Автор: Селезнева Ольга Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №43 "Тюльпанчик"
Населённый пункт: г.Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: исследовательский проект "Где живет звук?"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №43 «Тюльпанчик»
(МБДОУ «Детский сад №43 «Тюльпанчик»
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом
Заведующим МБДОУ
МБДОУ «Детский сад №43
МБДОУ «Детский сад №43
«Тюльпанчик»
«Тюльпанчик»
(протокол от № )
(приказ от № )
Исследовательский проект
«Где живёт звук?»
Исследовательская деятельность дошкольников
на музыкальных занятиях
музыкальный руководитель : Селезнева О.В.
Междуреченск
«Где живёт звук?»
Участники проекта: дети старшей группы
Тип проекта: исследовательский
Продолжительность: длительный, в течение учебного года
Проблемные вопросы:
«что такое звуки?»
«как они получились?»
«почему их так много, целое море?»
Гипотеза: дрожит, значит звучит…
Цель: познакомить детей с принципами образования и улавливания звука Определить,
для чего нужны разные звуки, научить различать музыкальные и немузыкальные
звуки,
Задачи: - воспитывать интерес к звучащему миру
развивать наблюдательность
развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных
материалов)
Актуальность: Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается
шумовой звук от музыкального?
У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно
определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит
дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В
музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко
используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.
У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук
от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте –
допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки?, Почему их так много -
целое море?, Откуда берутся звуки?
Обеспечение проекта
Материально-техническое:
• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
• Детские музыкальные инструменты.
• Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки:
мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)
• Материал для изготовления игрушек-инструментов
Учебно-методическое:
• Детская художественная литература;
• Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;
• Музыкально-дидактические игры
Предполагаемый результат
Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и
разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это
в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.
У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах;
Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному воспримут
окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей
активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут
развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-
инструментах.
Играя в шумовом оркестре, дети станут более коммуникабельными, смогут выступать
перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах деятельности.
Реализация проекта
Пособия и материалы
Задачи
Опыты
Дидакт.
и речевые
игры
Слушание
«Почему все звучит?»
закрепить у детей
знание звуков улицы,
дома;
- подвести к
пониманию причин
возникновения звука,
голоса через опыт,
игру,
экспериментировани
е звуками;
- учить соотносить
звуки и образы;
- развивать фантазию
и изобретательность
в звукотворчестве,
тембровый слух и
ассоциативное
мышление
«Музыка или
шум»,
«Почему все
звучит»,
«Откуда берется
голос».
«Замри и
слушай»;
«Где живут
звуки?».
«Много разных
звуков», нем. н.м.,
сл. Т. Боровик;
А/з «Звуки
окружающего
мира»
М. Потоловский.
«Лошадка»;
Э. Григ.
«Птичка»;
Л. Дакен.
«Кукушка»;
Д. Россини
«Кошачий дуэт».
«Знакомство с деревянными звуками».
деревянная посуда, игрушки,
карандаши, кубики, шкатулки
Музыкальные
инструменты: ложки,
трещотки, ксилофон
привлечь внимание
детей к богатству и
разнообразию мира
звуков, издаваемых
деревянными
предметами и
музыкальными
инструментами;
- развивать тонкость
и чуткость
тембрового слуха;
- вовлечь в
творческое
исследование
звуковых
возможностей
дерева.
«Найди звук»;
«Коробоч-
ка с секретом».
«Определи по
ритму»;
«Палочка-
стукалочка».
П. Чайковский.
«Марш
деревянных
солдатиков»;
Ю. Чичков.
«Ложкари»;
В. Мурадели
«Дятел».
«Знакомство с металлическими звуками»
металлическая посуда, связки
ключей, гаек, пружинки,
ведра
металлические Музыкальны
е инструменты: металлофон,
тарелки, треугольник, арфа,
цимбалы, бубенцы.
.
развивать темброво-
ритмический и
интонационный слух,
фантазию,
воображение,
желание
экспериментировать
с металлическими
предметами,
извлекая звуки
различными
способами;
- учить
изобразительности,
умению соотносить
образ и динамику,
темп и ритм в игре на
различных
музыкальных
инструментах,
предметах;
- формировать
метроритмическое
чувство с помощью
экспериментов со
звуками в речевых
играх, фантазиях и
импровизациях.
«Как
распространяетс
я звук?»
«Колокольцы-
бубенцы?»
«Туча», шотл.
нар. песня.
М. Андреева.
«Перезвон
колокольчиков»;В
. Агафонников.
«Сани с
бубенцами»;
З. Левина.
«Неваляшки»; В.
Гаврилин.
«Тройка»;
колокольный
звон;В. Кикта.
«Гусляр Садко»
«Знакомство с шуршащими звуками»
бумажные листки различного
размера, качества и толщины;
бумажные «бабочки»,
длинные цветные ленты,
султанчики, кусочки
шуршащей ткани.
Самодельные инструменты:
маракасы (с различным
наполнением), деревянные
шкатулки, бумажные
барабанчики, семечки,
скорлупки, ракушки.
развивать тонкость
тембрового слуха,
способность
различать различные
шелестящие и
шуршащие звуки;
- побуждать к
моделированию
«шуршащих»
композиций, в роли
дирижера и
музыканта, танцора и
исследователя;
- воспитывать
коммуникативные
качества в диалогах и
спорах «бумажных
«Почему не
слышно?»,
«Сделай
маракас»
«Шорох к
шелесту
спешит» Э.
Мошковская,
«Определи по
тембру»,
«Мы-веселые
мышата»
Ж. Косма.
«Опавшие
листья»;
А. Токмакова
«Медведь»
персонажей».
«Знакомство со «стеклянными звуками»
); Пособия и материалы:
стеклянные и хрустальные
бокалы, фужеры, стаканы,
бокалы разных размеров,
бутылки разной величины.
Музыкальные инструменты:
металлофоны, гколеншпили,
валдайские колокольчики,
треугольники.
привлечь внимание
детей к особому
качеству и красоте
стеклянных звуков
(опыты,
эксперименты
- побуждать к
образным и
свободным
импровизациям с
предметами из
стекла и
музыкальными
инструментами;
- развивать
тембровый слух,
воображение, умение
соотносить звуки с
эмоциональным
состоянием
литературного
образа,
«омузыкаливать»
его.
«Почему
стеклянные
сосуды с разным
объемом воды
звучит по-
разному?»
«Повтори
звуки»,
«Хрустальны
й
колокольчик»
(В. Данько)
К. Сен-Санс.
«Аквариум»;
П. Чайковский.
Танец феи Драже
(балет
«Щелкунчик»)
«Звуки природы»
Музыкальные инструменты:
пальчиковые тарелочки,
металлофон, свистулька,
флейта, колокольчики,
глокеншпили, фужеры,
треугольник, стеклянная
бутылка.
Материалы и пособия: пустая
большая стеклянная банка,
кусочки ткани, мяч
заинтересовать детей
звуками природы,
посредством опытов,
экспериментов;
- учить ярко
воспринимать
разнообразный мир
природы через
общение со
звучащими
произведениями
искусства
(художественное
слово, музыка);
- развивать слуховое
восприятие,
внимание,
«Звуки в воде»,
«Где живет
эхо?»
«Солнышко и
тучка».
«Море», «Что
за желтый
мячик?»,
«Шаловливые
сосульки»,
«Весенний
фонтан» Т.
Боровик
«Осень» Г.
Левдокимова;
«Ветер» В.
Степанова;
«Дождик и
ливень»
Г. Левдокимова;
«Осень» Ю.
Чичкова; «Лес
шу-мит», «Солнце
крыши золотит»
Р.
Леденева;«Зима»
Г. Свиридова;
«Вальс снежных
хлопьев» П.
Чайковско-
эстетические
потребности, яркие
творческие
проявления (в игре,
импровизации,
театра музыки).
го;«Весна» А.
Вивальди;
«Музыка»Г.
Струве.
Литература
1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР!, методическое пособие для
воспитателей. – М.: Баллас, 2002
2. Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для
педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования:
методич. рекомендации / А. А. Петрикевич – Мозырь: ООО Ид «Белый ветер», 2008
3. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками.- СПб.: 2003
4. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №1 – 2003. Изд – во
«Либерия – Бибинформ», Москва, 2003
5.«Музыкальная палитра». Учебно-методический и музыкально-литературный журнал
для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей
художественных студий в домах детского творчества… №5 – 2006.- СПб.
Результаты проекта:
В результате выполнения проекта у детей произошло:
развитие познавательных способностей,
развитие творческого мышления,
развитие коммуникативных навыков,
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем
самостоятельно.
Выводы:
Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы,
подтвердили гипотезы проекта.
1. В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие
способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие
самостоятельности, любознательности.
2. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители
могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в
процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально –
педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и
удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
3. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников
результата, а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где
есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску
себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к
лучшему.
4. Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность
активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей,
расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность,
развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми
музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не
растерявшей доброты и сострадания.