Автор: Евгения Дмитриевна Нугаманова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №52
Населённый пункт: Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей:
«Роль семьи в воспитании
патриотических чувств»
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.
С.Михалков
Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не
менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как
никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но
вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех
высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные
основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам
общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических
чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых,
высоконравственных детей.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное
восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть
определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его
культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать
богатства своей страны.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он
изумляется и что вызывает отклик в его душе...И хотя многие впечатления еще не осознаны им
глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении
личности патриота.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью
души ребенка, началом, порождающим личность.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в
особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек
и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)
необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к
Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили
потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.
Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому
другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он
прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое
воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но
условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени
для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач,
работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и
печали, заботы и традиции, свой быт.
В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней
складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако
для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более
тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом,
тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с
детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с
родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают
трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка
представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении
его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком
способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из
ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем
формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости,
прилежания, скромности, честности).
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что
семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны
взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Рекомендации для родителей.
- Побеседуйте с ребенком о вашей семье; дайте характеристику каждого члена семьи в
отдельности, покажите заботливое уважительное отношение между всеми членами семьи.
Рассмотрите семейные фотографии; вместе с ребенком составьте «Герб семьи», «Генеалогическое
дерево». С самых ранних лет необходимо научить малыша уважать и беречь семейные традиции,
знать свою родословную, почитать старшее поколение. Ведь семейный очаг, соединение
родственных душ под одной крышей – начальное звено соборного воспитания.
- Знакомьте ребенка с «малой родиной» - близлежащей улицей, микрорайоном, родным
городом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, символами. Возвращаясь с
ребенком из детского сада, предложите ему игру «Кто больше заметит интересного?», «Что нового
появилось на нашей улице?», «Как горожане украшают свой район к празднику?». Помогите
ребенку
увидеть
то,
что
в
воспитательном
отношении
наиболее
важно:
труд
людей,
преобразование облика города, района. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего
понравилось на прогулке.
- В выходные дни организуйте с детьми целевые прогулки, экскурсии к памятным местам,
мемориалам, Доске почета в честь героев Великой Отечественной войны, Отечественной войны
1812 года; обязательно посмотрите военный парад и праздничный салют. Ребенка к предстоящей
экскурсии следует соответственно подготовить, продумать, что и как рассказать о том или ином
объекте, напомнить и своим примером показать, что мальчикам необходимо снимать головные
уборы у обелисков; дать возможность возложить к памятникам цветы.
- Необходимо показать детям хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военных лет.
Ребенок должен гордиться тем, что в их семье близкий ему человек был участником Великой
исторической битвы, благодаря которой страна отстояла свою независимость, дала ему,
маленькому гражданину, право на счастливое детство. В День Победы желательно пойти с
ребенком на площадь, где встречаются ветераны, понаблюдать за встречей. Обратить внимание на
радостные лица ветеранов, их светлые слезы, послушать, как они вспоминают дни войны.
Подарите кому-нибудь из ветеранов цветы, поговорите с ним, дайте возможность и ребенку задать
вопрос. Хорошо, если ребенок в семье услышит песни военных лет.
-
Приобщайте
ребенка
к
истокам
русской
народной
культуры.
Знакомьте
с
художественной литературой по фольклору – сказками, былинами, преданиями; посетите
выставки народного декоративно-прикладного искусства. Вместе с ребенком попробуйте
смастерить куклу или оберег, расписать матрешку. Изготовление подобных поделок воспитывает
терпение, сообразительность, развивает творческое мышление, умение видеть возможности
творческого преобразования предметов. Это превосходная школа как патриотического, так и
эстетического воспитания.
- Заботьтесь о духовно-нравственном воспитании малыша; посетите православный храм,
побеседуйте о православии, об истоках русской святости. Рассмотрите подборку иллюстраций с
изображением храмов и их архитектурных особенностей, русских икон; почитайте ребенку
детскую Библию. Дайте первоначальные знания о важных православных праздниках: Рождество,
Масленица, Пасха, Троица.
- Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу стране, людям
приносит ваш труд. Если это возможно, покажите конкретные результаты труда. Расскажите, что
вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она требует: ответственности,
внимания, умения контактировать с другими людьми и др.; что было бы, если бы вы работали
плохо.
- Внимательно относитесь к вопросам детей, показывайте и объясняйте события и факты,
поощряйте любознательность, развивайте способность наблюдать и анализировать явления.
Читайте малышам хорошие умные книги, посещайте библиотеки, выставки, музеи, участвуйте в
спортивных соревнованиях, творческих конкурсах. Будьте сами активны и неравнодушны! И
результаты не заставят себя долго ждать.