Автор: Блинова Елена Геннадьевна
Должность: Методист
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества" Ново-Савиновского района г. Казани
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Внедрение педагогических технологий в дополнительное образование
Тема: Педагогические технологии в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ.
Е.Г.Блинова,
МБУДО «Центр детского творчества»
Ново-Савиновского района г. Казани
Учреждение дополнительного образования имеет все возможности для
того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам,
учить всех по-разному. В результате для большинства детей создаются
оптимальные условия обучения и освоения программы:
обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети,
родители, педагоги);
учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;
психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер,
не регламентируется обязательствами и стандартами;
детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и
сочетать различные направления и формы занятий, реализуют свои
способности;
допускается переход каждого обучающегося из одной группы в другую
(по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).
Для достижения качественного результата на основе общепедагогических и
специальных знаний, умений и навыков обучающихся педагогами применяются
педагогические технологии - это комплекс способов, средств, методик и форм
организации
образовательного
процесса.
В
основе
лежит
идея
полной
управляемости образовательным процессом, его проектирование и возможность
анализа путем поэтапного воспроизведения. В связи с этим, педагог должен
уметь ориентироваться в широком спектре современных педагогических
технологий.
В
современном
образовании
применяется
много
педагогических
технологий
и
выбор
обычно
предоставляется
самому
педагогу.
Он
самостоятельно изучает литературу, общается с коллегами, работающими по -
новому, занимается на специальных курсах, посещает проблемные семинары,
ведет самостоятельные поиски, учится применять технологию или ее элементы
в практической работе, проектировать учебное занятие в соответствии с
концепцией осваиваемой технологии, анализировать и оценивать результатив-
ность
внедрения
новой
технологии.
Освоение
новых
педагогических
технологий организуется через открытые занятия, мастер-классы, семинары,
педагогические игры-практикумы, дискуссии, творческие группы.
С
чего должен
начать
педагог
для
применения педагогических
технологий? Для начала, разобраться в самом термине «педагогическая
технология», о ее роли и месте в дополнительном образовании детей. Научиться
ориентироваться в широком спектре современных педагогических технологий,
не открывать уже известного, выбрать «свою», которую будет реализовывать.
В ходе изучения информационного материала, педагог понимает
отличие термина «педагогическая технология» от дидактики и методики
обучения. Задачи дидактики состоят в том, чтобы описывать процесс обучения,
условия его реализации и разрабатывать новые технологии. Дидактика
оперирует общими вопросами, а потому является более общей дисциплиной.
Методика-совокупность способов, методов, приемов проведения занятий,
практического выполнения определенных задач,
обучения определенному
предмету.
Используя
лuчностно-орuетированные
технологии
обучения
и
воспитания, педагог оставляет в центре внимания - личность ребенка, который
должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приемы
личностно-ориентированных технологий обучения направлены на то, чтобы
раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь
становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Методическую
основу
большинства
технологий
составляют
диф-
ференциация и индивидуализация обучения.
Это учет индивидуальных
особенностей детей в такой форме, когда дети группируются на основании
каких-либо особенностей для обучения.
В
условиях
дополнительного
образования
существует
реальная
возможность для детей отводить то время, которое соответствует их личным
способностям и возможностям, с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на
основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе:
каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении
ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки,
взаимопомощи, взаимообучения.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в
индивидуализацию обученuя, что означает организацию учебного процесса, при
которой
выбор
способов,
приемов,
темпа
обучения
обусловлен
индивидуальными особенностями детей.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно
позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к
индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением
в обучении, вносить необходимую коррекцию.
Групповые
технологии
предполагают
организацию
совместных
действий,
коммуникацию,
общение,
взаимопонимание
и
взаимопомощь.
Выделяют следующие формы групповых технологий: групповой опрос;
общественный
смотр
знаний;
учебная
встреча;
дискуссия;
диспут;
нетрадиционные
занятия
(конференция,
путешествие,
интегрированные
занятия.
Особенность групповой технологии в том, что учебная группа делится
на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание
выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав
группы: может меняться в зависимости от цели деятельности.
Уровни коллективной деятельности в группе:
одновременная работа со всей группой;
работа в парах;
групповая работа на принципах дифференциации.
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции:
контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Групповая технология складывается из следующих элементов:
постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
планирование работы в грyппах;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение результатов;
сообщение о результатах;
подведение итогов, общий вывод о достижениях.
Технологическая цепочка групповогo творческого воспитательного
дела (И.П. Волков, И.П. Иванов):
Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к
делу - занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).
Психологический настрой ( определение значимости дела, выдвижение
задач, вступительное слово, приветствие и др.).
Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового
штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы,
которые обсуждают ответы на вопросы:
для кого? Где и когда? Как
организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты
ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего ва-
рианта).
Коллективная
подготовка
дела.
Выбор
актива,
распределение
обязанностей, уточнение плана.
Собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление
разработанного плана.
Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на
вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? как улучшить?
Результаты коллективного дела.
Технология творческой деятельности, задачи которой являются:
выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к
многообразной творческой деятельности с выходом на результат (изделие,
модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)
воспитание общественно-активной творческой личности, организация
социального творчества, направленного на служение людям в конкретных
социальных ситуациях.
При такой технологии совместная деятельность детей и взрослых,
предполагает планирование, подготовка, осуществление и анализ любого дела.
Дети стремятся к самовыражению и самоусовершенствованию. Используется
метод обучения - диалог, речевое общение равноправных партнеров через игру,
состязательность, соревнование. Способы оценки результатов - похвала за
инициативу, публикация работы, творческая выставка, награждение лучших,
присвоение почетного звания и др.
Игровые технологии
позволяют включить ребенка в деятельность,
улучшить его позиции в коллективе. Данная технология применяется в работе с
учащимися различного возраста и используется при организации занятий по
всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной
ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.
Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих
этапов:
Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой
проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка
сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и
правилах, консультации).
Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп,
дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).
Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка,
самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).
Технология проблемного обучения
(М.И. Махмутов, И.Я. Лернер)
предполагает:
ознакомление учащихся с планом занятия и постановка проблемы;
дробление проблемы на отдельные задачи;
выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного
материала;
анализ полученных результатов, формулировка выводов.
Технология педагогики сотрудничества состоит из:
ознакомление
обучающихся
с
будущими
результатами
занятия
и
объяснение практического значения учебного материала;
составление крупных блоков основного содержания учебного материала;
дифференциация
учебного
материала
для
свободного
выбора
обучающимися заданий (при сохранении обязательного минимума), исключение
принуждения в обучении и воспитании, свободный выбор уровня сложности;
повторение приемов и алгоритмов выполнения творческих заданий;
выполнение практических и творческих заданий с применением игровых
и групповых форм работы, с использованием активных методов обучения;
самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на
занятии;
выполнение
заданий
по
культуре
поведения,
по
воспитанию
нравственности.
Педагог, внедряющий ту или иную технологию в образовательный
процесс должен знать назначение выбранной им образовательной технологии,
историю ее создания, результаты, которые могут быть получены и проблемы,
которые с ее помощью будут решены. Кроме этого, педагог должен знать, на
какую научную теорию опирается используемая образовательная технология,
какими основаниями руководствовались ее создатели.
Педагог,
применяя
новую
технологию
на
практике
приобретает
теоретические знания, формирует профессиональные умения, которые помогут
ему планировать и анализировать учебные занятия, построить целостный
учебный процесс, применять на практике новые приемы и методы работы,
оценивать
результативность
новой
технологии,
используя
методы
педагогической диагностики. То есть основными умениями педагога являются
проектировочные
-
умение
планировать
образовательный
процесс
на
определенный срок, разрабатывать учебную программу, занятие.
После анализа особенностей образовательной технологии и определения
методических задач, педагог должен разработать модифицированный вариант
программы обучения в соответствии с направленностью данной технологии,
выделить
учебные
модули,
составить
календарно-тематический
план
реализации программы и разработать планы различных типов занятий.
Новые
технологии
требуют
от
педагога
умения
разрабатывать
необходимые дидактические средства для осуществления образовательного
процесса: наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной
работы обучающихся, учебные задания для индивидуальной и групповой
работы, дифференцированные упражнения контрольные задания, тесты и др. Но
главное - педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу,
выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, т.
е. основными профессиональными умениями для этой работы педагога
являются аналитические.
Подобные сведения помогут педагогу правильно оценить назначение
технологии,
ее
отдельных
элементов
и
в
дальнейшем
самостоятельно
осуществлять ее реализацию.