Автор: Альбанова Нина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 253
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность в экологическом образовании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
В последние годы одной из распространенных форм работы с дошкольниками стала про- ектная
деятельность (проектная технология). Под словом «образовательный проект» в насто- ящее время
понимаются очень разные по содержанию, задачам, особенностям организации, времени, форме
проекты. Само слово «проект» переводится с латинского как «брошенный вперед», что
подчеркивает направленность проектной деятельности в будущее. Основателями метода проекта
считаются американский ученый Дж. Дьюи и его последователь В. Кильпатрик. Приблизительно в
это же время аналогичные идеи в России развивались для школьного образования под
руководством С.Т. Шацкого. Уже тогда этот метод предполагал интегрированный подход к
обучению и развитию творческих способностей учеников. Однако в начале 1930-х годов проектная
технология подверглась осуждению и перестала использоваться в образовании. Ее возрождение
приходится на 90-е годы прошлого столетия, но уже на новом уровне. И с каждым годом метод
проектов все активнее используется педагогами дошкольных образовательных учреждений, в том
числе и для решения задач образовательных программ. Организу ются конкурсы проектов
различной тематики. В экологическом образовании дошкольников метод проектов получил
признание раньше, чем в других областях дошкольного образования. Это связано, в частности, с
тем, что боль шую роль в экологическом образовании играет практическая, исследовательская
деятельность в природных условиях. В любом городе, поселке можно найти интересные для
наблюдений Р А з Д Е л 2. • Проекты для детей и взрослых 20 природные объекты: деревья, травы,
насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Опыт
показал, что и дошкольники, и воспитатели, и родители с удовольствием и с большим интересом
участвуют в исследованиях подобного типа. В частности, разработанные нами в начале 1990-х
годов проекты «Наше дерево», «Напиши письмо сове» и другие уже в течение многих лет
используются образовательными учреждениями страны. Что подразумевает экологический
проект? Прежде всего, решение определенной задачи в процессе исследования. Масштаб задачи
может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно,
возможностями и желанием детей, содержанием образовательных программ детского сада
(любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство дошкольного
учреждения). Обычно проект включает три основных этапа: 1-й этап — подготовительный:
постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с
дошкольниками, выбор оборудования и материалов; обсуждение проблемы с семьей (как
правило, все проекты являются детско-взрослыми), распределение обязанностей между
педагогами дошкольного учреждения (что могут сделать в рамках проекта педагоги по
изодеятельности, художественному труду и т. п.). Очень важно, чтобы в определении темы
проекта участвовали сами дошкольники. Поэтому воспитатель на этом этапе задает детям
вопросы, выясняет их интересы, желания, поддерживает детскую инициативу, актуализирует
детский опыт. После определения темы важно обсудить с детьми, как будет выполняться проект,
где можно найти необходимую информацию, куда пойти, кого спросить, и т. п. При необходимости
педагоги обсуждают вариант создания новой развивающей среды и привлекают к решению этой
проблемы детей и их родителей. На этом же этапе определяются пути взаимодействия детского
сада с социумом — музеями, природоохранными территория- ми, школой, общественными
организациями и т. п. 2-й этап — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные
вопросы. 3-й этап — заключительный: обобщение результатов работы в самой различной форме,
их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций. Результаты
работы по проекту могут быть представлены в виде компьютерных презентаций, видео- и
мультфильмов, семейных или детских выставок, газет, детских иллюстрированных книг,
коллективных панно, макетов. Проект может завершиться праздником, заседанием ученого совета
и т. п. Рекомендации по проекту составляются в форме, которая соответствует возрасту
дошкольников. Например, если проект посвящен лесу, дети могут разработать и нарисовать
собственные природоохранные знаки трех видов (запрещающие, разрешающие и
рекомендательные), плакаты, посвященные охране лесных растений и животных. Проекты могут
быть краткосрочными и долгосрочными, их длительность определяется коллективом дошкольного
учреждения в зависимости от тематики и задач. В младшем возрасте у детей преобладает
чувственное, образное восприятие окружающего мира, что должно учитываться и при разработке
программ, методик проектно-исследовательской деятельности. Знания, полученные детьми на
специальных занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие
в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал,
способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья
человека поведения. Однако при этом знания всегда остаются лишь средством, а не целью
экологического образования. Методика работы с детьми в рамках экологических проектов
предполагает интегрированный подход. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения,
экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературой, сочиняют
сказки и рассказы. Участники проекта. По проектной методике может работать любое дошкольное
учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать и как
дополнение к любым общеразвивающим, комплексным программам и дополнительным
программам эко- логического, эколого-эстетического направления. Участниками проекта могут
стать дети любого возраста, однако наиболее разносторонние проекты выполняют дошкольники
старшей и подготовительной групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от
их возрастных особенностей. Дошкольники средней группы, естественно, будут выполнять
меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты
Р А з Д Е л 2. • Проекты для детей и взрослых 21 своих исследований в основном в виде рисунков
и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем скромнее руководящая роль педагога, тем
значительнее объем исследований и тем они разнообразнее, равно как и формы обобщения
материала. К выполнению проекта привлекаются также родители. Хорошо, если детский сад
сможет наладить контакты с ближайшей начальной школой, которая работает по проектам
аналогичной тематики. Рекомендации педагогам по проектно-исследовательской деятельности 1.
Работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок участвовал в ней с
желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что экологический проект — интересная работа,
которую кроме него никто сделать не может. 2. Дети должны иметь свободу выбора. С одной
стороны, есть ряд заданий, которые выполняют все ребята, с другой — кто-то из них (особенно из
подготовительной группы) может предложить что-то свое, провести самостоятельные
наблюдения, сделать дополнительные рисунки. Свобода выбора реализуется и при определении
объекта исследований. Важно, чтобы ребенок был заинтересован в выполнении заданий, у него
должен быть определенный выбор. В вопросах, действиях каждого ребенка проявляется его
индивидуальность. Исследования разных групп получаются различными. Такие работы интереснее
обсуждать, сравнивать. 3. Относитесь к любым исследованиям детей серьезно. Как можно чаще
хвалите их за то, что заметили первый лист на дереве, первую весеннюю бабочку. Дети должны
чувствовать значимость того, что они делают. Такое отношение взрослого — прекрасный стимул
для них. 4. Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к детским
исследованиям, поддерживайте детскую инициативу и самостоятельную деятельность. Никогда не
говорите, что ребе- нок сделал что-то неправильно, что его выводы ошибочны. Это может погасить
интерес к работе. Даже если кто-то из ребят сделал ошибку, неправильный вывод, не
акцентируйте на этом внимание, а при помощи наводящих вопросов, незаметно, совместно с
ребенком проанализируйте его действия, чтобы он сам понял, в чем неправ. Дети необыкновенно
искренни в своих высказываниях, но эту искренность легко уничтожить окриком, указанием на
ошибки, неоправданной требовательностью, повелительным тоном. Ребенок не должен бояться
ошибиться! К тому же в природе все так неоднозначно: одни и те же явления можно
рассматривать с разных точек зрения. 5. Старайтесь постоянно поддерживать естественный
интерес ребенка к природе, его любознательность, которые характерны для этого возраста. Эти
качества — залог успеха реализации экологических проектов. Иногда кажется, что ребенок
приводит факты, не относящиеся непосредственно к проблеме. Не торопитесь его прерывать! У
него своя логика, дайте ему возможность все объяснить, и вы наверняка согласитесь с ним. 6. В
процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: и зрение, и обоняние, и
слух, и осязание. Важно поддерживать и развивать эмоциональное отношение до- школьников к
природе, дать им возможность увидеть ее красоту и неповторимость. Помогайте ребенку видеть
необыкновенное в обыкновенном, повседневном. 7. Работу в рамках проекта желательно вести
регулярно, постоянно давая детям небольшие по объему задания, вовлекая их в совместную
деятельность. 8. Необходимо помнить о личностной ориентации, индивидуальном подходе,
которые очень важны для дошкольников. Предоставьте им возможность передать свои
впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах: в рассказах, сказках,
рисунках, аппликации, пластических этюдах, музыке. Развивайте творчество и фантазию — как
детскую, так и свою. 9. Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество
педагога и ребенка. Педагог — не руководитель, стоящий над детьми, а соавтор проекта, партнер.
10. Старайтесь привлечь к участию в проекте семью ребенка. Опыт работы показал, что многие
родители с большим интересом участвуют в различных проектах и открывают для себя много
нового, меняют после этого характер взаимодействия со своими детьми. Таким образом,
проектная деятельность в настоящее время является очень эффективной и перспективной формой
дошкольного образования: она может быть реализована в рамках любой образовательной
программы, как основной, так и парциальной. Проектная деятельность позволяет педагогу
поддержать детскую инициативу и самостоятельность ребенка, актуализировать его опыт,
выстроить отношения «взрослый — ребенок» на партнерской основе; помогает детскому саду
организовать сотрудничество с семьей и с социумом, реализовать идею «учить ребенка учить- ся»,
а также выстраивать работу с детьми и семьей на основе интеграции и детской деятельности.