Напоминание

Воспитание любви к малой Родине.


Автор: Зуева Наталия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Радуга" комбинированного вида структурное подразделение "Детский сад №10"комбинированного вида
Населённый пункт: Республика Мордовия,г.Рузаевка
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание любви к малой Родине.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание любви к малой Родине.

Большая Родина начинается с малой. От любви к понятному и близкому,

дорогому с рождения, зарождается очень значимое чувство национального

самосознания. Оно становится глубже, когда мы больше узнаем об истории и

культуре, национальных традициях родной земли.

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится

актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ

не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и

особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить

исторического национального лица и самобытности. Во все времена и у всех

народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении,

укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о

передаче подрастающим поколениям житейского, производственного,

духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного

предшествующими поколениями.

И поэтому, выбранная мною тема очень актуальна в наши дни.

Опыт работы нашего детского сада показал, что знакомство с национальными

мордовскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на

основе краеведческого материала. Для приобщения детей к истокам народной

культуры, нами были определены следующие задачи и направления работы:

Задачи:

-Формировать интерес к Мордовскому искусству и мордовскому народу,

желание глубже узнать культуру мордвы;

-Формировать и обогащать знания детей о родном крае, о родной природе; -

развивать творческие и интеллектуальные способности, их речевую

культуру;

-Воспитывать любовь к Родине и родному краю и его истории: учить видеть

историю вокруг себя ( в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в

названиях улиц);

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в

играх, в труде, в быту.

Работа по реализации регионального компонента ведется в трех

направлениях:

-Первое - историко-культурное образование дошкольников в

процессе знакомство с республиканской символикой, гербом и флагом

Мордовии, названиями городов и улиц, историческими

достопримечательностями мордовского края.

-Второе - художественно-творческое развитие детей на материале устно-

поэтического творчества, произведений поэтов, писателей, композиторов

Мордовии, мордовского декоративно-прикладного и изобразительного

искусства.

-Третье - физическое развитие через использование национальных

подвижных игр.

В группах оформляются мордовские уголки национальной культуры, где

представлены материалы для использования в работе. Это художественная и

методическая литература, литература по мордовскому искусству, игрушки,

национальные куклы в мордовских костюмах, альбом элементов мордовского

орнамента и вариантов украшения предметов быта.

В беседах с детьми мы рассказываем о многонациональности родного

края. Говорим, что на территории Мордовии проживают многочисленные

народы (русские, мордва, татары). Подробно останавливаемся на мордовском

этносе. Большое значение в области приобщения детей к историческому

наследию родного края имеет работа по расширению кругозора маленьких

граждан путём организации экскурсий в общественные места нашего города:

республиканский краеведческий музей, библиотеки города, по близлежащим

улицам, паркам. В своей педагогической практике, наряду с традиционными

стараемся как можно больше использовать современные формы и методы

воспитательной работы с детьми: викторины, Клуб

знатоков, литературные гостиные, «часы общения»

Мордовское декоративно-прикладное и изобразительное искусство является

важнейшим источником формирования духовной сферы личности.

Знакомим с характерными особенностями национальных росписей. Учим

детей видеть и понимать содержание картин Ф.В.Сычкова., чувствовать

настроение художника. Интересно проходят занятия по ознакомлению детей

с произведениями скульптора С.Д.Эрьзи.

Одна из форм работы с детьми - продуктивно- творческая деятельность,

которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Это позволяет

закрепить знания детей, полученные в результате общения, формирующееся

у них отношение к окружающему миру, к миру природы,

воспитывать ответственность за свою работу, бережное отношение к

результатам своего труда.

Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы,

стихотворения) открывает ребенку мир человеческих чувств и

взаимоотношений, дает прекрасные образы литературного языка.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают занятия

по физической культуре, спортивные праздники и развлечения, основанные

на фольклоре. Фольклорные праздники стали традицией проведения их в

нашем детском саду: «Мордовская ярмарка», «Свадебный обряд»,

«Масленица», «Пасха» и другие. На них обязательно приглашаются

родители.

А при организации двигательной активности детей большое место

отводится подвижным играм, спортивным упражнениям. В работе с

детьми на прогулках и в свободной деятельности используем

мордовские подвижные игры «В платочки», «В горшочки», «Раю – раю»,

и другие, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его

культуру, традиции. На прогулках воспитатели предлагают детям

проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение

поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата,

природных явлений, присущих нашему региону.

Педагогами детского сада проводятся консультации для родителей, темы

которых могут быть самыми разнообразными, например: «Приобщение детей к

народным традициям» «Русские или мордовские традиции в воспитании детей»,

«Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества».

Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы делаем

акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть

неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их

сохранении и приумножении.

В заключении хочу отметить, что развитие личности ребенка-дошкольника

как носителя национальной культуры, возможно при знакомстве с

традициями и обычаями своего народа, родной культурой, произведениями

художественной литературы и искусства.

Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции

мы лучше узнаем самих себя, свои живительные корни. Это позволит

разумнее строить свою жизнь.

Литература

1.Валдоня: Программа и методические рекомендации: для ДОУ РМ/ М -

во образования РМ - Саранск: Тип. «Красный Октябрь». 2001.

2.Мордовские народные игры. Методические рекомендации для

воспитателей детских дошкольных учреждений/Сост. А.И.Исайкина. –

Саранск, 1993.

3. Хрестоматия к программе «Валдоня»: Пособие для ДОУ РМ/Авт.-

сост.: Е.Н.Киркина. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 2004.

4Давыдова, О.И. Этнопедагогический подход в работе детских садов /

О.И. Давыдова // Детский сад. Управление. - 2003. - № 19 (67).

5Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В.

Алешина. - М.: Прогресс, 1999. - 122 с.

6

Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной

культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 4.

7.Гаранькина В.П. Использование этнокультурного компонента в

практической деятельности дошкольных образовательных учреждений РМ //

Этнопедагогические проблемы дошкольного образования под ред. Фадеевой

И.М.- Саранск, 1999.



В раздел образования