Автор: Безумнова Ксения Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ д/с №3 «Жемчужинка»
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Белорецк
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Детский сад №3 «Жемчужинка» г. Белорецк муниципального района
Белорецкий район Республики Башкортостан.
СОГЛАСОВАНО
старший воспитатель ______________
Зайнуллина В.М.
«Формирование правильного речевого
дыхания у детей
посредством коррекционных
упражнений»
Подготовила:
учитель-логопед
Безумнова К.В.
г. Белорецк
2022 г.
Одним из важных разделов логопедической работы с дошкольниками является
развитие дыхания и коррекция его нарушений.
Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста
являются нарушения звукопроизношения. Дефекты речи носят разнообразный
характер-может быть нарушено произношение многих групп звуков. Как известно,
произношение тесно связано с дыханием.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких
через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Формирование правильного
речевого дыхания позволяет ребенку в полной мере овладеть умениями правильного
звукопроизношения, создает условия для поддержания нормальной громкости речи,
четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной
выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности,
аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать
выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно
влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным
воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего,
сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка
контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у
ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном
направлении.
Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за
правильностью дыхания.
Познакомьтесь с параметрами правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать
щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через
нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил,
как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких
вдохов.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать
через рот сильную направленную струю воздуха.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь
в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать
головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно
использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Снег идёт!
Вам понадобятся кусочки ваты.
Ход игры: Разложите на столе кусочки ваты, напомните ребёнку про зиму.
- Представь, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, ребёнок повторяет. Затем все поднимают
вату, и игра повторяется снова.
Вертушка
Вам понадобится игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее
самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает
вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно :
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее
- вертушка вертится быстрее.
Воздушный шарик
Вам понадобятся обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.
Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так,
чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх.
Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не
опускался на пол.
- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!
Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар
привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка
оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше
вперед.
Плыви, кораблик!
Вам понадобятся бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный
кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные
кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает
подуть ребенку.
- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный
ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!
Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного
города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя
воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.
Уточки
Вам понадобится резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие
резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой. Покажите ребенку утку с утятами
и предложите поиграть.
- Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка.
Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется.
- Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем
утятам поскорее приплыть к маме-утке!
Мыльные пузыри
Вам понадобится пузырек с мыльным раствором, , трубочки различного диаметра -
коктейльные, из плотной бумаги.
Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала взрослый выдувает
пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри
самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается
для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите
разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче
добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных
пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте
следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.
Катись, карандаш!
Вам понадобится карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка
положите карандаш. Сначала покажите, как с силой дуть на карандаш, чтобы он
укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на
карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола.
Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу
карандаш с одного конца стола на другой.
Литература:
1.
Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей М., Творческий центр, 2004
2.
Кабанов А.Н., Чабовская А.П. Анатомия и физиология детей дошкольного возраста. М.,
Просвещение, 1975
3.
Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2011