Автор: Шогенова Фатима Мухтаровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ СОШ №1
Населённый пункт: с.п.Нартан, Чегемский район КБР
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование
Использование ИКТ на уроках математики
Цель:
подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию
решений и ответственному действию;
к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой
информационной среде;
эффективному использованию ее возможностей и защите от
негативных воздействий.
По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть
услышанного материала,
1/3 часть увиденного,
½ часть увиденного и услышанного,
¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе
обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса
обучения.
Поэтому я применяю компьютер в преподавании математики:
для диагностического тестирования качества усвоения материала;
в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и
навыков после изучения темы;
в обучающем режиме; при работе с отстающими учениками, для
которых применение компьютера обычно значительно повышает
интерес к процессу обучения;
в режиме самообучения;
в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.
Эффективна на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора,
когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной
лекции, демонстрировать учащимся красочные чертежи и проводить
построения «в реальном времени», для пояснения использовать звук и
анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Часто использую
презентации, созданные самостоятельно средствами Microsoft Power Point
или удачные, найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные
под контингент учащихся своей школы, что позволяет:
продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы
оформления решений;
продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты;
достичь оптимального темпа работы ученика;
повысить уровень наглядности в ходе обучения;
изучить большее количество материала;
показать ученикам красоту геометрических чертежей;
повысить познавательный интерес;
внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;
ввести уровневую дифференциацию обучения;
подтолкнуть учеников использовать домашний ПК для изучения
математики;
достичь эффекта быстрой обратной связи.
Сегодня существует множество готовых компьютерных программ. Роль
учителя состоит в кропотливом подборе материала к уроку, грамотной
расстановке акцентов.
Использую в своей деятельности разработки компании «Физикон» «Открытая
математика. Планиметрия» (7 – 9 кл.), «Открытая математика. Графики и
функции» (7 – 9 кл.), «Интерактивная математика» (5 – 9 кл.) издательства
«Дрофа», «Алгебра не для отличников» и другие.
Использую при объяснении нового материала модель – чертеж.
Задачи, тесты для самостоятельной работы применяю выборочно, т.к.
зависит от уровня подготовки класса.
Диски содержат множество материала, которые можно использовать и на
факультативных занятиях.
Активно пользуюсь информацией из Интернета (при подготовке рефератов,
уроков, для проведения внеклассной работы).
Большое количество ЦОРов по изучаемым темам взяла с Интернет-порталов
Министерства образования. Систематизирую и формирую папки по темам,
вкладывая в них устный счет, демонстрационный материал, самостоятельные
и контрольные работы, тесты, тренажеры.
Применяю ЦОРы при организации контроля и самоконтроля. Применение на
уроке компьютерных тестов позволяет за короткое время получить
объективную картину уровня усвоения учебного материала и вовремя ее
скорректировать.
Проверка заданий при компьютерном обучении идет автоматически, что
экономит время урока.
Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при
изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при
повторении. Конечно, для того, чтобы использовать ИКТ и учитель и ученик
должны быть знакомы с технологией работы на компьютере.
Рассмотрим
разработку
одного
из
уроков
математики
с
использованием
компьютера. Этот урок проводился в конце изучения темы "Квадратичная
функция" по алгебре в девятом классе. Подготовка к этому уроку началась
практически в начале изучения данной темы. На первом из уроков перед
учащимися
была
поставлена
проблемная
задача:
"Проанализировать
содержание изучаемой темы и выявить основные аспекты ее практического
применения". Урок проходит в несколько этапов.
1 этап - мотивационный.
На экране один из учащихся показывает портрет Н.И. Лобачевского, при
этом у учащихся возникает вопрос: "Какое отношение этот ученый имеет к
уроку?".
Ответ
на
поставленный
вопрос
дает
ученик,
сопровождая
свой
доклад показом собранного материала. Далее учитель проговаривает тему
урока, которую учащиеся записывают в тетради, проговаривает цели и этапы
урока,
что
сопровождается
показом
на
экране
компьютера.
После
этого
показывается слайд, на котором ребята читают основную мысль любого
познания "Изучай все не ради тщеславия, а ради практической пользы".
2 этап. Разминка.
Этот этап урока проводит группа ребят, которая работала над подбором
устных упражнений по теме. Они сами формулируют цели этого этапа и
задают задания:
1. Найдите значение функции у=3х*х-1 при х=1; х=0; х=-1.
2. Какова область определения функций:у=(2х)/(х-11); у=|х| ; у=корень|x|.
3. Найдите нули функции: а) у(х)=2х-4; б) у(х)= (х+1)(х-3).
уравнением
квадратичной
функции,
назовите
координаты
вершины
параболы: а) у=(х-1)(х-1); б)у=-х*х+3; в) у=(х+1)(х+1)-2.
3 этап - практический.
Учащиеся по желанию у доски остальные в тетрадях решают неравенства,
заранее приготовленные на доске, поясняя решение по мере выполнения
задания.
1. Решите методом интервалов: х(х+3)(7-х)<0 ; х*х-25>0; (х-1)/(2-х)<0.
2. Решите графически: х*х-6х+12<0 ; -х*х+4х-4>0.
4 этап - развивающий.
Учащиеся
под
руководством
учителя
проговаривают
этапы
решения
следующего задания:
Найдите область определения функции У= корень(2(х+6)(х-1)/(х-2)).
Решение данного примера сопровождается показом слайд-фильма.
5 этап. Подведение итогов урока и оценивание ответов обучающихся.
6 этап. Домашнее задание показано на экране ЭВМ и подобрано с учетом
дифференцированного
подхода
к
знаниям
учащихся.
Учитель
сделал
комментарий
по
выполнению
домашнего
задания.
В
конце
урока
ребята
п о д е л и л и с ь
с в о и м и
м н е н и я м и
о б
у р о к е .
Продумывая
ход,
урок
с
использованием
ИКТ,
не
забываю
о
здоровьесбережении учеников.
Таким образом, включение в урок информационно-компьютерных
технологий делает процесс обучения математике интересным и
занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного
материала.