Авторы: Романова Ольга Александровна, Теклина Злата Валентиновна
Должность: преподаватель-организатор курса обж, учитель биологии
Учебное заведение: МОУ "СОШ с.Мизино-Лапшиновка"
Населённый пункт: Саратовская область, Татищевский район, с.Мизино-Лапшиновка
Наименование материала: статья
Тема: "Роль предмета ОБЖ в сохранении здоровья и жизни учащихся"
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Мизино-Лапшиновка»
Доклад на тему:
«Роль предмета ОБЖ в сохранении
здоровья и жизни учащихся»
Доклад подготовил:
преподаватель-организатор курса
ОБЖ Романова О.А.
2017год
Один
из
главных
критериев
уровня
жизни
человека
-
это
безопасность,
безопасный образ жизни гарантирует и здоровье и счастливое будущее.
Из требований ФГОС основного общего образования к личностным
образовательным
результатам:
относится
«…формирование
ценности
здорового и безопасного образа жизни. Ключевая роль в решении этой задачи
принадлежит курсу ОБЖ. Так как человек сталкивается с опасностью на
протяжении всей жизни, а круг опасностей и их характер в зависимости от
возраста
и
вида
деятельности
постоянно
расширяется
и
изменяется,
то
образование должно быть непрерывным и опережающим по отношению к
номенклатуре
опасностей,
с
которыми
сталкивается
человек.
Под
непрерывностью
образования
следует
понимать
то,
что
оно
должно
включаться во все ступени образования и воспитания.
В нашей школе предмет ОБЖ ведется с 8 класса, да в 10-11-х классах есть
разделы: Основы медицинских знаний и ЗОЖ,
правила оказания первой
медицинской помощи, а также завершается обучение правилами безопасного
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера. Но я считаю, чтобы получить систематизированные
знания нужно вести предмет ОБЖ с 5 класса, потому, что именно в этих
классах
закладываются
навыки
безопасного
поведения,
которые
в
дальнейшем помогут избежать травм и увечий.
Остановимся
на
некоторых
особенностях
учащихся
среднего
школьного
возраста. В этот период школьникам присуща неравномерность физического
развития. Нравственные идеалы и моральные убеждения учащихся этого
возраста складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень
многообразны: так, мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных,
смелых людей. Поэтому в данном возрасте стоит особое внимание уделять
мероприятиям патриотической и спортивной
направленности: в сентябре
этого года я с учениками 6 класса ходила в поход, выяснила для себя, кто
может выдержать физические нагрузки, а кому с трудом дались пройденные
километры. В нашей школе в сентябре месяце традиционно проводятся такие
мероприятия
как:
«День
здоровья»,
акция
«Витаминка»,
проведена
межведомственная
профилактическая
акция
«Внимание,
дети!», целью
которой было воспитание у обучающихся навыков, связанных с безопасным
поведением на улицах и дорогах, адаптации к транспортной среде в местах
постоянного жительства и учебы. В рамках акции прошли мероприятия:
урок безопасности; классные часы, беседы по ПДД; «Пожарная тренировка»,
районная военно-спортивная игра «Зарница», сейчас готовимся к «А, ну-ка
парням!». Все эти мероприятия положительно влияют на здоровье детей, так
как эти мероприятия проходят на свежем воздухе, с массой положительных
эмоций и с нормальными физическими нагрузками. После игры «Зарница»
фраза, которую сказали нам дети, нас порадовала. Как же жить та теперь с
таким успехом!!!. Они поблагодарили учителей ОБЖ и физической культуры
за те знания, которые получили. Да пока для них это только игра, но те знания
– например, по оказанию ПП пострадавшему потом пригодятся в жизни.
На своих уроках ОБЖ по формированию здорового образа жизни чаще всего
я использую такие формы работы, которые являются результативными и
одновременно
интересными
для
детей.
Просмотр
видеоматериалов
с
последующим обсуждением; презентации, выполнение творческих заданий
(мини сочинение, нарисуй рисунок, сочини правдивую рекламу). Провожу
тестирование, выполнение практической работы.
Одной из самых эффективных форм работы является организация проектной
деятельности учащихся, в этой области я новичок. Но один из них это-
исследовательский проект "Азбука дорожного движения «мини проект» по
времени кроткосрочный, индивидуальный.
В нашей стране ежедневно, ежегодно на дорогах России гибнут тысячи
человек, получают увечья, травмы, в 80% этих случаев причиной является
невыполнение
правил
дорожного
движения,
как
пешеходами,
так
и
водителями
транспортных
средств.
С
2015года
в
школе
действует
отряд
ЮИД. Задача развить активность детей по формированию ответственности за
безопасность своей жизни и окружающих на дорогах. В сентябре проведена
межведомственная
профилактическая
акция
«Внимание,
дети!», целью
которой было воспитание у обучающихся навыков, связанных с безопасным
поведением на улицах и дорогах, адаптации к транспортной среде в местах
постоянного жительства и учебы. В рамках акции прошли мероприятия: урок
правовых
знаний; урок
безопасности; классные
часы
на
тему
ПДД.
Причиной возникновения пожаров в 9 случаях из 10 является неосторожное
обращение с огнем. Так же в школе создана Дружина Юных Пожарных.
Члены ДЮП помогали провести пожарную тренировку, будут готовить ряд
бесед об опасностях, подстерегающих на
новогодних каникулах и т.д.
В
обществе наблюдается рост зависимости от табакокурения, с этой проблемой
в нашей школе помогают бороться
физические нагрузки на спортивных
секциях и кружках.
Курс
ОБЖ
в
общеобразовательной
школе
следует
считать
ступенькой
перехода от школы обучения к школе понимания общей логики безопасности.
Формирование
здорового
образа
жизни
обучающихся
является
важным
сегментом педагогической деятельности преподавателя-организатора ОБЖ.