Напоминание

Память и её значение в учебе


Автор: Солоненко Екатерина Григорьевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СОШ №19 г.о.Раменское
Населённый пункт: Раменское
Наименование материала: Статья
Тема: Память и её значение в учебе
Раздел: среднее образование





Назад




Память и ее значение в учебе.

В современной психологии существует множество различных школ и направлений,

по-разному

изучающих

природу

памяти.

Одних

только

определений

памяти

в

современной литературе существует достаточно много.

Мы

с

вами

будем

исходить

из

традиционных

представлений

о

памяти,

сложившихся в современной психологической науке. Память – это отражение прошлого

опыта

человека,

проявляющаяся

в

запоминании,

сохранении

и

последующем

припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

Значение памяти в жизни человека очень велико, особенно в учебе. Абсолютно

всё, что вы знаете, умеете (всё, чему научили в школе) – всё это результат деятельности

памяти и мышления. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно

находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему

научиться, ничем овладеть, и его действия определялись только инстинктами. Только

память создаёт, сохраняет и обогащает наши знания о мире, все наши умения и навыки.

Основными видами памяти, применяемыми в учебной деятельности, являются:

зрительная, слуховая, двигательная и смешанная память. Одни из нас успешнее

запоминают учебный материал, читая его про себя (т.е. опираясь на зрительную память),

другие лучше запоминают, читая вслух или слушая учителя (слуховая память), а третьи,

для того чтобы запомнить, прибегаю к записи. Наиболее распостранённым является

смешанный тип памяти.

Современная психология считает, что у человека хорошая память, если он

отличается: быстротой запоминания, прочностью сохранения запоминаемого материала,

точностью воспроизведения знаний, способностью к припоминанию.

Для развития памяти учащихся современная наука рекомендует следующие

психологические приёмы: 1) В случае если вы медленно запоминаете учебный материал и

при этом не способны длительно сохранять заученное, вам необходимо учить учебный

материал путём активных повторений. Для этого вам необходимо больше слушать других,

больше читать дома, в классе успевать записывать материал за учителем, а также чаще

опираться на наглядные учебные пособия (слайды, диафильмы, таблицы и т.д.); 2) При

освоении нового материала всем учащимся необходимо повторять дома весь близкий по

теме пройденный материал. При это необходимо взять за правило, один раз в четверти

самостоятельно повторять весь пройденный материал по данной дисциплине; 3)

Наиболее трудный случай с теми учащимися, которые медленно запоминают и быстро

забывают

учебный

материал.

Как

правило,

плохое

запоминание

наблюдается

у

школьников, которые часто пропускают занятия, не систематически выполняют учебные

задания, не владеют приёмами запоминания. Этим учащимся необходимо овладевать

приёмами рационального заучивания в основе которых лежат развивающие научные

дисциплины и развивающие игры.

Список литературы

1.

Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., Изд-во МГУ, 1968.

2.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.

3.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000.

4.

Сеченов И.М. Элементы мысли. – Лениздат-классика, 2014.



В раздел образования