Напоминание

"Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности"


Автор: Гандарина Виктория Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 70
Населённый пункт: города Ставрополя
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Гандарина Виктория Николаевна

Воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения

детский сад комбинированного вида № 70 города Ставрополя

Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой

деятельности

.

Аннотация:

В статье рассматривается значение игровой деятельности в

формировании сенсорного опыта у детей раннего возраста. Затрагивается

проблема понимания сущности сенсорного воспитания в исследованиях педагогов,

психологов, применение игры.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста, формирование любых

представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий

восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других

свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако

этого

недостаточно.

Необходимо

еще,

чтобы

ребенок

выделил

основные

разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных,

начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с

ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности

при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в

целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на

органы чувств). Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает

необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных

познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика

- основа

для совершенствования практической деятельности современного

человека. Ведь, как справедливо отмечает Л. А. Венгер, "самые далеко идущие

успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего

человека"

Ознакомление с предметным миром, со свойствами и качествами предметов,

овладение способами действий с ними, способность целенаправленно действовать

с предметами в соответствии с их назначением - основная функция игровой

деятельности ребёнка. Отражение своих знаний о социальном мире, о людях -

взрослых и детях, об их взаимоотношениях, способах поведения в различных

ситуациях - типично для игры дошкольников.

Сюжетно-ролевые игры - бесконечно разнообразные по сюжету, характеру

ролевых взаимоотношений и степени обобщённости отображаемых событий -

наиболее значимы для социального развития ребёнка, понимания им жизни

общества и своего места в нём. Но сюжетно-ролевые игры не могут возникнуть

спонтанно, ни на чём не основываясь. Определённо существует преемственность

стадий развития игровой деятельности ребёнка, постепенное совершенствование

способов игрового отображения действительности.

Данные педагогических исследований подчёркивают необходимость

специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и

своевременного развития игры. При этом выбор методов педагогического влияния

на формирование игровой деятельности должен учитывать возрастные

особенности детей, их физическое, психическое развитие, способности, умения,

индивидуальные качества.

В настоящее время замечается некоторое снижение уровня сюжетно-ролевой

игры дошкольников. Игра дошкольников всё чаще по различным причинам не

достигает высокого уровня развития - сюжетно-ролевой игры, и всё реже

отображает те или иные социальные отношения между людьми. Развитие игровой

деятельности нередко задерживается на стадии сюжетно-отобразительной игры,

свойственной концу раннего возраста. Игровая деятельность при этом остаётся в

достаточной мере предметной, лишь количественно отличаясь от игры детей

третьего года жизни, и представляет собой часто просто "возню" с игрушками и

предметами оборудования. Такая деятельность порою лишь формально подчинена

какому-то социальному сюжету, а на первый план для ребёнка выступают действия

с предметами.

Но если предметно-практическая деятельность остаётся превалирующей, то

отображение социальных отношений в игре задерживается. Ребёнок начинает

"застревать" на предметно-практической деятельности, и она начинает тормозить

зарождающуюся сюжетно-ролевую игру. В этом случае малыш (конец третьего -

начало четвёртого года жизни), имеющий достаточный социальный опыт,

умеющий общаться и вполне овладевший необходимыми навыками предметных

действий, тем не менее не переходит к игре с социальным содержанием. Он

продолжает по-прежнему играть в игрушки, лишь перебирая их или подражая

показанным взрослым игровым действиям. Игра обедняется, она

непродолжительна, неинтересна. Сюжет, если присутствует, - однообразен,

стабилен. Ребёнок не умеет самостоятельно видоизменять игровые действия:

переносить их из одной ситуации в другую. Набор используемых предметов и

игрушек тоже неизменен - обычно малыши предпочитают те, которые использует

при показе взрослый. Введение предметов-заместителей затруднено и редко

происходит по собственной инициативе.

Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод: ребёнку нужно помочь

перейти к сюжетно-ролевой игре. В период смены ведущей деятельности педагог

должен прийти ребёнку на помощь. Психолого-педагогическое внимательное

воздействие облегчит малышу становление и развитие игры с социальным

содержанием, а значит и дальнейшее познание социального мира и способов

поведения в нём.

Список литературы:

1.Венгер Л. А. и др. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6

лет». - М.: Просвещение

2.Дыбина О.В. Моделирование развивающей предметно - пространственной среды

в детском саду: методическое пособие – М: ТЦ Сфера, 2015. – 128с.

3.

Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для

воспитателя детского сада. 1983.-192 с. М.: Просвещение.

4. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. «Игра и нравственное развитие дошкольников» 1986.-

издательство Московского университета.

5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя дет.

сада / под ред. Марковой Т.А. 1982.-128с. - М.: Просвещение.



В раздел образования