Напоминание

Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников


Автор: Евгения Дмитриевна Нугаманова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №52
Населённый пункт: Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей:

«Роль семьи в воспитании

патриотических чувств»

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.

С.Михалков

Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не

менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как

никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но

вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех

высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные

основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам

общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических

чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых,

высоконравственных детей.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное

восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть

определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его

культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать

богатства своей страны.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он

изумляется и что вызывает отклик в его душе...И хотя многие впечатления еще не осознаны им

глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении

личности патриота.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью

души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в

особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек

и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)

необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к

Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили

потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.

Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому

другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он

прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое

воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но

условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени

для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач,

работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и

печали, заботы и традиции, свой быт.

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней

складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако

для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более

тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом,

тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с

детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с

родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают

трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка

представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении

его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком

способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из

ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем

формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости,

прилежания, скромности, честности).

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что

семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны

взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Рекомендации для родителей.

- Побеседуйте с ребенком о вашей семье; дайте характеристику каждого члена семьи в

отдельности, покажите заботливое уважительное отношение между всеми членами семьи.

Рассмотрите семейные фотографии; вместе с ребенком составьте «Герб семьи», «Генеалогическое

дерево». С самых ранних лет необходимо научить малыша уважать и беречь семейные традиции,

знать свою родословную, почитать старшее поколение. Ведь семейный очаг, соединение

родственных душ под одной крышей – начальное звено соборного воспитания.

- Знакомьте ребенка с «малой родиной» - близлежащей улицей, микрорайоном, родным

городом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, символами. Возвращаясь с

ребенком из детского сада, предложите ему игру «Кто больше заметит интересного?», «Что нового

появилось на нашей улице?», «Как горожане украшают свой район к празднику?». Помогите

ребенку

увидеть

то,

что

в

воспитательном

отношении

наиболее

важно:

труд

людей,

преобразование облика города, района. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего

понравилось на прогулке.

- В выходные дни организуйте с детьми целевые прогулки, экскурсии к памятным местам,

мемориалам, Доске почета в честь героев Великой Отечественной войны, Отечественной войны

1812 года; обязательно посмотрите военный парад и праздничный салют. Ребенка к предстоящей

экскурсии следует соответственно подготовить, продумать, что и как рассказать о том или ином

объекте, напомнить и своим примером показать, что мальчикам необходимо снимать головные

уборы у обелисков; дать возможность возложить к памятникам цветы.

- Необходимо показать детям хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военных лет.

Ребенок должен гордиться тем, что в их семье близкий ему человек был участником Великой

исторической битвы, благодаря которой страна отстояла свою независимость, дала ему,

маленькому гражданину, право на счастливое детство. В День Победы желательно пойти с

ребенком на площадь, где встречаются ветераны, понаблюдать за встречей. Обратить внимание на

радостные лица ветеранов, их светлые слезы, послушать, как они вспоминают дни войны.

Подарите кому-нибудь из ветеранов цветы, поговорите с ним, дайте возможность и ребенку задать

вопрос. Хорошо, если ребенок в семье услышит песни военных лет.

-

Приобщайте

ребенка

к

истокам

русской

народной

культуры.

Знакомьте

с

художественной литературой по фольклору – сказками, былинами, преданиями; посетите

выставки народного декоративно-прикладного искусства. Вместе с ребенком попробуйте

смастерить куклу или оберег, расписать матрешку. Изготовление подобных поделок воспитывает

терпение, сообразительность, развивает творческое мышление, умение видеть возможности

творческого преобразования предметов. Это превосходная школа как патриотического, так и

эстетического воспитания.

- Заботьтесь о духовно-нравственном воспитании малыша; посетите православный храм,

побеседуйте о православии, об истоках русской святости. Рассмотрите подборку иллюстраций с

изображением храмов и их архитектурных особенностей, русских икон; почитайте ребенку

детскую Библию. Дайте первоначальные знания о важных православных праздниках: Рождество,

Масленица, Пасха, Троица.

- Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу стране, людям

приносит ваш труд. Если это возможно, покажите конкретные результаты труда. Расскажите, что

вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она требует: ответственности,

внимания, умения контактировать с другими людьми и др.; что было бы, если бы вы работали

плохо.

- Внимательно относитесь к вопросам детей, показывайте и объясняйте события и факты,

поощряйте любознательность, развивайте способность наблюдать и анализировать явления.

Читайте малышам хорошие умные книги, посещайте библиотеки, выставки, музеи, участвуйте в

спортивных соревнованиях, творческих конкурсах. Будьте сами активны и неравнодушны! И

результаты не заставят себя долго ждать.



В раздел образования