Напоминание

«Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».


Автор: Подворотова Оксана Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ г.Ивантеевка "Гимназия №3" ДО "Семицветик"
Населённый пункт: Ивантеевка
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Использование метода наглядного моделирования в кор-

рекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи».

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основ-

ными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются

образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, нагляд-

ные модели.

Процесс обучения детей дошкольного возраста требует от педагога

применения качественно новых подходов к развитию, обучению и воспита-

нию детей с ОНР, организации всего педагогического процесса.

В процессе развития ребёнок приобретает чувственные впечатления,

накапливает практический опыт и возникает необходимость соединения по-

лученных знаний со словом, обозначающим «воспринятое и увиденное», воз-

никает необходимость в общении. Для того чтобы речь служила средством

общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознанно обращаться

к слову, формирующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а

потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе

самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребён-

ком. Основным этапом в образовании дошкольника является организация его

собственного опыта, который взрослые помогают ему обобщить и зафикси-

ровать с помощью наглядных средств - эталонов, символов, условных заме-

стителей, моделей. Согласно психологическим исследованиям Л.С. Выгот-

ского, Д.Б. Эльконина, Л.А.Венгер, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, в до-

школьном детстве формируется способность к опосредованной мыслитель-

ной деятельности. Одним из видов опосредования является способность до-

школьников к наглядному моделированию.

В современной научно педагогической литературе моделирование

рассматривается как продукт сложной познавательной деятельности, включа-

ющей мыслительную переработку исходного чувственно воспринимаемого

материала (В.В. Давыдов) и создание модели - обобщённого образа суще-

ственных свойств моделируемого объекта. В условиях дошкольной образова-

тельной организации, моделирование — это наглядно-практический метод

обучения, позволяющий обеспечить успешное освоение детьми знаний об

особенностях и скрытых характеристиках предметов, объектов окружающего

мира, о связях и отношениях, имеющихся между ними.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекци-

онно-развивающего обучения в группе детей с О.Н.Р. является использова-

ние наглядного моделирования.

Наглядное моделирование в дошкольной логопедии называют по- раз-

ному: методика сенсорно-графических схем (В.К. Воробьёва); предметно-

схематические модели (Т.А.Ткаченко); блоки-квадраты (В.П. Глухов), колла-

жи (Т.В.Большева), схема составления рассказа (Л.Н.Ефименкова) и др. Про-

цесс моделирования включает три этапа: усвоение сенсорного материала,

перевод на знаково-символический язык, работа с моделью.

Научные исследования и практика подтверждает, что именно нагляд-

ные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, ко-

торая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и

наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирова-

ния в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем,

но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к за-

нятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помо-

гает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и уско-

ряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы

с памятью;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть

главное, систематизировать полученные знания.

Использовать готовые наглядные модели рисуночного характера мож-

но уже на подготовительном этапе коррекции ОНР. Так для совершенствова-

ния мелкой и артикуляционной моторики используются наглядные модели

для самомассажа пальцев рук, ладоней, лица, шеи, для пальчиковой и артику-

ляционной гимнастики.

Для совершенствования просодических компонентов речи применяют-

ся графические изображения простых и сложных ритмов, основных видов

интонации. На основном этапе при формировании произносительных умений

и навыков используются готовые модели основных артикуляционных укла-

дов (В.М.Акименко), комплексов упражнений артикуляционной гимнастики

для различных групп звуков (Е.Н.Краузе). На этапе автоматизации звука в

предложении и тексте использование мнемодорожек, мнемотаблиц и готовых

картинно-графических планов позволяют ребёнку при рассказывании сосре-

доточиться на отрабатываемом звуке. При нарушениях слоговой структуры

слова моделирование позволяет детям образно представить структуру слова,

используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять

количество слогов в слове, соотносить слово со слоговой схемой. Дети под-

готавливаются к формированию навыка послогового чтения. При формирова-

нии лексико-грамматического строя речи использование метода моделирова-

ния предполагает формирование умений анализировать языковой материал и

систематизировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами

языка Дети подбирают схемы к словам, к предлогам («маленьким словам»),

придумывают предложения к схеме.

У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного

моделирования (использование условных обозначений, символов; схематиче-

ских рисунков; предметно-графических схем; мнемотаблиц; опорных таблиц

и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в

уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые,

предвидеть возможные результаты собственных действий.

Наглядное моделирование используется для решения познавательных

задач, формирования представлений о логических отношениях у детей, как и

с нормой речи, так и с нарушением речи.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду

более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их

активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и со-

вершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предло-

жений, описывать предметы, составлять рассказ.

Включение наглядных моделей в процессе обучения содействует за-

креплению понимания значений частей речи и грамматических категорий,

развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного рече-

вого высказывания. При этом используемые наглядные модели могут вклю-

чать стилизованные изображения реальных предметов, символов для обозна-

чения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия»

вместо прилагательного в моделях предложений), схемы для обозначения

основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также вы-

полняемых действий по отношению к ним с целью обследования. Наглядные

модели широко можно использовать в формирование у детей умений

конструировать предложения.

Использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес,

ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Применяя наглядное

моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать получен-

ные знания.

Литература:

1.

Агаева Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о ло-

гических отношениях на основе наглядного пространственного моделирова-

ния: Автореф. дис... канд. психол. наук. —М., 1984.

2.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культу-

ры ребенка от рождения до 6 лет. — М., 1988.

3.

Ветрова Н.М. Формирование у детей старшего дошкольного возраста

способности к перцептивной абстракции приемами моделирования /Вопросы

умственного воспитания детей дошкольного возраста. — Иркутск, 1972.

4.

Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недо-

развитием речи. // Логопед в детском саду: науч. - метод. журнал.

5.

Строгова С.Ю. Развитие связной речи детей с использованием метода мо-

делирования. // Логопед: науч. - метод. журнал.



В раздел образования