Автор: Дина Викторовна Полозова
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ ЛО "Приморская школа-интернат"
Населённый пункт: город Приморск, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка открытого урока по биологии 8 класс в школе VIII вида
Тема: «Класс Млекопитающие. Внешнее строение»
Раздел: среднее образование
Тема урока: «Класс Млекопитающие. Внешнее строение».
Цель: сформировать понятие класс Млекопитающие.
Задачи: 1. Образовательная: cформировать представления о
внешнем строении и местообитании животных класса
млекопитающие.
2. Коррекционная: развивать у обучающихся память, внимание,
зрительное восприятие, логическое мышление, умение сравнивать и
анализировать, обобщать на основе изученного материала, развивать
устную связную речь.
3. Воспитательная: развивать познавательную активность и интерес к
предмету.
Девиз урока:
«Рыбе – вода, птице – воздух,
Зверю – лес, степь, горы».
М.М. Пришвин
Ход урока
1.
Организационный момент (на фоне птичьих
голосов)
-Здравствуйте, ребята! Давайте подравняемся!
-А сейчас сядут за парту те ученики, которые
назовут:
*птиц, кормящихся в воздухе ( ласточки,
стрижи)
*хищных птиц (сова, орел)
*птиц, обитающих вблизи жилищ человека
( сизый голубь, воробей)
*домашних птиц (Алине – курица, Славе –
утка)+картинка птиц
- Итак, сегодня на уроке будем внимательны,
активны, старательны. Напоминаю, что мы на уроке
даем высказаться до конца и только после этого
поднимаем руку, чтобы дополнить ответ.
-Девизом нашего урока будут следующие слова ( я
читаю девиз).
Слайд 1
с картинкой птиц и
встроенной песней голосов
птиц
2. Повторение ранее изученной темы
-А теперь давайте вспомним что мы проходили на
прошлом уроке.
Дать задание Славе и Алине.
-Какой класс животных мы изучаем? Птицы
-Назовите отличительные признаки птиц?
*тело покрыто перьями
*передние конечности изменены в крылья-летают
*сердце 4х камерное, 2 круга кровообращения
*дышат легкими
*двойное дыхание
*теплокровные животные
*размножаются откладыванием яиц
*позвоночные животные
*отсутствие зубов, их заменяет клюв
– Давайте вспомним на какие группы можно
разделить всех птиц, которых мы изучили?
*птицы, кормящиеся в воздухе (ласточки, стрижи)
*птицы леса (дятел, синица)
Слайды
Ласточка
Дятел, синица
*хищные птицы (серая сова, степной орел)
*птицы, обитающие вблизи жилья человека (голубь
сизый, воробей, трясогузки)
*домашние птицы (куры, утки, гуси)
*нелетающие птицы (страусы, пингвины)
*птицы в зимнем лесу (клесты)
*птицы, не знающие своих детей (кукушка)
*водоплавающие птицы
– Какую пользу приносят птицы человеку, природе?
*ограничивают рост растений
*содействуют опылению цветковых растений
*способствуют распространению плодов и семян
*санитары планеты – истребляют больных и
ослабленных животных
*ограничивают численность других животных
*служат кормом для других животных
*пища (мясо, яйца)
*пух, перо
– Итак: мы повторили названия птиц, назвали
отличительные признаки птиц, вспомнили группы на
которые они подразделяются и какую пользу
приносят птицы человеку и природе.
Сова, орел
Голубь, воробей
Куры, гуси, утки
Страусы, пингвины
Клест, снегирь
Кукушка
Цапля, лебедь
3. Изучение новой темы
-А сейчас, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего
урока, давайте выполним задание.
-Вы должны найти зашифрованные слова из букв
одного цвета.
– Посмотрите внимательно на этих животных и
скажите как одним словом их можно назвать?
*это Животные, точнее Звери или класс
Млекопитающие
– Животные, о которых мы сегодня будем говорить
относят к классу Млекопитающие.
– Итак, тема нашего урока: «Млекопитающие.
Внешнее строение».
– Откройте тетради и запишите число и тему урока.
– Сегодня на уроке мы с вами выясним, каких
животных относят к классу млекопитающих, почему
Слайд
р
в
н
л
л
о
с
к
с
ы
о
ь
Рысь, волк, слон
3 ученика по очереди на
интерактивной доске
выбирают буквы и
составляют слова.
Слайд
Тема урока:
«Млекопитающие. Внешнее
строение».
(И на доске повесить тему,
число написать).
их так назвали.
– Изучение нового материала будет вестись по
плану:
План
1.Среда обитания млекопитающих
2. Общие признаки млекопитающих
3. Отличительные признаки млекопитающих
(я читаю план)
– Как вы думаете, почему они так называются
млекопитающими?
*От словосочетания «молоком питающиеся»
произошло название млекопитающие.
Млекопитающие – это класс животных, которые
выкармливают своих детенышей молоком.
– Запишем определение в тетрадь.
– А теперь посмотрите на девиз нашего урока и
скажите где живут млекопитающие?
– Я предлагаю вам заполнить таблицу. Откройте
учебник на стр. 136, сначала мы прочитаем
материал на 136 стр и далее вы должны будете
вписать в таблицу названия зверей по признаку
«место обитания», достаточно по 2 примера в каждую
природную зону.
– Хорошо, мы разобрали первый пункт нашего плана.
Двигаемся дальше.
План вешаю на доске.
Слайд
Определение
Млекопитающие – это класс
животных, которые
выкармливают своих
детенышей молоком.
Слайд
Таблица пустая с заданием
Слайд
Таблица заполненная
(раздать детям таблицы)
Физминутка
– А сейчас мы немножко отдохнем. Сегодня
физминутка будет необычная. Здесь все будет
зависеть от вашей фантазии. Закрываем глаза, по
моей команде открываем и смотрим какое животное
изображено на картинке и изображаем как это
животное передвигается.
*дельфин (плавательные движения)
*белка, кенгуру (прыжки на месте)
*слон (топ-топ)
*летучая мышь (махания)
*гепард (бег на месте)
(Картинки животных
напечатать).
– Все млекопитающие имеют общие признаки.
Разберем какие.
1. У большинства млекопитающих – волосяной
покров – шерсть.
– Какое значение шерсть имеет в холодное время
года?В теплое?
В холодное время года волосяной покров защищает
тело животных от переохлаждения, а в жаркое время
– от перегрева.
Волосяной покров у зверей регулярно ( 2 р в год)
меняется. Старые волосы выпадают, а вместо них
вырастают новые.
– Кто знает как называется этот процесс? Линька.
– Как вы думаете, во время линьки меняется окраска
шерсти у зверей? Давайте вспомним у каких.
Во время линьки у многих зверей меняется окраска.
Так, например, заяц – беляк после весенней линьки
становится не белым, а серым.
2. Ноги у млекопитающих находятся под туловищем.
– Посмотрите на слайд и назовите отличия
расположения ног у млекопитающих и
пресмыкающихся. У пресмыкающихся ноги
расположены по бокам.
– Млекопитающие высоко поднимают туловище над
землей. Это способствует быстрому передвижению
зверей.
3. У большинства зверей хорошее зрение. Их глаза
имеют веки с ресницами.
– Как считаете зачем нужны ресницы? Ресницы
защищают органы зрения от повреждений и пыли.
4. Наличие наружной слуховой раковины
В отличие от других позвоночных животных уши
млекопитающих имеют наружную ушную раковину,
помогающую лучше улавливать звуки.
– Итак, давайте повторим какие общие признаки
млекопитающих вы запомнили? Наличие шерсти,
ушной раковины, век с ресницами,ноги расположены
под туловищем.
– Посмотрите на наш план и скажите, о чем еще мы
не поговорили на уроке?
Слайд
«Общие признаки
млекопитающих»
Слайд
1 пункт+картинка
Слайд
Заяц зимой, летом
Слайд
2 пункт+фото строения ног у
млекопитающих и
пресмыкающихся
Слайд
3 пункт+фото морд
животных с ресницами
Слайд
4 пункт+фото наружной
ушной раковины у зверей
Слайд
– Действительно, несмотря на общие черты в
строении млекопитающих, у них имеется множество
отличительных признаков.
1. Млекопитающие различаются по форме тела
2. Млекопитающие различаются по величине
Дополнительные вопросы:
–А в наших лесах какие самые крупные животные
млекопитающие? Лось и медведь.
– А какое самое крупное животное в мире? Кит(150 т,
35 м)
– Хорошо. А теперь давайте все это обобщим.
Выполним задание по карточкам.
«Отличительные черты
млекопитающих»
Слайд
1 пункт+мышь, жираф
Слайд
2 пункт+землеройка-самое
маленькое млекопитающее
в лесу (5 см, 2,5г)
+слон-самое большое
животное на суше(12 т, 4м)
4. Закрепление новой темы.
1.Задание по карточкам.
– Вы должны дополнить текст о внешнем строении
млекопитающих. Каждый из вас получит карточку, вы
самостоятельно ее заполняете и потом мы все
вместе проверим как вы заполнили карточки.
Дать Славе и Алине свое задание. Никите В и Мише
дать карточки со справочными словами.
Тело млекопитающих покрыто ________________.
На голове имеются __________. Ноги располагаются
под _________.
В отличие от других позвоночных глаза
млекопитающих имеют веки с _________, уши имеют
наружную _____________. Млекопитающие
выкармливают своих детенышей _____________.
2. А теперь вернемся к девизу нашего урока.
На доске представлены 4 природные зоны: лес,
горы, водоем, почва. Ваша задача распределить
животных, которые лежат у вас на краю парты, в
нужную зону по принципу обитания – где кто живет.
– Итак, с какой группой животных мы сегодня
познакомились? Мы с вами рассмотрели внешние
особенности млекопитающих и узнали среду
обитания этих животных.
Слайд
Задание на доске.
Сделать слова для справок
и задание выполнить на
интерактивной доске.
(добавить лишние слова:
чешуей,шерстью, уши,
клюв, перья, под
туловищем,по бокам,
ресницами, молоком,
слуховую раковину
Плакаты на доске
повесить+животных раздать
всем.
5. Рефлексия
– А сейчас я предлагаю подвести итог урока
высказав свое мнение.
Сегодня на уроке я узнал ____________.
Мне понравилось ___________________.
Было трудно, потому что _____________.
Слайд
Рефлексия
(Славе и Алине смайлы с их
фото)
6. Оценки и домашнее задание.
Стр. 136-140, читать. Составить рассказ о любом
млекопитающем на выбор по плану:
План:
1.
Название
2.
Где обитает?
3.
Величина
4.
Форма тела
5.
Окраска шерсти
6.
Способы перемещения
Славе и Алине задание в тетрадь.
Слайд
Д/з +план распечатать для
всех.