Автор: Подворотова Оксана Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ г.Ивантеевка "Гимназия №3" ДО "Семицветик"
Населённый пункт: Ивантеевка
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Раздел: дошкольное образование
Статья «Использование метода наглядного моделирования в кор-
рекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи».
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основ-
ными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются
образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, нагляд-
ные модели.
Процесс обучения детей дошкольного возраста требует от педагога
применения качественно новых подходов к развитию, обучению и воспита-
нию детей с ОНР, организации всего педагогического процесса.
В процессе развития ребёнок приобретает чувственные впечатления,
накапливает практический опыт и возникает необходимость соединения по-
лученных знаний со словом, обозначающим «воспринятое и увиденное», воз-
никает необходимость в общении. Для того чтобы речь служила средством
общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознанно обращаться
к слову, формирующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а
потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе
самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребён-
ком. Основным этапом в образовании дошкольника является организация его
собственного опыта, который взрослые помогают ему обобщить и зафикси-
ровать с помощью наглядных средств - эталонов, символов, условных заме-
стителей, моделей. Согласно психологическим исследованиям Л.С. Выгот-
ского, Д.Б. Эльконина, Л.А.Венгер, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, в до-
школьном детстве формируется способность к опосредованной мыслитель-
ной деятельности. Одним из видов опосредования является способность до-
школьников к наглядному моделированию.
В современной научно педагогической литературе моделирование
рассматривается как продукт сложной познавательной деятельности, включа-
ющей мыслительную переработку исходного чувственно воспринимаемого
материала (В.В. Давыдов) и создание модели - обобщённого образа суще-
ственных свойств моделируемого объекта. В условиях дошкольной образова-
тельной организации, моделирование — это наглядно-практический метод
обучения, позволяющий обеспечить успешное освоение детьми знаний об
особенностях и скрытых характеристиках предметов, объектов окружающего
мира, о связях и отношениях, имеющихся между ними.
Перспективным направлением совершенствования процесса коррекци-
онно-развивающего обучения в группе детей с О.Н.Р. является использова-
ние наглядного моделирования.
Наглядное моделирование в дошкольной логопедии называют по- раз-
ному: методика сенсорно-графических схем (В.К. Воробьёва); предметно-
схематические модели (Т.А.Ткаченко); блоки-квадраты (В.П. Глухов), колла-
жи (Т.В.Большева), схема составления рассказа (Л.Н.Ефименкова) и др. Про-
цесс моделирования включает три этапа: усвоение сенсорного материала,
перевод на знаково-символический язык, работа с моделью.
Научные исследования и практика подтверждает, что именно нагляд-
ные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, ко-
торая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и
наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирова-
ния в работе с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем,
но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к за-
нятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помо-
гает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и уско-
ряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы
с памятью;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть
главное, систематизировать полученные знания.
Использовать готовые наглядные модели рисуночного характера мож-
но уже на подготовительном этапе коррекции ОНР. Так для совершенствова-
ния мелкой и артикуляционной моторики используются наглядные модели
для самомассажа пальцев рук, ладоней, лица, шеи, для пальчиковой и артику-
ляционной гимнастики.
Для совершенствования просодических компонентов речи применяют-
ся графические изображения простых и сложных ритмов, основных видов
интонации. На основном этапе при формировании произносительных умений
и навыков используются готовые модели основных артикуляционных укла-
дов (В.М.Акименко), комплексов упражнений артикуляционной гимнастики
для различных групп звуков (Е.Н.Краузе). На этапе автоматизации звука в
предложении и тексте использование мнемодорожек, мнемотаблиц и готовых
картинно-графических планов позволяют ребёнку при рассказывании сосре-
доточиться на отрабатываемом звуке. При нарушениях слоговой структуры
слова моделирование позволяет детям образно представить структуру слова,
используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять
количество слогов в слове, соотносить слово со слоговой схемой. Дети под-
готавливаются к формированию навыка послогового чтения. При формирова-
нии лексико-грамматического строя речи использование метода моделирова-
ния предполагает формирование умений анализировать языковой материал и
систематизировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами
языка Дети подбирают схемы к словам, к предлогам («маленьким словам»),
придумывают предложения к схеме.
У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного
моделирования (использование условных обозначений, символов; схематиче-
ских рисунков; предметно-графических схем; мнемотаблиц; опорных таблиц
и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в
уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые,
предвидеть возможные результаты собственных действий.
Наглядное моделирование используется для решения познавательных
задач, формирования представлений о логических отношениях у детей, как и
с нормой речи, так и с нарушением речи.
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду
более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их
активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и со-
вершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предло-
жений, описывать предметы, составлять рассказ.
Включение наглядных моделей в процессе обучения содействует за-
креплению понимания значений частей речи и грамматических категорий,
развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного рече-
вого высказывания. При этом используемые наглядные модели могут вклю-
чать стилизованные изображения реальных предметов, символов для обозна-
чения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия»
вместо прилагательного в моделях предложений), схемы для обозначения
основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также вы-
полняемых действий по отношению к ним с целью обследования. Наглядные
модели широко можно использовать в формирование у детей умений
конструировать предложения.
Использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес,
ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Применяя наглядное
моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать получен-
ные знания.
Литература:
1.
Агаева Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о ло-
гических отношениях на основе наглядного пространственного моделирова-
ния: Автореф. дис... канд. психол. наук. —М., 1984.
2.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культу-
ры ребенка от рождения до 6 лет. — М., 1988.
3.
Ветрова Н.М. Формирование у детей старшего дошкольного возраста
способности к перцептивной абстракции приемами моделирования /Вопросы
умственного воспитания детей дошкольного возраста. — Иркутск, 1972.
4.
Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недо-
развитием речи. // Логопед в детском саду: науч. - метод. журнал.
5.
Строгова С.Ю. Развитие связной речи детей с использованием метода мо-
делирования. // Логопед: науч. - метод. журнал.