Напоминание

«Развитие координационных способностей детей 7-9 лет »


Автор: Гамза Анна Владимировна
Должность: тренер-преподаватель по художественной гимнастике
Учебное заведение: МБО ДО "СШ № 1" ЛМР РТ
Населённый пункт: г. Лениногорск, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Развитие координационных способностей детей 7-9 лет »
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования

«Спортивная школа №1» муниципального образования «Лениногорский

муниципальный район» Республики Татарстан

Методическая разработка на тему:

«Развитие координационных способностей детей 7-9 лет »

Составила:

Гамза Анна Владимировна

тренер-преподаватель

по художественной гимнастике

МБО ДО «СШ №1» ЛМР РТ

Лениногорск, 2023 год

В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для

развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков

при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период

называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития

координационных способностей.

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие

двигательной функции и умение управлять своими движениями. Еще Т.Ф.

Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность

«умения изолировать отдельные движения, сравнивать между собой,

сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать

их с возможно большей ловкостью».

Хорошо

развитые

координационные

способности

являются

необходимыми

предпосылками

для

успешного

обучения

физическим

упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной

техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное

разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей

плотности

и

вариативности

процессов

управления

движениями,

к

увеличению двигательного опыта.

Координационные способности обеспечивают экономное расходование

энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так

как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения

мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих Фаз

расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития

координационных способностей – гарантия того, что можно избежать

монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в

спортивной деятельности.

Поэтому совершенствование координационных способностей помимо

физических качеств в школьном возрасте является актуальной задачей

процесса воспитания. Тем более что младший школьный возраст является

наиболее благоприятным в этом отношении.

Особенности развития координации движений у детей младшего

школьного возраста

Как мы уже выяснили, координация движений – это двигательная

способность, которая развивается посредством самих движений. И чем

большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет

его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами

двигательной деятельности.

Координационная способность человека достигает высокого уровня

развития к 7 годам жизни. Отмечено также, что дети, занимающиеся

спортом, добиваются виртуозности движений, которым их обучают. Это дает

основание полагать, что координацию движений можно тренировать и

совершенствовать.

Ученые-физиологи указывают на большое значение педагогического

воздействия

как

фактора,

формирующего

взаимодействие

процессов

возбуждения и торможения в коре головного мозга. Важнейшим показателем

тренированности центральной нервной системы, считают они, является рост

подвижности, уравновешенности, а также концентрации (как во времени, так

и в пространстве) возбудительных и тормозных процессов. Все это создает

благоприятные условия для координированной работы центральной нервной

системы, а также всего нервно-мышечного аппарата. В ходе

тренировки постоянно формируются и уточняются различные формы

содружественных и реципрокных отношений между нервными центрами

мышечных групп, и чем выше тренированность человека, тем более

совершенными становятся эти отношения.

Рассматривая этот вопрос с точки зрения освоения спортивной

техники, ученые считают, что в учебно-тренировочные занятия следует

включать максимально разнообразные движения с тем, чтобы обеспечить

наилучшее развитие координационных возможностей.

Используя

активную

двигательную

деятельность

как

форму

тренировки,

можно

ускорить

и

усовершенствовать

процесс

развития

координации

движений.

Как

пример

такого

целенаправленного

педагогического процесса можно привести эксперимент, в котором изучалась

возможность развивать координацию движений руками у детей . Из

учащихся первых классов были созданы две экспериментальные и одна

контрольная группы, и по разработанным контрольным группам был

определен уровень координационного развития детей. После этого в течение

полугода учащиеся экспериментальных групп разучивали упражнения,

специально

направленные

на

улучшение

координационного

развития.

Следует

отметить,

что

уроки

физической

культуры

проходили

по

существующей

программе,

а

на

выполнение

двух-трех

специальных

упражнений затрачивались около трех-четырех минут во вводной части

каждого урока. Специальными упражнениями служили различные движения

руками

в

плечевых

суставах

со

всевозможными

координационными

сочетаниями, от самых простых до весьма трудных. Упражнения, выбранные

в качестве тестов, в течение эксперимента не разучивались.

После окончания эксперимента, т.е. через 40 уроков, дети были

подвергнуты контрольному испытанию, которое состояло из тех же тестов,

что и первый раз. Оказалось, что цикл занятий специально-направленными

упражнениями весьма эффективен.

Аналогичные результаты были получены в педагогическом эксперименте с

детьми, разучивавшими упражнения со сложными сочетаниями движений

руками и ногами. Все это свидетельствует, что развитие координации

движений у детей можно целенаправленно совершенствовать и ускорять, что

координация движений тренируема.

Занятия физическими упражнениями, направленными на развитие

координационных способностей, положительно сказались и на овладении

новыми двигательными навыками: у учащихся экспериментальных групп

успеваемость по физической культуре длительное время была выше, чем у

детей контрольной группы. Этот факт можно объяснить тем, что образование

новых навыков тесно связано с теми навыками и отдельными элементами,

которые уже были сформированы ранее по механизму временных связей.

Причем

координационные

отношения,

сложившиеся

ранее,

как

бы

переносятся и облегчают образование новых координационных отношений.

Как доказано наукой и практикой, обучение новым упражнениям

протекает значительно легче, если к этому времени в коре больших

полушарий головного мозга ребенка имеются установившиеся условные

связи, которые стали звеньями двигательного стереотипа.

Результатом тренировки, вероятно, является и рост пластичности

нервной системы, т.е. ее способность к переделке старых и выработке новых

условных

связей.

Благодаря

пластическим

свойствам

коры

больших

полушарий в центральной нервной системе могут быстро образовываться

динамические стереотипы на основе ранее выработанных условных связей.

Если

на

первых

этапах

занятий

обучение

движениям

играет

положительную роль в развитии координации, то в дальнейшем при

повторении одних и тех же действий обогащение новыми и разнообразными

навыками отсутствует. Вместе с тем известно, что только по мере такого

обогащения расширяется база для возникновения новых координационных

отношений, повышается пластичность нервной системы, улучшаются общие

координационные возможности.

Из всего сказанного можно заключить, что для развития координации

движения могут быть использованы любые физические упражнения, но лишь

постольку,

поскольку

они

включают

в

себя

элементы

новизны

и

представляют

для

занимающихся

определенную

координационную

трудность. По мере автоматизации навыка значение данного физического

упражнения как средства развития координации движений уменьшается.

При формировании того или иного двигательного навыка всегда важно

выяснить его прочность, устойчивость и длительность сохранения. Это

позволит правильно строить педагогический процесс. В научной литературе

имеются данные, которые говорят о том, что дети, как правило, затрачивают

много времени на овладение тем или иным сложным движением, но, овладев

им, сохраняют двигательный навык надолго .

Координация

движений

тренируема,

и

дети

легко

поддаются

воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее

развитие. Выяснено, что высокая степень развития координации движений

оказывает

положительное

влияние

на

овладение

детьми

новыми

двигательными формами и что координационные способности сохраняются в

течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи

между уровнем физического развития детей и уровнем развития их

координационных способностей не существует, и поэтому есть основание

заниматься

упражнениями,

направленными

на

развитие

координации

движений, со всеми учащимися без исключения.



В раздел образования