Автор: Семина Татьяна Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Многопрофильный лицей №18 имени М.В. Ломоносова ЗМР РТ"ОУ "Айшинская СОШ ЗМР РТ"
Населённый пункт: Зеленодольск
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у младших школьников.
Раздел: начальное образование
Слайд 1
Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у
младших школьников.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Поздравляю Вас с началом нового учебного
года. Здоровья, успехов Вам и вашим ученикам.
Слайд 2
Без чтения нет настоящего образования,
нет, и не может быть ни вкуса, ни слога,
ни многосторонней шири понимания.
А. Герцен
Современному
обществу
нужен
человек,
умеющий
добывать
самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные
учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках
образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или
практических задач.
Важнейшую роль в обучении играют познавательные
УУД, в том числе умение читать.
Давайте вспомним, что такое «смысловое чтение»?
Слайд 3
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается
понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Слайд 4
Цель смыслового чтения отражена на слайде. (максимально точно и
полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить
извлеченную информацию)
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с
формированием у школьника основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат
младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания,
а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на
последующих уровнях обучения.
Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый
ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком
чтения.
Слайд 5
Навык чтения – явление сложное.
Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Смысловая:
понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая:
способ чтения,
темп чтения,
правильность чтения,
выразительность.
Исходя из этого, можно сформулировать основные умения смыслового
чтения,
которые
вы
видите
на
слайде,
и
развитие
которых
должно
обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
Слайд 6
Все эти умения развиваются не только на уроках литературного чтения,
но и на уроках русского языка,
математики, изобразительного искусства,
окружающего мира, технологии.
Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для
овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров,
приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке
различные типы и виды чтения.
Слайд 7
Существует большое количество приемов по формированию смыслового
чтения, которые вы видите на слайде.
Но перед нами стоит другая проблема. Сегодня в России, которую раньше
считали самой читающей страной, назрел кризис чтения. Читающих людей
становится все меньше и меньше, особенно среди молодежи. В связи с
развитием компьютерных и других информационных технологий происходит,
как одно из следствий, падение интереса к литературе вообще.
Слайд 8
Проще говоря, дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность,
и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, техника чтения.
Поэтому все эти приемы бесполезны, пока ребенок не научится читать с
определенным темпом чтения.
Существует много причин, тормозящих технику чтения (представлены на
слайде)
Рассмотрим упражнения и приемы, позволяющие избежать эти причины.
Слайд 9
1.
Многократное прочтение. Ребёнок повторит чтение несколько раз
до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.
2.
«Жужжащее» чтение.
Суть его в том, что дети ежедневно любой урок начинали с чтения своей
книжки. Мы засекали время и 5 минут отрывали от любого урока, чтобы дети
читали вполголоса вслух. Далее, любые задания в любых учебниках дети
читали также вслух вполголоса. Польза «жужжащего чтения» очевидна - у
ребёнка постоянно есть КНИГА, КОТОРУЮ ОН СЕЙЧАС ЧИТАЕТ. То есть
ребёнок МНОГО ЧИТАЕТ. А это - главный успех хорошей учебы и привития
интереса к чтению.
Слайд 10
3. При Регрессии помогают такие задания, как
Чтение пар слов, отличающихся одной буквой
Найди лишнее слово
Чтение цепочек слов, близких графическому облику
Слайд 11
4. Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации
«Доскажи строчку»
Ло – ло – ло – как на улице … (светло)
Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул)
Мама Милу мыла мылом,
Мила мыло не … (любила).
Слайд 12
5. Упражнения для работы над артикуляцией
Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.
Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.
АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ...
з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ...
С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш...
Чтение чистоговорок.
Жа - жа - жа — есть иголки у ежа.
Ло - ло - ло — на улице тепло.
Чтение скороговорок
Утром присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Слайд 13
6. Упражнения, помогающие расширить поле зрения
… Чтение первого и последнего слогов на строке.
Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на
свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности…
Слайд 14
7. Уровень организации внимания
«Найди среди букв слова и подчеркни их».
Оасолнцетиоьстолпои
Киноыаелмухаорлфсыропрмамарпмашина
«Раздели предложения на слова»
СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯБУДЕМ
ЗНАКОМИТЬСЯСПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
АГНИИЛЬВОВНЫБАРТО
8. «Голова – хвост»
Существует два варианта выполнения этого упражнения. В первом
варианте взрослый зачитывает начало слова, а ребёнок должен найти его
окончание (хвост). Чтобы это сделать, нужно как можно быстрее пробежаться
глазами по тексту и отыскать необходимое слово. Второй вариант предполагает
зачитывание взрослым начала предложения, а ребёнку требуется найти конец.
Такая тренировка отлично развивает умение «сканировать» текст глазами, а
также повышает концентрацию внимания.
Слайд 15
9. «Таблицы Шульте»
Это таблицы со случайно расположенными символами, обычно это числа
или буквы, расположенные на квадратном листе, размером 15х15. Это
упражнение способствует развитию скорочтения, потому что улучшает
периферийное зрение, так же помогает развивать память и устный счёт.
Слайд 16
Вывод:
Использование
данных
приёмов
способствует
совершенствованию техники чтения, а значит, ребёнок имеет возможность
лучше понять содержание и смысл прочитанного.