо? – нет!
Крупа манная? – да.
Капуста кочанная? – нет!
Солёный огурец? – нет!
Мясной холодец? – нет!
Сахар да соль? – да!
Белая фасоль? – нет!
Масло топлённое? – да!
Рыбка солёная? – нет!
Лавровый лист? – нет!
Китайский рис? – да!
Чернослив да изюм? – да!
Шоколадный лукум? – нет!
Перец болгарский? – нет!
Соус татарский? – нет!
Клубничное варенье? – да!
Бисквитное печенье? – нет!
Да, славненькая кашка получилась!
Воспитатель: Молодцы!!! Кашу сварили, а теперь будем играть. А наша
игра называется «Мотальщицы» (кто быстрее намотает ленточку на
палочку).
Воспитатель: Молодцы!! Похлопаем все вместе победителям и всем кто
старался. А теперь мы хотим узнать
«Кто в нашей группе самая читающая семья».
Загадки:
1. Всех важней она в загадке, хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки деду с бабкой помогла. (мышка)
2. Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом.
Кто же были эти маленькие дети? (семеро козлят)
3. Убежали от грязнули, чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет, и в дороге слезы льет. (Федора)
4. И зайчонок, и волчица –
41
Все бегут к нему лечиться. (Айболит)
Воспитатель: Молодцы все любят читать. Давайте с вами немного
разомнемся, попляшем и научим мамочек пляска –
(Заинька, С погремушками на выбор воспитателей).
«Пляска с погремушками»
Воспитатель: Ребята, а вам мамы и бабушки стряпают вкусные пирожки?
Давайте мы тоже для бабушек и для наших мамочек испечем вкусные
пирожки.
Песня «Пирожки».
Воспитатель: Вот какие ребята молодцы, как дружно спели, а мамы умеют
петь?
Кто из вас желает спеть для ребят колыбельную песенку, а давайте все
вместе споём. ( Фонограмма песенки Спят усталые игрушки)
Воспитатель: Спасибо мамы за вашу активность и веселое настроение.
Желаем всегда быть такими же молодыми, красивыми, здоровыми и
веселыми! А мы вам предлагаем послушать весёлую песенку, про вас и
ваших детей. ( Показ мульт песенки).
Спасибо, что пришли к нам на посиделки!!! ( Дети дарят мамам подарки).
42