Автор: Солоненко Екатерина Григорьевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СОШ №19 г.о.Раменское
Населённый пункт: Раменское
Наименование материала: Статья
Тема: Память и её значение в учебе
Раздел: среднее образование
Память и ее значение в учебе.
В современной психологии существует множество различных школ и направлений,
по-разному
изучающих
природу
памяти.
Одних
только
определений
памяти
в
современной литературе существует достаточно много.
Мы
с
вами
будем
исходить
из
традиционных
представлений
о
памяти,
сложившихся в современной психологической науке. Память – это отражение прошлого
опыта
человека,
проявляющаяся
в
запоминании,
сохранении
и
последующем
припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.
Значение памяти в жизни человека очень велико, особенно в учебе. Абсолютно
всё, что вы знаете, умеете (всё, чему научили в школе) – всё это результат деятельности
памяти и мышления. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно
находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему
научиться, ничем овладеть, и его действия определялись только инстинктами. Только
память создаёт, сохраняет и обогащает наши знания о мире, все наши умения и навыки.
Основными видами памяти, применяемыми в учебной деятельности, являются:
зрительная, слуховая, двигательная и смешанная память. Одни из нас успешнее
запоминают учебный материал, читая его про себя (т.е. опираясь на зрительную память),
другие лучше запоминают, читая вслух или слушая учителя (слуховая память), а третьи,
для того чтобы запомнить, прибегаю к записи. Наиболее распостранённым является
смешанный тип памяти.
Современная психология считает, что у человека хорошая память, если он
отличается: быстротой запоминания, прочностью сохранения запоминаемого материала,
точностью воспроизведения знаний, способностью к припоминанию.
Для развития памяти учащихся современная наука рекомендует следующие
психологические приёмы: 1) В случае если вы медленно запоминаете учебный материал и
при этом не способны длительно сохранять заученное, вам необходимо учить учебный
материал путём активных повторений. Для этого вам необходимо больше слушать других,
больше читать дома, в классе успевать записывать материал за учителем, а также чаще
опираться на наглядные учебные пособия (слайды, диафильмы, таблицы и т.д.); 2) При
освоении нового материала всем учащимся необходимо повторять дома весь близкий по
теме пройденный материал. При это необходимо взять за правило, один раз в четверти
самостоятельно повторять весь пройденный материал по данной дисциплине; 3)
Наиболее трудный случай с теми учащимися, которые медленно запоминают и быстро
забывают
учебный
материал.
Как
правило,
плохое
запоминание
наблюдается
у
школьников, которые часто пропускают занятия, не систематически выполняют учебные
задания, не владеют приёмами запоминания. Этим учащимся необходимо овладевать
приёмами рационального заучивания в основе которых лежат развивающие научные
дисциплины и развивающие игры.
Список литературы
1.
Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., Изд-во МГУ, 1968.
2.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.
3.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000.
4.
Сеченов И.М. Элементы мысли. – Лениздат-классика, 2014.