Автор: Демидова Елена Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Центр-детский сад №100"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Скоро в школу!"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Скоро в школу!»
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный
статус дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности
к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество
учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы
следующие предпосылки в дошкольном периоде:
хорошее физическое развитие ребенка;
развитый физический слух;
развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
нормальное функционирование ЦНС;
владение знаниями и представлениями об окружающем мире это
пространство, время, счетные операции;
произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать
учителя;
познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям,
любознательность;
коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими
детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают
формироваться новые, необходимые для обучения качества.
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в
школу и не завершается в первом классе, так как включает не только
качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень
развития обобщающей деятельности мышления.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в
школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1. Дети должны уметь слушать и слышать других.
При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть
трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2. Звуковая сторона речи
- правильно произносить все звуки речи;
Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на
слух, является необходимым условием для освоения письма.
- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой
наполняемостью (например : мотоциклист, регулировщик, термометр);
- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
Успешность обучения как правило, незначительные нарушения звуковой
стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения.
Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного
произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание.
Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как
проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв,
соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба»,
жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»). Неусвоение данных навыков
может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в
искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие
ошибки:
- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное
написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила –
«на ступила»);
- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье –
«чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);
- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв
(поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
- перестановки букв (комната – «конмата»).
3. Лексическая сторона речи (словарный запас).
Дети должны уметь:
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой
и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
- употреблять сложные слова (например: длинноногий);
- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
- подбирать метафоры (например: туча комаров);
- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя
голову);
- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного,
даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают
значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности
вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в
подборе проверочных слов на письме.
4. Грамматическая сторона речи.
У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и
словообразования:
1. Навыки словоизменения:
Дети должны уметь:
- изменять существительные по падежам и числам (например : санки, на
санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже
(например : голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например : один
карандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (например : бегу, бежишь, бежит, бежим,
бегите, бежал, побежит и т.п.).
В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать
аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении
морфологической структуры слова:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у
Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес –
«пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять
вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
2. Навыки словообразования:
Дети должны уметь:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и
увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел –
перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от
существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при
письме могут наблюдаться:
- замены суффиксов (козлята – «козленки»);
- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений,
пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в
предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.
5. Связная речь.
Проблемы первоклассника. Под связной речью принято понимать такие
развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений)
высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно
излагать свои мысли.
Дети должны уметь:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками; - поддерживать разговор на
темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей
действительности.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях
пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений. Таким
образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного
обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их
движений);
2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела;
ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий
с условиями по выбору необходимых направлений);
3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание
геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание
незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с
помощью символов).
Основные моменты, на которые вам следует обратить внимание при
подготовке ребенка, это:
– развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонт
познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их
обсуждение);
– изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево,
большой/маленький, широкий/узкий и т.д.;
– по возможности – формирование умения читать (хотя бы по слогам) и
считать (хотя бы в пределах 10);
– обязательное развитие мелкой моторики, то есть – занятия на развитие
ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать,
так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре детского
мозга). То есть необходимо побольше рисовать, лепить, работать с
конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок,
монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и
аппликации, нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и
усидчивость;
– тренировка памяти – то есть заучивание стишков и песен (кроме того, что
это поможет блеснуть на утреннике, такая привычка сослужит добрую службу
и в школе);
– тренировка умения анализировать, классифицировать – то есть просить
ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом
(причинно-следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое,
разложить предметы по какому-либо признаку.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько
звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?),
2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.
3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно
произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).
4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук
надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-
парк, Оля-Коля, Толя, Поля).
5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо
другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Определение количества слогов в слове и их последовательности.(Сколько
слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?).
2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.
3. Составление слов из слогов, данных вразбивку.(Слоги потеряли свое место,
надо помочь им его найти: на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Дети 6 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем
личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить
им помещенные ниже творческие задания.
«Вспомни случай».
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно
участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный
салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди
рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно
больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к
сказанному.
«Лучший друг».
Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в
"рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему
нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или
животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В
какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно
о нем рассказать.
«Истории из жизни».
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они
были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно
рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши
руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш
пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились
кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые
истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов
семьи подключиться к игре.
Уважаемые родители!
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не
перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал
должны соответствовать возрасту.
2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не
торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты,
встречающиеся в тексте, непременно объясните.
3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-
ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.
4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать
неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем
случае не смейтесь над малышом, самое лучшее - тактично поправить то или
иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо,
напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».
5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А
понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь
ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем
будут хорошим подарком для сына или дочери.
Итак, вооруженные всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе.
Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а
уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило
в школе. Удачи Вам!