Автор: Пуляева Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Волчковская СОШ имени Героя Советского Союза Ф.А.Сорокина
Населённый пункт: село Волчки Петровского р-на Тамбовской области
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: "Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Мастер – класс
«Педагогические приемы формирования универсальных учебных
действий на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе"
Автор: учитель начальных классов Пуляева И.А.
Цель : повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники в
формировании УУД.
Задачи:
Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД.
Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы
над приемами.
- Я хочу рассказать вам одну историю. Эта история произошла давным-давно в старинном городе,
в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был в городе
человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не сумел
на него ответить.
Он пошел на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка
у мудреца: - Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он
скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мёртвая, я разомкну ладони,
и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный».
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к
мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мёртвая?»
И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…»
- Да, действительно, всё в руках каждого из нас. Я надеюсь, что и на сегодняшнем мастер-классе
всё будет в ваших руках и у нас всё с вами получится.
Введение
«Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей, вы можете делать
на проволоке более сложные трюки» - однажды сказала американская журналистка Джейн Поли.
Приемы
педагогической
техники
-
сеть.
А
результат
хорошо
организованный
труд
учителя,
хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
Существует пять основных принципов педтехники. Каждый из них реализуется с помощью
конкретных приемов, которые в свою очередь помогают формированию УУД.
Я не претендую на новизну всех изложенных ниже приемов. Они известны. В определенном
смысле эти приемы – совокупное творчество учителей.
1. Принцип открытости.
«Я знаю, что я ничего не знаю» - говорил мудрый грек.
«Я хорошо знаю химию, литературу, историю » - говорит благополучный выпускник школы.
Печально. Печально то, что этот ученик не знает главного: он не знает, чего он не знает. Задача
учителя; не только давать знания – но еще и показать их границы.
Суть
принципа
- сделать уроки проблемными, с помощью “приемов удивления” вызвать
неподдельный интерес учащихся и … оставить вопрос открытым;
Приём
“
Отсроченная
отгадка
”
Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на
уроке. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для
понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Пример.
Я
расскажу
вам
правдивую
и
удивительную
историю!
В
1896
году
в
Екатеринбурге
один
крестьянин
построил
большой
бревенчатый
дом.
Потом
обставил
его
деревянной
мебелью,
обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В
результате этой акции он значительно разбогател... Попробуйте догадаться — что же все-таки
произошло? (возможные варианты ответов от слушателей)
Ответ.
Крестьянин
изобрел
противопожарный
раствор.
Пропитанное
им
дерево
становилось
негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым
прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у
скептиков. А теперь мы будем изучать новую важную тему «Приручение огня» (4 класс)
Приём «Отсроченная отгадка» способствует формированию личностных и регулятивных
универсальных учебных действий.
Формирует:
умение анализировать и сопоставлять факты;
умение определять противоречие;
умение находить решение имеющимися ресурсами.
2. Принцип деятельности.
Бернард
Шоу
утверждал:
“Единственный
путь,
ведущий
к
знанию,
-
это
деятельность”.
“Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную
рыбу, которая не может плавать”, - говорил академик Александр Минц.
Суть принципа - учитель привлекает детей к получению новых знаний. На каждом уроке
ученик должен заниматься конкретной деятельностью, которую он понимает, определяет для себя,
получать
реальный
результат
своей
деятельности,
потому
что
только
через
осознанную
деятельность человек учится чему-либо.
Приём
“
Я
беру
тебя
с
собой
“
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый
объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по
их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра
продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается
множество.
Пример.
У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то
похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты,
чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой
морковку. А что у вас?
Д: Я беру с собой капусту.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру апельсин.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру медузу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: А я беру с собой мокрицу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?
У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают
одинаково?
Д: Он начинается с буквы «М»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было
ответить: «начинается с буквы «М»»?
Д: С какой буквы начинается?
У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.
Приём «Я беру тебя с собой» способствуют формированию познавательных УУД.
Формирует:
умение объединять объекты по общему значению признака;
умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Вывод: действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного
старья, ученик должен с ним работать. Говоря общими словами, это означает его применять,
расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и
контекстах.
3. Принцип идеальности.
Суть принципа - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с
целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Согласуем
темперамент, ритм и сложность обучения с возможностями учеников и тогда они почувствуют
свою успешность и сами захотят ее подкрепить.
Приём
“
Хорошо
-
плохо
”
Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности
учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Пример
Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает тетрадь. Покупатель – Буратино. 1 группа играет
за Буратино, 2 группа – за Мальвину.
(Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой
портфель.
(Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.
(Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.
(Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму...
и т.д.
Приём «Хорошо – плохо» способствует формированию регулятивных, познавательных и
коммуникативных УУД.
Формирует:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
4. Принцип свободы выбора.
Никто из нас не любит навязанных действий, отсутствие выбора. И особенно не любят этого
дети.
Суть принципа - ученикам задается несколько заданий (массив), они сами выбирают любые
из них.
Прием «Задание массивом»
Пример. Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Уровень 1
Спишите, написав проверочные слова
Окрес..ность, звёз..ный, сол..це, здра..ствуй, радос..ный.
Уровень 2
К существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные с непроизносимыми
согласными, а к прилагательным - имена существительные с непроизносимыми согласными.
Писатель, небо, крутая, весёлый, час.
Цветы, горячее, человек, сильное, сельское.
Уровень 3
Спишите,
заменяя
выделенные
слова
словами,
близкими
по
значению
с
непроизносимой
согласной.
Печальный рассказ, знаменитый писатель, красивая девочка, шумное торжество, весёлый народ.
Приём «Задание массивом» формирует личностные и регулятивные УУД.
5. Принцип обратной связи.
Суть принципа - только учитель на уроке отслеживает следующие параметры: настроение
учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…
Прием
«Плюс-минус-интересно».
(авт.
Эдвард
де
Боно,
доктор
медицинских
наук,
доктор
философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в
области мышления)
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами
учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Это упражнение можно выполнять как письменно, так и устно, в зависимости от наличия
времени. Для устного выполнения предлагается высказаться на каждый пункт.
В пункте
«П» – «плюс» говорится о том, что понравилось на уроке, информация и формы
работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему
полезны для достижения каких-то целей.
В пункте «М» – «минус» говорится о том, что не понравилось на уроке, показалось скучным,
вызвало
неприязнь,
осталось
непонятным,
или
информация,
которая,
по
мнению
ученика,
оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В пункте «И» – «интересно» говорится о всех любопытных фактах, о которых узнали на уроке и
что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Приём
«Плюс–минус-интересно»
формирует
личностные,
регулятивные
и
коммуникативные.
- Мы рассмотрели с вами различные приемы, способствующие реализации принципов. Это
лишь малая часть всех приемов, которые используются при формировании УУД. Кстати, рассказ о
бабочке вначале работы это тоже прием “Удивляй!”, направленный на активизацию мыслительной
деятельности и привлечение интереса к теме занятия, формирующий личностные, регулятивные и
познавательные УУД.
Наряду с теми приёмами, которые мы сегодня с вами рассмотрели, существуют и другие, как
например:
«Задание массивом»
«Выход за пределы»
«Отсроченная отгадка»
«Лови ошибку»
«Плюс-минус-интересно»
«Театрализация»
«Сообщи свое Я»
«Идеальное задание»
«Удивляй!»
«Лист защиты»
«Хорошо-плохо»
«Жокей и лошадь»
«Я беру тебя с собой»
«Светофор»
«Мордашки»
«Да» и «Нет»
Таким образом, мы определили для себя какими приемами можно пользоваться в урочной и
внеурочной деятельности для формирования УУД. Важно отметить, что выбранный прием может
служить для формирования всех универсальных действий.
Систем для оценивания сформированности УУД сейчас очень много, практически, у каждого
педагога своя. В нашей школе на заседании методического объединения мы решили рассмотреть
различные способы оценивания УУД и разработать собственную систему. Для этого на базе нашей
школы открыта муниципальная базовая площадка по теме
«Разработка системы оценивания сформированности универсальных учебных действий учащихся
начальных классов в контексте реализации ФГОС». С итогами работы мы планируем ознакомить
наше сообщество позднее.
И в заключении хотелось бы напомнить, что главным является не предмет, которому мы учим, а
личность,
которую
мы
формируем.
Сегодня
учащийся
сам
должен
стать
«архитектором»
и
«строителем»
образовательного
процесса.
Достижение
этой
цели
становится
возможным
благодаря формированию системы УУД.
Список литературы:
1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие
для учителя . - М.: Просвещение, 2009.
2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность.
Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.
3. М.Г.Кудряшова. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал "Начальная
школа" №9, 2011.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
/Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
5. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.