Автор: Анастасия Павловна Котова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №90"ДАНКО"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности социально – коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогические условия формирования
эмоциональногоинтеллекта детей старшего дошкольного возраста
Социально-педагогическая
деятельность
в
условиях
дошкольных
образовательных
учреждениях
—
это
та
работа,
которая
включает
педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь
ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности,
организации себя, своего психологического состояния, помощь в решении
возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в
становлении маленького человека в обществе.
Сегодня разработано достаточно много парциальных программ по
социально - коммуникативному развитию дошкольников, по которым
работают
дошкольные
образовательные
организации.
Назовем
лишь
наиболее известные из них: «Мы вместе» М.Д.Маханеваой, О.А.Ушаковой -
Славолюбовой; «Я - человек» С.А. Козловой; «Наследие» М.Ю. Новицкой,
Е.В. Соловьевой; педагогическая технология «Открой себя» Е.В. Рылеевой;
методическое
пособие
«Социально-
коммуникативное
развитие
дошкольников»Л.В.Абрамовой, И.Ф. Слепцовой; программа «Я, ты, мы» О.
М. Князевой, Р. Б. Стеркиной; программа «Страна понимания» Р. Р.
Калининой; программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»С.
В. Крюковой; практические материалы для работы с детьми 3—9 лет
«Психологические игры, упражнения, сказки» О.В. Хухлаевой и др.
Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для
социально-коммуникативного развития детей направлена на:
- организацию предметно-пространственной среды;
- создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
- стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с
использованием проблемных ситуаций;
- устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве
со сверстниками и при поддержке родителей;
- мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций,
характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных
средств общения;
- обеспечение баланса между образовательной деятельностью под
руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
- моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к
общению с взрослыми и сверстниками.
Формирование
эмоционального
интеллекта
дошкольников
будет
успешным при соблюдении следующих организационно-педагогических
условий:
- создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
- обучение умению слушать и слышать другого человека;
- развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в
общении;
- развитие у детей навыков общения в различных жизненных
ситуациях;
- обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано
и мотивировано;
-
воспитание
доброжелательного
отношения
к
сверстникам;
толерантного отношения к представителям разных национальностей, культур
и традиций, к людям с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование чувства симпатии между участниками общения;
- объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее
больно, чем действие;
- обучение умению детей владеть собой;
- развитие умения анализировать ситуацию;
-целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Деятельность педагога по формированию эмоционального интеллекта
согласно ФГОС ДО заключается в следующем:
- знакомит детей с основными эмоциями и чувствами, их выражением в
мимике, пантомимике, действиях, интонации речи,
-
анализирует
с
детьми
причины
и
события,
способствующие
возникновению эмоций, рассматривает примеры из жизненного опыта детей,
произведений литературы и изобразительного искусства, кинематографа и
мультипликации,
- учит детей понимать свои и чужие эмоциональные состояния,
разговаривать о них, демонстрирует примеры эмоциональной поддержки и
адекватные возрасту способы регуляции эмоциональных состояний.
Безопасная и психологически комфортная образовательная среда
взаимодействие педагога с детьми, стабильность окружающей среды,
эмоционально-активизирующая
совместная
деятельность
воспитателя
с
детьми
способствуют
эмоциональному
«оздоровлению».Насыщенная
предметно-развивающая
среда
образовательного
учреждения
является
основным средством формирования личности ребенка и должна носить
эмоционально-развивающий
характер.
Наглядный,
художественный
материал, игровое оборудование должны подбираться с учетом пробуждения
интереса детей к эмоциям и экспрессии; содержание наглядного материала
должно соответствовать жизненному и эмоциональному опыту ребенка
Средствами
эмоционального
развития
выступают
разные
виды
деятельности: игровая, театрализованная, художественная, двигательная,
музыкальная, коммуникативная.
Игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, служит
основным средством эмоционально-экспрессивного развития детей. Всякая
роль представляет собой образец того, по каким правилам, взятым из
окружающей жизни, основывающимся на понимании ребенком социальной
роли человека в обществе, надо действовать в предложенной ситуации. Беря
на себя роль, дети передают характерные особенности персонажа с помощью
различных средств выразительности: голоса, мимики, жестов.
Игры-драматизации, психогимнастические игры, где действующими
лицами являются сами дети, также учат их управлять собой. Они
представляют собой какой-либо образ фантазии, обязательно насыщенный
некоторым эмоциональным содержанием.
Для развития у детей способности понимать, осознавать, правильно
выражать
и
полноценно
переживать
свои
и
чужие
эмоции
можно
использовать в работе упражнения на эмоции и эмоциональный контакт.
Использование коммуникативных упражнений помогают увидеть в другом
человеке его достоинства и научить вербальным и невербальным приемам
психологического сотрудничества; могут способствовать углублению сферы
общения; развивают у детей желание сотрудничать между собой. В эти
упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка
эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя
данные упражнения, является умение сопереживать, освобождаться от
отрицательных эмоций.
Мимические и пантомимические этюды, помогут наглядно представить
отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и
другие), связанные с переживанием телесного и психического удовольствия/
неудовольствия. Этюды знакомят детей с элементами выразительных
движений мимикой, жестом, позой, походкой. Элементы психологического
тренинга
на
занятиях
с
использованием
«терапевтических»
метафор
позволяют воссоздать и проиграть реальную ситуацию, окружающую
ребенка, а также найти выход из нее как с положительным, так и с
отрицательным результатом.
В практике образовательного процесса ДОО по формированию
эмоционального интеллекта активно применяются:
1) занятия и беседы по обсуждению различных чувств: радости, обиды,
гнева, страха, печали, интереса в группе детей, где для побуждения
используются детские рисунки, выполненные на темы чувств;
2) рисование на заранее заданную тему носит название «направленного
рисования», где иногда исследуются чувства и мысли, которые не удается
раскрыть в процессе вербального общения. Изобразительная деятельность
позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, в
мир природы, познать их и принять в них участие;
3) введение в процесс образования ситуационных или проблемных
задач
(кейс-технология)способствует
приобретению
детьми
позитивного
опыта нравственного поведения, так как решение конкретных проблем
ориентирует ребенка на конкретные дела и поступки;
4)использование театрализованной деятельности;
5) чтение литературных произведений и сказок. Материальные и
духовные объекты культуры и социума (устное народное творчество,
искусство,
детская
литература,
русские
народные
сказки)
оказывают
педагогическое воздействие на развитие у детей нравственных чувств,
качеств, нравственного сознания и готовность к нравственному поведению.
Анализ прочитанного дает возможность детям оценить поступки различного
характера и увидеть результаты того или иного поведения, это способствует
усвоению детьми нравственных представлений;
6) использование литературно-игровых форм: сочинение с детьми
загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких
стихов);
7) физкультминутки, подвижные игры, праздники, соревнования;
8) информационно – интерактивные технологии .
Интересные технологии по формированию эмоционального интеллекта
предлагает Н.П.Гришаева:«Рефлексивный круг»,«Дети – волонтеры», «Мое
настроение», «Социальная акция» и др.
Наиболее
действенной
я
считаю
технологию
«Ежедневный
рефлексивный круг», которая направлена на сплочение детского коллектива,
формирование умения слушать и понимать друг друга, выражать свои
чувства и переживания публично.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка,
как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны
быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Наилучшим
средством является проектная деятельность. Ведь участники проекта
становятся и разработчиками, и создателями новых условий, в которых
изменяются сами. Взаимодействие участников образовательного процесса в
ходе реализации того или иного проекта – уникальная возможность для
совместной познавательной деятельности. Педагог и дети, увлеченные
познавательной
и
опытно-экспериментальной
деятельностью,
тесно
общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач,
находят ответы на вопросы, вместе переживают радости и неудачи.
Социально – коммуникативное развитие дошкольников нужно
рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения
родителей, направленный на формирование эмоционального интеллекта всех
членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с
детьми. Особо необходимо обратить внимание на совместную деятельность
детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует
на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству,
эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает
возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а взрослому лучше
понять ребенка.
У детей может быть различной способность к общению по причине
разной психологической атмосферы в семьях. Необходимо соблюдать
согласованность принципов воспитателей и родителей.
Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
и объединение усилий для развития и воспитания детей позволяют создать
атмосферу
взаимопонимания,
общности
интересов,
эмоциональной
взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения
родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических
возможностях .
Работа
с
родителями
может
проходить
в
различных
формах:
тематические собрания, мастер – классы, тренинги, совместные акции,
конкурсы, выставки, проекты, индивидуальные беседы, консультации,
онлайн –конференции и др.
Одной из
современных
интерактивных форм
взаимодействия
с
родителями
является
создание
сайтов
ДОО,
которое
обеспечивает
информационную открытость ДОО, позволяя родителям принимать участие в
жизни детского сада и группы при помощи дистанционного общения и
интерактивного взаимодействия. В современных условиях сайт – это важный
элемент
информационной
политики
учреждения,
способ
решения
образовательных
задач,
позволяющий
формировать
информационную
компетентность родителей. В режиме реального времени родители могут
принимать участие в мониторинге достижений детей, получать информацию
о направлениях работы детского сада, дистанционно выступая участниками
образовательного
процесса.
Такая
оперативность
дистанционного
взаимодействия
влияет
на
результативность
воспитательно
-
образовательного
процесса
и
является
еще
одной
возможностью
взаимодействия на расстоянии, не теряя обратной связи. Вариантом
интерактивного
взаимодействия
может
стать
сетевое
взаимодействие:
обсуждение в блоге, на форуме, в группе.
Каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-
личностного развития дошкольников.
Таким образом, следует отметить, что формирование эмоционального
интеллекта
является
одним
из
базовых
элементов
в
социально-
коммуникативном развитии дошкольника.