Автор: Макеева Оксана Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад №109"
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Развитие творческих способностей детей в семье через театрализованную деятельность"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Развитие творческих способностей детей в семье через
театрализованную деятельность»
Воспитаталь Макеева Оксана Сергеевна МДОАУ №109 г.ОРЕНБУРГ
Театр — место, где царит игра, где обитают необыкновенные взрослые, готовые и
способные играть с детьми и для детей. Персонажи сказок и книжек обретают в театре
голос и плоть, выходят со страниц книжек или из мультиков на подмостки, с ними можно
взаимодействовать. Как не полюбить чудесное место, где сказка становится почти
реальностью?
Познание жизни через эмоции
Уникальный период жизни человека –детство, время формирования личности.
Именно в детском возрасте особая роль отводится театральному действу. Нашим
детям предоставлены самые различные виды познания жизни. Это художественные
и анимационные фильмы, различные компьютерные игры, красочные развивающие
игрушки, всевозможные развлечения. А как же театр? Неужели в современном
мире театр потерял свою актуальность, значимость, отошел на второй план? Ни в
коем случае! Театр был, есть и будет лучшей эмоциональной школой жизни. Он
тоже источник информации о мире, мощный стимул мыслительному процессу,
формированию духовности.
И зритель, и актер
У театра множество функций: эстетическая, развлекательная, коммуникативная,
социализирующая, игровая... Но важнейшей, особенно для детей, является
познавательная
функция.
Ролевое
познание
мира,
освоение
навыков
сосуществования со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умение
действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах, обучение социальному
опыту -все это происходит через образы, краски, звуки, действие. Ребенок в театре
либо зритель, либо актер. Эти на первый взгляд принципиально разные позиции на
практике
взаимосвязаны
и
переплетены.
Ребенок
никогда
не
остается
равнодушным к происходящему на сцене. Его непосредственная реакция на
увиденное и услышанное проявляется в желании помочь полюбившемуся
персонажу, поддержать его, уберечь от надвигающейся опасности.
Очень часто мы наблюдаем, как дети начинают во весь голос подсказывать
артистам, что не нужно доверять лгуну. Они огорчаются, когда обман все-таки
совершается, и искренне радуются, счастливому разрешению коллизии, и таким
образом тоже становятся действующими лицами в спектакле. Дети –лучшие
зрители, так как не прячут своих эмоций. Режиссеры детских театров, как правило,
хорошие педагоги. Они, создавая спектакли, умело и сознательно используют
подобную
особенность
детской
психологии,
делая
зрителя
соучастником
представления. Уникальным в этом смысле является искусство кукольных театров,
где куклы играют для детей, а дети общаются с куклами. Это самая тесная
взаимосвязь, ибо игрушка и ребенок неразделимы. Кукольный театр для многих
детей становится первым театром в жизни.
Воспитание доброты
Есть в театральном искусстве что-то магическое, дарящее особую атмосферу
радости, счастья. Каждый из нас, уже став взрослым, с долей сентиментальности
вспоминает первое посещение театра (скорее всего, это был театр кукол или
новогоднее представление); первую роль в детсадовской постановке; своего
любимого цветастого Петрушку, которого надеваешь на руку, и он оживает. Все
это так трогательно и незабываемо. Столько в этом теплоты и ностальгии по
ушедшему счастливому беззаботному детству...И хочется совершить что-то
доброе, подарить людям любовь, сделать кого-то счастливее. Это ли не чудо! Это
ли не волшебная сила искусства! Театр для детей становится, прежде всего,
источником позитивных эмоций, он воспитывает добрых, честных, духовных и
душевных,
красивых
и
неравнодушных
людей.
Особенно
впечатлительны
дошкольники. Они легко поддаются эмоциональному воздействию. В силу
образно-конкретного
мышления
малышей,
инсценировка
художественных
произведений помогает ярче и правильнее воспринимать их содержание. Замечено,
что ребенок глубже понимает сюжет той же сказки при просмотре спектакля,
нежели при прочтении книги.
Посещайте с детьми театры
Информация и эмоции, полученные в театре, расширяют кругозор детей, их
эмоциональный диапазон, вызывает потребность рассказать о спектакле друзьям и
родителям, поделиться радостью или переживаниями буквально со всеми. Это,
несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои
впечатления в монологической форме. Это тот случай, когда мы говорим о
ребенке-зрителе. Но дети еще и гениальные актеры по своей природе, живущие
чувствами и эмоциями, не ограниченными взрослением. А уж если ребенок сам
принимает участие в театральных постановках: дома, в садике, в школе, в
театральной
студии,
то
список
драгоценных
приобретений
значительно
удлиняется. Наряду с хорошо развитой речью и более широким, чем у сверстников,
кругозором, тренируется память (заучивание текста), ребенок раскрепощается,
становится коммуникабельнее, у него появляется ответственность за дело, за себя и
партнера. По сути, ребенок находит свое место в мире, приобретает множество
уникальных инструментов, чтобы заявить о себе в полный голос и стать
счастливым. Говорить о роли театра в жизни ребенка можно бесконечно долго, но,
как говорится в известной поговорке: «Меньше слов, больше дела».
Поэтому, уважаемые родители, собирайтесь, наряжайтесь, берите детей и идите в
театр. Записывайте своих драгоценных чад в театральные студии и кружки. Вы
никогда об этом не пожалеете. В крайнем случае, ваш ребенок станет великим
артистом.
Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра.
Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка. На
первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя
родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с
3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают
фрагменты литературных произведений в свободной деятельности. Домашний
театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.
Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.
Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме
игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-
маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по
изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем
он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок
Например, старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или
коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка.
На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте
указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте
носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой.
Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной
стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых
бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и
приклеить детали. И тому подобное... Создавая домашний кукольный театр, вы
вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол,
рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное
сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько
творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще
тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии,
познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими
людьми, гордость за свои успехи... Действительно, создание домашнего кукольного
театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не
пожалеть на это времени и сил. Дети любят сами перевоплощаться в любимых
героев
и действовать
от
их имени в соответствии
с
сюжетами сказок,
мультфильмов,
детских
спектаклей.
Домашние
постановки
помогают
удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать
хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более
раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и
излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. значение
театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры
способствуют
всестороннему
развитию
детей:
развивается
речь,
память,
целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация
движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью
требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша,
когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя
произведения! Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей,
пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы ,
краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются
вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши
добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты. Разнообразие
тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают
возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке
разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-
драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание
сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие
совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской
доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укреплении
семейных отношений. Для осуществления данной работы в семье должна быть
создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая
наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки
сказок,
детских
музыкальных
инструментов,
инструментов-самоделок,
дидактических игр. Но самое главное - организация взрослыми разнообразной
совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных
формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др. ).