Автор: Ткаченко Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4"
Населённый пункт: Нижегородская область, Балахнинский р-н, р. п. Большое Козино
Наименование материала: Перспективный план работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении.
Тема: "Работа с детьми средней группы по ПДД."
Раздел: дошкольное образование
Перспективный план работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в
дорожном движении.
Возрастная группа: средняя
Пояснительная записка.
Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет и число дорожно-транспортных происшествий.
Ежегодно на дорогах гибнет много людей, в том числе и дети. А ведь самое ценное – это здоровье и жизнь ребенка.
Поэтому в нашей группе большое внимание уделяется вопросу безопасности детей на улицах и дорогах нашего поселка
и города. Для достижения наибольшего эффекта работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
ведется в трех направлениях: работа с детьми, педагогами, родителями.
Обучая воспитанников правилам дорожного движения, педагоги используют все доступные формы и методы работы.
Это – беседы, обсуждение ситуации, возникшей на дороге, наблюдения, чтение художественных произведений,
просмотр мультфильмов и презентаций по правилам дорожного движения, настольные и дидактические игры.
Педагоги стремятся к тому, чтобы из каждой беседы, с каждого игрового занятия дошкольники обязательно выносили
определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно поможет сохранить жизнь
и здоровье. Кроме этого, полученные знания закрепляются детьми в играх, викторинах, развлечениях, соревнованиях.
В средней группе дети вместе с педагогами уточняют свои знания о назначении светофора, расширяют представления
об улице, проезжей части, знакомятся с понятиями «переход», «перекресток», получают элементарные знания о
правилах безопасного поведения, закрепляют знания о видах городского транспорта. У детей формируются навыки
культурного поведения пассажиров. При этом педагоги средней группы используют:
- Рассказ «Улица, на которой расположен детский сад»;
- Чтение произведений С. Михалкова «Моя улица», «Светофор»;
- Рассматривание фотографий «Улицы нашего города»;
- Дидактическую игра «Транспорт»;
- Рисование «Светофорчик», «Грузовой автомобиль»;
- Беседа «Будем вежливы»;
- Просмотр тематических мультфильмов и презентаций: «Торопыжка на улице», «Уроки тетушки Совы»
- Игры в уголке по правилам дорожного движения;
- Развлечение «Внимательный пешеход».
- Оформление уголка по правилам дорожного движения;
Многим родителям, к сожалению, свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах
ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но это неправильно! Ведь у детей основные привычки формируются в
раннем возрасте. В том числе и манера поведения. Поэтому перед педагогами стоит задача - донести информацию по
ПДД не только до детей, но и до их родителей. С этой целью в группе организуются консультации для родителей «Знайте
правила движенья как таблицу умножения», «Как переходить улицу», «Ребенок и дорога», оформляются папки-
передвижки «Будьте внимательны на улице», «Выполняем правила дорожного движения», «Внимание – дети!».
«Безопасность наших детей». Во время проведения спортивных досугов по правилам дорожного движения привлекаем
родителей к активному участию в их организации и проведении. Они становятся участниками соревнований наравне с
детьми.
Подобная форма организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма помогает
ребенку лучше адаптироваться к окружающему миру и усвоить правила безопасного поведения в нем.
Цель: сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных
ситуациях
Задачи:
1. развивать мыслительную деятельность детей
2. формировать культуру поведения в условиях дорожного движения
3. стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе
дорожного движения
4. формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения
5. научить детей правильно и безопасно вести себе на улицах и дорогах города
6. воспитывать культуру поведения в транспорте, на улицах поселка и города.
Ребенок должен знать правила дорожного движения:
- переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
- не играть на дороге или около проезжей части;
- переходить улицу только по пешеходному переходу;
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
- знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Ребенок должен уметь:
- с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
- различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
- называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется
данный знак;
- отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
Ребенок должен иметь представление:
- о работе милиционера – регулировщика;
- о работе водителя;
- о том, как водители заботятся об автомобиле;
- об автозаправочной станции, станции техобслуживания
Список методов обучения:
1. Иллюстративно-наглядный материал.
2. Целевые прогулки.
3. Презентации
4. Игры на «макетах улиц».
5. Настольно-печатные игры.
6. Сюжетно-ролевые игры.
7. Детская художественная литература.
Методическое обеспечение
1. Авдеева Н. Н., Стёркина Р. Б. «Безопасность». «Детство – Пресс», 2004.
2. Извекова Н. А, Медведева А. Ф. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009.
3. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М: «Просвещение», 1989.
4.Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. – М: ООО «ТЦ Сфера», 2009.
5. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения. – «Издательство Скрипторий 2003».
Сентябрь «Знакомство с улицей»
Беседа «Знакомство с
улицей»
Дополнить представления
Сюжетно-ролевая игра
«Пешеход».
Чтение.
С. Михалков «Моя улица»
Рассматривание
Анкета для
родителей
«Я и мой ребенок на
улицах города».
детей об улице новыми
сведениями: дома на ней
имеют разное назначение:
в одних живут люди, в
других находятся
учреждения - магазины,
школа, почта. Машины
движутся по проезжей
части улицы. Закрепить у
детей знания о тротуаре,
проезжей части дороги.
Расширять представления
детей о правилах
поведения на улице.
иллюстраций в альбоме
«Улицы нашего города»
Экскурсия по ближайшей
улице поселка. - Уточнить
представления детей об
улице, дороге, тротуаре, о
грузовых и легковых
автомобилях.
П/И: «Автомобили».
Совершенствовать умение
детей ориентироваться в
пространстве;
способствовать
формированию
координации движения и
реакции на сигнал.
Продуктивная
деятельность.
Строительные игры:
«Построй улицу», «Собери
машину».
Д/ И: «Правила
поведения».
Закрепить с детьми
правила безопасного
поведения на улице.
Сюжетно-ролевая игра
«Пешеход».
Рисование «Улицы нашего
поселка»
Памятка для
родителей «Законы
улицы»
Обсудить различные
опасные ситуации, которые
могут возникнуть во время
игр во дворе, на улице.
Д/И: «Водители».
Способствовать развитию
у детей внимания,
мышления, умения
ориентироваться в
пространстве.
П/И: «Воробушки и
автомобиль».
Просмотр мультфильма
«Смешарики. Азбука
безопасности».
15 серия «Где кататься?»
16 серия «кто быстрее?»
Октябрь «Транспорт»
Занятие «Какие бывают
машины».
Формирование у детей
представлений о
легковом, грузовом,
пассажирском
транспорте;
способствовать развитию
умения по описанию
(загадке) узнавать
предметы; развивать
смекалку, быстроту
мышления и речевую
активность
П/И: «МЫ – пассажиры».
Чтение рассказа
Я. Пишумова «Машины»
Закрепить знания детей о
транспорте.
Консультация для
родителей «Правила
безопасности для детей
Наблюдение за
Сюжетно-ролевая игра
Продуктивная
проезжающим мимо
детского сада
транспортом.
«Шоферы»
деятельность
Рисование
«На чем люди ездят»
Просмотр презентации
«Виды транспорта».
Формирование
представление у детей о
пассажирском, грузовом,
легковом и
специализированном
транспорте.
П/И: «Автомобили».
Продуктивная
деятельность
Аппликация «Грузовик»
Д/И: «По дороге».
Закреплять знания детей
о различных видах
транспорта; тренировать
внимание, память.
Сюжетно-ролевая игра
«Шоферы»
Просмотр мультфильма
«Смешарики. Азбука
безопасности».
12 серия «Некультурные
автомобили».
Ноябрь «Светофор». «Перекресток».
Экскурсия к светофору.
Закрепить представление
детей о светофоре, его
назначении.
Совершенствовать
знания о видах
светофора.
П/И: «Правила дорожного
движения».
Чтение
А. Усачев «Дорожная
песня»
Выставка рисунков на
тему «Транспорт и
пассажир»
Развлечение «Наш
Сюжетно-ролевая игра
Продуктивная
Папка-передвижка
веселый светофор».
Закрепить знания детей о
работе светофора;
закрепить знания
перехода улицы по
сигналам светофора
«Пешеходы и водители»
деятельность.
Изготовление из
бросового материала
(коробки, втулки от т.
бумаги) макета
светофора
«Влияние поведения
родителей на
безопасность детей на
дороге, в транспорте.
Д/И: «Найди такого же
цвета, как сигнал
светофора.
Закрепить знания детей о
светофоре и транспорте.
«П/И: «Огни светофора».
Игры на транспортной
площадке «Мы
переходим улицу».
Настольные игра
«Правила дорожного
движения».
Беседа «Перекресток и
полосатая «зебра».
Дать детям
представление о
перекрестке, о
безопасном поведении на
нем. Закрепить правила
поведения на улице.
Сюжетно-ролевая игра
«Пешеходы и водители»
Просмотр мультфильма
«Смешарики. Азбука
безопасности»
1 серия «Светофор».
4 серия «Гармония
светофора».
6 серия «Пляшущие
человечки»
Декабрь. «Торопыжка, не спеши». «Пешеход».
Беседа «Где и как
переходить улицу».
Сюжетно-ролевая игра
«Ты сегодня пешеход».
Словесная игра «Найди
правильное решение».
Консультация для
родителей
Познакомить детей с
правилами передвижения
пешеходов по улице.
Активизировать в речи
детей слова: пешеход,
наземный и подземный
переход, проезжая часть,
тротуар. Вырабатывать
привычку соблюдать
правила безопасного
движения в
установленных местах и
правила безопасного
перехода проезжей части.
Продолжать работу по
формированию знаний о
поведении пешеходов на
дороге.
«Как научить ребенка
соблюдать правила
дорожного движения».
Д/И: «Правильно ли
поступил Незнайка?»
Закрепление у детей
знаний о правильном
переходе проезжей
части».
П/И: «Перекресток».
«Найди жезл».
Чтение
В. Головко «Правила
движения».
Просмотр презентации
«Дорожная азбука».
Закрепить знания детей о
безопасном поведении на
дороге и тротуаре.
Сюжетно-ролевая игра
«Ты сегодня пешеход».
Лепка
«Веселые светофоры».
Экскурсия «Пешеходный
переход».
Формировать у детей
представление о
пешеходном переходе и
соответствующем
дорожном знаке; как
правильно переходить
дорогу.
П/И: «Огни светофора»
«Такси»
Просмотр мультфильма
«Пешеходный переход»
Помощь родителей в
изготовление атрибутов
для сюжетно-ролевых и
подвижных игр.
Январь «Пассажиры»
Беседа «Кто такие
пассажиры?»
Прививать детям правила
пользования
общественным
транспортом: где
ожидают транспортное
средство, как вести себя
при посадке, во время
движения и при выходе.
Сюжетно-ролевая игра
«Автобус»
Формирование навыков
правильного и
безопасного поведения в
общественном
транспорте.
Чтение
С. Михалков «Скверная
история.
Предложить родителям
совместно с детьми
изготовить дорожные
знаки (пополнить уголок
ПДД новыми дорожными
знаками)
Режиссерская игра
«Мы едем, едем,
едем…».
П/И: «Островок
безопасности»
Разгадывание загадок о
правилах дорожного
движения
Памятка для родителей.
«Правила перевозки
детей»
Познакомить детей с
«островком
безопасности» и его
назначением на дороге.
Формировать навыки
правильного поведения в
общественном
транспорте
Настольно-печатные игры
по ПДД.(по желанию
детей)
Д/И: «Все профессии
важны».
Расширять знания детей
о труде водителя
автобуса, кондуктора
Сюжетно-ролевая игра
«Автобус»
Рассматривание
иллюстраций с
изображением улиц,
различных видов
транспорта
Просмотр мультфильма
«Уроки Тетушки Совы»
Серия 2 «Проезжая
часть, тротуар,
перекресток».
П/И: «Такси».
Продуктивная
деятельность.
Раскрашивание машин в
раскрасках, рисование
машин по трафаретам.
Февраль. «Бульвар дорожных знаков.»
Беседа «Зачем нужны
дорожные знаки?»
Познакомить детей с
видами дорожных знаков:
запрещающие,
Игры на определение
расстояния до предмета
(далеко, близко, очень
далеко, очень близко).
2. Игры на определение
«Дорожные знаки знаешь
– загадку отгадаешь». –
чтение стихов о
дорожных знаках.
Консультация для
родителей
«Осторожно, гололед!»
«Правила движения
зимой».
информационно-
указательные,
предупреждающие,
предписывающие, с
назначением знаков
«Светофор», «Пешеход»,
«Осторожно: дети!»,
«Пешеходный переход»
изменения направления
перемещения людей и
транспорта: идёт
медленно, быстро,
поворачивает налево,
направо, идёт, бежит,
останавливается.
Дидактические игра.
«Угадай, какой знак?»
Цели: Формировать у
детей умение различать
дорожные знаки,
закреплять знания детей
о правилах дорожного
движения.
Сюжетно-ролевая игра
«Мы-водители»
Настольно-печатные игра
«Дорожные знаки»,
«Правила дорожного
движения».
Просмотр презентации
«Детям о правилах
дорожного движения».
Продолжать работу по
ознакомлению детей с
дорожными знаками и
правилами безопасного
движения на дороге.
П/И: «Цветные
автомобили»
Продуктивная
деятельность.
Рисование
«Дорожные знаки»
Д/И: ««Дорожное лото»
Закрепить у детей
Сюжетно-ролевая игра.
«ГАИ».
Продуктивная
деятельность.
знания о правилах
дорожного движения;
учить находить нужные
дорожные знаки в
зависимости от ситуации
на дороге; развивать
логическое мышление,
память, внимание,
наблюдательность.
Конструирование (Lego)
«Машины».
Март. «Дорожные ситуации».
Беседа
«Что будет, если…?»
Формировать у детей
умение устанавливать
простые причинно-
следственные связи и
отношения; закреплять
правила дорожного
движения,
способствовать развитию
логического мышления.
Сюжетно-ролевая игра
«Уличное движение».
Чтение
И. Гурина «Тротуар и
проезжая часть».
Анкетирование
родителей
«Грамотный пешеход».
Д/И: «Верно-неверно».
Закреплять у детей
знания о правилах
безопасного поведения
на улице, знаков
дорожного движения.
П/И: «Будь внимателен».
Продуктивная
деятельность.
Аппликация
(коллективный коллаж)
«Улица нашего поселка».
Презентация
«Дорога и транспорт».
Расширять
представления детей о
видах транспорта и
соблюдении правил
дорожного движения.
Сюжетно-ролевая игра
«Уличное движение».
Просмотр мультфильма
«Смешарики. Азбука
безопасности»
2 серия «Пешехожный
переход»,
7 серия «Мигающие
человечки».
Д/И: «Веселый жезл»
Цель: обобщить
представления детей о
правилах поведения
пешеходов на улице;
активизировать знания
детей.
П/И: «Сигналы
светофора».
Продуктивная
деятельность
Аппликация
«Светофор».
Апрель «Виды транспорта».
Презентация
Железнодорожный
транспорт».
Расширить
представление детей о
видах транспорта
(назначение
железнодорожного
транспорта -
Сюжетно-ролевая игра.
«Железная дорога».
Чтение.
А. Дорохов «Шлагбаум».
Памятка для родителей.
«Железная дорога – зона
повышенной опасности».
трамвай, электропоезд,
его особенностями, кто
ими управляет).
Беседа.
«Знаки, сопутствующие
железной дороге».
Познакомить детей со
знаками на железной
дороге, с понятиями
«железнодорожный
переезд», «шлагбаум»
П/И: «Поезд»
Продуктивная
деятельность.
Коллективная
аппликация «Паровозик
из Ромашково»
Занятие «Безопасность
на железной дороге».
Познакомить детей с
основными правилами
безопасного поведения
на железной дороге.
Сюжетно-ролевая игра.
«Железная дорога».
Просмотр мультфильма
«Паровозик из
Ромашково».
Май. «Хочу все знать!»
Викторина «Что, где,
когда».
Закрепить знания детей о
правилах поведения на
улице города и поселка.
Уточнить знания о том,
кто регулирует движение
Сюжетно-ролевая игра
«ГАИ»
Чтение стихов о
светофоре и дорожных
знаках.
А. Усачев «Футбольный
мяч».
Консультация
«Формирование у детей
навыков поведения на
улице»
транспорта на дороге.
Закрепить знание
дорожных знаков.
«Двухколесный
транспорт»
Цель: познакомить детей
с двухколесным
транспортом, с
правилами безопасного
передвижения, развивать
логическое мышление.
П/И: «Красный, желтый,
зеленый»
Закреплять знание
сигналов светофора,
развивать внимание и
быстроту реакции.
Продуктивная
деятельность.
Рисование «Машины на
улицах города»
Беседа «Мы на улице»
Закрепить умение
ориентироваться на
дороге, используя
правила дорожного
движения в различных
ситуациях
Сюжетно-ролевая игра
«ГАИ»
Развлечение
«Путешествие за
светофором»
Д/И: «Знай и выполняй
правила уличного
движения».
Закрепить с детьми
правила уличного
движения; повторить
значение светофора.
П/И: «Красный, желтый,
зеленый»
Продуктивная
деятельность.
Лепка
«Пластилиновый
транспорт»