Автор: Рогалёва Светллана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "ТСШИ"
Населённый пункт: г.Томмот
Наименование материала: Презентация
Тема: Проект работы по самообразованию
Раздел: среднее образование
Рогалёва Светлана
Александровна
МООУ СТ-ТСШИ
г. Томмот
2016г
Доклад на тему:
Нравственное воспитание
подрастающего
поколения через раздел
«Этическая грамматика»
В проекте Государственной программы «Развитие и
воспитание детей в Российской Федерации» определён
стратегический смысл воспитания школьников. Он
«заключается в обеспечении позитивной социализации
подрастающего поколения, его духовно-нравственного
становления, воспитания детей гражданами российского
общества, способными реализовать свой личностный
потенциал в интересах общественного и личного
прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу
гуманистических общечеловеческих и национальных
ценностей». Там же сформулирован и главный результат
воспитания, которого должна достигнуть школа. Это:
«развитие нравственной и гражданской ответственности
личности, сознательное предпочтение добра как принципа
взаимоотношений между людьми, готовность к
саморазвитию и нравственному
самосовершенствованию».
Актуальность:
Актуальность:
Известно, что воспитанность – качество
личности, определяющее, прежде всего, в
повседневном поведении человека его
отношение к другим людям.
Начинать формировать воспитанность
нужно с раннего возраста.
Известно, что воспитанность – качество
личности, определяющее, прежде всего, в
повседневном поведении человека его
отношение к другим людям.
Начинать формировать воспитанность
нужно с раннего возраста.
Цели
Цели
Привитие хороших манер воспитанникам и умения
вести себя в обществе;
Выработка уважения мальчиков к девочкам;
Формирование умения определять характер,
поведение и социальный статус человека по его
внешнему виду;
Применение полученных знаний в повседневной
жизни.
Привитие хороших манер воспитанникам и умения
вести себя в обществе;
Выработка уважения мальчиков к девочкам;
Формирование умения определять характер,
поведение и социальный статус человека по его
внешнему виду;
Применение полученных знаний в повседневной
жизни.
Ведущие принципы
нравственного воспитания
Ведущие принципы
нравственного воспитания
Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по
отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и
отношения к окружающему миру;
Ответственность –моральная готовность держать ответ за свои мысли и
действия, соотносить их с возможными последствиями;
Долг –осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед
государством, обществом, людьми и самим собой;
Совестливость –регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;
Чувство собственного достоинства –нравственное самоутверждение на
основе эмоционально – рефлексивной и позитивно окрашенной установки на
самоуважение и уважение к другому человеку.
Гражданственность –чувство Родины, неразрывной связи с отечеством,
причастности к его судьбе.
Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по
отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и
отношения к окружающему миру;
Ответственность –моральная готовность держать ответ за свои мысли и
действия, соотносить их с возможными последствиями;
Долг –осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед
государством, обществом, людьми и самим собой;
Совестливость –регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;
Чувство собственного достоинства –нравственное самоутверждение на
основе эмоционально – рефлексивной и позитивно окрашенной установки на
самоуважение и уважение к другому человеку.
Гражданственность –чувство Родины, неразрывной связи с отечеством,
причастности к его судьбе.
Что такое этический урок
Что такое этический урок
Этический
урок
осуществляется
как
занятие
с
сюжетно-игровой
канвой и инновационной технологией, обеспечивающей построение
ЭТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА с детьми в соответствии с их возрастными
особенностями. Содержание этического урока (занятия) обращено к
сути
общечеловеческих
ценностей,
а
его
психолого-педагогическое
моделирование
строится
на
разнообразии
механизмов
включения
воспитанников
в
процесс
познания
этических
норм
поведения,
эмоционального
сосредоточения
на
них,
этической
рефлексии
и
гуманистически
направленного
действия
ребёнка
в
сфере
его
жизнедеятельности.
Целью
этического
урока
является
формирование
нравственной
культуры
личности,
которой
целесообразно
придавать
значение
глубокого осмысления жизнедеятельности человека, ориентированной
на общечеловеческие ценности в моральных принципах поведения и
сфере нравственных отношений к окружающему миру.
Этический
урок
осуществляется
как
занятие
с
сюжетно-игровой
канвой и инновационной технологией, обеспечивающей построение
ЭТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА с детьми в соответствии с их возрастными
особенностями. Содержание этического урока (занятия) обращено к
сути
общечеловеческих
ценностей,
а
его
психолого-педагогическое
моделирование
строится
на
разнообразии
механизмов
включения
воспитанников
в
процесс
познания
этических
норм
поведения,
эмоционального
сосредоточения
на
них,
этической
рефлексии
и
гуманистически
направленного
действия
ребёнка
в
сфере
его
жизнедеятельности.
Целью
этического
урока
является
формирование
нравственной
культуры
личности,
которой
целесообразно
придавать
значение
глубокого осмысления жизнедеятельности человека, ориентированной
на общечеловеческие ценности в моральных принципах поведения и
сфере нравственных отношений к окружающему миру.
Следовательно, процессу
формирования нравственной
культуры личности могут
служить специальные
этические уроки в школе,
сочетающиеся с различными
формами актуализации
нравственного образа жизни,
способами и методами
организации опыта
нравственного поведения,
стимулирования
гуманистических отношений
детей в образовательном
учреждении, создания
эмоционального благополучия
в детской среде.
В современной школе мы
часто наблюдаем нравственное
воспитание в форме
дидактической беседы об этике
и контроля полученных знаний
о нравственности. Но
этическое воспитание
реализуется на основе
диалогического субъект-
субъектного взаимодействия
учителя и ученика, которое
является средством
формирования нравственной
культуры личности.
Содержание этических занятий
Содержание этических занятий
Этическая грамматика 1-7 классы.
Как и любая грамматика, она предполагает первоначальное ознакомление
детей и подростков с этическими знаниями, понятиями, их последовательное
освоение, усвоение и осознание через эмоциональное и интеллектуальное
погружение в мир этических норм бытия, постепенное накопление опыта
нравственных отношений с окружающими. И как любой предмет, этическая
грамматика рассчитана на длительный период осмысления, связанного с
построением личностного опыта этически выверенного поведения по мере
взросления детей.
Этическая грамматика 1-7 классы.
Как и любая грамматика, она предполагает первоначальное ознакомление
детей и подростков с этическими знаниями, понятиями, их последовательное
освоение, усвоение и осознание через эмоциональное и интеллектуальное
погружение в мир этических норм бытия, постепенное накопление опыта
нравственных отношений с окружающими. И как любой предмет, этическая
грамматика рассчитана на длительный период осмысления, связанного с
построением личностного опыта этически выверенного поведения по мере
взросления детей.
Этика 8-9 классы.
Он позволяет повзрослевшим и приобщившимся к основам этической
культуры подросткам на основе их подготовленности в соответствии с
предшествующим курсом углубиться в изучение этики как науки с
соответствующим ей миром категорий и понятий о ценностях и
нравственной жизни человека.
Этика 8-9 классы.
Он позволяет повзрослевшим и приобщившимся к основам этической
культуры подросткам на основе их подготовленности в соответствии с
предшествующим курсом углубиться в изучение этики как науки с
соответствующим ей миром категорий и понятий о ценностях и
нравственной жизни человека.
1-й раздел посвящён этике общения. Он раскрывает взаимосвязь внутреннего и
внешнего в этикете, рассматривает поведение людей по отношению к
окружающим, приобщает учащихся к нормам воспитанности.(диагностика
нравственной самооценки)
2-й раздел посвящён нормам воспитанности. Его цель – приобщение учащихся к
нормам регламентированного поведения среди людей. К этикету правомерно
отнести так называемые правила « Хорошего тона », (навыки поведения в гостях,
за столом, в театре, специфические знаки внимания младших к старшим, мужчины
к женщине.(диагностика этики поведения)
3-й раздел посвящён нормам этики, регулирующим отношения к окружающим.
Он призван способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на переживания
другого человека, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства
собственного достоинства, проявлению эмпатии, сопереживания (диагностика
отношения к жизненным ценностям)
4-й раздел рассматривает этику отношений в коллективе. Дети с помощью
педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной
деятельности коллектива, собственные поступки. (диагностика
нравственной мотивации)
1-й раздел посвящён этике общения. Он раскрывает взаимосвязь внутреннего и
внешнего в этикете, рассматривает поведение людей по отношению к
окружающим, приобщает учащихся к нормам воспитанности.(диагностика
нравственной самооценки)
2-й раздел посвящён нормам воспитанности. Его цель – приобщение учащихся к
нормам регламентированного поведения среди людей. К этикету правомерно
отнести так называемые правила « Хорошего тона », (навыки поведения в гостях,
за столом, в театре, специфические знаки внимания младших к старшим, мужчины
к женщине.(диагностика этики поведения)
3-й раздел посвящён нормам этики, регулирующим отношения к окружающим.
Он призван способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на переживания
другого человека, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства
собственного достоинства, проявлению эмпатии, сопереживания (диагностика
отношения к жизненным ценностям)
4-й раздел рассматривает этику отношений в коллективе. Дети с помощью
педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной
деятельности коллектива, собственные поступки. (диагностика
нравственной мотивации)
Содержание программы
Содержание программы
В чём же воспитательный потенциал уроков этики?
В чём же воспитательный потенциал уроков этики?
В стимулировании
альтернативной мысли и снятии
страха её несоответствия
принятой норме или образцу.
В раскрытии резервов
индивидуальности и особенности
личности в мышлении и
мироосознании.
В развитии гибкости мышления и
стремления к самостоятельному
анализу жизненных явлений,
способствующих актуализации
адаптационных функций
личности.
В преодолении одномерности
представлений школьников о жизни
и человеке, стимулировании
процесса обновления нравственных
устоев в жизнедеятельности детей
В создании оптимальных условий
для развития коммуникативных
функций личности.
Ожидаемый результат
Ожидаемый результат
Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим
ценностям.
Достижение приоритетности морали и культуры в
ценностных ориентациях и опыте поведения растущей
личности.
Ориентация развивающейся личности на восприятие жизни
и человека как наивысшей ценности, самоценности
собственной личности.
Самоопределение и самосовершенствование личности как
основа её нравственного развития.
Актуализация нравственного потенциала личности.
Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим
ценностям.
Достижение приоритетности морали и культуры в
ценностных ориентациях и опыте поведения растущей
личности.
Ориентация развивающейся личности на восприятие жизни
и человека как наивысшей ценности, самоценности
собственной личности.
Самоопределение и самосовершенствование личности как
основа её нравственного развития.
Актуализация нравственного потенциала личности.
Диагностика эффективности формирования
нравственной культуры школьников
Диагностика эффективности формирования
нравственной культуры школьников
Личность школьника в образовательном пространстве школы
Мотивационная сфера
Эмоциональная сфера
Познавательная сфера
Диагностические методики
Непосредственно
в
процессе
уроков:
проблемные
ситуации,
игры, творческие задания.
Проективные
методики,
опросники,
анкетирование,
тесты.
Социометрические
ме-
тодики
(структура
от-
ношений в коллективе)
Определение эффективности нравственного воспитания
Диагностика нравственной самооценки
Диагностика нравственной самооценки
высокий
средний
низкий
0
2
4
6
8
10
12
4 класс
5 класс
6 класс
Высокий
Средний
низкий
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
3,5
4
4,5
5
4 класс
5 класс
6 класс
Диагностика этики поведения
Диагностика этики поведения
Диагностика нравственной самооценки
Диагностика нравственной самооценки
высокий
средний
низкий
0
2
4
6
8
10
12
4 класс
5 класс
6 класс
Диагностика отношения
к жизненным ценностям
Диагностика отношения
к жизненным ценностям
Высокий
Средний
низкий
0
1
2
3
4
5
6
4 класс
5 класс
6 класс
Формы и методы работы.
Формы и методы работы.
Структурными компонентами занятий являются
разнообразные формы нравственного просвещения в
естественном сочетании и взаимосвязи с игровой
деятельностью, творчеством,
психологическими экспериментами, тестами и
другими формами включения учащихся в сферу
анализа и осмысления нравственных норм
человеческой жизни. Такое сочетание предполагает
объединение знаний, чувств и поведения ребёнка в
единый процесс его приобщения к этической культуре.
Структурными компонентами занятий являются
разнообразные формы нравственного просвещения в
естественном сочетании и взаимосвязи с игровой
деятельностью, творчеством,
психологическими экспериментами, тестами и
другими формами включения учащихся в сферу
анализа и осмысления нравственных норм
человеческой жизни. Такое сочетание предполагает
объединение знаний, чувств и поведения ребёнка в
единый процесс его приобщения к этической культуре.
В дружбе сила
«Друг»
«Приятель»
«Товарищ»
Настоящий друг –
это
тот , кто . . . . .
Из словаря
С.И Ожегова.
Дружба –
близкие
отношения, основанные на
взаимном доверии,
привязанности, общности
интересов.
Из словаря
С.И. Ожегова
Друг –
тот, кто связан с кем – нибудь
дружбой
Приятель –
близкий знакомый, с
которым состоят в дружеских
отношениях
Товарищ -
человек, близкий кому
нибудь по общности взглядов,
деятельности, условий жизни.
ТВОЕ МНЕНИЕ
1. Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга.
2. Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим
другом всем, что сам имеет.
3. Настоящий друг – это тот, кто никому не выдаст секреты своего друга.
4. Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или
неудачей своего друга.
5. Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.
6. Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.
7. Настоящий друг – это тот, кто помогает бескорыстно.
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
1 группа: Твой друг употребляет плохие
слова и выражения. Твои
действия.
2 группа: Твой друг стал получать
плохие отметки, и родители запрещают
тебе с ним дружить. Твои
действия.
3 группа: Твой друг сделал что-то
плохое, а наказывают тебя. Твои
действия.
Ситуации .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!