Автор: Иноземцева Любовь Анатольевна
Должность: воспитатель группы комбинированной направленности
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №124""
Населённый пункт: город Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа профессионального саморазвития педагога
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №124»
Программа профессионального саморазвития педагога
Сроки реализации программы 2022-2023учебный год
Тема: Развитие пространственных
представлений посредством использования дидактических игр в
условиях группы комбинированной направленности
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Иноземцева Любовь
Анатольевна
г.Дзержинск
2022г.
Актуальность.
Одной из важнейших составляющих психического развития ребенка является
формирование системы пространственных представлений. Развитие пространственных
представлений начинается с первых месяцев жизни ребенка и оказывает влияние на
умственное развитие ребенка. В процессе взаимодействия с окружающим миром и
получении опыта у ребенка формируются представления о закономерностях
окружающего пространства. Проблема пространственных представлений
неоднократно выступала предметом исследований многих ученых — Б. Г. Ананьева,
Е. Ф. Рыбалко, М. М. Семаго, А. А. Столяр и ряда других авторов Понятие «развитие
математических способностей» является довольно сложным, комплексным и
многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных
представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и
отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и
«научных» понятий.
При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как
метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Очень важно, что
игра – это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие
для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут
содержательными и полезными.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.)
являются эффективным средством и методом формирования элементарных
математических представлений у детей во всех возрастных группах. Используя
разнообразные дидактические игры, благодаря обучающей задаче, ребенок
непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания.
В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от
существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания.
Игры, содержание которых ориентировано на формирование математических понятий,
способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать
обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления.
Особое значение имеют дидактические игры при формировании представлений о
пространственных отношениях, форме, величине. Большая часть программных задач
из этих разделов решается с помощью дидактических игр. Таким образом,
дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка –
дошкольник.
Цель: Повышение профессиональной компетенции в вопросах формировании знаний
детей о пространстве, пространственных направлениях через дидактические и
развивающие игры.
Задачи для педагога:
1.Изучение методической литературы, интернет-ресурсов по данной теме; посещение
мероприятий по обмену опытом.
2. Подобрать и систематизировать материал по развитию пространственной
ориентировки у детей средствами дидактических, развивающих игр в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями.
3. Создание в группе пособий на формирование пространственных направлений
(подготовка наглядного материала, таблички со словами для детей с нарушенным
слухом).
4.Разработка перспективного плана игровых упражнений, игр.
5.Обогащение своего личного педагогического опыта и распространение его
посредством проведения консультации для педагогов, выступление на педагогическом
совете, проведение мастер-класса.
6. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей ориентировки в
пространстве.
Задачи для детей:
Образовательные
1. Способствовать формированию пространственного восприятия (спереди, сзади,
рядом, справа, слева и др.)
2. Формировать умение ориентироваться «на себе», способствовать освоению «схемы
собственного тела».
3. Развитие представлений о взаимоотношениях внешних объектов между собой,
формировать умение определять местоположение предмета относительно другого
предмета.
4. Познакомить детей с дидактическими, развивающими играми и приемами игры в
них.
Развивающие
1.Развивать и совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза,
воображения и памяти.
2.Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные
1.Формировать эмоциональную отзывчивость, заботливое отношение, желание
помогать окружающим.
2.Воспитывать настойчивость, целеустремленность, умение слушать воспитателя и
сверстников, работать сообща.
Коррекционные:
1.Развивать зрительное и слуховое восприятие детей с нарушенным слухом.
2.Побуждать детей к словесному обозначению выполняемых действий и полученного
результата.
3.Обогащать активный словарь, математическими терминами.
4.Развивать письменную форму речи (использование табличек и сводных таблиц
пространственных отношений).
5.Воспитывать у детей оценочное отношение к результатам деятельности.
По работе с родителями:
1 Анкетирование родителей (выявление степени заинтересованности по данному
направлению работы с детьми).
2.Оформление иформационно-наглядного материала в родительском уголке (папки-
передвижки, информационные стенды).
3.Установление доверительных отношений между родителями и воспитателями.
определение задач совместного воспитания детей и их реализация (проведение
семинаров-практикумов, открытых занятий для родителей).
Методы и приемы реализации (для детей с нарушенным слухом)
-постановка проблемных задач, вопросы проблемного характера;
-контроль за четкостью произнесения слов и фраз, помощь в оформлении ответов
детей с нарушениями слуха;
-совместное проговаривание, чтение табличек со словами;
-поощрение проявления детьми самостоятельности, инициативности, стремления к
самоорганизации в разных видах деятельности.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразовании:
1 этап- диагностический
2этап- прогностический
3этап-практический
4этап-заключительный
Этапы
Пути реализации и формы
работы
Содержание работы
Сроки
Способы оформления
материала для
использования в
практической работе.
1 этап
1-Выбор и определение темы
самообразования
2-Подбор методической
сентябрь
1-Оформление плана
работы по самообразованию
2-Выявление и обоснование
литературы, работа с
картотекой методического
кабинета, изучение опыта
педагогов и интернет-сайтах
3-Изучение нормативных
документов
4-Анализ состояния учебно-
воспитательного процесса
5-Диагностика знаний и
умений детей в денной
области, выявление
противоречий, нуждающихся в
коррекции
6-Консультация со старшим
воспитателем по выбранной
теме
актуальности проблемы по
результатам диагностики
детей (Афонькина Ю.А.)
Оформление результатов
диагностики
3- Сообщение на вводном
родительском собрании на
тему:
«Игры на развитие
пространственных
представлений»
4-
Консультация на тему:
«Особенности
пространственной
ориентировки у детей
дошкольного возраста».
2 этап
1-Определение цели и задач
работы над темой.
2- Разработка системы мер,
направленных на решение
проблемы(подбор методов и
приемов)
3-Прогнозирование
результатов
Октябрь
1-Составление и
оформление перспективного
плана работы с детьми по
развитию творческих
способностей детей в
процессе формирование
пространственных
представлений.
3 этап
1-Разработка рекомендаций и
памяток для родителей.
2- Внедрение передового
опыта; системы мер,
направленных на решение
проблемы.
3-Формирование
методического комплекса
4-Отслеживание процесса,
текущих результатов и
промежуточных результатов.
5-Индивидуальная работа с
детьми с использованием
дидактических игр и
упражнений
в течении
года
-Памятка для родителей
«Развитие
пространственных
представлений»
-Подбор практического
материала-пополнение
развивающей предметно-
пространственной
среды(дидактическое
обеспечение, приобретение
подлинных пособий на
ориентировку в
пространстве, изготовление
игр по тематике, создание и
изготовление пособий по
изучению
пространственных
представлений у детей.
-Изготовление Лэпбука по
ФЭМП «Ориентируемся в
пространстве»
4 этап
1-Самооценка и самоанализ
Май
1-Монитринг
проделанной работы в своей
группе.
2-Повторная диагностика
индивидуального развития
детей (Афонькина Ю.А.)
2-Обобщение результатов
на заседании
педагогического совета
ДОУ (отчет о проделанной
работе)
3-Открытый показ ОД для
родителей по ФЭМП
«Ориентировка в
пространстве»
Перспективный план работы по теме самообразовании
на 2022-2023уч.год
Месяц
Цель
Результат
Продукт
Сентябрь
Подбор и изучение литературы
по теме; мониторинг начальных
знаний об элементарных
математических представлениях.
1. Работа с методической
литературой по
теме: «Развитие ФЭМП у
дошкольников 5-6
лет» Изготовление пособия
2. Консультация для
родителей: «Как
организовать игры детей
дома с использованием
занимательного
математического материала»
3. Папка ширма:
«Страна математики»
4. Анкетирование
родителей.
Просвещение родителей
(подготовка и оформление
консультаций, презентация
буклета, разработка
памятки). Подборка
методической литературы
по изучаемой теме
Октябрь
Закреплять знания о месте
расположения частей лица,
умение ориентироваться на
собственном теле.
Закреплять навыки ориентировки
в пространстве в процессе
соотнесения детьми парно
противоположных направлений
собственного тела с
направлениями стоящего на
против человека.
-развивать умение
самостоятельно ориентироваться
в помещении детского сада
Стимулировать умение
определять пространственные
отношения между собой и
окружающими объектами.
1. Выступление на
педагогическом совете:
«Игры, способствующие
развитию речи
дошкольников».
2
. Дидактическая игра
«Зарядка», «Делай как я»
«Магазин игрушек»
«Кто
правильно назовет»
«Найди мишку»
3. Папка - передвижка для
родителей на тему: «Веселая
математика дома»
4. Проведение игр –
соревнований • «Чья команда
быстрее найдёт предметы»
(разной формы).
Выступление на
педагогическом совете.
РППС: Папка-передвижка.
Дидактичекие игры.
Ноябрь
Учить детей учитывать
относительность
пространственных отношений в
1.Предложить
математические загадки для
детей.
РППС: Альбом
«Математические загадки»
Дидактические игры
соответствии с положением
самого себя и точки отсчета при
с положением самого себя и
точки отсчета при ориентировке.
Развитие внимания, быстроты
реакции, умения
ориентироваться в открытом
пространстве.
Закреплять умение
ориентироваться в пространстве
с точкой отсчета «от себя»
Закрепление навыков
самостоятельно ориентироваться
на территории детского сада,
активизировать в речи
пространственную
терминологию
-учить детей определять
направления движущихся
предметов, обозначать в речи эти
направления соответствующими
пространственными терминами.
2
. Дидактическая
игра «Делай как я»
Дидактическая игра
«Кто из детей стоит близко,
а кто далеко?»
Занятие-ролевая игра
«Городская дорога», «В
лесу»
Дидактическая
игра «Построй такой же»
3. Информационный лист
ширма-передвижка: «Зачем
детям математика».
4. Проведение
пальчиковой гимнастики.
Ширма-передвижка
«Зачем детям математика»
Картотека подвижных и
пальчиковых игр для
развития пространственных
представлений у детей
Декабрь
Закреплять умение детей
ориентироваться в пространстве
группы и детского сада.
Закреплять навыки
ориентировки в
микропространстве,
активизировать в речи детей
слова «вверху», «внизу»,
«справа», «слева».
Закреплять навыки
самостоятельной ориентировки в
окружающем пространстве с
опорой на сохранные
анализаторы
1. Интегрированное
занятие по ФЭМП в старшей
группе: «Путешествие в
страну знаний»
2. Дидактические игры на
ориентировку в пространстве
относительно предмета:
«Поставь чайник справа от
чашки, за чашкой, перед
чашкой…».
«Что находится слева от…».
«Расскажи, где находится
шкаф, стул, стол…»,
«Передай соседу»,
«Найди предмет», «Где чей
домик».
«Карусель» , «Маленький
строитель»
«Кто из детей стоит близко,
а кто далеко?»
Дидактическая игра «Дом»,
«Птички и дерево»
3. Папка - передвижка для
родителей на тему:
«Рекомендации родителям
по математике»
ОД по ФЭМП
РППС: Дидактические игры
Папка-передвижка
Январь
Развивать умение
ориентироваться в открытом.
пространстве, развивать память
Учить детей определять
направления движущихся
предметов.
1. Консультация для
родителей: «Математика в
повседневной жизни
ребенка»
2. Подвижные
игры: «Космонавты»,
РППС: Консультация для
родителей
Дидактические игры
Атрибуты для подвижных
игр.
Памятка для родителей.
Развивать пространственные
отношения, формировать
пространственные направления
(вверх-вниз).
Учить детей передвигаться в
пространстве, сохраняя и меняя
направление в соответствии с
указаниями педагога, с учетом
ориентира, употреблять в речи
пространственную
терминологию. формировать
умение определять верхний,
нижний край плоскости, его
левую и правую стороны
«Забавный хоккей», «Лови -
не лови», «Золотые ворота»,
«Жмурки с колокольчиком»
3. Дидактические
игры: «Дорога в школу»
«Веселые ладошки»
«Право-лево» «Найди
игрушки»
Игра - путешествие
«Путешествие на Луну»
4. Памятка для
родителей: «Участие
взрослого в детских играх.
Проблемные ситуации и их
решение».
5. Математические
считалки.
Альбом «Математические
считалки»
Февраль
Учить детей при помощи слуха
определять направления
движущихся предметов,
обозначать в речи эти
направления соответствующими
пространственными терминами.
Учить детей ориентировать на
плоскости, закреплять понятие
«право», «лево», активизировать
в речи предлоги.
Закреплять умение соотносить
реальное пространство с
рисунком –образцом.
Закреплять навыки
самостоятельной ориентировки в
окружающем пространстве с
опорой на сохранные
анализаторы
1. ОД по ФЭМП в старшей
группе: «В поисках
сюрприза»
2. Разучивание и
отгадывание загадок
математического
содержания.
3. Дидактические игры:
«Дорога»
«Право-влево»
«Разноцветное
путешествие»
«Сделай как на рисунке»
«Где Маша?»
«Найди Мишку»
4. Проведение пальчиковой
гимнастики и
математических игр.
5. Чтение и заучивание
математических потешек и
стихов.
ОД по ФЭМП
РППС: Дидактические игры
Альбом «Математические
потешки и загадки»
Март
Умение ориентироваться на
плоскости, закреплять умение
понимать пространственную
терминологию.
Закреплять умение читать схемы
и планы пути, ориентироваться в
окружающем пространстве.
Закреплять умение
ориентироваться на
микроплоскости.
1. Изучение различных
развивающих игр, связанных
с ориентировке в
пространстве.
2. Математика в сказках»
«Стоит в поле теремок»,
«Колобок ищет друзей»
3. Дидактические игры:
«
Художник»
Фиолетовый лес:
«Путешествие в лесу»
«Дойди по стрелкам»
РППС: Пополнение уголка
математики
дидактическими играми
Апрель
Закреплять умение
ориентироваться по схеме, на
микроплоскости (фланелеграфе,
филетовый лес)
1. Консультация для
родителей: «Роль
дидактических игр в
воспитании детей
РППС: Пополнение
картотеки дидактические
игры по математике
Создание консультации для
Закреплять навыки
самостоятельной ориентировки в
окружающем пространстве с
опорой на сохранные
анализаторы.
Закреплять умение
ориентироваться в пространстве
по картинке –
образцу ,соотносить
схематическое изображение
предмета с реальным
дошкольного возраста».
2. Дидактические игры:
«Магазин игрушек»
«Разноцветное
путешествие»
«Сделай как на рисунке»
«Где Миша?»
«Найди Мишку»
родителей «Роль
дидактических игр в
воспитании детей
дошкольного возраста»
Май
Обновление и пополнение центра
занимательной математики
новыми самодельными
пособиями.
Анализ созданных
педагогических условий для
развития ориентировки в
пространстве.
1. Выступление на итоговом
педсовете: «Развитие
интереса к математике у
детей старшего дошкольного
возраста»;
2. Папка передвижка для
родителей: «Математика и
логика детей старшего
дошкольного возраста»
3.«Дидактические игры и
упражнения на закрепление
изученного материала»
Презентация-отчет с
фотографиями
«Мы играем в математику»
Мероприятия с родителями в рамках реализации плана по самообразованию
-Наглядная агитация (стенды, памятки, буклеты, тематические папки с практическим материалом).
-Консультации, беседы, родительские собрания.
-Сотрудничество в изготовлении дидактического материала, игр и пособий для реализации данного
плана.
Изучение методической литературы по теме:
-Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
-Помораева И.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений». –
Москва, Мозаика-Синтез, 2016 г.
-«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева