Напоминание

Программа профессионального саморазвития педагога


Автор: Иноземцева Любовь Анатольевна
Должность: воспитатель группы комбинированной направленности
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №124""
Населённый пункт: город Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа профессионального саморазвития педагога
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №124»

Программа профессионального саморазвития педагога

Сроки реализации программы 2022-2023учебный год

Тема: Развитие пространственных

представлений посредством использования дидактических игр в

условиях группы комбинированной направленности

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории:

Иноземцева Любовь

Анатольевна

г.Дзержинск

2022г.

Актуальность.

Одной из важнейших составляющих психического развития ребенка является

формирование системы пространственных представлений. Развитие пространственных

представлений начинается с первых месяцев жизни ребенка и оказывает влияние на

умственное развитие ребенка. В процессе взаимодействия с окружающим миром и

получении опыта у ребенка формируются представления о закономерностях

окружающего пространства. Проблема пространственных представлений

неоднократно выступала предметом исследований многих ученых — Б. Г. Ананьева,

Е. Ф. Рыбалко, М. М. Семаго, А. А. Столяр и ряда других авторов Понятие «развитие

математических способностей» является довольно сложным, комплексным и

многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных

представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и

отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и

«научных» понятий.

При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как

метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что

игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие

для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут

содержательными и полезными.

Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.)

являются эффективным средством и методом формирования элементарных

математических представлений у детей во всех возрастных группах. Используя

разнообразные дидактические игры, благодаря обучающей задаче, ребенок

непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания.

В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от

существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания.

Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий,

способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать

обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления.

Особое значение имеют дидактические игры при формировании представлений о

пространственных отношениях, форме, величине. Большая часть программных задач

из этих разделов решается с помощью дидактических игр. Таким образом,

дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка –

дошкольник.

Цель: Повышение профессиональной компетенции в вопросах формировании знаний

детей о пространстве, пространственных направлениях через дидактические и

развивающие игры.

Задачи для педагога:

1.Изучение методической литературы, интернет-ресурсов по данной теме; посещение

мероприятий по обмену опытом.

2. Подобрать и систематизировать материал по развитию пространственной

ориентировки у детей средствами дидактических, развивающих игр в соответствии с

возрастными и индивидуальными особенностями.

3. Создание в группе пособий на формирование пространственных направлений

(подготовка наглядного материала, таблички со словами для детей с нарушенным

слухом).

4.Разработка перспективного плана игровых упражнений, игр.

5.Обогащение своего личного педагогического опыта и распространение его

посредством проведения консультации для педагогов, выступление на педагогическом

совете, проведение мастер-класса.

6. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей ориентировки в

пространстве.

Задачи для детей:

Образовательные

1. Способствовать формированию пространственного восприятия (спереди, сзади,

рядом, справа, слева и др.)

2. Формировать умение ориентироваться «на себе», способствовать освоению «схемы

собственного тела».

3. Развитие представлений о взаимоотношениях внешних объектов между собой,

формировать умение определять местоположение предмета относительно другого

предмета.

4. Познакомить детей с дидактическими, развивающими играми и приемами игры в

них.

Развивающие

1.Развивать и совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза,

воображения и памяти.

2.Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные

1.Формировать эмоциональную отзывчивость, заботливое отношение, желание

помогать окружающим.

2.Воспитывать настойчивость, целеустремленность, умение слушать воспитателя и

сверстников, работать сообща.

Коррекционные:

1.Развивать зрительное и слуховое восприятие детей с нарушенным слухом.

2.Побуждать детей к словесному обозначению выполняемых действий и полученного

результата.

3.Обогащать активный словарь, математическими терминами.

4.Развивать письменную форму речи (использование табличек и сводных таблиц

пространственных отношений).

5.Воспитывать у детей оценочное отношение к результатам деятельности.

По работе с родителями:

1 Анкетирование родителей (выявление степени заинтересованности по данному

направлению работы с детьми).

2.Оформление иформационно-наглядного материала в родительском уголке (папки-

передвижки, информационные стенды).

3.Установление доверительных отношений между родителями и воспитателями.

определение задач совместного воспитания детей и их реализация (проведение

семинаров-практикумов, открытых занятий для родителей).

Методы и приемы реализации (для детей с нарушенным слухом)

-постановка проблемных задач, вопросы проблемного характера;

-контроль за четкостью произнесения слов и фраз, помощь в оформлении ответов

детей с нарушениями слуха;

-совместное проговаривание, чтение табличек со словами;

-поощрение проявления детьми самостоятельности, инициативности, стремления к

самоорганизации в разных видах деятельности.

Информационно-аналитический этап работы над темой самообразовании:

1 этап- диагностический

2этап- прогностический

3этап-практический

4этап-заключительный

Этапы

Пути реализации и формы

работы

Содержание работы

Сроки

Способы оформления

материала для

использования в

практической работе.

1 этап

1-Выбор и определение темы

самообразования

2-Подбор методической

сентябрь

1-Оформление плана

работы по самообразованию

2-Выявление и обоснование

литературы, работа с

картотекой методического

кабинета, изучение опыта

педагогов и интернет-сайтах

3-Изучение нормативных

документов

4-Анализ состояния учебно-

воспитательного процесса

5-Диагностика знаний и

умений детей в денной

области, выявление

противоречий, нуждающихся в

коррекции

6-Консультация со старшим

воспитателем по выбранной

теме

актуальности проблемы по

результатам диагностики

детей (Афонькина Ю.А.)

Оформление результатов

диагностики

3- Сообщение на вводном

родительском собрании на

тему:

«Игры на развитие

пространственных

представлений»

4-

Консультация на тему:

«Особенности

пространственной

ориентировки у детей

дошкольного возраста».

2 этап

1-Определение цели и задач

работы над темой.

2- Разработка системы мер,

направленных на решение

проблемы(подбор методов и

приемов)

3-Прогнозирование

результатов

Октябрь

1-Составление и

оформление перспективного

плана работы с детьми по

развитию творческих

способностей детей в

процессе формирование

пространственных

представлений.

3 этап

1-Разработка рекомендаций и

памяток для родителей.

2- Внедрение передового

опыта; системы мер,

направленных на решение

проблемы.

3-Формирование

методического комплекса

4-Отслеживание процесса,

текущих результатов и

промежуточных результатов.

5-Индивидуальная работа с

детьми с использованием

дидактических игр и

упражнений

в течении

года

-Памятка для родителей

«Развитие

пространственных

представлений»

-Подбор практического

материала-пополнение

развивающей предметно-

пространственной

среды(дидактическое

обеспечение, приобретение

подлинных пособий на

ориентировку в

пространстве, изготовление

игр по тематике, создание и

изготовление пособий по

изучению

пространственных

представлений у детей.

-Изготовление Лэпбука по

ФЭМП «Ориентируемся в

пространстве»

4 этап

1-Самооценка и самоанализ

Май

1-Монитринг

проделанной работы в своей

группе.

2-Повторная диагностика

индивидуального развития

детей (Афонькина Ю.А.)

2-Обобщение результатов

на заседании

педагогического совета

ДОУ (отчет о проделанной

работе)

3-Открытый показ ОД для

родителей по ФЭМП

«Ориентировка в

пространстве»

Перспективный план работы по теме самообразовании

на 2022-2023уч.год

Месяц

Цель

Результат

Продукт

Сентябрь

Подбор и изучение литературы

по теме; мониторинг начальных

знаний об элементарных

математических представлениях.

1. Работа с методической

литературой по

теме: «Развитие ФЭМП у

дошкольников 5-6

лет» Изготовление пособия

2. Консультация для

родителей: «Как

организовать игры детей

дома с использованием

занимательного

математического материала»

3. Папка ширма:

«Страна математики»

4. Анкетирование

родителей.

Просвещение родителей

(подготовка и оформление

консультаций, презентация

буклета, разработка

памятки). Подборка

методической литературы

по изучаемой теме

Октябрь

Закреплять знания о месте

расположения частей лица,

умение ориентироваться на

собственном теле.

Закреплять навыки ориентировки

в пространстве в процессе

соотнесения детьми парно

противоположных направлений

собственного тела с

направлениями стоящего на

против человека.

-развивать умение

самостоятельно ориентироваться

в помещении детского сада

Стимулировать умение

определять пространственные

отношения между собой и

окружающими объектами.

1. Выступление на

педагогическом совете:

«Игры, способствующие

развитию речи

дошкольников».

2

. Дидактическая игра

«Зарядка», «Делай как я»

«Магазин игрушек»

«Кто

правильно назовет»

«Найди мишку»

3. Папка - передвижка для

родителей на тему: «Веселая

математика дома»

4. Проведение игр –

соревнований • «Чья команда

быстрее найдёт предметы»

(разной формы).

Выступление на

педагогическом совете.

РППС: Папка-передвижка.

Дидактичекие игры.

Ноябрь

Учить детей учитывать

относительность

пространственных отношений в

1.Предложить

математические загадки для

детей.

РППС: Альбом

«Математические загадки»

Дидактические игры

соответствии с положением

самого себя и точки отсчета при

с положением самого себя и

точки отсчета при ориентировке.

Развитие внимания, быстроты

реакции, умения

ориентироваться в открытом

пространстве.

Закреплять умение

ориентироваться в пространстве

с точкой отсчета «от себя»

Закрепление навыков

самостоятельно ориентироваться

на территории детского сада,

активизировать в речи

пространственную

терминологию

-учить детей определять

направления движущихся

предметов, обозначать в речи эти

направления соответствующими

пространственными терминами.

2

. Дидактическая

игра «Делай как я»

Дидактическая игра

«Кто из детей стоит близко,

а кто далеко?»

Занятие-ролевая игра

«Городская дорога», «В

лесу»

Дидактическая

игра «Построй такой же»

3. Информационный лист

ширма-передвижка: «Зачем

детям математика».

4. Проведение

пальчиковой гимнастики.

Ширма-передвижка

«Зачем детям математика»

Картотека подвижных и

пальчиковых игр для

развития пространственных

представлений у детей

Декабрь

Закреплять умение детей

ориентироваться в пространстве

группы и детского сада.

Закреплять навыки

ориентировки в

микропространстве,

активизировать в речи детей

слова «вверху», «внизу»,

«справа», «слева».

Закреплять навыки

самостоятельной ориентировки в

окружающем пространстве с

опорой на сохранные

анализаторы

1. Интегрированное

занятие по ФЭМП в старшей

группе: «Путешествие в

страну знаний»

2. Дидактические игры на

ориентировку в пространстве

относительно предмета:

«Поставь чайник справа от

чашки, за чашкой, перед

чашкой…».

«Что находится слева от…».

«Расскажи, где находится

шкаф, стул, стол…»,

«Передай соседу»,

«Найди предмет», «Где чей

домик».

«Карусель» , «Маленький

строитель»

«Кто из детей стоит близко,

а кто далеко?»

Дидактическая игра «Дом»,

«Птички и дерево»

3. Папка - передвижка для

родителей на тему:

«Рекомендации родителям

по математике»

ОД по ФЭМП

РППС: Дидактические игры

Папка-передвижка

Январь

Развивать умение

ориентироваться в открытом.

пространстве, развивать память

Учить детей определять

направления движущихся

предметов.

1. Консультация для

родителей: «Математика в

повседневной жизни

ребенка»

2. Подвижные

игры: «Космонавты»,

РППС: Консультация для

родителей

Дидактические игры

Атрибуты для подвижных

игр.

Памятка для родителей.

Развивать пространственные

отношения, формировать

пространственные направления

(вверх-вниз).

Учить детей передвигаться в

пространстве, сохраняя и меняя

направление в соответствии с

указаниями педагога, с учетом

ориентира, употреблять в речи

пространственную

терминологию. формировать

умение определять верхний,

нижний край плоскости, его

левую и правую стороны

«Забавный хоккей», «Лови -

не лови», «Золотые ворота»,

«Жмурки с колокольчиком»

3. Дидактические

игры: «Дорога в школу»

«Веселые ладошки»

«Право-лево» «Найди

игрушки»

Игра - путешествие

«Путешествие на Луну»

4. Памятка для

родителей: «Участие

взрослого в детских играх.

Проблемные ситуации и их

решение».

5. Математические

считалки.

Альбом «Математические

считалки»

Февраль

Учить детей при помощи слуха

определять направления

движущихся предметов,

обозначать в речи эти

направления соответствующими

пространственными терминами.

Учить детей ориентировать на

плоскости, закреплять понятие

«право», «лево», активизировать

в речи предлоги.

Закреплять умение соотносить

реальное пространство с

рисунком –образцом.

Закреплять навыки

самостоятельной ориентировки в

окружающем пространстве с

опорой на сохранные

анализаторы

1. ОД по ФЭМП в старшей

группе: «В поисках

сюрприза»

2. Разучивание и

отгадывание загадок

математического

содержания.

3. Дидактические игры:

«Дорога»

«Право-влево»

«Разноцветное

путешествие»

«Сделай как на рисунке»

«Где Маша?»

«Найди Мишку»

4. Проведение пальчиковой

гимнастики и

математических игр.

5. Чтение и заучивание

математических потешек и

стихов.

ОД по ФЭМП

РППС: Дидактические игры

Альбом «Математические

потешки и загадки»

Март

Умение ориентироваться на

плоскости, закреплять умение

понимать пространственную

терминологию.

Закреплять умение читать схемы

и планы пути, ориентироваться в

окружающем пространстве.

Закреплять умение

ориентироваться на

микроплоскости.

1. Изучение различных

развивающих игр, связанных

с ориентировке в

пространстве.

2. Математика в сказках»

«Стоит в поле теремок»,

«Колобок ищет друзей»

3. Дидактические игры:

«

Художник»

Фиолетовый лес:

«Путешествие в лесу»

«Дойди по стрелкам»

РППС: Пополнение уголка

математики

дидактическими играми

Апрель

Закреплять умение

ориентироваться по схеме, на

микроплоскости (фланелеграфе,

филетовый лес)

1. Консультация для

родителей: «Роль

дидактических игр в

воспитании детей

РППС: Пополнение

картотеки дидактические

игры по математике

Создание консультации для

Закреплять навыки

самостоятельной ориентировки в

окружающем пространстве с

опорой на сохранные

анализаторы.

Закреплять умение

ориентироваться в пространстве

по картинке –

образцу ,соотносить

схематическое изображение

предмета с реальным

дошкольного возраста».

2. Дидактические игры:

«Магазин игрушек»

«Разноцветное

путешествие»

«Сделай как на рисунке»

«Где Миша?»

«Найди Мишку»

родителей «Роль

дидактических игр в

воспитании детей

дошкольного возраста»

Май

Обновление и пополнение центра

занимательной математики

новыми самодельными

пособиями.

Анализ созданных

педагогических условий для

развития ориентировки в

пространстве.

1. Выступление на итоговом

педсовете: «Развитие

интереса к математике у

детей старшего дошкольного

возраста»;

2. Папка передвижка для

родителей: «Математика и

логика детей старшего

дошкольного возраста»

3.«Дидактические игры и

упражнения на закрепление

изученного материала»

Презентация-отчет с

фотографиями

«Мы играем в математику»

Мероприятия с родителями в рамках реализации плана по самообразованию

-Наглядная агитация (стенды, памятки, буклеты, тематические папки с практическим материалом).

-Консультации, беседы, родительские собрания.

-Сотрудничество в изготовлении дидактического материала, игр и пособий для реализации данного

плана.

Изучение методической литературы по теме:

-Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

-Помораева И.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений». –

Москва, Мозаика-Синтез, 2016 г.

-«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева



В раздел образования