Автор: Кутовая Ирина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №82 "Одуванчик" г. Брянска
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Формирование у педагогов дошкольной образовательной организации профессиональных компетенций в области речевого развития воспитанников.
Тема: Повышение компетенций педагогов ДОО в области речевого развития воспитанников
Раздел: дошкольное образование
«Повышение компетенций педагогов ДОО в области речевого развития воспитанников».
В течение учебного года проводился мониторинг методической работы. Проводился мониторинг
профессиональной деятельности педагогов. Использовались следующие методы: анкетирование
педагогов для выявления самооценки, анализ планирования, организации деятельности, выявление
затруднений педагогов. Самооценка педагогов в ориентации и умений в вопросах организации
работы по детским видам деятельности высокая. Ниже балл в двигательной деятельности и
деятельности общения, что подтверждает неуверенность педагогов по данным видах
деятельности.
Мониторинг образовательной деятельности показал профессионализм и систему работы
воспитателей по развитию воспитанников детских видах деятельности. Ниже балл в двигательной
деятельности и речевой деятельности, что подтверждает необходимость продолжения работы по
данным вопросам.
Важность речевого развития дошкольников подтверждается тем, что во ФГОС дошкольного
образования оно входит в две образовательные области: «Речевое развитие» и «Социально –
коммуникативное развитие»
Качество методической работы, определяется единством профессиональных знаний и
практических умений, которые должны быть сформированы у педагогов детского сада.
Методическая работа в ДОО должна охватывать всех участников образовательного процесса
(воспитанников, педагогов и родителей), создавая условия для повышения качества образования и
осуществляться в разнообразных формах и методах работы.
Цель: создание системы методической работы с использованием индивидуального и
дифференцированного подхода к педагогам, обеспечивающей повышение профессиональной
компетентности воспитателей по вопросам речевого развития дошкольников
Задачи:
Создать инструментальное обеспечение оценки уровня профессиональной компетентности
каждого педагога по вопросам речевого развития детей;
Определить содержание методической работы с педагогами и родителями по данному
направлению.
Повысить профессиональную компетентность педагогов по речевому развитию
воспитанников: уверенность в своих силах, научную, методическую подготовленность и
профессиональные умения и навыки.
Результативность методической работы оценивается по качеству работы воспитателя с детьми.
Этому способствует активизация культурной речи педагогов, развитие их ситуативного
творчества в практике работы с детьми, а также вовлечение родителей в процесс обеспечения
непрерывного, гармонического развития детей.
Система работы методической службы включает в себя ряд последовательно осуществляемых
шагов, определяющих постепенность реализации намеченных целей.
АНАЛИЗ. Его целью является изучение особенностей речевого развития детей по письменного
согласию родителей, компетентности воспитателей и родителей в речевом развитии детей и в
состав входит:
Обследование особенностей речевого развития детей по методике О.С. Ушаковой по
письменному согласию родителей.
Проведение анкетирования воспитателей и родителей.
Организация мониторинга деятельности педагогов по речевому развитию детей.
Мониторинг речи родителей общения и организации совместной деятельности.
В результате анализа выявляются проблемы педагогической деятельности и ставятся задачи
работы
Педагоги в результате реализации первого этапа деятельности разделились на группы:
начинающие; имеющие опыт работы; педагоги с достаточным опытом работы, у которых
выработан стиль профессиональной деятельности.
ПЛАНИРОВАНИЕ. Его целью является: Спланировать процесс решения задач в работе с
педагогами и родителями и в состав входит:
Планирование инновационной работы.
Перспективное планирование (Годовой план, образовательная программа, программа
развития, перспективные планы специалистов)
Выбор направлений самообразования педагогов.
ОРГАНИЗАЦИЯ. Её целью является: Реализация спланированного процесса методической работы
с педагогами и родителями и в состав входит:
1. Информационный этап: Консультации, лекции, беседы, выставки литературы.
2. Практический этап: Семинары, тренинги, открытые и коллективные просмотры, работа
творческой и инновационной групп, обобщение опыта педагогов по речевому развитию детей.
Работа с родителями:
● Индивидуальные консультации и беседы по задачам годового плана, по запросу родителей;
● папки – передвижки;
● изготовление тематических альбомов;
● анализ и обсуждение результатов развития ребёнка;
● совместные досуговые мероприятия;
● открытые просмотры;
● анкетирование;
● групповые собрания;
● дни открытых дверей.
● Семейный клуб «Раз словечко, два словечко»
РЕГУЛИРОВАНИЕ. Цель его: Скорректировать методическую работу и образовательный
процесс с воспитанниками. Осуществляется этот процесс в виде тематических проверок и
мониторинга
КОНТРОЛЬ, последний шаг. Его цель: Выявить динамику в развитии речи воспитанников, в
организации развивающей предметно – пространственной образовательной среды, в
компетентности педагогов. На данном этапе принимаются управленческие решения по данному
вопросу на заседаниях педагогического совета или общего собрания работников.
Таким образом, задача развития речевой активности детей средствами инновационных
технологий с учетом их индивидуальных особенностей решалась через различные формы
методической работы с педагогическими кадрами: от информативных и обучающих до
практических, на которых педагоги упражнялись в применении полученных знаний к
разнообразным ситуациям взаимодействия с детьми.
Мониторинг этапов деятельности, обучающие семинары, обсуждение результатов работы на
совещаниях при заведующей позволяют утверждать, что на заключительном этапе обучения
педагоги свободно ориентируются в методах работы с детьми, в применении современных
развивающих технологий, овладели способами взаимодействия с детьми, коллегами,
специалистами и родителями по вопросам речевого развития детей.
Возросла уверенность воспитателей в своих силах, самооценка уровня собственной
компетентности стала адекватной, появилось осознание своих слабых и сильных сторон, о чем
свидетельствуют результаты итогового анкетирования воспитателей и специалистов по речевому
развитию детей (средний показатель качественных изменений возрос на 43 %).
Ярким примером, иллюстрирующим эффективность системы методической работы по
повышению профессиональной готовности педагогов к решению проблем речевого развития детей
является опыт некоторых воспитателей, представленный на районных методических
объединениях по разным видам деятельности, связанным с речевым развитием детей. Творческие
находки многих педагогов ДОУ опубликованы в печати (сборники районного, городского,
регионального и российского уровня).
Методическая работа, направленная на решение задач речевого развития детей и повышения
компетентности педагогов реализовывалась через разнообразные интерактивные формы.
Основная часть педагогов имеют высокий профессиональный уровень, который позволяет
эффективно решать намеченные цели воспитания и развития детей.