Автор: Яруллина Зарина Ильнуровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Детский № 35 комбинированного вида" Приволжского района
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие внимания детей посредством дидактической игры с применением ИКТ .
Раздел: дошкольное образование
Педагогические разработки для развития внимания детей
посредством дидактической игры
Современные дети живут в век информационных технологий,
которые с каждым годом все плотнее входят в нашу жизнь.
Компьютерами в школьных классах уже никого не удивишь, а вот в
детском саду ситуация другая. Компьютеры еще не превратились в
хорошо освоенный инструмент педагогов.
Дошкольное
образовательное
учреждение,
как
носитель
культуры
и
знаний,
также
не
должен
оставаться
в
стороне.
Психологическая
готовность
ребенка
к
жизни
в
современном
информационном
обществе
должна
формироваться
уже
с
дошкольного возраста. И именно поэтому, педагоги для повышения
эффективности образовательного процесса должны использовать
информационно-коммуникационные
технологии
(ИКТ)
в
своей
работе.
Применение
компьютерных
технологий
в
развитии
дошкольников является особо значимым и возможно посредством
специально разработанных медиаресурсов. В практике детского сада
возможно использование компьютерных игр; сайтов и виртуальных
музеев
для
детей;
электронных
энциклопедий
и
учебников;
электронных презентаций,
электронных каталогов,
включающих
качественные копии предметов искусства, достопримечательностей,
информацию о жизни и творчестве художников, скульпторов и других
знаменитых людей, истории и культуре края, истоках возникновения
народных промыслов, культурных традиций и многое другое.
Для проведения непосредственной образовательной деятельности на
практике мы часто обращаемся к ИКТ. Использование ИКТ позволяет
перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к
деятельностному,
при
котором
ребенок
становится
активным
субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.
При таком способе подачи материала дошкольники лучше усваивают
знания, даже отстающие дети с удовольствием включаются в
образовательный процесс. При помощи ИКТ можно объяснить в
доступной форме некоторые моменты, которые не понятны им «нас
словах» (например, такое явление, как круговорот воды в природе)
или нет возможности наблюдать в реальной действительности
(например, северное сияние). Демонстрация видеоконтента дает
возможность не только показать, но и передать звуки природы,
общественной жизни, животного и предметного мира, совершить
«путешествие» в прошлое, посетить другую страну, музей и пр. ИКТ
значительно расширяет возможности .
Внимание
современных
детей
приковано
к
дидактическо-
электронным играм, к выполнению предложенных игровых задач.
Они самостоятельно преодолевает трудности, учатся оперировать
имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно
длительно
удерживать
внимание
на
однообразной
работе.
Дидактические
электронные
игры
будят
детское
воображение,
создают приподнятое настроение, так как они понятны и доступны
ребёнку : Например: «Назови предмет», «Найди два одинаковых
предмета», «Чего нет?», «Что изменилось?» , «Что прибавилось?»и
другие.
С помощью современных
технических средств обучения и
информационных
компьютерных
технологий
воспитатели
дошкольных учреждений могут сами создавать интерактивные игры
и дидактические пособия , которые необходимы для решения
дидактическихи воспитательно-образовательных задач,
развития
внимания , закрепления материала и организации индивидуальной
работы с воспитанниками.
Педагоги ДОУ придумывая новые авторские электронные
дидактические
игры
или
переводя
содержание
известных
дидактическихигр в электронную версию и дают вторую жизнь
дидактическим играм . Электронные игры становятся красочными,
долговечными и много вариативными:Например: «Дикие и домашние
животные», «Речные рыбы», «Чей след?»и другие.
Очень важным является удобство систематизации и хранения
электронных дидактических игр при создании каталогов и библиотек,
например : «Космос», «Подводное царство», «Животный мир»,
«Составь
сказку»
и
другие.
Отличным
способом
хранения
электронных игр, является медиатека электронных дидактических игр
.
Медиатека электронных дидактических игр в ДОУ– это копилка
всех дидактических игр по содержанию. При организации медиатеки
необходимо предусмотреть следующие условия для эффективной
работы педагога:
o
наличие места для хранения и успешного использования
аппаратуры и информационных средств;
o
наличие фонда средств информации, аппаратуры и мебели;
o
наличие сотрудников, обеспечивающих поддержку аппаратуры
в рабочем состоянии и элементарные знания по использовнию
ПК педагога ДОУ.
Основу медиатеки составляют электронные
(компьютерные)
дидактические игры - мультимедийные пособия, разработанные в
программе Microsoft Office и Power Point и объединенные в единную
медиатеку по содержанию.
Мультимедийная презентация – один из эффективных методов
организации обучения, очень сильное педагогическое средство.
Внедрение
этой
деятельности
позволяет
педагогу
организовать
освоение современных информационных технологий, сформировать
необходимые навыки самостоятельной работы с современными
системами, позволяет одновременно использовать различные способы
представления
информации.
Программа
Power
Point
позволит
воплотить в жизнь любой творческий замысел. Так же Power Point
обладает следующими функциональными возможностями:
o
позволяет планировать, создавать и демонстрировать
презентацию;
o
содержит
модифицируемый
набор
шаблонов
презентаций;
o
предоставляет возможность выбора готового стиля
оформления презентации;
o
имеет
встроенные
средства
построения
таблиц,
графиков и диаграмм;
o
имеет большой спектор возможностей для создания
интерактивных игр ;
Для создания дидактической игры в Power Point педагог должен:
1.Разработать
понятные
для
дошкольников
правила
и
увлекательный сюжет игры.
2.Описать алгоритм действий.
3.Определить цель и обучающие задачи игры.
4.Определить действия дошкольника в игре, направленные на
решение обучающей задачи.
5. Задать игровую мотивацию (что будем делать, для кого и для
чего) .
6. Показать дошкольникам способ выполнения задания (как это
делать) .
В свою очередь нам хотелось бы предложить наши авторские
электронные дидактические игры на развитие внимания : “Чья тень?”,
“Найди отличия”,
“Убери лишнее”. Данные игры можно применить к любой
тематике.
Необходимо просто менять картинки , по содержанию
занятия .(см.Приложение№5).
Например: Интерактивная дидактическая игра “ Убери лишнее”
Цель: Развитие у детей зрительного внимания.
Задачи:
Закрепление обобщающих понятий, в данном случае“фрукты”
Закрепление
умения
классифицировать
предметы
по
определенным признакам.
Развивать абстрактно образное мышление, зрительную память.
Развивать умственные способности, умение классифицировать.
Расширить детский кругозор.
Воспитывать любознательность.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть на
интерактивной доске изображенные на ней предметы и сказать, что
на ней изображено. (Например: вишня,яблоко, банан, ромашка,слива.)
Что лишнее? (ромашка) Почему? (ромашка
- это цветок, а все
остальное – фрукты.)И прикоснуться рукой или стилусом, к тому
изображению , которое он считает лишним.
Для создания интерактивной дидактической игры нам понадобится:
o
программа Microsoft Office Power Point;
o
картинки нужного содержания
Алгоритм создания игры :
1.В интернет-пространстве выбираем те картинки, которые имееют
прозрачный фон. Сохраняем их в отдельную папку на рабочем столе .
2.Создаем презентацию последовательно выполняя действия: вставка
“Пустой слайд”, отправляем в слайд картинки .
3.Открываем окно «Анимации» «Настройка анимации»
4.Выделяем фигуру, которая является лишней (в нашем случае это
“ромашка”) добавляем эффект “Исчезновение”
5.Нажимаем “Настройка анимации” , выделяем в ней нужный нам
объект , нажимаем правую кнопку мыши.
6.Выбираем “Время”, затем выбираем “Начать выполнение эффекта”в
диалоговом окне выбираем нужный объект.
7.Так же добавляем
анимацию и на другие объекты в слайде.
Выделяем нужную фигуру ,добывлаем анимация “Качание”
8.Нажимаем “Настройка анимации”, выделяем в ней нужный объект,
нажимаем правую кнопку мыши. Выбираем “Время”, затем ”Начать
выполнение эффекта” в диалоговом окне выбираем нужный объект.
Следуя этому алгоритму можно создать, дидактическую игру на
развитие зрительного внимания. Так же данная игра может служить
эффективным средством для закрепления обобщающих понятий.
Использование технических средств позволяет преодолевать
ограниченность пространства и времени, углубляет игровой настрой,
способствует длительной концентрации
внимания , повышению
качества образовательного процесса, от эффективности и качества
которого зависят дальнейшее развитие личности каждого ребёнка.
Игровая деятельность становится более осознанной и направляется на
достижение результатов, а не на сам процесс. При правильной
организации дидактических игр дети играют , не подозревая, что
осваивают какие-то знания.
Таким образом, внимание развивается в ходе воспитания и
обучения,
опирающегося
на
деятельность
воспитанников,
на
возрастные и индивидуальные особенности их
развития. Четко
продуманная
организация
проведения
дидактических
игр
с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий
способствует получению стабильных положительных результатов в
сфере развития внимания .