Напоминание

Понятие и сущность особенностей развития общей выносливости


Автор: Медведева Елена Алексеевна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ Нижнекаменская СОШ
Населённый пункт: Ордынский район ,село Нижнекаменка
Наименование материала: статья
Тема: Понятие и сущность особенностей развития общей выносливости
Раздел: среднее образование





Назад




УДК 796

Е.А. Медведева

Учитель физической культуры МКОУ – Нижнекаменской СОШ

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ

ВЫНОСЛИВОСТИ

В статье представлен комплексный анализ различных авторских подходов к

понимаю общей выносливости. Подробно анализируется общая выносливость на уроках

физкультуры.

Силовые качества, школьники, выносливость, утомление

Общая выносливость, самое важное физическое качество как в

повседневной жизни, так и в спорте. Особенно выносливость необходима для

всех физических действий. В некоторых видах физических упражнений она

определяет спортивные результаты (ходьба, бег на длинные дистанции, езда

на велосипеде, езда на длинные дистанции и катание на беговых лыжах); в

других

случаях

позволяет

выполнять

определенные

высокоуровневые

тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры); в–третьих, она

помогает при тяжелых нагрузках и обеспечивает быстрое восстановление

после работы (спринт, тяжелая атлетика, прыжки, фехтование).

В общепринятой трактовке выносливость толкуется как «удлинение

времени,

сохранения

человеком

работоспособности

и

повышение

10

сопротивляемости

организма

утомлению

при

работе

или

действию

неблагоприятных факторов внешней среды»[6, с. 198].

Холодов Ж.К. общая выносливость рассматривает как способность

человека

обеспечивать

долгосрочное,

качественное

исполнение

в

неспецифической работе, что оказывает положительное влияние на развитие

определенных

компонентов

человеческой

деятельности

благодаря

повышенной адаптации к стрессу и наличию явлений в обучении конкретных

видов деятельности8, с. 204].

В спортивной физиологии общая

выносливость характеризуется

физическими упражнениями, которые требуют участия большого количества

мышц (около половины или более мышечной массы) и непрерывно в течение

5 или более из–за постоянного потребления кислорода организмом. Это

обеспечивает наличие энергии в работающих мышцах частично или

полностью

аэробно.

Другими

словами,

в

физиологии

спортаобщая

выносливость интерпретируется как способность организма выполнять

работу мышц преимущественно аэробно[7, с. 22].

В

концепции

физического

воспитания

общую

выносливость

определяют способность человека долгое время выполнять работу без учета

количества

нагрузки

или

как

способность

организма

сопротивляться

усталости[8, с. 199]. Выносливость как свойство проявляется в двух видах

(рис. 1).

Рисунок 1 – Виды выносливости

Общая выносливость также зависит от уровня развития других

физических способностей человека. Поэтому предлагают использовать два

вида показателей: − абсолютные – они не учитывают уровень развития

силовых, скоростных и координационных возможностей. − относительные –

это

те,

которые

учитывают

развитие

силовых,

скоростных

и

координационных возможностей[3, с. 125].

Виды выносливости

в длительности работы

без признаков утомления

на данном уровне

мощности

в скорости снижения

работоспособности при

наступлении утомления

Общая выносливость как физическое качество человека обусловлено

тем, что это свойство организма относится только к определенному виду

деятельности. Другими словами, выносливость проявляется в каждом

человеке, когда он выполняет определенную, установленную деятельность.

Степень общей выносливости – это период, в течение которого

выполняется

мышечная

активность

определенного

характера

и

интенсивности. Например, циклические виды физических упражнений

(ходьба, бег, плавание и т.д.) измеряют минимальное время для преодоления

определенного расстояния.

В игровой деятельности и единоборствах

измеряют

время,

в

течение

которого

будет

выполняться

уровень

установленной эффективности мотивационной активности. В сложных

координационных действиях, связанных с выполнением точных движений

(гимнастика, фигурное катание и т.д.), степень выносливости является

неизменностью технически правильного выполнения действия.

Научные и методические источники подтверждают, что в теории и

практике физического обучения нет консенсуса по систематизации видов

выносливости[2, с. 39].

Верхошанский Ю.В. выделяет до 18 видов выносливости организма,

которые

проявляются

в

определенных

двигательных

действиях

(циклических, ациклических и др.). Основное внимание уделяется общей и

специальной выносливости[2, с. 40].

Мякинченко, Е.Б. наряду с общей и специальной выносливостью

различают

виды

специальной

выносливости:

скоростную,

скоростно–

силовую, силовую, локальную, региональную, глобальную, а в некоторых

случаях разностороннюю, длительную, кратковременную и выносливость к

статическим усилиям[5, с. 141].

Общая выносливость – это сумма физических способностей организма,

которая определяет его способность длительно выполнять работу с высокими

результатами средней интенсивности[8, с. 106].

Состояние развития и проявления общей выносливости определяют:

− аэробные способности организма (физиологические основы общей

выносливости);

− степень экономизации техники движения;

− состояние развития волевых качеств.

Иначе общую выносливость еще называют аэробной выносливостью.

Бытует мнение, утверждающее, что человек, проявивший отличительную

выносливость в каком–либо виде деятельности, затрагивающим основные

функциональные

системы

организма,

как

правило,

может

продемонстрировать ее и в других видах деятельности также мастерски.

Например, человек, который долгое время может выдержать длинную

дистанцию в умеренном темпе, может выполнять другие работы в том же

темпе (плавание, езда на велосипеде, катание на лыжах), при условии, что он

в равной мере обладает навыками всех этих способов передвижения. Когда

есть заметная разница в активности, выносливость, развитая движением в

одном из них, может также проявиться в другом (передача выносливости).

Итак,

в научно–методической литературе нет единого подхода к

толкованию понятия «выносливость». Различная трактовка понятия говорит

о недостаточной разработке многих частей методики совершенствования

выносливости. В современном подходе (В.И. Лях) рассматривается не

«выносливость»

вообще,

а

способности

к

выносливости

или

сумма

показателей, характеризующих физические возможности человека при

разнообразных

видах

деятельности[4,

с.

67].

Основными

родами

деятельности являются общая и специальная. Чтобы воспитать различные

виды выносливости требуются разные средства и методы, а также учет

индивидуальных физических характеристик обучающихся.

Список литературы:

1.

Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов

[Текст] / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 330 с.

2.

Верхошанский, Ю.К. Физиологические основы и методические принципы тренировки

в беге на выносливость [Текст] / Ю.К. Верхошанский. – М.: Советский спорт, 2014. –

80 с.

3.

Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин.

– М.: Советский спорт, 2010. – 464 с.

4.

Лях, В.И. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа

физического воспитания учащихся 1–11 классов [Текст] / В.И. Лях, А. А. Зданевич. –

М.: Просвещение, 2012. – 171 с.

5.

Мякинченко, Е.Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах

спорта [Текст] / Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов. – М.: Дивизион, 2016. – 360 с.

6.

Основы теории и методики физической культуры [Текст]: учеб. Для техн. физ культ /

под ред. А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 352 с.

7.

Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная[Текст]:

учебник / А.А. Солодков. – М: Советский спорт, 2017. – 624 с.

8.

Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб.

пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. – 11–е изд.,

испр. и доп. – М.: Академия, 2017. – 480 с.



В раздел образования