Напоминание

«Класс Млекопитающие. Внешнее строение»


Автор: Дина Викторовна Полозова
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ ЛО "Приморская школа-интернат"
Населённый пункт: город Приморск, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка открытого урока по биологии 8 класс в школе VIII вида
Тема: «Класс Млекопитающие. Внешнее строение»
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: «Класс Млекопитающие. Внешнее строение».

Цель: сформировать понятие класс Млекопитающие.

Задачи: 1. Образовательная: cформировать представления о

внешнем строении и местообитании животных класса

млекопитающие.

2. Коррекционная: развивать у обучающихся память, внимание,

зрительное восприятие, логическое мышление, умение сравнивать и

анализировать, обобщать на основе изученного материала, развивать

устную связную речь.

3. Воспитательная: развивать познавательную активность и интерес к

предмету.

Девиз урока:

«Рыбе – вода, птице – воздух,

Зверю – лес, степь, горы».

М.М. Пришвин

Ход урока

1.

Организационный момент (на фоне птичьих

голосов)

-Здравствуйте, ребята! Давайте подравняемся!

-А сейчас сядут за парту те ученики, которые

назовут:

*птиц, кормящихся в воздухе ( ласточки,

стрижи)

*хищных птиц (сова, орел)

*птиц, обитающих вблизи жилищ человека

( сизый голубь, воробей)

*домашних птиц (Алине – курица, Славе –

утка)+картинка птиц

- Итак, сегодня на уроке будем внимательны,

активны, старательны. Напоминаю, что мы на уроке

даем высказаться до конца и только после этого

поднимаем руку, чтобы дополнить ответ.

-Девизом нашего урока будут следующие слова ( я

читаю девиз).

Слайд 1

с картинкой птиц и

встроенной песней голосов

птиц

2. Повторение ранее изученной темы

-А теперь давайте вспомним что мы проходили на

прошлом уроке.

Дать задание Славе и Алине.

-Какой класс животных мы изучаем? Птицы

-Назовите отличительные признаки птиц?

*тело покрыто перьями

*передние конечности изменены в крылья-летают

*сердце 4х камерное, 2 круга кровообращения

*дышат легкими

*двойное дыхание

*теплокровные животные

*размножаются откладыванием яиц

*позвоночные животные

*отсутствие зубов, их заменяет клюв

– Давайте вспомним на какие группы можно

разделить всех птиц, которых мы изучили?

*птицы, кормящиеся в воздухе (ласточки, стрижи)

*птицы леса (дятел, синица)

Слайды

Ласточка

Дятел, синица

*хищные птицы (серая сова, степной орел)

*птицы, обитающие вблизи жилья человека (голубь

сизый, воробей, трясогузки)

*домашние птицы (куры, утки, гуси)

*нелетающие птицы (страусы, пингвины)

*птицы в зимнем лесу (клесты)

*птицы, не знающие своих детей (кукушка)

*водоплавающие птицы

– Какую пользу приносят птицы человеку, природе?

*ограничивают рост растений

*содействуют опылению цветковых растений

*способствуют распространению плодов и семян

*санитары планеты – истребляют больных и

ослабленных животных

*ограничивают численность других животных

*служат кормом для других животных

*пища (мясо, яйца)

*пух, перо

– Итак: мы повторили названия птиц, назвали

отличительные признаки птиц, вспомнили группы на

которые они подразделяются и какую пользу

приносят птицы человеку и природе.

Сова, орел

Голубь, воробей

Куры, гуси, утки

Страусы, пингвины

Клест, снегирь

Кукушка

Цапля, лебедь

3. Изучение новой темы

-А сейчас, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего

урока, давайте выполним задание.

-Вы должны найти зашифрованные слова из букв

одного цвета.

– Посмотрите внимательно на этих животных и

скажите как одним словом их можно назвать?

*это Животные, точнее Звери или класс

Млекопитающие

– Животные, о которых мы сегодня будем говорить

относят к классу Млекопитающие.

– Итак, тема нашего урока: «Млекопитающие.

Внешнее строение».

– Откройте тетради и запишите число и тему урока.

– Сегодня на уроке мы с вами выясним, каких

животных относят к классу млекопитающих, почему

Слайд

р

в

н

л

л

о

с

к

с

ы

о

ь

Рысь, волк, слон

3 ученика по очереди на

интерактивной доске

выбирают буквы и

составляют слова.

Слайд

Тема урока:

«Млекопитающие. Внешнее

строение».

(И на доске повесить тему,

число написать).

их так назвали.

– Изучение нового материала будет вестись по

плану:

План

1.Среда обитания млекопитающих

2. Общие признаки млекопитающих

3. Отличительные признаки млекопитающих

(я читаю план)

– Как вы думаете, почему они так называются

млекопитающими?

*От словосочетания «молоком питающиеся»

произошло название млекопитающие.

Млекопитающие – это класс животных, которые

выкармливают своих детенышей молоком.

– Запишем определение в тетрадь.

– А теперь посмотрите на девиз нашего урока и

скажите где живут млекопитающие?

– Я предлагаю вам заполнить таблицу. Откройте

учебник на стр. 136, сначала мы прочитаем

материал на 136 стр и далее вы должны будете

вписать в таблицу названия зверей по признаку

«место обитания», достаточно по 2 примера в каждую

природную зону.

– Хорошо, мы разобрали первый пункт нашего плана.

Двигаемся дальше.

План вешаю на доске.

Слайд

Определение

Млекопитающие – это класс

животных, которые

выкармливают своих

детенышей молоком.

Слайд

Таблица пустая с заданием

Слайд

Таблица заполненная

(раздать детям таблицы)

Физминутка

– А сейчас мы немножко отдохнем. Сегодня

физминутка будет необычная. Здесь все будет

зависеть от вашей фантазии. Закрываем глаза, по

моей команде открываем и смотрим какое животное

изображено на картинке и изображаем как это

животное передвигается.

*дельфин (плавательные движения)

*белка, кенгуру (прыжки на месте)

*слон (топ-топ)

*летучая мышь (махания)

*гепард (бег на месте)

(Картинки животных

напечатать).

– Все млекопитающие имеют общие признаки.

Разберем какие.

1. У большинства млекопитающих – волосяной

покров – шерсть.

– Какое значение шерсть имеет в холодное время

года?В теплое?

В холодное время года волосяной покров защищает

тело животных от переохлаждения, а в жаркое время

– от перегрева.

Волосяной покров у зверей регулярно ( 2 р в год)

меняется. Старые волосы выпадают, а вместо них

вырастают новые.

– Кто знает как называется этот процесс? Линька.

– Как вы думаете, во время линьки меняется окраска

шерсти у зверей? Давайте вспомним у каких.

Во время линьки у многих зверей меняется окраска.

Так, например, заяц – беляк после весенней линьки

становится не белым, а серым.

2. Ноги у млекопитающих находятся под туловищем.

– Посмотрите на слайд и назовите отличия

расположения ног у млекопитающих и

пресмыкающихся. У пресмыкающихся ноги

расположены по бокам.

– Млекопитающие высоко поднимают туловище над

землей. Это способствует быстрому передвижению

зверей.

3. У большинства зверей хорошее зрение. Их глаза

имеют веки с ресницами.

– Как считаете зачем нужны ресницы? Ресницы

защищают органы зрения от повреждений и пыли.

4. Наличие наружной слуховой раковины

В отличие от других позвоночных животных уши

млекопитающих имеют наружную ушную раковину,

помогающую лучше улавливать звуки.

– Итак, давайте повторим какие общие признаки

млекопитающих вы запомнили? Наличие шерсти,

ушной раковины, век с ресницами,ноги расположены

под туловищем.

– Посмотрите на наш план и скажите, о чем еще мы

не поговорили на уроке?

Слайд

«Общие признаки

млекопитающих»

Слайд

1 пункт+картинка

Слайд

Заяц зимой, летом

Слайд

2 пункт+фото строения ног у

млекопитающих и

пресмыкающихся

Слайд

3 пункт+фото морд

животных с ресницами

Слайд

4 пункт+фото наружной

ушной раковины у зверей

Слайд

– Действительно, несмотря на общие черты в

строении млекопитающих, у них имеется множество

отличительных признаков.

1. Млекопитающие различаются по форме тела

2. Млекопитающие различаются по величине

Дополнительные вопросы:

–А в наших лесах какие самые крупные животные

млекопитающие? Лось и медведь.

– А какое самое крупное животное в мире? Кит(150 т,

35 м)

– Хорошо. А теперь давайте все это обобщим.

Выполним задание по карточкам.

«Отличительные черты

млекопитающих»

Слайд

1 пункт+мышь, жираф

Слайд

2 пункт+землеройка-самое

маленькое млекопитающее

в лесу (5 см, 2,5г)

+слон-самое большое

животное на суше(12 т, 4м)

4. Закрепление новой темы.

1.Задание по карточкам.

– Вы должны дополнить текст о внешнем строении

млекопитающих. Каждый из вас получит карточку, вы

самостоятельно ее заполняете и потом мы все

вместе проверим как вы заполнили карточки.

Дать Славе и Алине свое задание. Никите В и Мише

дать карточки со справочными словами.

Тело млекопитающих покрыто ________________.

На голове имеются __________. Ноги располагаются

под _________.

В отличие от других позвоночных глаза

млекопитающих имеют веки с _________, уши имеют

наружную _____________. Млекопитающие

выкармливают своих детенышей _____________.

2. А теперь вернемся к девизу нашего урока.

На доске представлены 4 природные зоны: лес,

горы, водоем, почва. Ваша задача распределить

животных, которые лежат у вас на краю парты, в

нужную зону по принципу обитания – где кто живет.

– Итак, с какой группой животных мы сегодня

познакомились? Мы с вами рассмотрели внешние

особенности млекопитающих и узнали среду

обитания этих животных.

Слайд

Задание на доске.

Сделать слова для справок

и задание выполнить на

интерактивной доске.

(добавить лишние слова:

чешуей,шерстью, уши,

клюв, перья, под

туловищем,по бокам,

ресницами, молоком,

слуховую раковину

Плакаты на доске

повесить+животных раздать

всем.

5. Рефлексия

– А сейчас я предлагаю подвести итог урока

высказав свое мнение.

Сегодня на уроке я узнал ____________.

Мне понравилось ___________________.

Было трудно, потому что _____________.

Слайд

Рефлексия

(Славе и Алине смайлы с их

фото)

6. Оценки и домашнее задание.

Стр. 136-140, читать. Составить рассказ о любом

млекопитающем на выбор по плану:

План:

1.

Название

2.

Где обитает?

3.

Величина

4.

Форма тела

5.

Окраска шерсти

6.

Способы перемещения

Славе и Алине задание в тетрадь.

Слайд

Д/з +план распечатать для

всех.



В раздел образования