Напоминание

"Электронные игры как средство речевого развития у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Стекачева Ирина Сергеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 137" г. Перми
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: "Электронные игры как средство речевого развития у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Электронные игры как средство речевого развития у детей

дошкольного возраста с ОВЗ.

Современные

педагогические

технологии

направлены

на

реализацию

ФГОС дошкольного образования, где одной из задач является: обеспечение

вариативности

и

разнообразия

содержания

с

учетом

образовательных

потребностей и способностей воспитанника. Поэтому основная задача педагога

выбрать оптимальные методы. Использование мультимедийных презентаций

один из современных наглядных методов. Она несет в себе большой потенциал.

Презентация несет в себе образный тип информации, достаточно близкий и

понятный дошкольникам, а именно:

даёт возможность моделировать различные ситуации (игровые, проблемные,

образовательные);

активизирует внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации

явлений и объектов в динамике;

способствует

лучшему

усвоению

материала,

так

как

в

этот

процесс

включаются

все

каналы

восприятия

детей

зрительный,

механический,

слуховой и эмоциональный;

многогранность

и

объединение

различных

медиа:

текст,

графика,

фото,

видео, аудио, игра, тест - в итоге получается мини-программа, с разными

формами работы.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные

особенности

психического

или

физического

плана,

которые

обусловливают

нарушения

общего

развития,

не

позволяющие

детям

успешно

осваивать

образовательную программу.

Психологические особенности детей с ОВЗ (ЗПР, УО).

У детей наблюдается недостаточный уровень знаний об окружающем

мире, требуется длительное время для приема и переработки информации.

Недостаточно

сформированы

сенсорные

эталоны,

пространственные

представления, дети часто не могут осуществлять полноценный анализ формы.

У дошкольников низкий уровень восприятия, внимание неустойчивое,

рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.

Недостатки

организации

внимания

обуславливаются

слабым

развитием

интеллектуальной

активности

детей,

недостаточным

развитием

чувства

ответственности и познавательной мотивации. Память ограничена в объеме,

преобладает

кратковременная

над

долговременной,

механическая

над

логической,

наглядная

над

словесной.

Снижена

познавательная

активность,

отмечается замедленный темп переработки информации. Наглядно-действенное

мышление

развито

в

большей

степени,

чем

наглядно-образное

и

особенно

словесно-логическое.

Имеются

нарушения

речевых

функций,

либо

все

компоненты языковой системы не сформированы.

Имея такой портрет ребенка с ОВЗ, мы поняли, что мультимедийные игры

могут быть достаточно эффективным методом обучения и развития. Потому что

наши

игры

рассчитаны

на

неоднократное

повторение

материала,

обучают

ребенка сосредотачивать и контролировать свое восприятие, внимание, память.

Наши

игры

обогащены

наглядно-действенными

материалами.

Так

же

способствуют

появлению

речевых

и

неречевых

звуков,

формированию

внутренней и внешней речи.

Детям с ЗПР и УО сложно запоминать и воспринимать обобщающие

понятия, для них важно несколько раз закреплять умения. Игры содержит

несколько слайдов с одинаковым обобщающим понятием, что помогает ребенку

несколько раз повторять закрепленный материал. Так же есть дети, у которых с

помощью «звуковых» игр мы вызываем звукоподражание.

На просторах интернета и магазинных полок очень большой выбор игр,

но выбрать полезную и нужную игру очень сложно для особенных детей.

Нами

были

разработаны

мультимедийные

материалы

на

основе

программы Microsoft Power Point, для логопедических занятий с детьми с ОВЗ.

Созданные игры применяются на занятиях со следующими целями:

1)

Обогащать

и

систематизировать

словарь

детей,

способствовать

усвоению обобщающих понятий.

2) Имитировать звукоподражания.

3) Развивать восприятие, внимание, память

Игры просты в создании, каждый учитель – логопед может создавать

игры с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей, преследуя

определенные

цели

развития

и

воспитания

дошкольников,

актуальные

для

конкретной группы детей или даже 1 ребенка. Разнообразие игр велико и

обширно.

Игры

могут

быть

с

сопровождающим

звуковым

эффектом,

анимацией. Такие игры безусловно привлекают больше внимания детей с ОВЗ.

Нами были созданы игры для детей задержкой психического развития,

легкой умственной отсталостью решают конкретные задачи по лексическим

темам.

Создавая электронные игры, мы ориентировались на следующие правила:

1)

Выбирали не слишком яркие изображения, реалистичные приятные

для слуха звуки, не вызывающие сенсорную агрессию. Переизбыток

красок и быстрая смена кадров, резкое звучание способны серьезно

возбудить нервную систему ребенка.

2)

Игра соответствует лексической теме, актуальному уровню развития

ребенка

(Например,

направлено

на

закрепление

обобщающего

понятия, навыка классификации и пр.)

3)

Предполагается

самостоятельная

игра

ребенка,

но

обязательно

под

контролем взрослого.

4)

Длительность игры не может превышать 10 минут.

Так

же

мультимедийные

игры

актуальны

как

средство

формирования

первоначальных

навыков

компьютерной

грамотности.

В

век

современных

технологий, мы так же знакомим детей с такими понятиями: как «компьютер»,

«монитор», «клавиатура», «мышь». Учим детей пользоваться клавиатурой и

ручным манипулятором (мышью). Дети умело осваивают эти навыки, и такие

электронные занятия проходят успешней.

Разработанные нами игры могут решать комплекс задач.

Образовательные задачи:

1) Учить правильно произносить названия овощей и фруктов.

2) Уточнять и расширять сведенья о лексической теме.

3) Обучить использовать глагольную, прилагательную, существительную

лексику.

4) Научить различать цвета (красный, зеленый, оранжевый, фиолетовый,

зеленый, желтый).

5) Упражняться в правильном воспроизведении звукоподражания.

Развивающие задачи:

1) Развивать словесно – логическое мышление, умение классифицировать,

сравнивать, обобщать, подсчитывать предметы.

2) Развивать зрительное восприятие.

3) Развивать монологическую и диалогическую речь.

4) Развивать мышление, память, внимание.

5) Развивать речевую и двигательную активность детей.

6) Развивать познавательную активность

Воспитательные задачи:

1) Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции,

целеустремленность.

2) Воспитывать интерес к занятиям, сообразительность.

На такой основе были разработаны игры по типу: «Четвертый лишний –

1,2,3»,

«Четвертый

лишний

обобщающие

понятия»,

«Кто

как

говорит»,

«Мамы и их детеныши», «Кто чем питается», «Собери урожай», «Один –

много» и др.

Таким

образом,

интерактивные

компьютерные

игры

могут

быть

достаточно эффективным средством обучения и развития, а так же позволяют

развивать речь детей с задержкой психического развития и детей с легкой

умственной отсталостью, стимулируют развитие мышления, памяти, внимания,

восприятия, повышают интерес детей к занятию.



В раздел образования