Автор: Шкарина Наталья Аркадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №364"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Театр для всех!"
Раздел: дошкольное образование
Согласовано Утверждаю
Зам. Зав по ВМР Заведующий МАДОУ «Детский сад №364»
_____________Старкова Л.П. _______________Минькова Т.А.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №364» города Перми
Педагогический проект «ТЕАТР ДЛЯ ВСЕХ!»
для детей старшего дошкольного возраста и родителей
Автор проекта: музыкальный руководитель Шкарина Н.А.
«Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа…»
Вид проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Тип проекта: творческий, игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май 2017 – 2018г)
Актуальность проекта:
Театрализованная деятельность является универсальным видом деятельности. С ее помощью дети знакомятся с
окружающим миром через образы, краски, звуки. Решая проблемные ситуации, возникающие в процессе работы, дети
учатся анализировать и делать выводы. В процессе театрализации, будь то кукольный театр или сказка - драматизация,
активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, ее интонационный строй, проявляется
творчество ребенка, накапливается опыт публичных выступлений. Театрализованная деятельность способствует
гармоничному развитию дошкольников. Их жизнь в детском саду становится интереснее, содержательнее, наполненной
яркими впечатлениями, радостью творчества.
Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому
велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии
его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Проживая и
переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и
стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную действительность.
Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению
импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную
ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться,
пока не будет найдено верное решение.
Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время
от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию
выполняет в детском саду театр.
Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми развивают психические функции личности ребенка,
художественные способности, общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию,
творчеству в любой области.
Актуальность проблемы:
- Низкая творческая активность детей, стеснительность;
- Поверхностные знания детей о разных видах театра;
- Недостаточное внимание родителей к деятельности детей в детском саду;
- Наличие проблем со звукопроизношением;
Гипотеза: занимаясь с детьми и их родителями театром, нужно поставить перед собой цель – сделать жизнь
воспитанников и их родителей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными
делами, радостью творчества, чтобы навыки, полученные в совместных театрализованных играх и постановках, дети
могли использовать в повседневной жизни.
Цель проекта:
Формирование художественно - эстетического вкуса, развитие творческих способностей, интеллекта, эмоциональной
сферы средствами совместной с родителями театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
1.
Пробудить интерес детей и родителей к театрализованной деятельности;
2.
Формировать у детей и родителей первичные навыки в области театрального искусств (использование мимики,
жестов, голоса);
3.
Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение;
4.
Развивать артистические способности детей и их родителей;
5.
Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы;
6.
Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых;
7.
Заинтересовать родителей в изготовлении разных видов театра и познакомить со способами обыгрывания,
создание «Театральной мастерской»
Ожидаемый результат:
будут
созданы
необходимые
условия
для
развития
театральной деятельности детей, обогатится театральный
уголок в группе (силами родителей и «Театральной мастерской»);
обогатится театральный опыт детей и родителей, расширится их кругозор;
у детей повысится интерес к театрализованной игре, обогатится их содержание и диапазон сюжетов и ролей;
у детей сформируются представление о правилах поведения в театре;
у родителей сформируются представления о театрализованной игре детей как об одном из наиболее важном виде
деятельности в дошкольном возрасте;
родители будут вовлечены в единое пространство «семья - детский сад»;
повысится культурный уровень дошкольников и их родителей;
показ
театрализованных
постановок
«Спешите
делать
добро»
и
«Подушка
для
солнышка»
совместно
с
родителями.
Формы работы с детьми и родителями:
- организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
- организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
- изготовление элементов костюмов, декораций к постановкам;
- совместное изготовление игрушек и пособий для постановки сказок, помощь воспитателям в организации предметно-
развивающей среды;
- создание «Театральной мастерской»
- открытые показы занятий и театральных представлений.
- консультирование родителей.
План реализации:
Первый этап – накопительный
Определение проблемы, целей и задач. Беседы с детьми и родителями.
Изучение литературы, подбор материала, нахождение и установление
эффективных связей с родителями.
Консультация для родителей «Зачем нужен театр детям – дошкольникам?»
Опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?»
Наглядная информация для родителей: «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театр как средство развития и
воспитания детей дошкольного возраста».
Анкетирование «Посещаете ли вы с ребёнком театр?»
Разработка проекта в группе: «Театр для всех»
Индивидуальные беседы с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их
способностей и возможностей в организации процесса.
Второй этап – творческий
- составление перспективного плана театрализованной деятельности детей и родителей с учетом возрастных
особенностей детей;
-организация детско – родительской театральной труппы «Сказка»;
- для решения поставленных задач используются разные формы работы:
1. различные виды НОД по театрализованной деятельности.
2. беседы – диалоги
4. индивидуальные творческие задания
5. сочинение сказок для постановки
6. пальчиковые игры и игры с палочками
7. имитационные упражнения
8. сказки - шумелки (звуковое оформление литературных произведений)
9. игры – драматизации, этюды, упражнения
10. ИКТ
11. музыкально – театрализованные постановки: музыкальная постановка «Спешите делать добро», музыкальная сказка
«Подушка для солнышка»
- деятельность «Театральной мастерской»
- привлечение к активному участию детей и родителей в мероприятиях по театральной деятельности в детском саду.
Третий этап – заключительный
Итоговый
показ
музыкальных
представлений
«Спешите
делать
добро»
и
«Подушка
для
солнышка»
для
детей
и
родителей детского сада.
Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы.
Подведение итогов совместной работы родители – дети - педагоги. Проведение фестиваля семейных театров и создание
совместного фотоальбома, где у каждого ребенка есть своя страничка.
Ожидаемый результат:
1. Участие в проекте 70% семей группы;
2. Знакомство родителей и детей с театральной деятельностью в детском саду;
3. Приобретение и изготовление своими руками разных видов театра для дальнейшего использования;
4. Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие
показатели «актёрского мастерства»;
5. Развитие эмоционального фона и речи дошкольников.
6. Фотоотчёт «Театр для всех!»
Содержание работы:
1.
Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности
2.
Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этого
игровые, песенные и танцевальные импровизации.
3.
Расширять представления детей об окружающей действительности. Уточнить представления о предметах,
игрушках, декорациях, окружающих их. Уметь определять существенные признаки предмета. Совершенствовать
умение детей ориентироваться в зале, в помещении детского сада.
4.
Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные,
глаголы, наречия, предлоги. Закреплять правильное произношение всех звуков. Совершенствовать интонационную
выразительность речи. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок.
Развивать диалогическую и монологическую речь. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать
сказки, рассказы без помощи воспитателя. Поддерживать попытки детей самостоятельно составлять небольшие
рассказы, используя кукол-марионеток.
5.
Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного
сочинения индивидуально и коллективно, используя марионеток и кукол с «живой рукой». Стимулировать желание
искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой,
жестом, выразительной интонацией.
6.
Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
7.
Продолжать воспитывать гуманные чувства детей, развивать стремление быть отзывчивым к взрослым и детям,
проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае их неудачи,
стремиться прийти на помощь в трудную минуту. Приучать правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей,
а также действия персонажей кукольных и драматических спектаклей.
8.
Побуждать детей использовать импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа
персонажа драматического спектакля. Подводить детей к коллективному сочинению детской оперы на стихотворный
текст.
9.
Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях, стремление пластикой своего
тела создать яркий, запоминающийся образ.
10.
Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков, включая их в игровые импровизации.
11.
Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
12.
Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки,
приобретённые на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Учебно – тематический план
№
п/п
Месяц
Приветст
вие
Вводная часть.
Театрализованные игры.
Продуктивная
часть.
Спектакли.
Релаксация.
Коммуникатив
ные игры и
танцы.
1.
Сентябрь
4занятия
В кругу:
«Здравству
й солнце
золотое!»
1. Импровизация «Изменю себе, друзья,
догадайся, кто же я?
- изобразить образы животных с
использованием музыкального
сопровождения;
- узнать по движениям и повадкам, что это за
животное.
2.Пластические
этюды
«Кот
крадётся»,
«
Весёлая Лягушка»
- развивать пластичность движений, передавая
заданный образ
3.Пальчиковая
гимнастика:
«Изобрази
надутый шарик», «Щука виляет хвостом»
- формирование умения жестикуляции.
Чтение сказки
«Спешите делать
добро»
Распределение ролей.
Разучивание
музыкальных
(песенных) номеров
и текста сказки.
Коммуникативн
ая игра «Давай,
коза
попрыгаем!»
Релаксация.
4. Отгадывание
загадок
о
д ом а ш н и х
животных
с
использованием пальчикового
театра.
Театральная
мастерская
Изготовление
пальчикового
театра
2.
Октябрь
4занятия
В паре:
«Вот тебе
моя
ладошка!»
1.Творческая игра «Пойми меня!»
- мимикой, пантомимикой передать действие;
- развивать выразительные средства подачи
образа.
2. Упражнения на интонационную
выразительность: «Волк рассердился»
«Грустный Ослик», «Петух проснулся».
- совершенствовать умение озвучивать
игровую ситуацию
3. Игра с палочками «Палочки в руки с тобой
мы возьмём»
- развивать быстроту, ловкость
4. Проговаривание чистоговорок (звук С)
- развивать дикцию
Правильно
ориентироваться в
зале во время
спектакля, не
поворачиваться
спиной к зрителям.
Разучивание
танцевальных
номеров сказки.
Коммуникативн
ый танец
«Вперёд шага»
Релаксация
3.
Ноябрь
4занятия
В
свободном
построени
и:
«Где же
наши
мальчики?
»
1. Музыкальная игра «Вот как я умею!»
- совершенствовать координацию движений
2. Проговаривание чистоговорок ( звук «Ш»)
- работать над соблюдением единства и
адекватности речи (дикции)
3. Игра с пальчиками «Тётя Разыгра»
- формирование умения жестикуляции.
4 . Уп р а ж н е н и е
н а
и н т о н а ц и о н н у ю
выразительность,
«Весёлый
Колобок
поёт»,
Разучивание
движений
персонажей 2плана.
Соединение
песенных и
танцевальных
номеров.
Танец «Мы
ногами топ,
топ»
Релаксация.
«Баба Яга»
-
формировать
умения
петь
с
разной
интонацией, в разных характерах
Театральная
мастерская
Изготовление
конусного
театра.
4.
Декабрь
2занятия
В кругу:
«Мы по
кругу
пойдём и
дружочка
найдём!»
1.
Упражнение
на
воображение: «Ракета»,
«Крокодил», «Разбойник»
- развитие творческого воображения
2. Артикуляционная гимнастика: «Дедушкин
подарок», «Невоспитанный мальчик»
-
работать
над
соблюдением
единства
и
адекватности
речи,
мимики,
пантомимики,
жестов
Показ музыкальной
постановки
«Спешите делать
добро»
Вручение
благодарственн
ых писем и
сладких призов.
5.
Январь
2занятия
В паре:
«Это я, а
это ты!»
1. Пластические этюды «Хитрая лиса»,
«Испуганный зайка»
- развивать пластичность движений, передавая
образ
2. Упражнение на интонационную
выразительность «Что ты хочешь, кошечка?»
-
формировать
умения
петь
с
разной
интонацией, в разных характерах, передавая
образ пантамимой
Чтение сказки
«Подушка для
солнышка»
Распределение ролей.
Разучивание
музыкальных
(песенных) номеров
и текста сказки
Театральная
мастерская
Коммуникативн
ый
танец «У
жирафа»
Релаксация.
Изготовление
театра на
фланелеграфе
6.
Февраль
4занятия
В кругу:
«Здравству
йте,
глазки!»
1. Артикуляционная гимнастика: «Слоники»,
«Жадный медвежонок»
- работать над соблюдением единства и
адекватности речи, мимики, пантомимики,
жестов
2. Игра с пальчиками «Бежали по дорожке»
- формирование умения жестикуляции.
3. Голосовая импровизация «Покажи голосом»
- формировать умение петь в разных
голосовых регистрах
4. Отгадывание загадок о диких животных с
использованием пальчикового театра.
Правильно
ориентироваться в
зале во время
спектакля, не
поворачиваться
спиной к зрителям.
Разучивание
танцевальных
номеров сказки.
Музыкальная
игра «Прогулка
в зоосад»
Релаксация
7.
Март
4занятия
В
свободном
построени
и:
«Здравству
й солнце
золотое!
1.Пластические этюды «Штангист»,
«Рыболов»
- развивать пластичность движений, передавая
заданный образ.
2. Проговаривание поговорок «Ехал Грека
через реку» в разных темпах
- работа над дикцией
3. Игры с палочками «Строим дом»
- формировать умение - жестикулируя
палочками, проговаривать текст игры.
4.Пластический этюд «Зеркало»
- уметь повторять движения, точно подражая
человеку, стоящему перед зеркалом.
Разучивание
движений
персонажей 2плана.
Соединение
песенных и
танцевальных
номеров.
Театральная
мастерская
Коммуникативн
ый танец
«Пяточка –
носочек»
Релаксация.
Изготовление
театра масок.
8.
Апрель
В кругу:
1. Упражнение на интонационную
Показ музыкальной
Вручение
4занятия
«Мой
любимый
друг,
встань
скорее в
круг!»
выразительность «Милый Яков»
- формировать умения петь с разной
интонацией, в разных характерах, передавая
образ пантамимой
2. Пластические этюды «Солнечные лучики»,
«Колючий ёжик»»
- развивать пластичность движений, передавая
образ
3. Артикуляционная гимнастика: «Дедушкин
подарок», «Невоспитанный мальчик»
-
работать
над
соблюдением
единства
и
адекватности
речи,
мимики,
пантомимики,
жестов
4.Загадки о весне.
постановки
«Подушка для
солнышка»
сладких призов
9.
Май
2занятия
По
желанию
детей
1 . Упражнение на воображение: «Птички»,
«Жираф»
- развитие творческого воображения
2.
Артикуляционная
гимнастика:
считалка
«Шла машина тёмным лесом», «Что в горбу?»
-
работать
над
соблюдением
единства
и
адекватности
речи,
мимики,
пантомимики,
жестов
Театральный
фестиваль
домашних
постановок.
Выставка работ
«Театральной
мастерской»
Вручение
благодарственн
ых писем.
Фотоотчёт
Список литературы:
1. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и
педагогов» - М .:АСТ:Астрель.2007.-58с.
2. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» : Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. –
М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
3. Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и
допол. – СПб., 2002. – 114 с.
4. Власенко О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.-411с.
5. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. практическое пособие
для психологов, воспитателей, педагогов». - М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2006.-64с.
6. Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ Сфера, 2007.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.:
Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
8. Программа Н.Ф Сорокиной «Театр – творчество – дети»
9. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.