Напоминание

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ-ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Белкова Венера Назифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №75
Населённый пункт: г.ЧЕЛЯБИНСК
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ-ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ-ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Венера Назифовна Белкова

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Руководитель — к.п.н., доцент, Марина Николаевна Терещенко

Аннотация:

В статье речь идет о подвижных играх, в которых

формируются и развиваются физические качества, такие как: сила, быстрота,

выносливость, ловкость, гибкость.

Являясь одним из основных средств и

методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно

решать

оздоровительные

и

воспитательно-образовательные

задачи.

Она

оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление

ребенка. [1]

Ключевые слова: Подвижная игра, игровые упражнения, физическое

воспитание, физические качества

Abstract: The article deals with mobile games in which physical qualities are

formed and developed, such as strength, speed, endurance, dexterity, and flexibility.

Being one of the main means and methods of physical education, mobile game allows

you to effectively solve health and educational tasks. It has a comprehensive impact

on the physical development and health of the child.

Keywords: Active play, game exercises, physical education, physical qualities

Актуальность.

Игра

занимает

важное

место

в

жизни

ребенка-

дошкольника, и поэтому рассматривается как одно из основных средств

развития. В практике дошкольного учреждения организуются игры ролевые,

дидактические, подвижные, игры с правилами и др. Но среди всего

многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все

играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти

действия

обусловлены

сюжетом

и

правилами

игры

и

направлены

на

достижение

определенной

условной

цели,

поставленной

перед

детьми

взрослыми или самими играющими. [4]

Цель

работы:

Изучить

подвижные

игры,

с

помощью

которых

формируются двигательные навыки.

Материалы

и

методы

исследования.

Подвижная

игра

это

сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и

своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех

играющих

правилами.[2]

Все

игры

для

детей

дошкольного

возраста,

построенные на движении, разрешено поделить на две огромные группы:

подвижные игры с правилами и спортивные игры. К первой группе относят

игры, различные сообразно

содержанию, сообразно организации детей,

сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Внутри этой группы

идет разделение на сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Вторая

группа – спортивные игры: футбол, теннис, баскетбол, бадминтон, настольный

теннис, городки.

Планируя подвижные игры, прежде всего, следует уделять внимание,

какие двигательные действия освоены детьми, и в какой степени; следует

учитывать и состояние здоровья ребёнка, а также особенности телосложения

детей.

Для детей астеноидного типа показаны упражнения для развития силы,

выносливости.

Детям дегестивного типа, у которых хорошие показатели по качествам

гибкости и равновесия, но низкие показатели по скоростно-силовым качествам

и выносливости, показаны упражнения именно на развитие этих качеств.

Многообразие

способов

достижения

цели,

внезапные

изменения

ситуаций,

динамичность

действий

не

позволяют

точно

регулировать

физическую нагрузку, поэтому при отборе и проведении игр следует учитывать

физическую подготовленность детей. Проведение подвижных игр требует от

педагога индивидуально-дифференцированного подхода.

При планировании процесса физиологического развития рекомендуется

учесть, как общие, так и индивидуальные особенности развития организма

детей.

Таким образом, для того, чтобы подвижные игры содействовали

развитию физических свойств нужно соблюсти ряд критерий их планирования

и отбора содержания:

при планировании игр придерживаться принципу последовательности

преемственности с программным содержанием физкультурных занятий и

остальных видов двигательной деятельности детей;

учитывать возрастные особенности, исходный уровень физических

качеств, при отборе содержания игры придерживаться принципу доступности.

Будет крайне сложно добиться желательного эффекта, если не учесть все

требования к подбору и планированию игр. При отсутствии системы и

преемственной связи, сколько не проводилось бы игр, сформированные навыки

и качества быстро утрачиваются, при этом обеспечивается только потребность

ребенка в движении, приобретается двигательный опыт, но часто этот опыт

однообразный. [3]

Результаты

исследования

и

обсуждение.

Среди

разнообразных

физиологических функций человеческого организма особо следует отметить

двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека

выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных

(физических) качеств.

Посредством движения в дошкольном возрасте закладываются наиболее

благоприятные основы для формирования физиологической основы всех

будущих физических качеств. [6]

Неувязка

физиологического

развития

ребенка

в

значимой

мере

определяется развитием его физических качеств в различных периодах детства.

Формирование физических качеств дошкольников во многом определяется

системой работы, интенсивностью и частотой занятий с детьми физическими

упражнениями, критериями организации двигательной деятельности.

Физические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила,

быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

При

формировании

и

развитии

физических

качеств

необходимо

правильно выбрать методику обучения ребёнка движению.

Поскольку физические качества формируются у ребёнка комплексно,

развитие одного из качеств способствуют улучшению других физических

качеств.

Таблица 1 – Группировка игр по направленности на развитие физических

качеств

Качества,

проявляемые

в игре

Характеристика игровых действий

Ловкость

Игры, побуждающие немедленно переходить от одних

действий к другим. Игры, требующие сосредоточить

внимание одновременно на нескольких действиях (бег,

прыжки, действия с увертыванием)

Быстрота

Игры,

побуждающие

своевременных

ответов

на

зрительные, звуковые сигналы с короткими перебежками;

с преодолением небольших расстояний в кратчайший

срок; с бегом на скорости в изменяющихся условиях

Сила

Игры с кратковременными мышечными напряжениями

динамического и статистического характера

Выносливость

Игры

с

неоднократными

повторениями

активных,

энергично

выполняемых

действий,

связанных

с

непрерывными интенсивными движениями, в которых

активные действия чередуются с короткими паузами

Гибкость

В

качестве

средств

развития

гибкости

используют

упражнения, которые можно выполнять с максимальной

амплитудой, это упражнениями на растягивание: маховые

или пружинные движения типа наклонов, висов или

выпадов и растягивающие движения, выполняемые с

партнером или на тренажерах

Выводы: Игровая деятельность носит комплексный характер и строится

на сочетании различных двигательных действии (бег, прыжки и др.) В игре

предоставляется возможность проявлять самостоятельность, находчивость в

выборе способа выполнения действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу

игры обязывают ребенка решать двигательные задачи в кратчайшие сроки и с

полной мобилизацией двигательных способностей. [5]

Это

помогает

закреплению

двигательных

навыков

и

развитию

физических качеств в постоянно изменяющихся условиях.

Подвижные

игры

создавая

атмосферу

радости,

делают

наиболее

эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и

воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры,

вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические

процессы.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных

фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность,

развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой

стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой

деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном

итоге способствует воспитанию личности в целом. Следовательно, подвижные

игры - действенное средство разностороннего развития.

Список использованных источников

1.

Аркин, Е.А. Физическое воспитание в детском саду [Текст] /

Е.А. Аркин. – М.: Наркомпрос РСФСР - Москва, 2009. - 646 c.

2.

Безрукова, В.С. Педагогика [Текст] / В.С. Безрукова. – Екатеринбург,

2003 – 320 с.

3.

Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Программа и

программные требования[Текст] / Л.Д. Глазырина. - М.: Гуманит. изд. Центр

ВЛАДОС, 2001. – 248 с.

4.

Иванов,

В.А.

Методика

комплексного

развития

основных

двигательных качеств детей 3-7 лет в режиме дошкольных учреждений

[Текст] / В.А. Иванов. – Красноярск: ПИК «Офсет», 2007. – 288с.

5.

Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей

3-5 лет. [Текст] / Л.П. Пензклаева. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -

252 с.

6.

Степаненкова,

Э.

Я.

Физическое

воспитание

в

детском

саду.

Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст]

/ Э.Я. Степаненкова. – Мозаика-Синтез - Москва, 2009. - 362 c.



В раздел образования