Напоминание

Произвольность – как одно из направлений эмоционально – личностного развития.


Автор: Дегтярева Юлия Шамильевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №10"
Населённый пункт: Республика Мордовия, г.Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: Произвольность – как одно из направлений эмоционально – личностного развития.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Произвольность – как одно из направлений эмоционально – личностного

развития.

Одно из направлений эмоционально – личностного развития в процессе

освоения игры связано со становлением такого психического качества, как

произвольность. Произвольность – это умение подчинять свое поведение

заданному правилу. В эксперименте Л.И.Божович было показано, что

дошкольники могут долго и старательно выполнять неинтересное занятие

(переписывание букв), если при этом они изображают учеников (то есть

берут на себя их роль). Точно так же в исследовании Д.Б. Эльконина девочка,

играющая роль буфетчицы, не ела вкусное печенье, поскольку это не

соответствует представлениям об обслуживании клиентов. В работах

З.В.Мануйленко было отмечено, что дошкольники могут в несколько раз

дольше находиться в той или иной позе, если они изображают часового,

охраняющего «фабрику», чем когда это задание просто задает взрослый в

виде соответствующей инструкции («стоять ровно»). Приведенные примеры

наглядно демонстрируют, что именно игра является той формой детской

активности,

которая

обладает

особым

ресурсом

формирования

произвольности. В первую очередь произвольность связана с процессами

внимания. Так, П.Я.Гальперин считал, что психологический смысл такого

процесса, как внимание, раскрывается в ходе контроля за выполнением

поставленной задачи. Поэтому можно говорить о том, что для диагностики

произвольности в дошкольном возрасте достаточно использовать задания,

связанные с подчинением тому или иному правилу.



В раздел образования