Автор: Федорова Лидия Андреевна
Должность: Студент 44.04.02 Психолого - педагогическое образование
Учебное заведение: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.С. ТУРГЕНЕВА»
Населённый пункт: город Оред
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование самооценки как универсальное учебное действие у младших школьников».
Раздел: высшее образование
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени И.С. ТУРГЕНЕВА»
Институт педагогики и психологии
Кафедра психологии и педагогики
Статья
по теме: «Формирование самооценки как универсальное учебное
действие у младших школьников».
Студент Федорова Л.А.
(ФИО)
Группа 11ППОсп-мз
Институт педагогики и психологии
Направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование,
Профиль: Социальная психология в образовании
Руководитель от университета: доцент кафедры педагогики и психологии
к.п.н. Рябинкина А.Н. ______________
Орел, 2023
ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ
УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Федорова Л.А
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени И.С. ТУРГЕНЕВА»
В
статье
рассматривается
проблема
формирования
самооценки
как
универсальное учебное действие у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: младший школьный возраст, самооценка, формирование
самооценки, дети младшего школьного возраста, виды самооценки.
Под младшим школьным возрастом принято подразумевать период
жизни ребенка в возрасте от 6 до 10 лет, который приходится на период
обучения в начальной школе. На данном периоде закладывается основа
универсальных учебных действий, которые будут проявляется у ребенка на
протяжении всей жизни мотивируя его к учебной деятельности, а также
формируется основа отношения к себе, своему труду и оценке самого себя,
как отдельной личности, поэтому важным считается на данном этапе
сформировать у ребенка правильную адекватную самооценку.
Требования
современного
общества
ориентируют
современное
образование на формирование личности способной самостоятельно и
свободно мыслить, находить креативные пути решения различного рода
проблемы. Именно эти качества личности ценятся сегодня значительно
выше, чем владение ею большим объёмом информации. Это означает, что
приоритетной задачей школы является подготовка учащихся к реальному
миру. Предполагается готовность учащихся в будущем открыто выражать и
отстаивать
свое
социальное
положение,
критически
оценивать
свои
собственные намерения, мысли и действия, взять на себя ответственность за
результаты своих действий.
Самооценка связана с одной из главных потребностей человека –
потребность в самоутверждении, стремление человека найти свое место в
жизни, чтобы установить себя в качестве члена общества в глазах
окружающих и в своем собственном мнении.
Самооценка младших школьников – это важная составляющая его
формирующейся личности. Её уровень оказывает существенное влияние на
мотивацию ребёнка к учёбе, на его способность усваивать новые материалы
и вырабатывать полезные навыки, на его уверенность к себе. Младший
школьный
возраст
является
периодом
насыщенного
складывания
самооценки. Это обосновано тем, что ребёнок включается в новую
общественно
значимую
и
оцениваемую
деятельность,
значимым
расширением
круга
общения.
Формирование
у
учащихся
адекватной
самооценки является важным фактором развития личности. У детей
адекватная самооценка формируется под воздействием оценок со стороны
окружающих. Сначала ближайших родственников и друзей, а потом в
процессе своей деятельности и самостоятельной оценки ее результатов.
Понятия «самооценка» и «личность» неотъемлемое дополнение друг
друга, поэтому, формируя самооценку мы формируем непосредственно
собственное «Я». В зарубежной психологии формирование собственного «Я»
принято определять термином «Я-концепция», который определяется, как
динамическая система представлений в данном случае школьника о самом
себе, осознание собственных интеллектуальных, физических и личностных
качеств, а как конечный итог формирование самооценки, а также восприятие
и интерпретация влияющих на личность ребенка внешних обстоятельств.
Формируя адекватную самооценку как универсальное учебное
действие в интеграции у школьников закладываются основы формирования
самоанализа, самоконтроля и саморегуляции.
Самооценку принято разделять на адекватную и неадекватную, в свою
очередь неадекватная самооценка
бывает двух видов
завышенная и
заниженная.
Характеризуя адекватную самооценку, можно сказать, что у такого
человека мнение о себе совпадает с окружающей его действительностью, то
есть мнением родителей, друзей, учителей, при неадекватной же самооценки
все диаметрально противоположно, мнение человека о себе расходится с
окружающей действительностью.
Адекватная самооценка у ребенка может проявляться и в том, как он
оценивает своих сверстников, предъявляя к ним завышенные ожидания,
переоценивая их достижения, либо критикуя их поведение это может
говорить о том, что такой ребенок обладает заниженной самооценкой.
Также существует еще одно деление самооценки на абсолютную и
относительную. При абсолютной самооценки человек оценивает сам себя без
учета мнения других, при относительной человек так же воспринимает
оценку его действий со стороны окружающих его людей.
Адекватная
самооценка
позволяет
школьнику
оценивать
свои
возможности и умения, к тому же в младшему школьном возрасте
неотъемлемую часть в процессе формирования самооценки играет учитель.
Делая вывод можно сказать, что младший школьный возраст является
важнейшем этап в периоде социализации ребенка, когда формируются
принципиально важные качества личности, в том числе самооценка,
позволяющие младшему школьнику формировать правильное представление
о себе и окружающем мире.
Список литературы:
1.
Сафин В.Ф. – Психология самоопределения личности: учеб.пособие.
– 2000. – 142с.