Автор: Стекачева Ирина Сергеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 137" г. Перми
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: "Электронные игры как средство речевого развития у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование
Электронные игры как средство речевого развития у детей
дошкольного возраста с ОВЗ.
Современные
педагогические
технологии
направлены
на
реализацию
ФГОС дошкольного образования, где одной из задач является: обеспечение
вариативности
и
разнообразия
содержания
с
учетом
образовательных
потребностей и способностей воспитанника. Поэтому основная задача педагога
выбрать оптимальные методы. Использование мультимедийных презентаций
один из современных наглядных методов. Она несет в себе большой потенциал.
Презентация несет в себе образный тип информации, достаточно близкий и
понятный дошкольникам, а именно:
даёт возможность моделировать различные ситуации (игровые, проблемные,
образовательные);
активизирует внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации
явлений и объектов в динамике;
способствует
лучшему
усвоению
материала,
так
как
в
этот
процесс
включаются
все
каналы
восприятия
детей
–
зрительный,
механический,
слуховой и эмоциональный;
многогранность
и
объединение
различных
медиа:
текст,
графика,
фото,
видео, аудио, игра, тест - в итоге получается мини-программа, с разными
формами работы.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные
особенности
психического
или
физического
плана,
которые
обусловливают
нарушения
общего
развития,
не
позволяющие
детям
успешно
осваивать
образовательную программу.
Психологические особенности детей с ОВЗ (ЗПР, УО).
У детей наблюдается недостаточный уровень знаний об окружающем
мире, требуется длительное время для приема и переработки информации.
Недостаточно
сформированы
сенсорные
эталоны,
пространственные
представления, дети часто не могут осуществлять полноценный анализ формы.
У дошкольников низкий уровень восприятия, внимание неустойчивое,
рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.
Недостатки
организации
внимания
обуславливаются
слабым
развитием
интеллектуальной
активности
детей,
недостаточным
развитием
чувства
ответственности и познавательной мотивации. Память ограничена в объеме,
преобладает
кратковременная
над
долговременной,
механическая
над
логической,
наглядная
над
словесной.
Снижена
познавательная
активность,
отмечается замедленный темп переработки информации. Наглядно-действенное
мышление
развито
в
большей
степени,
чем
наглядно-образное
и
особенно
словесно-логическое.
Имеются
нарушения
речевых
функций,
либо
все
компоненты языковой системы не сформированы.
Имея такой портрет ребенка с ОВЗ, мы поняли, что мультимедийные игры
могут быть достаточно эффективным методом обучения и развития. Потому что
наши
игры
рассчитаны
на
неоднократное
повторение
материала,
обучают
ребенка сосредотачивать и контролировать свое восприятие, внимание, память.
Наши
игры
обогащены
наглядно-действенными
материалами.
Так
же
способствуют
появлению
речевых
и
неречевых
звуков,
формированию
внутренней и внешней речи.
Детям с ЗПР и УО сложно запоминать и воспринимать обобщающие
понятия, для них важно несколько раз закреплять умения. Игры содержит
несколько слайдов с одинаковым обобщающим понятием, что помогает ребенку
несколько раз повторять закрепленный материал. Так же есть дети, у которых с
помощью «звуковых» игр мы вызываем звукоподражание.
На просторах интернета и магазинных полок очень большой выбор игр,
но выбрать полезную и нужную игру очень сложно для особенных детей.
Нами
были
разработаны
мультимедийные
материалы
на
основе
программы Microsoft Power Point, для логопедических занятий с детьми с ОВЗ.
Созданные игры применяются на занятиях со следующими целями:
1)
Обогащать
и
систематизировать
словарь
детей,
способствовать
усвоению обобщающих понятий.
2) Имитировать звукоподражания.
3) Развивать восприятие, внимание, память
Игры просты в создании, каждый учитель – логопед может создавать
игры с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей, преследуя
определенные
цели
развития
и
воспитания
дошкольников,
актуальные
для
конкретной группы детей или даже 1 ребенка. Разнообразие игр велико и
обширно.
Игры
могут
быть
с
сопровождающим
звуковым
эффектом,
анимацией. Такие игры безусловно привлекают больше внимания детей с ОВЗ.
Нами были созданы игры для детей задержкой психического развития,
легкой умственной отсталостью решают конкретные задачи по лексическим
темам.
Создавая электронные игры, мы ориентировались на следующие правила:
1)
Выбирали не слишком яркие изображения, реалистичные приятные
для слуха звуки, не вызывающие сенсорную агрессию. Переизбыток
красок и быстрая смена кадров, резкое звучание способны серьезно
возбудить нервную систему ребенка.
2)
Игра соответствует лексической теме, актуальному уровню развития
ребенка
(Например,
направлено
на
закрепление
обобщающего
понятия, навыка классификации и пр.)
3)
Предполагается
самостоятельная
игра
ребенка,
но
обязательно
под
контролем взрослого.
4)
Длительность игры не может превышать 10 минут.
Так
же
мультимедийные
игры
актуальны
как
средство
формирования
первоначальных
навыков
компьютерной
грамотности.
В
век
современных
технологий, мы так же знакомим детей с такими понятиями: как «компьютер»,
«монитор», «клавиатура», «мышь». Учим детей пользоваться клавиатурой и
ручным манипулятором (мышью). Дети умело осваивают эти навыки, и такие
электронные занятия проходят успешней.
Разработанные нами игры могут решать комплекс задач.
Образовательные задачи:
1) Учить правильно произносить названия овощей и фруктов.
2) Уточнять и расширять сведенья о лексической теме.
3) Обучить использовать глагольную, прилагательную, существительную
лексику.
4) Научить различать цвета (красный, зеленый, оранжевый, фиолетовый,
зеленый, желтый).
5) Упражняться в правильном воспроизведении звукоподражания.
Развивающие задачи:
1) Развивать словесно – логическое мышление, умение классифицировать,
сравнивать, обобщать, подсчитывать предметы.
2) Развивать зрительное восприятие.
3) Развивать монологическую и диалогическую речь.
4) Развивать мышление, память, внимание.
5) Развивать речевую и двигательную активность детей.
6) Развивать познавательную активность
Воспитательные задачи:
1) Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции,
целеустремленность.
2) Воспитывать интерес к занятиям, сообразительность.
На такой основе были разработаны игры по типу: «Четвертый лишний –
1,2,3»,
«Четвертый
лишний
–
обобщающие
понятия»,
«Кто
как
говорит»,
«Мамы и их детеныши», «Кто чем питается», «Собери урожай», «Один –
много» и др.
Таким
образом,
интерактивные
компьютерные
игры
могут
быть
достаточно эффективным средством обучения и развития, а так же позволяют
развивать речь детей с задержкой психического развития и детей с легкой
умственной отсталостью, стимулируют развитие мышления, памяти, внимания,
восприятия, повышают интерес детей к занятию.