Автор: Медведева Елена Алексеевна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ Нижнекаменская СОШ
Населённый пункт: Ордынский район ,село Нижнекаменка
Наименование материала: статья
Тема: Понятие и сущность особенностей развития общей выносливости
Раздел: среднее образование
УДК 796
Е.А. Медведева
Учитель физической культуры МКОУ – Нижнекаменской СОШ
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ
ВЫНОСЛИВОСТИ
В статье представлен комплексный анализ различных авторских подходов к
понимаю общей выносливости. Подробно анализируется общая выносливость на уроках
физкультуры.
Силовые качества, школьники, выносливость, утомление
Общая выносливость, самое важное физическое качество как в
повседневной жизни, так и в спорте. Особенно выносливость необходима для
всех физических действий. В некоторых видах физических упражнений она
определяет спортивные результаты (ходьба, бег на длинные дистанции, езда
на велосипеде, езда на длинные дистанции и катание на беговых лыжах); в
других
случаях
позволяет
выполнять
определенные
высокоуровневые
тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры); в–третьих, она
помогает при тяжелых нагрузках и обеспечивает быстрое восстановление
после работы (спринт, тяжелая атлетика, прыжки, фехтование).
В общепринятой трактовке выносливость толкуется как «удлинение
времени,
сохранения
человеком
работоспособности
и
повышение
10
сопротивляемости
организма
утомлению
при
работе
или
действию
неблагоприятных факторов внешней среды»[6, с. 198].
Холодов Ж.К. общая выносливость рассматривает как способность
человека
обеспечивать
долгосрочное,
качественное
исполнение
в
неспецифической работе, что оказывает положительное влияние на развитие
определенных
компонентов
человеческой
деятельности
благодаря
повышенной адаптации к стрессу и наличию явлений в обучении конкретных
видов деятельности8, с. 204].
В спортивной физиологии общая
выносливость характеризуется
физическими упражнениями, которые требуют участия большого количества
мышц (около половины или более мышечной массы) и непрерывно в течение
5 или более из–за постоянного потребления кислорода организмом. Это
обеспечивает наличие энергии в работающих мышцах частично или
полностью
аэробно.
Другими
словами,
в
физиологии
спортаобщая
выносливость интерпретируется как способность организма выполнять
работу мышц преимущественно аэробно[7, с. 22].
В
концепции
физического
воспитания
общую
выносливость
определяют способность человека долгое время выполнять работу без учета
количества
нагрузки
или
как
способность
организма
сопротивляться
усталости[8, с. 199]. Выносливость как свойство проявляется в двух видах
(рис. 1).
Рисунок 1 – Виды выносливости
Общая выносливость также зависит от уровня развития других
физических способностей человека. Поэтому предлагают использовать два
вида показателей: − абсолютные – они не учитывают уровень развития
силовых, скоростных и координационных возможностей. − относительные –
это
те,
которые
учитывают
развитие
силовых,
скоростных
и
координационных возможностей[3, с. 125].
Виды выносливости
в длительности работы
без признаков утомления
на данном уровне
мощности
в скорости снижения
работоспособности при
наступлении утомления
Общая выносливость как физическое качество человека обусловлено
тем, что это свойство организма относится только к определенному виду
деятельности. Другими словами, выносливость проявляется в каждом
человеке, когда он выполняет определенную, установленную деятельность.
Степень общей выносливости – это период, в течение которого
выполняется
мышечная
активность
определенного
характера
и
интенсивности. Например, циклические виды физических упражнений
(ходьба, бег, плавание и т.д.) измеряют минимальное время для преодоления
определенного расстояния.
В игровой деятельности и единоборствах
измеряют
время,
в
течение
которого
будет
выполняться
уровень
установленной эффективности мотивационной активности. В сложных
координационных действиях, связанных с выполнением точных движений
(гимнастика, фигурное катание и т.д.), степень выносливости является
неизменностью технически правильного выполнения действия.
Научные и методические источники подтверждают, что в теории и
практике физического обучения нет консенсуса по систематизации видов
выносливости[2, с. 39].
Верхошанский Ю.В. выделяет до 18 видов выносливости организма,
которые
проявляются
в
определенных
двигательных
действиях
(циклических, ациклических и др.). Основное внимание уделяется общей и
специальной выносливости[2, с. 40].
Мякинченко, Е.Б. наряду с общей и специальной выносливостью
различают
виды
специальной
выносливости:
скоростную,
скоростно–
силовую, силовую, локальную, региональную, глобальную, а в некоторых
случаях разностороннюю, длительную, кратковременную и выносливость к
статическим усилиям[5, с. 141].
Общая выносливость – это сумма физических способностей организма,
которая определяет его способность длительно выполнять работу с высокими
результатами средней интенсивности[8, с. 106].
Состояние развития и проявления общей выносливости определяют:
− аэробные способности организма (физиологические основы общей
выносливости);
− степень экономизации техники движения;
− состояние развития волевых качеств.
Иначе общую выносливость еще называют аэробной выносливостью.
Бытует мнение, утверждающее, что человек, проявивший отличительную
выносливость в каком–либо виде деятельности, затрагивающим основные
функциональные
системы
организма,
как
правило,
может
продемонстрировать ее и в других видах деятельности также мастерски.
Например, человек, который долгое время может выдержать длинную
дистанцию в умеренном темпе, может выполнять другие работы в том же
темпе (плавание, езда на велосипеде, катание на лыжах), при условии, что он
в равной мере обладает навыками всех этих способов передвижения. Когда
есть заметная разница в активности, выносливость, развитая движением в
одном из них, может также проявиться в другом (передача выносливости).
Итак,
в научно–методической литературе нет единого подхода к
толкованию понятия «выносливость». Различная трактовка понятия говорит
о недостаточной разработке многих частей методики совершенствования
выносливости. В современном подходе (В.И. Лях) рассматривается не
«выносливость»
вообще,
а
способности
к
выносливости
или
сумма
показателей, характеризующих физические возможности человека при
разнообразных
видах
деятельности[4,
с.
67].
Основными
родами
деятельности являются общая и специальная. Чтобы воспитать различные
виды выносливости требуются разные средства и методы, а также учет
индивидуальных физических характеристик обучающихся.
Список литературы:
1.
Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов
[Текст] / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 330 с.
2.
Верхошанский, Ю.К. Физиологические основы и методические принципы тренировки
в беге на выносливость [Текст] / Ю.К. Верхошанский. – М.: Советский спорт, 2014. –
80 с.
3.
Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин.
– М.: Советский спорт, 2010. – 464 с.
4.
Лях, В.И. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа
физического воспитания учащихся 1–11 классов [Текст] / В.И. Лях, А. А. Зданевич. –
М.: Просвещение, 2012. – 171 с.
5.
Мякинченко, Е.Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах
спорта [Текст] / Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов. – М.: Дивизион, 2016. – 360 с.
6.
Основы теории и методики физической культуры [Текст]: учеб. Для техн. физ культ /
под ред. А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 352 с.
7.
Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная[Текст]:
учебник / А.А. Солодков. – М: Советский спорт, 2017. – 624 с.
8.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. – 11–е изд.,
испр. и доп. – М.: Академия, 2017. – 480 с.