Напоминание

Проект работы по самообразованию


Автор: Рогалёва Светллана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "ТСШИ"
Населённый пункт: г.Томмот
Наименование материала: Презентация
Тема: Проект работы по самообразованию
Раздел: среднее образование





Назад




Рогалёва Светлана

Александровна

МООУ СТ-ТСШИ

г. Томмот

2016г

Доклад на тему:

Нравственное воспитание

подрастающего

поколения через раздел

«Этическая грамматика»

В проекте Государственной программы «Развитие и

воспитание детей в Российской Федерации» определён

стратегический смысл воспитания школьников. Он

«заключается в обеспечении позитивной социализации

подрастающего поколения, его духовно-нравственного

становления, воспитания детей гражданами российского

общества, способными реализовать свой личностный

потенциал в интересах общественного и личного

прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу

гуманистических общечеловеческих и национальных

ценностей». Там же сформулирован и главный результат

воспитания, которого должна достигнуть школа. Это:

«развитие нравственной и гражданской ответственности

личности, сознательное предпочтение добра как принципа

взаимоотношений между людьми, готовность к

саморазвитию и нравственному

самосовершенствованию».

Актуальность:

Актуальность:

Известно, что воспитанность – качество

личности, определяющее, прежде всего, в

повседневном поведении человека его

отношение к другим людям.

Начинать формировать воспитанность

нужно с раннего возраста.

Известно, что воспитанность – качество

личности, определяющее, прежде всего, в

повседневном поведении человека его

отношение к другим людям.

Начинать формировать воспитанность

нужно с раннего возраста.

Цели

Цели

Привитие хороших манер воспитанникам и умения

вести себя в обществе;

Выработка уважения мальчиков к девочкам;

Формирование умения определять характер,

поведение и социальный статус человека по его

внешнему виду;

Применение полученных знаний в повседневной

жизни.

Привитие хороших манер воспитанникам и умения

вести себя в обществе;

Выработка уважения мальчиков к девочкам;

Формирование умения определять характер,

поведение и социальный статус человека по его

внешнему виду;

Применение полученных знаний в повседневной

жизни.

Ведущие принципы

нравственного воспитания

Ведущие принципы

нравственного воспитания

Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по

отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и

отношения к окружающему миру;

Ответственность –моральная готовность держать ответ за свои мысли и

действия, соотносить их с возможными последствиями;

Долг –осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед

государством, обществом, людьми и самим собой;

Совестливость –регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;

Чувство собственного достоинства –нравственное самоутверждение на

основе эмоционально – рефлексивной и позитивно окрашенной установки на

самоуважение и уважение к другому человеку.

Гражданственность –чувство Родины, неразрывной связи с отечеством,

причастности к его судьбе.

Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по

отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и

отношения к окружающему миру;

Ответственность –моральная готовность держать ответ за свои мысли и

действия, соотносить их с возможными последствиями;

Долг –осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед

государством, обществом, людьми и самим собой;

Совестливость –регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;

Чувство собственного достоинства –нравственное самоутверждение на

основе эмоционально – рефлексивной и позитивно окрашенной установки на

самоуважение и уважение к другому человеку.

Гражданственность –чувство Родины, неразрывной связи с отечеством,

причастности к его судьбе.

Что такое этический урок

Что такое этический урок

Этический

урок

осуществляется

как

занятие

с

сюжетно-игровой

канвой и инновационной технологией, обеспечивающей построение

ЭТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА с детьми в соответствии с их возрастными

особенностями. Содержание этического урока (занятия) обращено к

сути

общечеловеческих

ценностей,

а

его

психолого-педагогическое

моделирование

строится

на

разнообразии

механизмов

включения

воспитанников

в

процесс

познания

этических

норм

поведения,

эмоционального

сосредоточения

на

них,

этической

рефлексии

и

гуманистически

направленного

действия

ребёнка

в

сфере

его

жизнедеятельности.

Целью

этического

урока

является

формирование

нравственной

культуры

личности,

которой

целесообразно

придавать

значение

глубокого осмысления жизнедеятельности человека, ориентированной

на общечеловеческие ценности в моральных принципах поведения и

сфере нравственных отношений к окружающему миру.

Этический

урок

осуществляется

как

занятие

с

сюжетно-игровой

канвой и инновационной технологией, обеспечивающей построение

ЭТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА с детьми в соответствии с их возрастными

особенностями. Содержание этического урока (занятия) обращено к

сути

общечеловеческих

ценностей,

а

его

психолого-педагогическое

моделирование

строится

на

разнообразии

механизмов

включения

воспитанников

в

процесс

познания

этических

норм

поведения,

эмоционального

сосредоточения

на

них,

этической

рефлексии

и

гуманистически

направленного

действия

ребёнка

в

сфере

его

жизнедеятельности.

Целью

этического

урока

является

формирование

нравственной

культуры

личности,

которой

целесообразно

придавать

значение

глубокого осмысления жизнедеятельности человека, ориентированной

на общечеловеческие ценности в моральных принципах поведения и

сфере нравственных отношений к окружающему миру.

Следовательно, процессу

формирования нравственной

культуры личности могут

служить специальные

этические уроки в школе,

сочетающиеся с различными

формами актуализации

нравственного образа жизни,

способами и методами

организации опыта

нравственного поведения,

стимулирования

гуманистических отношений

детей в образовательном

учреждении, создания

эмоционального благополучия

в детской среде.

В современной школе мы

часто наблюдаем нравственное

воспитание в форме

дидактической беседы об этике

и контроля полученных знаний

о нравственности. Но

этическое воспитание

реализуется на основе

диалогического субъект-

субъектного взаимодействия

учителя и ученика, которое

является средством

формирования нравственной

культуры личности.

Содержание этических занятий

Содержание этических занятий

Этическая грамматика 1-7 классы.

Как и любая грамматика, она предполагает первоначальное ознакомление

детей и подростков с этическими знаниями, понятиями, их последовательное

освоение, усвоение и осознание через эмоциональное и интеллектуальное

погружение в мир этических норм бытия, постепенное накопление опыта

нравственных отношений с окружающими. И как любой предмет, этическая

грамматика рассчитана на длительный период осмысления, связанного с

построением личностного опыта этически выверенного поведения по мере

взросления детей.

Этическая грамматика 1-7 классы.

Как и любая грамматика, она предполагает первоначальное ознакомление

детей и подростков с этическими знаниями, понятиями, их последовательное

освоение, усвоение и осознание через эмоциональное и интеллектуальное

погружение в мир этических норм бытия, постепенное накопление опыта

нравственных отношений с окружающими. И как любой предмет, этическая

грамматика рассчитана на длительный период осмысления, связанного с

построением личностного опыта этически выверенного поведения по мере

взросления детей.

Этика 8-9 классы.

Он позволяет повзрослевшим и приобщившимся к основам этической

культуры подросткам на основе их подготовленности в соответствии с

предшествующим курсом углубиться в изучение этики как науки с

соответствующим ей миром категорий и понятий о ценностях и

нравственной жизни человека.

Этика 8-9 классы.

Он позволяет повзрослевшим и приобщившимся к основам этической

культуры подросткам на основе их подготовленности в соответствии с

предшествующим курсом углубиться в изучение этики как науки с

соответствующим ей миром категорий и понятий о ценностях и

нравственной жизни человека.

1-й раздел посвящён этике общения. Он раскрывает взаимосвязь внутреннего и

внешнего в этикете, рассматривает поведение людей по отношению к

окружающим, приобщает учащихся к нормам воспитанности.(диагностика

нравственной самооценки)

2-й раздел посвящён нормам воспитанности. Его цель – приобщение учащихся к

нормам регламентированного поведения среди людей. К этикету правомерно

отнести так называемые правила « Хорошего тона », (навыки поведения в гостях,

за столом, в театре, специфические знаки внимания младших к старшим, мужчины

к женщине.(диагностика этики поведения)

3-й раздел посвящён нормам этики, регулирующим отношения к окружающим.

Он призван способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на переживания

другого человека, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства

собственного достоинства, проявлению эмпатии, сопереживания (диагностика

отношения к жизненным ценностям)

4-й раздел рассматривает этику отношений в коллективе. Дети с помощью

педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной

деятельности коллектива, собственные поступки. (диагностика

нравственной мотивации)

1-й раздел посвящён этике общения. Он раскрывает взаимосвязь внутреннего и

внешнего в этикете, рассматривает поведение людей по отношению к

окружающим, приобщает учащихся к нормам воспитанности.(диагностика

нравственной самооценки)

2-й раздел посвящён нормам воспитанности. Его цель – приобщение учащихся к

нормам регламентированного поведения среди людей. К этикету правомерно

отнести так называемые правила « Хорошего тона », (навыки поведения в гостях,

за столом, в театре, специфические знаки внимания младших к старшим, мужчины

к женщине.(диагностика этики поведения)

3-й раздел посвящён нормам этики, регулирующим отношения к окружающим.

Он призван способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на переживания

другого человека, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства

собственного достоинства, проявлению эмпатии, сопереживания (диагностика

отношения к жизненным ценностям)

4-й раздел рассматривает этику отношений в коллективе. Дети с помощью

педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной

деятельности коллектива, собственные поступки. (диагностика

нравственной мотивации)

Содержание программы

Содержание программы

В чём же воспитательный потенциал уроков этики?

В чём же воспитательный потенциал уроков этики?

В стимулировании

альтернативной мысли и снятии

страха её несоответствия

принятой норме или образцу.

В раскрытии резервов

индивидуальности и особенности

личности в мышлении и

мироосознании.

В развитии гибкости мышления и

стремления к самостоятельному

анализу жизненных явлений,

способствующих актуализации

адаптационных функций

личности.

В преодолении одномерности

представлений школьников о жизни

и человеке, стимулировании

процесса обновления нравственных

устоев в жизнедеятельности детей

В создании оптимальных условий

для развития коммуникативных

функций личности.

Ожидаемый результат

Ожидаемый результат

Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим

ценностям.

Достижение приоритетности морали и культуры в

ценностных ориентациях и опыте поведения растущей

личности.

Ориентация развивающейся личности на восприятие жизни

и человека как наивысшей ценности, самоценности

собственной личности.

Самоопределение и самосовершенствование личности как

основа её нравственного развития.

Актуализация нравственного потенциала личности.

Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим

ценностям.

Достижение приоритетности морали и культуры в

ценностных ориентациях и опыте поведения растущей

личности.

Ориентация развивающейся личности на восприятие жизни

и человека как наивысшей ценности, самоценности

собственной личности.

Самоопределение и самосовершенствование личности как

основа её нравственного развития.

Актуализация нравственного потенциала личности.

Диагностика эффективности формирования

нравственной культуры школьников

Диагностика эффективности формирования

нравственной культуры школьников

Личность школьника в образовательном пространстве школы

Мотивационная сфера

Эмоциональная сфера

Познавательная сфера

Диагностические методики

Непосредственно

в

процессе

уроков:

проблемные

ситуации,

игры, творческие задания.

Проективные

методики,

опросники,

анкетирование,

тесты.

Социометрические

ме-

тодики

(структура

от-

ношений в коллективе)

Определение эффективности нравственного воспитания

Диагностика нравственной самооценки

Диагностика нравственной самооценки

высокий

средний

низкий

0

2

4

6

8

10

12

4 класс

5 класс

6 класс

Высокий

Средний

низкий

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

5

4 класс

5 класс

6 класс

Диагностика этики поведения

Диагностика этики поведения

Диагностика нравственной самооценки

Диагностика нравственной самооценки

высокий

средний

низкий

0

2

4

6

8

10

12

4 класс

5 класс

6 класс

Диагностика отношения

к жизненным ценностям

Диагностика отношения

к жизненным ценностям

Высокий

Средний

низкий

0

1

2

3

4

5

6

4 класс

5 класс

6 класс

Формы и методы работы.

Формы и методы работы.

Структурными компонентами занятий являются

разнообразные формы нравственного просвещения в

естественном сочетании и взаимосвязи с игровой

деятельностью, творчеством,

психологическими экспериментами, тестами и

другими формами включения учащихся в сферу

анализа и осмысления нравственных норм

человеческой жизни. Такое сочетание предполагает

объединение знаний, чувств и поведения ребёнка в

единый процесс его приобщения к этической культуре.

Структурными компонентами занятий являются

разнообразные формы нравственного просвещения в

естественном сочетании и взаимосвязи с игровой

деятельностью, творчеством,

психологическими экспериментами, тестами и

другими формами включения учащихся в сферу

анализа и осмысления нравственных норм

человеческой жизни. Такое сочетание предполагает

объединение знаний, чувств и поведения ребёнка в

единый процесс его приобщения к этической культуре.

В дружбе сила

«Друг»

«Приятель»

«Товарищ»

Настоящий друг –

это

тот , кто . . . . .

Из словаря

С.И Ожегова.

Дружба –

близкие

отношения, основанные на

взаимном доверии,

привязанности, общности

интересов.

Из словаря

С.И. Ожегова

Друг –

тот, кто связан с кем – нибудь

дружбой

Приятель –

близкий знакомый, с

которым состоят в дружеских

отношениях

Товарищ -

человек, близкий кому

нибудь по общности взглядов,

деятельности, условий жизни.

ТВОЕ МНЕНИЕ

1. Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга.

2. Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим

другом всем, что сам имеет.

3. Настоящий друг – это тот, кто никому не выдаст секреты своего друга.

4. Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или

неудачей своего друга.

5. Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.

6. Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.

7. Настоящий друг – это тот, кто помогает бескорыстно.

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

1 группа: Твой друг употребляет плохие

слова и выражения. Твои

действия.

2 группа: Твой друг стал получать

плохие отметки, и родители запрещают

тебе с ним дружить. Твои

действия.

3 группа: Твой друг сделал что-то

плохое, а наказывают тебя. Твои

действия.

Ситуации .

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования