Напоминание

Опыт по подготовке обучающихся к ОГЭ,ЕГЭ по математике


Автор: Галина Николаевна Лябушева
Должность: учитель математики
Учебное заведение: «Зятьково-Реченская СОШ»филиалМБОУим.Героя СоветскогоСоюзаН.Ф.Гастелло
Населённый пункт: с.Зятькова Речка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Опыт по подготовке обучающихся к ОГЭ,ЕГЭ по математике
Раздел: среднее образование





Назад




«Зятьково-Реченская средняя общеобразовательная школа»

филиал муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Н.Ф.Гастелло»»

Опыт работы

по подготовке обучающихся к ОГЭ,

учителя математики Лябушевой Г.Н.

2021 год

Подготовка обучающихся к ОГЭ по математике

От чего зависит наш результат? От достоверных источников информации.

О содержании и объеме материала, структуре и системе оценивания экзаменационной работы

являются следующие документы:

- Кодификатор элементов содержания по математике для составления контрольных

измерительных материалов государственного экзамена;

- Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников по математике для составления

контрольных измерительных материалов государственного экзамена;

- Спецификация контрольных измерительных материалов государственного экзамена по

математике;

- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для ГИА.

Существующий кодификатор позволяет разбить материал на несколько крупных тематических

блоков. Такой подход способствует формированию более прочных знаний и, как следствие, более

уверенному поведению выпускника на экзамене.

Что мешает успешной подготовке учащихся к экзамену?

• Отсутствие желания учиться;

• Завышенное самомнение или заниженная самооценка;

• Негативное отношение к экзамену;

• Большая нагрузка;

• Низкий уровень вычислительных навыков;

• Слабая сформированность понятий и определений;

• Наличие «пробелов».

Способы обнаружения отставаний учащихся:

•Выявление пробелов по темам;

• обучающие самостоятельные работы в классе.

Что поможет учителю эффективно организовать подготовку к итоговой аттестации?

1. Подготовка к ГИА в новой форме с 5 класса;

3. Тренинг по совершенствованию вычислительных навыков;

4. Организация тематических зачётов;

5. Методическая подготовка к ГИА;

6. Своевременная систематизация материала на этапах повторения;

7. Регулярное проведение уроков обобщения;

8. Через систему дополнительных занятий (индивидуальных консультаций) повышать интерес к

предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.

9.Знакомство со структурой работы, временными рамками, нормами оценивания, условиями

проведения экзамена, обучение «технике сдачи теста»:

- строгому самоконтролю времени;

- определению трудности заданий;

- знакомство с приёмом «прикидки» результата подстановкой.

10. Проведение в течение года диагностических и тренировочных работ, глубокий анализ

результатов и работа по коррекции.

11. Неоднократная репетиция ситуации экзамена, формирование адекватной оценки, позитивный

настрой на экзамен;

12. Психологическая подготовка к ГИА.

У меня сложилась определенная система подготовки учащихся к итоговой аттестации. Большое

внимание в своей работе уделяю самообразованию для грамотной и квалифицированной

подготовки учащихся к ГИА. Программа подготовки к ГИА предусматривает различные виды

деятельности: организационно-методическую работу, повышение профессиональной

компетентности педагога, изучение документов федеральных, региональных, муниципальных

органов образования, федерального института педагогических измерений, работу с учащимися и

их родителями.

Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых

заданий, подбора учебно-методической литературы.

Работая в прошлом году в 9 классе, мы с детьми приобретали пособие из УМК «Математика.

Подготовка к ГИА-9» (под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Калабухова) – «Тематические тесты

для подготовки к ГИА-2021». В книге представлены 24 параграфа по всем темам, отражённым в

спецификации государственной итоговой аттестации: 17 параграфов соответствуют базовому

уровню сложности, 5-повышенному уровню, один параграф содержит материал по

комбинаторике, теории вероятностей, математической статистике, один - задачи по геометрии.

При этом каждый параграф входит в определенную содержательную линию нового стандарта

математического образования и включает основные теоретические сведения, соответствующие

разделу, демонстрационный вариант с решениями задач и 6 тренировочных вариантов, каждый из

которых содержит 8 заданий. Внутри параграфа варианты расположены по возрастанию уровня

сложности.

Такие пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе,

самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

Так как класс у меня был, разноуровневый, мне необходимо было ориентироваться на уровень

каждого ученика в отдельности и во время занятий, и при определении домашнего задания.

Ни для кого не секрет, что успех на экзамене достигается путем кропотливой, ежедневной работы.

Поэтому на каждом уроке (за редким исключением) на каком-либо этапе занятия, учащимся

предлагаются задания формата ГИА. Чаще всего я их отрабатываю на этапе актуализации ЗУН.

Как правило, использую задания базового уровня, так как при фронтальной работе сложно

провести дифференциацию и индивидуализацию. Но в результате, действуя по принципу шаг за

шагом на мой взгляд, даже самый слабый ученик к окончанию 9-ти классов будет иметь

возможность набрать проходной минимальный балл.

При работе с заданиями ГИА, обязательно обращаю внимание на «лимит» времени. На мой

взгляд, человек, умеющий правильно распределить регламентированный ему отрезок времени,

правильно рассчитать свои силы и способности, имеет большую возможность прийти с хорошим

результатом. Поэтому, проводя на уроках работы в виде тестов (тренировочных или проверочных)

заранее четко указываю временные рамки. На первых порах уложиться в регламент большинству

учащихся удается с трудом.

В своей работе, как и все, использую банк открытых задач, демонстрационные варианты,

варианты репетиционных экзаменов. Использую эти технологии на этапах изучения нового

материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с

выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение

пропусков, на установление истинности или ложности. Помимо этого активно использую

тестовые технологии и во внеклассной работе.

Провожу индивидуальные консультации после уроков. Они охватывают как сильных учащихся, с

которыми разбираем задания повышенной сложности, так и слабоуспевающих учащихся, с

которыми отрабатываем базовые знания, умения и навыки. Разбираем демонстрационный

варианты и задачи из открытого банка, а также тестовые задания. Знакомлю с системой

оценивания, даю советы по организации работы над тестом. Провожу тренировочные работы в

классе, затем ученики самостоятельно работают над вариантами тестов дома, после проверки

происходит разбор заданий, вызвавших затруднения.

Но основная трудность при работе в девятых классах – это те дети, которые недостаточно

времени уделяют вниманию подготовке к уроку. а чаще всего им просто лень.

На занятиях пытаюсь «наработать» проходной минимум, который, как мы все понимаем, многим

детям тоже дается с трудом. Из каждого модуля прорабатывать старались в первую очередь самые

простые типы заданий, которые могли принести необходимые баллы. При этом учитывались и

индивидуальные «предпочтения», так как у каждого ученика есть свои наиболее «слабые темы».

Основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий (их можно найти в

разнообразных пособиях по ГИА) с выявлением имеющихся пробелов в знаниях.В своей работе

активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет

ресурсы), которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену и мне, как учителю и

моим ученикам.

Кроме того в течение года проводились тренировочные, репетиционные работы внутри школы.

Работы были с официального сайта СтатГрад, Решу ОГЭ, где тексты максимально приближены к

новым стандартам. Во время проведения работ старалась создать реальные условия проведения

ГИА. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам

регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом,

вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.

Проводя анализ этих работ, можно рассказать о следующих результатах.

Диагностическая работа ( 6 октября 2021г.)

Писали-4 человека,

На «3»-3чел., на «2»-1человек.

Было выявлено, что наиболее удачно дети справляются с заданиями №№1, 2, 6,9, 11, 14, 16, 20

(нахождение значения выражения, работа на числовой прямой, свойство средней линии

треугольника, площади фигур, задача на проценты, вычисление по формулам). Соответственно,

особое внимание надо было обратить на №5, 7, 13, 17,19 (графики функций, упрощение

выражений, нахождение верных-неверных утверждений, применение подобия треугольников,

вероятность).

Тренировочная работа (1 декабря 2021г.)

Писали -3 человека,

На «4; -1 чел. «3»-2чел.

Тренировочная работа ( 2 февраля 2021г.)

Писали -4 человека. На данный момент предположительно уже было решено, что оценка будет

выставляться по двум дисциплинам, поэтому, выдвигая четкие требования, я выставляла оценки

по «алгебре» и «геометрии» отдельно. При этом, с учетом известных критериев, 1 человек

оказался категории «экзамен не сдан» (1 человека – алгебра). Хотелось бы отметить, что

улучшились результаты по задания, вызывавшим ранее затруднения .

Тренировочная работа (2 марта 2021г.)

Писали- 3 человека. Можно отметить положительную динамику, так как неудовлетворительных

оценок не получил никто, а процент качества составил 66%.

Информационное обеспечение осуществляю через уголки подготовки к итоговой аттестации. На

уголках размещаю положение об итоговой аттестации, образцы бланков, инструкции по их

заполнению, правила поведения на ГИА, права учащихся во время проведения ГИА, порядок

проведения апелляции, советы учащимся и их родителям, демонстрационные варианты,

кодификаторы, спецификации. На методических объединениях совместно с другими учителями

математики проводим изучение нормативной документации. На родительских собраниях мы

информируем родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о

процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ГИА и уровне

готовности каждого ученика. Оказываем ученикам и их родителям психологическую помощь в

ходе подготовки и проведения аттестации.

Итогом проведенной работы, конечно, будет являться сам экзамен. Подытожив выше сказанное,

можно сделать вывод, что умения грамотно и эффективно организовать работу учащихся по

подготовке к итоговой аттестации, можно получить положительную динамику при изучении

математики каждым учеником и хорошие результаты на экзамене.



В раздел образования