Автор: Дегтярева Юлия Шамильевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №10"
Населённый пункт: Республика Мордовия, г.Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: Произвольность – как одно из направлений эмоционально – личностного развития.
Раздел: дошкольное образование
Произвольность – как одно из направлений эмоционально – личностного
развития.
Одно из направлений эмоционально – личностного развития в процессе
освоения игры связано со становлением такого психического качества, как
произвольность. Произвольность – это умение подчинять свое поведение
заданному правилу. В эксперименте Л.И.Божович было показано, что
дошкольники могут долго и старательно выполнять неинтересное занятие
(переписывание букв), если при этом они изображают учеников (то есть
берут на себя их роль). Точно так же в исследовании Д.Б. Эльконина девочка,
играющая роль буфетчицы, не ела вкусное печенье, поскольку это не
соответствует представлениям об обслуживании клиентов. В работах
З.В.Мануйленко было отмечено, что дошкольники могут в несколько раз
дольше находиться в той или иной позе, если они изображают часового,
охраняющего «фабрику», чем когда это задание просто задает взрослый в
виде соответствующей инструкции («стоять ровно»). Приведенные примеры
наглядно демонстрируют, что именно игра является той формой детской
активности,
которая
обладает
особым
ресурсом
формирования
произвольности. В первую очередь произвольность связана с процессами
внимания. Так, П.Я.Гальперин считал, что психологический смысл такого
процесса, как внимание, раскрывается в ходе контроля за выполнением
поставленной задачи. Поэтому можно говорить о том, что для диагностики
произвольности в дошкольном возрасте достаточно использовать задания,
связанные с подчинением тому или иному правилу.