Напоминание

Повышение компетенций педагогов ДОО в области речевого развития воспитанников


Автор: Кутовая Ирина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №82 "Одуванчик" г. Брянска
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Формирование у педагогов дошкольной образовательной организации профессиональных компетенций в области речевого развития воспитанников.
Тема: Повышение компетенций педагогов ДОО в области речевого развития воспитанников
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Повышение компетенций педагогов ДОО в области речевого развития воспитанников».

В течение учебного года проводился мониторинг методической работы. Проводился мониторинг

профессиональной деятельности педагогов. Использовались следующие методы: анкетирование

педагогов для выявления самооценки, анализ планирования, организации деятельности, выявление

затруднений педагогов. Самооценка педагогов в ориентации и умений в вопросах организации

работы по детским видам деятельности высокая. Ниже балл в двигательной деятельности и

деятельности общения, что подтверждает неуверенность педагогов по данным видах

деятельности.

Мониторинг образовательной деятельности показал профессионализм и систему работы

воспитателей по развитию воспитанников детских видах деятельности. Ниже балл в двигательной

деятельности и речевой деятельности, что подтверждает необходимость продолжения работы по

данным вопросам.

Важность речевого развития дошкольников подтверждается тем, что во ФГОС дошкольного

образования оно входит в две образовательные области: «Речевое развитие» и «Социально –

коммуникативное развитие»

Качество методической работы, определяется единством профессиональных знаний и

практических умений, которые должны быть сформированы у педагогов детского сада.

Методическая работа в ДОО должна охватывать всех участников образовательного процесса

(воспитанников, педагогов и родителей), создавая условия для повышения качества образования и

осуществляться в разнообразных формах и методах работы.

Цель: создание системы методической работы с использованием индивидуального и

дифференцированного подхода к педагогам, обеспечивающей повышение профессиональной

компетентности воспитателей по вопросам речевого развития дошкольников

Задачи:

Создать инструментальное обеспечение оценки уровня профессиональной компетентности

каждого педагога по вопросам речевого развития детей;

Определить содержание методической работы с педагогами и родителями по данному

направлению.

Повысить профессиональную компетентность педагогов по речевому развитию

воспитанников: уверенность в своих силах, научную, методическую подготовленность и

профессиональные умения и навыки.

Результативность методической работы оценивается по качеству работы воспитателя с детьми.

Этому способствует активизация культурной речи педагогов, развитие их ситуативного

творчества в практике работы с детьми, а также вовлечение родителей в процесс обеспечения

непрерывного, гармонического развития детей.

Система работы методической службы включает в себя ряд последовательно осуществляемых

шагов, определяющих постепенность реализации намеченных целей.

АНАЛИЗ. Его целью является изучение особенностей речевого развития детей по письменного

согласию родителей, компетентности воспитателей и родителей в речевом развитии детей и в

состав входит:

Обследование особенностей речевого развития детей по методике О.С. Ушаковой по

письменному согласию родителей.

Проведение анкетирования воспитателей и родителей.

Организация мониторинга деятельности педагогов по речевому развитию детей.

Мониторинг речи родителей общения и организации совместной деятельности.

В результате анализа выявляются проблемы педагогической деятельности и ставятся задачи

работы

Педагоги в результате реализации первого этапа деятельности разделились на группы:

начинающие; имеющие опыт работы; педагоги с достаточным опытом работы, у которых

выработан стиль профессиональной деятельности.

ПЛАНИРОВАНИЕ. Его целью является: Спланировать процесс решения задач в работе с

педагогами и родителями и в состав входит:

Планирование инновационной работы.

Перспективное планирование (Годовой план, образовательная программа, программа

развития, перспективные планы специалистов)

Выбор направлений самообразования педагогов.

ОРГАНИЗАЦИЯ. Её целью является: Реализация спланированного процесса методической работы

с педагогами и родителями и в состав входит:

1. Информационный этап: Консультации, лекции, беседы, выставки литературы.

2. Практический этап: Семинары, тренинги, открытые и коллективные просмотры, работа

творческой и инновационной групп, обобщение опыта педагогов по речевому развитию детей.

Работа с родителями:

● Индивидуальные консультации и беседы по задачам годового плана, по запросу родителей;

● папки – передвижки;

● изготовление тематических альбомов;

● анализ и обсуждение результатов развития ребёнка;

● совместные досуговые мероприятия;

● открытые просмотры;

● анкетирование;

● групповые собрания;

● дни открытых дверей.

● Семейный клуб «Раз словечко, два словечко»

РЕГУЛИРОВАНИЕ. Цель его: Скорректировать методическую работу и образовательный

процесс с воспитанниками. Осуществляется этот процесс в виде тематических проверок и

мониторинга

КОНТРОЛЬ, последний шаг. Его цель: Выявить динамику в развитии речи воспитанников, в

организации развивающей предметно – пространственной образовательной среды, в

компетентности педагогов. На данном этапе принимаются управленческие решения по данному

вопросу на заседаниях педагогического совета или общего собрания работников.

Таким образом, задача развития речевой активности детей средствами инновационных

технологий с учетом их индивидуальных особенностей решалась через различные формы

методической работы с педагогическими кадрами: от информативных и обучающих до

практических, на которых педагоги упражнялись в применении полученных знаний к

разнообразным ситуациям взаимодействия с детьми.

Мониторинг этапов деятельности, обучающие семинары, обсуждение результатов работы на

совещаниях при заведующей позволяют утверждать, что на заключительном этапе обучения

педагоги свободно ориентируются в методах работы с детьми, в применении современных

развивающих технологий, овладели способами взаимодействия с детьми, коллегами,

специалистами и родителями по вопросам речевого развития детей.

Возросла уверенность воспитателей в своих силах, самооценка уровня собственной

компетентности стала адекватной, появилось осознание своих слабых и сильных сторон, о чем

свидетельствуют результаты итогового анкетирования воспитателей и специалистов по речевому

развитию детей (средний показатель качественных изменений возрос на 43 %).

Ярким примером, иллюстрирующим эффективность системы методической работы по

повышению профессиональной готовности педагогов к решению проблем речевого развития детей

является опыт некоторых воспитателей, представленный на районных методических

объединениях по разным видам деятельности, связанным с речевым развитием детей. Творческие

находки многих педагогов ДОУ опубликованы в печати (сборники районного, городского,

регионального и российского уровня).

Методическая работа, направленная на решение задач речевого развития детей и повышения

компетентности педагогов реализовывалась через разнообразные интерактивные формы.

Основная часть педагогов имеют высокий профессиональный уровень, который позволяет

эффективно решать намеченные цели воспитания и развития детей.



В раздел образования