Автор: Ермакова Юлия Анатольевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №8" ИМ.А.А.БАБАДЖАНЯНА
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "РИТМИКА И ТАНЕЦ"
Раздел: дополнительное образование
Управление культуры администрации городского округа город Воронеж
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 8 им. А.А. Бабаджаняна
городского округа город Воронеж
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«РИТМИКА И ТАНЕЦ»
дополнительной общеразвивающей программы в области
хореографического искусства
«Рассмотрено»
Методическим советом
МБУДО ДШИ № 8
« 29 » августа 2023 года
«Утверждаю»
Директор Логинов Д.А.
_____________________
(подпись)
« 29 » августа 2023 года
Разработчик Ермакова Юлия Анатольевна,
преподаватель хореографического отделения
МБУДО ДШИ № 8 им. А.А.Бабаджаняна
Воронеж
2023
Пояснительная записка
Музыкально-ритмическое воспитание занимает важное место в системе
художественно-эстетического образования. Настоящая программа по ритмике имеет
художественно-эстетическую
направленность
и
для
предназначена
детских
хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств.
Дисциплина «Ритмика» является первой ступенью в хореографическом образовании. Ее
освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса,
навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии,
раскрытию индивидуальности.
Новизна настоящей программы состоит в том, что она предоставляет больше
возможностей для развития координации движений и формирования восприятия
музыкальных произведений, за счет расширения музыкального репертуара, используемого
на занятиях ритмикой.
Актуальность настоящей программы обусловлена тем, что предмет «Ритмика»
является
базовым
для
овладения
другими
хореографическими
дисциплинами:
«Классический танец», «Народный танец», «Бальный танец», «Современный танец».
Педагогическая целесообразность программы состоит:
• в реализации способностей ученика на разных этапах обучения;
• в четкой дифференциации образовательного процесса;
• в обеспечении благоприятных условий для эффективной организации учебного
процесса;
• в возможности более точно определять перспективы индивидуального развития каждого
ребенка.
В основе педагогической целесообразности данной образовательной программы лежат
дидактические принципы доступности и последовательности в обучении.
Цели программы:
• художественно-эстетическое воспитание средствами хореографии;
• подготовка учащихся к овладению другими хореографическими дисциплинами;
Задачи программы:
Образовательные:
• формирование умений соотносить движения с музыкой;
• овладение свободой движения;
• формирование двигательных навыков и умений;
Развивающие:
• воспитание музыкальных способностей;
•
развитие
координации
движения,
пластичности,
хореографической
памяти,
выносливости;
•укрепление здоровья;
•активизация творческих способностей;
•психологическое раскрепощение учащихся;
•социальная адаптация детей;
Воспитательные:
• формирование духовно-нравственных ценностей;
• воспитание трудолюбия;
• воспитание любви и интереса к искусству хореографии;
• приобщение к хореографическому искусству.
Дисциплина «Ритмика» предусматривает приобретение учащимися знаний в области
музыкальной грамоты, изучение средств музыкальной выразительности на основе
танцевального движения, воспитание чувства ритма, музыкального слуха посредством
ритмических упражнений и музыкальных игр.
Отличительной особенностью настоящей программы по ритмике является ее
выделение в самостоятельный предмет из комплексной программы «Ритмика и Танец»,
что позволяет обратить большее внимания учащихся на музыкально-ритмическую
составляющую танца, чем обеспечить более вдумчивое отношение к музыкальным
образам и их согласованию с образами пластическими.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы - 7-9
лет.
Продолжительность реализации данной программы 2 года.
По каждому классу определены программные требования.
Формы и режим занятий
Основной формой учебной работы является урок (состав группы в среднем 10
человек). Занятия могут проводиться раздельно с мальчиками и девочками (состав
учебных
групп для мальчиков допускается до 4-х человек по 1 академическому часу 2 раза в
неделю или по 2 часа 1 раз в неделю.
Во время проведения урока возможна индивидуальная работа преподавателя с
учащимся.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы,
нагрузки,
аттестации
Затраты учебного времени
Всего
часов
Годы обучения
1 год обучения
2 год обучения
Полугодия
1
2
3
4
Количество
недель
16
17
16
19
Аудиторные
занятия
32
34
32
38
136
Самостоятельная
работа
32
34
32
38
136
Максимальная
учебная нагрузка
64
68
64
76
272
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Качество знаний, умений и практических навыков учащихся выявляются на контрольных
уроках в конце учебного года и дифференцированном зачете по окончании курса.
форма и содержание открытого урока определяется преподавателем;
контрольный урок, зачет должен представлять собой законченный по форме
музыкально-ритмический материал, соответствующий требованиям класса;
итоги
контрольного
урока,
зачета
обсуждаются
преподавателями
хореографических дисциплин.
Обоснование структуры учебного предмета «Ритмика»
Обоснованием структуры адаптированной образовательной программы по предмету
«Ритмика и танец» являются все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебной дисциплины».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
1. Наглядный
- наглядно - слуховой прием;
- наглядно - зрительный прием.
Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движения нужно заранее
хорошо
продумать:
сравнительно
легко
продемонстрировать
действия
отдельных
персонажей-образов и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные
хороводные построения.
2. Словесный
Беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ,
напоминание, оценка и т.д. Этот метод широко применяется в процессе обучения ритмике
как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами.
Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в
дозировке их в зависимости от формы занятий и возраста детей.
Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в
младшей группе); к объяснению, напоминанию - в упражнениях, танцах.
3. Практический
При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного
музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в
подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний,
манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы.
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
Сложившихся традициях в хореографическом образовании.
Описание материально-технических условий реализации
учебной дисциплины:
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует
санитарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации учебной дисциплины «Ритмика и танец» имеется зал, в нем пригодное
для танца напольное покрытие (деревянный пол), балетные станки (палки), зеркала на
одной стороне в полный рост учащегося.
Оборудование учебного кабинета: 1 фортепиано.
Технические средства: наличие аудио и видеозаписей, магнитофон.
Содержание учебной дисциплины
Аудиторная нагрузка по учебному предмету образовательной программы
распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени,
предусмотренного на учебную дисциплину.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет
свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного
материала.
Содержание разделов
В данной программе весь материал систематизирован в разделы, которые в той или иной
степени взаимосвязаны друг с другом, что позволяет достичь необходимых результатов в
комплексном развитии учащихся.
Первый раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»
Главная цель - научить ребенка слушать и слышать музыку и эмоционально
откликаться на нее. Умение слышать музыку и понимать музыкальный язык развивается в
разных
видах
деятельности
-
пении,
движении
под
музыку,
исполнительской
деятельности.
Учащиеся усваивают понятия «ритм», «счет», «размер» и узнают, что музыка состоит
из тактов и музыкальных фраз, при этом дети овладевают навыками различения понятий
«вступление» и «основная часть», «тема», что позволяет ребенку вступать в танец с
начала музыкальной фразы.
Второй раздел «Музыкально-ритмические упражнения»
Основан на обучении ребенка ориентироваться на танцевальной площадке, с
легкостью перестраиваться из рисунка в рисунок, работая сообща в коллективе детей.
Умение овладевать разнообразными рисунками танца в дальнейшем позволяет ребенку
свободно чувствовать себя на сцене.
Третий раздел «Элементы классического, народного и бального
танцев» является основой данного курса и подготовкой к последующим большим
выступлениям ребенка на сцене.
В танцах используются несложные элементы народных плясок, хороводов, которые
составляют основу современных детских композиций.
Требования по годам обучения
1 класс
«Ритмика, элементы музыкальной грамоты»
1) Регистровая окраска. Понятие о звуке (низкие, средние и высокие)
2) Характер музыки:
- грустный, печальный и т.д.
- веселый, задорный и т.д.
3) Динамические оттенки:
- громко
- тихо
4) Музыкальный размер: 2/4, 4/4, 6/8
5) Знакомство с длительностью нот:
- целая
- половинная
- четвертная
- восьмая
6) Понятия о жанрах в музыке
- песня
- танец
- марш
7) Понятие «сильная доля»
8) Понятие «затакт»
9) Знакомство с куплетной формой
10) Понятие «музыкальная фраза»
11) Характер музыки. Тоника:
- мажор
- минор
12) Музыкальные паузы
- половинная
- четвертная
- восьмая
13) Музыкальный темп:
- быстрый
- медленный
- умеренный
14) Музыкальные штрихи:
- легато
- стаккато
«Музыкально-ритмические упражнения»
Нумерация точек
- линия, две линии
- шеренга
- колонна
- круг. Полукруг
- два круга
- диагональ
- «улитка»
- «змейка»
«Упражнения с музыкально-ритмическими предметами»
- ударные (ложки, барабан и т.д.)
- звенящие (бубен, маракасы, погремушка, трещетка)
«Упражнения с предметами танца»
- упражнения с платком
- упражнения с лентой
«Элементы классического, народного и бального танцев»
1) Поклон
- простой
- поясной
2) Шаги:
- маршевый шаг
- шаг с пятки
- шаг сценический
- шаг на высоких полу пальцах с поджатой ногой назад
- на полу пальцах с высоко поднятым коленом вперед
- переменный
- мелкий с продвижение вперед (хоройодный)
- приставной шаг с приседанием
- с притопом в продвижении вперед и назад
3) Бег:
- сценический
- на полу пальцах
- легкий (ноги назад) На месте
- стремительный
- «лошадка» на месте и в продвижении
- «жете» на месте и в продвижении с выводом ног вперед и назад
4) Прыжки:
- на месте по VI позиции
- с продвижением вперед
- в повороте на 90 градусов
- в повороте на 180 градусов
- «разножка»
- «поджатый»
5) Работа рук:
- понятие «правая» и «левая» руки
- положение рук на талии
- перед грудью
- за юбку
- позиции рук I, II, III Положение рук в кулаке
6) Позиции ног:
- понятие «правая» и «левая» ноги
- первая позиция свободная
- первая позиция параллельная
- вторая позиция параллельная
- вторая свободная
- третья
7) Работа головы:
- наклоны и повороты
8) Движения корпуса
- наклоны вперед, назад, в сторону
- с сочетанием работы головы
9) Приседания
- полуприседания
- полуприседания с каблучком
10) «Ковырялочка»
- в первоначальном раскладе
- в сочетании с притопом
11) Па галопа
- прямой
- боковой
«Музыкально-ритмические движения»
12) Притопы:
- простой
- двойной
- тройной
13) Хлопки:
- хлопки в ладоши (простые)
- хлопки в ритмическом рисунке
- хлопки в парах с партнером
Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте)
2 класс
«Ритмика, элементы музыкальной грамоты»
Закрепляются знания и навыки, полученные на первом году обучения.
Расширяются представления о содержании и выразительных средствах музыки на новом
музыкальном материале. Вводятся новые понятия: такт, затакт. Дирижирование из
затакта. Передача динамических оттенков и характера музыки в дирижерском жесте.
Поочередное вступление на 2/4, 3/4, 4/4, учащиеся начинают делать движение по очереди,
вступая на начало каждого следующего такта.
Установление последовательности, чередования, повторности крупных и мелких
подразделений в музыке (частей и фраз). Умение анализировать предлагаемую педагогом
музыку, определять характер, музыкальный размер, строение.
Ритмические упражнения.
Упражнение 1
В музыке есть еще более короткие звуки, чем четверти – это 1/8, 1/16, 1/32,1/64, но на
уроках по движению обычно не используется ноты короче 1/8. Рекомендуется учащимся
исполнять ноты коротких длительностей легкими небольшими шажками (типа пробежки).
Предложите концертмейстеру играть 4 такта по 8/8 каждый. Сначала их надо выслушать,
отхлопать ладонями, а затем пробежать. Предложите концертмейстеру исполнить 4 раза
ритмический рисунок: Учащиеся должны прослушать, пропеть, отхлопать и выполнить
ритмический рисунок ногами в движении вперед и назад. Если это задание будет
выполнено, предложите следующий вариант:
Прослушать два раза, пропеть, отхлопать, затем выполнить ногами, двигаясь вперед и
назад.
Упражнение 2
Музыкальный размер 2/4. «Раз» - сильная доля, «Два» - слабая.
В предмете «ритмика» размеры тактов принято выражать специальными движения рук
- «тактирование». Исходное положение поднять руки вверх для всех видов тактирования.
а).«1» - опустить обе руки вниз сильными движениями, сжимая кисти в кулаки.
«2» - поднять мягкие, свободные руки вверх. Выполнять это несколько раз.
б). Музыкальный размер 2/4 можно тактировать и движениями ног, ходьбой с акцентами,
танцевальными движениями.
Первый шаг соответствующий сильной доле и его надо сделать со стуком в пол, второй -
мягче. Предложите детям идти по кругу, тактируя 2/4.
в). Соедините движения руками с движениями ногами. Все тактирования и ритмические
упражнения руками следует исполнить построении по кругу. Тренировать до абсолютной
точности исполнения. При верном исполнении можно предложить концертмейстеру
несколько убыстрить или замедлить темп сопровождения, но делается это только тогда,
когда группа справляется с основными заданием.
Упражнение 3
а). Предложите концертмейстеру играть музыкальный размер 3/4
Тактирование таково:
«раз» - руки сильно опустить вниз, сжимая кулаки;
«два» - руки свободно и легко развести в стороны;
«три» - руки поднять вверх с хлопками.
б). Выполнить тактирование на 3/4 несколько раз, запомнить.
в) Выполнить тактирование на 3/4 в ходьбе: первый шаг с акцентом, два последующих -
мягко. (Акцент будет переходить с одной ноги на другую).
г). Соединить упражнения Б и В.
«Элементы классического, народного и бального танцев»
1.Шаги:
а) танцевальный шаг назад (в медленном темпе);
б) шаг на полупальцах назад;
в) шаг с высоким подъемом колена вперед на полупальцах;
г) спортивная ходьба, делая маховые движения руками;
д) бег, сгибая ноги сзади;
е) бег, вынося прямые ноги вперед.
2.Полуприседания по I, II, III позициям.
3. Выдвижение ноги:
а) в сторону из III позиции;
б) вперед из III позиции;
в) вперед и в сторону из Ш позиции в сочетании с полуприседанием.
4. Поднимание на полупальцы по III позиции.
5. Положение анфас, положение эпольман.
6. Раскрывание рук вперед в сторону из положения на поясе, в характере
русского танца.
7. Русский переменный ход вперед и назад в сочетании с руками.
8. Боковой русский ход «припадание», «гармошка» «елочка»
9. Ковырялочка, припляс, дробные выстукивания.
Упражнения с движениями рук, ног, туловища.
Положения рук к плечам, перед грудью, сгибание и разгибание рук из положения в
стороны, вперед, вверх; поднимание прямых ног, сгибание и разгибание их в положении
сидя; наклоны туловища вперед с различными положениями рук вправо и влево со
скольжением рук вдоль тела; комплекс упражнений в стиле аэробики.
10. Построения и перестроения:
Построение в круг: из колонны по одному, из одной шеренги, из двух шеренг, из двух
колонн; перестроение из одной шеренги в две; из одной колонны в две, в три, в четыре; из
двух колонн в четыре; ходьба по залу противоходом, по диагонали, змейками,
концентрическими кругами. «Звездочки» и «Карусель», «Плетень» и «Корзиночка»,
перестроение из одного круга в два или в три концентрических, двигающихся в разные
стороны, построение «Шен».
11. Прыжки. Прыжки на месте на обеих ногах с поворотом на 45, 90, 180 градусов; с
одной ноги на другую; из нормальной позиции ног во вторую невыворотную; с двух ног
на одну; с прямыми ногами и поджатыми. Прыжки на двух ногах по I позиции.
12. Этюды и постановочная работа.
Пляска с притопами, Танец бусинок, Пляска петрушек, Русская хороводная пляска,
Вальс с осенними листьями, Немецкий танец, На птичьем дворе, Детский краковяк,
Круговой галоп, На палубе корабля, Кадриль.
13. Игры на развитие воображения:
«Возьми и передай» - Дети стоят в кругу и передают друг другу воображаемые
предметы, называя их. Юля передаёт Насте горячий утюг, та боится обжечься, показывает
какой он горячий. Настя передаёт Оксане торт и т.д.
«Быстрые превращения» - Под быструю музыку дети свободно двигаются.
Когда музыка остановится, дети превращаются в того, в кого скажет ведущий.
Баба-Яга, роботы, грустный клоун весёлый танцор, нервный грабитель,
утомленный бегун, вежливый манекен. Музыка на 30 сек.-1 мин.
«Инструментальная фантазия» - Дети сидят в кругу, передавая друг другу пакет.
Из пакета каждый достаёт воображаемый инструмент. Каждый показывает, как играют на
его
инструменте.
В конце
можно предложить
всем сыграть на воображаемых
инструментах какую-нибудь общую мелодию.
«Мини-фантазии» - Ведущий: Сядьте поудобнее (можно лечь), закройте глаза,
вздохните три раза поглубже, представьте: ты лежишь на зелёном лугу, ты бежишь по
жёлтому, тёплому песку к воде, ты гладишь котёнка, наблюдаешь, как падают листья,
снежинки, бежит ручей и т.д. На каждую картину в образе отводить 1-2 минуты.
14. Игры для поднятия настроения, снятия психологического барьера:
«Ноги в руки» - Группа становится в линию. Каждый кладёт руку на плечо стоящего
впереди и поднимает ногу. Второй рукой, стоящие сзади, подхватывают ногу передних.
Задача - попрыгать без разрыва большее расстояние.
«Кто?» -Дети в кругу. Ведущий называет личностное качество и просит выполнить
какое-либо действие тех людей, которые этим качеством обладают (например, у кого есть
сестра - щелкни пальцем, у кого есть веснушки - загляни под стул, кто любит собак -
полайте, кто любит кошек - промяукайте, кто рад, что пришёл сюда - закричите: «Ура»,
кому надоело играть - закричите: «Хватит») и т.д.
15. Игры на коррекцию эмоциональной сферы:
«Три характера» - Дети слушают пьесы Д. Кабалевского «Злюка», « Плакса»,
«Резвушка».
Вместе
с
педагогом дают моральную
оценку злости,
плаксивость,
сравнивают эти состояния с настроением резвушки. Трое детей выбирают, кто какую
девочку будет изображать, а остальные по мимике и жестам догадаться, кто есть кто.
16. Игры на сплочение коллектива:
«Ритмические хлопки»
- Дети в кругу. После сигнала ведущего начинают
отхлопывать любой ритм. Постепенно прислушиваются к ритму других. Найдя взглядом -
объединяются, т.е. отхлопывают общий ритм.
«Дрожащее желе» - Дети собираются возле ведущего. У того в руках воображаемое
блюдо с желе. По мере того, как он его несёт, раскачиваются медленно, встряхивает легко
- дети встряхиваются. В конце желе тает.
«Броуновское движение» - Дети в кругу передают друг другу теннисные мячи ногами
по полу, руками. Ведущий выкатывает дополнительные шары. Шары не должны
останавливаться и выкатываться за пределы круга.
Основные требования к знаниям и умения учащихся
Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки:
- определять характер музыки словами (грустный, веселый, плавный, изящный),
- правильно определять сильную долю музыки и различать длительности нот,
- знать различия «народной» и «классической» музыки,
- различать жанры в музыке: песня, танец, марш,
- уметь грамотно исполнять движения,
- выполнять основные упражнения с предметами и без них под музыку на 2/4, 4/4,3/4,6/8,
- начинать и заканчивать движения вместе с музыкой,
- уметь координировать движения - рук, ног, и головы, при ходьбе, беге, галопе
- уметь ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по линии танца,
- четко определять право и лево в движении и исполнении упражнения с использованием
предметов,
- хорошо владеть движениями с платком, мячом, лентой и обручем,
- уметь свободно держать корпус, голову и руки в тех или иных положениях,
- уметь работать в паре и синхронизировать движения,
- термины: громко-тихо, высоко-низко, характер музыки (бодрый, веселый, печальный,
грустный), темп музыки и движения (быстро, медленно, умеренно), музыкальные
размеры, длительности, понятия «затакт», «сильная доля», «фраза», музыкальные жанры -
песня, танец, марш,
-знать названия общеразвивающих упражнений, пройденных в течение года,
- знать названия простых танцевальных шагов, а также уметь их правильно, исполнять
(мягкий, на полу пальцах, приставной, переменный, галоп, полька),
- слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения,
- повторять на звучащем инструменте простейший ритмический рисунок,
- выполнять с более четким исполнением подражательные движения,
- уметь танцевать в ансамбле,
- уметь правильно ориентироваться на сценической площадке,
- уметь замечать свои ошибки и ошибки других учеников,
- уметь свободно и правильно держать корпус, голову в тех или иных позах, согласно
выполнению движения или комбинации.
Примерные требования к контрольным урокам
За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:
1. Уметь выполнять комплексы упражнений,
2. Уметь сознательно управлять своими движениями,
3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма,
4. Уметь координировать движения,
5. Владеть, в хорошей степени, изученными танцевальными движениями
разных характеров и музыкальных темпов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения адоптированной образовательной программы «Ритмика и танец»,
является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знания основных понятий, связанных с метром, темпом и динамикой в музыке;
- знания понятия лада в музыке (мажор и минор) и умение отображать ладовую окраску в
танцевальных движениях;
- первичные знания музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
- представление о длительности нот в соотношении с танцевальными шагами;
- умение согласовывать движения со строением музыкального произведения
-
навыки
двигательного
воспроизведения
ритмических
движений
посредством
воспроизведения ударом в ладоши и музыкального инструмента;
- навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями;
- навыки игры на музыкальных инструментах в сочетании с музыкально-танцевальными
упражнениями.
Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы «Ритмика и танец» включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных
уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные
уроки проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся созданы фонды оценочных средств, которые включают в
себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 «отлично»
технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
4 «хорошо»
отметка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами, как в техническом
плане, так и в художественном
3 «удовлетворительно»
исполнение
с
большим
количеством
недочетов,
а
именно:
неграмотно
и
невыразительно
выполненное
движение,
слабая техническая подготоtвка, неумение
анализировать свое исполнение, незнание
методики исполнения изученных движений
и т.д.
2«неудовлетворительно»
комплекс
недостатков,
являющийся
следствием
нерегулярных
занятий,
невыполнение программы
учебного предмета;
«зачет» без отметки
отражает достаточный уровень подготовки
и
исполнения на данном этапе обучения.
В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с
учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой
«+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных учащимися знаний, умений и навыков.
Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
При организации и проведении занятий по предмету «Ритмика и танец» необходимо
придерживаться следующих принципов:
- принципа сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего,
воспитание
осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к
решению поставленных задач;
- принцип наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса
средств и приемов: личная демонстрация приемов, видео и фотоматериалы, словесное
описание нового приема и т.д.;
- принцип доступности, который требует, чтобы перед учеником ставились посильные
задачи.
В противном случае у обучающихся снижается интерес к знаниям. От преподавателя
требуется постоянное и тщательное изучение способностей учеников, их возможностей в
освоении конкретных элементов, оказание помощи в преодолении трудностей.
-
принцип
систематичности,
который
предусматривает
разучивание
элементов,
регулярное совершенствование техники элементов и освоение новых элементов для
расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе
обучения с целью сохранения работоспособности и активности учеников.
Процесс обучения музыкально - ритмическим движениям
включает три этапа.
На первом этапе ставятся задачи:
- ознакомления детей с новым упражнением, пляской, хороводом или
игрой;
- создания целостного впечатления о музыке и движении;
- разучивания движения.
Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми
музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-
ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. Показ должен
быть точным, эмоциональным и целостным.
На втором этапе задачи расширяются, продолжается:
- углубленное разучивание музыкально-ритмического движения;
- уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального
произведения.
Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий,
своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей.
Задача третьего этапа заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и
движении, поощряя детей самостоятельно выполнять, разученные движения.
Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения
нацелена на работу над его качеством. Преподаватель, напоминая последовательность,
используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для
эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений.
Список методической литературы
1 Бриске И.Э. Ритмика и танец. Челябинск, 1993г.
2 Барышникова Т. Азбука хореографии. Внимание: дети. Москва 2000г.
3.Бекина С.И., Ломова, Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Упражнения, игры,
пляски для детей 6-7 лет. Часть I и II. М., 1981
4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб 2000
5. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. М.: Издательство «Гном и Д», 2004
6. Ерохина О.В Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. Ростов -на -Дону «Феникс»
2003г.
7. Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Москва, 2007.
8. Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец. М., 2007
9. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы.
Выпуск I. Издательство «Музыка». М., 1972
10. Ю.Конорова Е.В. Занятия по ритмике в III и IV классах музыкальной школы. Выпуск
И. Издательство «Музыка». М., 1973
11. Конорова Е.В. Танец и ритмика. М., Музгиз, 1960
12.Конорова
Е.В.
Методическое
пособие
по
ритмике.
Занятия
по
ритмике
в
подготовительных классах. Выпуск I. М., Музгиз, 1963, 1972, 1979
13. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей.
Учебно-методическое пособие для педагогов. М., 2000.
14.Н.Климов А. Основы русского народного танца. М., Издательство «Московского
государственного института культуры», 1994
15. ЛифицИ., Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М., 1987
16. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
Ярославль 2004г.
17.ПустовойтоваМ.Б.
Ритмика
для
детей.
Учебно-методическое
пособие.
М.,
Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008
18. Бахтова С.М. Программы для хореографических школ искусств. М., 1972
19. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., Просвещение, 1972
20. Роот З.Я. Танцы с нотами для детского сада. Москва 2007г.
21. Ткаченко Т.С. Народные танцы. М., 1975
22. Фринио Г.С. Ритмика в детской музыкальной школе, М., 1997
23. Фринио Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М., 1989
24. Школа танца для юных. СПб, 2003
25. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. Москва Издательский дом «Дрофа», 1998г.