Напоминание

Художественно-эстетическое развитие дошкольников


Автор: Гульфия Вакиловна Байзулина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 "Брусничка"
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, НИЖНЕВАРТОВСК
Наименование материала: Статья
Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только

обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют

его поведение и поступки. Поэтому такое огромное значение имеет

воспитание

эстетической

восприимчивости

во

всестороннем

развитии

личности ребенка.

В связи с этим первая задача семьи, если дело идет об эстетическом

воспитании ребенка, - это развитие у него эстетической восприимчивости ко

всему

окружающему.

Это

вполне

доступная

задача.

Даже

самому

маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Он

тянется к яркой нарядной игрушке, ощущает удовольствие, слушая веселую

песенку. Как часто мы слышим от ребенка восторженные восклицания:

«Посмотри, какой красивый цветок! Смотри, какая бабочка!» Но мы, к

сожалению, не всегда обращаем на это внимание.

Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости

может быть развита, воспитана. Ребенок, способный любоваться цветком или

бабочкой, сумеет более бережно подойти к ним, будет стараться не

повредить им, не сломать их. Уже на основе этой первичной эстетической

восприимчивости у ребенка развиваются эстетические чувства и отношения,

которые являются необходимой предпосылкой формирования активного

гуманистического отношения к окружающему миру.

Самое страшное в человеке, в ребенке - это безразличие, равнодушие,

отсутствие интереса к явлениям и предметам.

Как же можно и должно воспитывать способность к эстетической

восприимчивости у ребенка в семье?

Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности,

умения видеть, рассматривать, отдать себе посильный отчет в увиденном.

Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребенка о

предметах,

способствуя

эстетической восприимчивости.

Обе стороны,

познавательная и эмоциональная, у ребенка находятся в тесной взаимосвязи.

Поэтому развитие у детей культуры видения, способности к наблюдению, к

внимательному любовному рассматриванию окружающих его предметов и

явлений является важнейшей стороной воспитательной работы в семье.

Одно из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании -

систематическое поощрение ребенка к наблюдениям, к посильному для него

осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов,

их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами.

Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки в город, в парк имеют

большое значение для ребенка, но вопросы эстетического воспитания детей

нередко при этом забываются. Правильно делает мама, когда во время

прогулки она говорит ребенку: «Посмотри, какое красивое сегодня небо.

голубое, с легкими, как бы танцующими, облаками. Обрати внимание на

листочки осины, осенью они совсем темно-красные; у березки золотистые, а

у клена особенно яркие, пестрые, одни желто-оранжевые, другие желто-

зеленые. И как красивы все эти оттенки вместе в осеннем лесу».

Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных

зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность праздничного

оформления города. Восприятие всего этого ребенком, эстетические чувства,

вызываемые окружающим, имеют большое значение в пробуждении и

укреплении любви ребенка к родной природе, к своему городу, к своей

стране.

Эстетическую

восприимчивость

у

ребенка

следует

развивать,

привлекая его внимание к мелким повседневным явлениям, к привычным

ему бытовым предметам. Так, например, сознание, что чашка, которой он

пользуется, красива по цвету и по узору, заставляет ребенка бережнее к ней

относиться. Это обязывает родителей внимательно выбирать вещи, которыми

ребенок пользуется в повседневной жизни, избегать вещей безвкусных по

форме и украшению.

Большое значение для воспитания способности ребенка эстетически

воспринимать окружающее имеет развитие у него активного выборочного

отношения к предметам и явлениям.

То, что он сам путем сравнения выбрал наиболее понравившуюся ему вещь

из нескольких аналогичных по содержанию и назначению вещей, заставляет

ребенка мотивировать свой выбор, находить для этого соответствующие

словесные объяснения, что способствует активизации его эстетического

отношению к окружающему.

Большое значение в развитии эстетической восприимчивости детей

имеет образное хорошо найденное слово взрослого. Оно помогает детям

понять,

какие качества,

свойства предмета могут

быть

отнесены

к

положительной его эстетической оценке, т. е. делают его красивыми.

Красиво то, что величественно и стройно, что строго, просто, что тщательно

и любовно выполнено, что правдиво, красочно, тонко и изящно по форме,

приятно по цветовым сочетаниям и т. д.

Большие

возможности

для

развития

художественно-эстетической

восприимчивости дают занятия по рисованию.

Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной

деятельности ребенка в семье. Не следует преувеличивать художественные

способности ребенка, говоря при нем, что это будущий художник, но и

нельзя относиться небрежно, как к ненужному баловству, к его творчеству.

Рисуя, ребенок не просто изображает те или другие предметы или

явления, но и выражает посильными ему средствами свое отношение к

изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой

того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль имеют чувства

ребенка, в том числе и эстетические.

Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства выражения,

овладевая карандашом и красками. Рисуют дети с увлечением, и кажется, что

всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со

стороны взрослых маленьким «художникам» не требуется. Это, разумеется,

не так.

Самое главное - вовремя заметить эту тягу ребенка к творчеству и

поддержать его. Это будет хорошим подспорьем в воспитательном процессе.

Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и

необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое его

поощрение,

наконец,

продуманная

организация

общения

ребенка

с

искусством - все это доступно семье, матери. И это будет прочным

фундаментом

дальнейшего

эстетического

развития

формирующейся

личности ребенка.



В раздел образования