Автор: Гульфия Вакиловна Байзулина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 "Брусничка"
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, НИЖНЕВАРТОВСК
Наименование материала: Статья
Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Художественно-эстетическое развитие дошкольников»
Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только
обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют
его поведение и поступки. Поэтому такое огромное значение имеет
воспитание
эстетической
восприимчивости
во
всестороннем
развитии
личности ребенка.
В связи с этим первая задача семьи, если дело идет об эстетическом
воспитании ребенка, - это развитие у него эстетической восприимчивости ко
всему
окружающему.
Это
вполне
доступная
задача.
Даже
самому
маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Он
тянется к яркой нарядной игрушке, ощущает удовольствие, слушая веселую
песенку. Как часто мы слышим от ребенка восторженные восклицания:
«Посмотри, какой красивый цветок! Смотри, какая бабочка!» Но мы, к
сожалению, не всегда обращаем на это внимание.
Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости
может быть развита, воспитана. Ребенок, способный любоваться цветком или
бабочкой, сумеет более бережно подойти к ним, будет стараться не
повредить им, не сломать их. Уже на основе этой первичной эстетической
восприимчивости у ребенка развиваются эстетические чувства и отношения,
которые являются необходимой предпосылкой формирования активного
гуманистического отношения к окружающему миру.
Самое страшное в человеке, в ребенке - это безразличие, равнодушие,
отсутствие интереса к явлениям и предметам.
Как же можно и должно воспитывать способность к эстетической
восприимчивости у ребенка в семье?
Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности,
умения видеть, рассматривать, отдать себе посильный отчет в увиденном.
Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребенка о
предметах,
способствуя
эстетической восприимчивости.
Обе стороны,
познавательная и эмоциональная, у ребенка находятся в тесной взаимосвязи.
Поэтому развитие у детей культуры видения, способности к наблюдению, к
внимательному любовному рассматриванию окружающих его предметов и
явлений является важнейшей стороной воспитательной работы в семье.
Одно из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании -
систематическое поощрение ребенка к наблюдениям, к посильному для него
осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов,
их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами.
Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки в город, в парк имеют
большое значение для ребенка, но вопросы эстетического воспитания детей
нередко при этом забываются. Правильно делает мама, когда во время
прогулки она говорит ребенку: «Посмотри, какое красивое сегодня небо.
голубое, с легкими, как бы танцующими, облаками. Обрати внимание на
листочки осины, осенью они совсем темно-красные; у березки золотистые, а
у клена особенно яркие, пестрые, одни желто-оранжевые, другие желто-
зеленые. И как красивы все эти оттенки вместе в осеннем лесу».
Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных
зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность праздничного
оформления города. Восприятие всего этого ребенком, эстетические чувства,
вызываемые окружающим, имеют большое значение в пробуждении и
укреплении любви ребенка к родной природе, к своему городу, к своей
стране.
Эстетическую
восприимчивость
у
ребенка
следует
развивать,
привлекая его внимание к мелким повседневным явлениям, к привычным
ему бытовым предметам. Так, например, сознание, что чашка, которой он
пользуется, красива по цвету и по узору, заставляет ребенка бережнее к ней
относиться. Это обязывает родителей внимательно выбирать вещи, которыми
ребенок пользуется в повседневной жизни, избегать вещей безвкусных по
форме и украшению.
Большое значение для воспитания способности ребенка эстетически
воспринимать окружающее имеет развитие у него активного выборочного
отношения к предметам и явлениям.
То, что он сам путем сравнения выбрал наиболее понравившуюся ему вещь
из нескольких аналогичных по содержанию и назначению вещей, заставляет
ребенка мотивировать свой выбор, находить для этого соответствующие
словесные объяснения, что способствует активизации его эстетического
отношению к окружающему.
Большое значение в развитии эстетической восприимчивости детей
имеет образное хорошо найденное слово взрослого. Оно помогает детям
понять,
какие качества,
свойства предмета могут
быть
отнесены
к
положительной его эстетической оценке, т. е. делают его красивыми.
Красиво то, что величественно и стройно, что строго, просто, что тщательно
и любовно выполнено, что правдиво, красочно, тонко и изящно по форме,
приятно по цветовым сочетаниям и т. д.
Большие
возможности
для
развития
художественно-эстетической
восприимчивости дают занятия по рисованию.
Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной
деятельности ребенка в семье. Не следует преувеличивать художественные
способности ребенка, говоря при нем, что это будущий художник, но и
нельзя относиться небрежно, как к ненужному баловству, к его творчеству.
Рисуя, ребенок не просто изображает те или другие предметы или
явления, но и выражает посильными ему средствами свое отношение к
изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой
того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль имеют чувства
ребенка, в том числе и эстетические.
Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства выражения,
овладевая карандашом и красками. Рисуют дети с увлечением, и кажется, что
всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со
стороны взрослых маленьким «художникам» не требуется. Это, разумеется,
не так.
Самое главное - вовремя заметить эту тягу ребенка к творчеству и
поддержать его. Это будет хорошим подспорьем в воспитательном процессе.
Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и
необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое его
поощрение,
наконец,
продуманная
организация
общения
ребенка
с
искусством - все это доступно семье, матери. И это будет прочным
фундаментом
дальнейшего
эстетического
развития
формирующейся
личности ребенка.