Напоминание

исследовательский проект "Где живет звук?"


Автор: Селезнева Ольга Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №43 "Тюльпанчик"
Населённый пункт: г.Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: исследовательский проект "Где живет звук?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №43 «Тюльпанчик»

(МБДОУ «Детский сад №43 «Тюльпанчик»

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом

Заведующим МБДОУ

МБДОУ «Детский сад №43

МБДОУ «Детский сад №43

«Тюльпанчик»

«Тюльпанчик»

(протокол от № )

(приказ от № )

Исследовательский проект

«Где живёт звук?»

Исследовательская деятельность дошкольников

на музыкальных занятиях

музыкальный руководитель : Селезнева О.В.

Междуреченск

«Где живёт звук?»

Участники проекта: дети старшей группы

Тип проекта: исследовательский

Продолжительность: длительный, в течение учебного года

Проблемные вопросы:

«что такое звуки?»

«как они получились?»

«почему их так много, целое море?»

Гипотеза: дрожит, значит звучит…

Цель: познакомить детей с принципами образования и улавливания звука Определить,

для чего нужны разные звуки, научить различать музыкальные и немузыкальные

звуки,

Задачи: - воспитывать интерес к звучащему миру

развивать наблюдательность

развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных

материалов)

Актуальность: Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается

шумовой звук от музыкального?

У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно

определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит

дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В

музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко

используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.

У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук

от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте –

допустим, нажав на клавишу или тронув струну.

Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки?, Почему их так много -

целое море?, Откуда берутся звуки?

Обеспечение проекта

Материально-техническое:

• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

• Детские музыкальные инструменты.

• Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки:

мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)

• Материал для изготовления игрушек-инструментов

Учебно-методическое:

• Детская художественная литература;

• Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;

• Музыкально-дидактические игры

Предполагаемый результат

Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и

разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это

в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.

У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах;

Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному воспримут

окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей

активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут

развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-

инструментах.

Играя в шумовом оркестре, дети станут более коммуникабельными, смогут выступать

перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах деятельности.

Реализация проекта

Пособия и материалы

Задачи

Опыты

Дидакт.

и речевые

игры

Слушание

«Почему все звучит?»

закрепить у детей

знание звуков улицы,

дома;

- подвести к

пониманию причин

возникновения звука,

голоса через опыт,

игру,

экспериментировани

е звуками;

- учить соотносить

звуки и образы;

- развивать фантазию

и изобретательность

в звукотворчестве,

тембровый слух и

ассоциативное

мышление

«Музыка или

шум»,

«Почему все

звучит»,

«Откуда берется

голос».

«Замри и

слушай»;

«Где живут

звуки?».

«Много разных

звуков», нем. н.м.,

сл. Т. Боровик;

А/з «Звуки

окружающего

мира»

М. Потоловский.

«Лошадка»;

Э. Григ.

«Птичка»;

Л. Дакен.

«Кукушка»;

Д. Россини

«Кошачий дуэт».

«Знакомство с деревянными звуками».

деревянная посуда, игрушки,

карандаши, кубики, шкатулки

Музыкальные

инструменты: ложки,

трещотки, ксилофон

привлечь внимание

детей к богатству и

разнообразию мира

звуков, издаваемых

деревянными

предметами и

музыкальными

инструментами;

- развивать тонкость

и чуткость

тембрового слуха;

- вовлечь в

творческое

исследование

звуковых

возможностей

дерева.

«Найди звук»;

«Коробоч-

ка с секретом».

«Определи по

ритму»;

«Палочка-

стукалочка».

П. Чайковский.

«Марш

деревянных

солдатиков»;

Ю. Чичков.

«Ложкари»;

В. Мурадели

«Дятел».

«Знакомство с металлическими звуками»

металлическая посуда, связки

ключей, гаек, пружинки,

ведра

металлические Музыкальны

е инструменты: металлофон,

тарелки, треугольник, арфа,

цимбалы, бубенцы.

.

развивать темброво-

ритмический и

интонационный слух,

фантазию,

воображение,

желание

экспериментировать

с металлическими

предметами,

извлекая звуки

различными

способами;

- учить

изобразительности,

умению соотносить

образ и динамику,

темп и ритм в игре на

различных

музыкальных

инструментах,

предметах;

- формировать

метроритмическое

чувство с помощью

экспериментов со

звуками в речевых

играх, фантазиях и

импровизациях.

«Как

распространяетс

я звук?»

«Колокольцы-

бубенцы?»

«Туча», шотл.

нар. песня.

М. Андреева.

«Перезвон

колокольчиков»;В

. Агафонников.

«Сани с

бубенцами»;

З. Левина.

«Неваляшки»; В.

Гаврилин.

«Тройка»;

колокольный

звон;В. Кикта.

«Гусляр Садко»

«Знакомство с шуршащими звуками»

бумажные листки различного

размера, качества и толщины;

бумажные «бабочки»,

длинные цветные ленты,

султанчики, кусочки

шуршащей ткани.

Самодельные инструменты:

маракасы (с различным

наполнением), деревянные

шкатулки, бумажные

барабанчики, семечки,

скорлупки, ракушки.

развивать тонкость

тембрового слуха,

способность

различать различные

шелестящие и

шуршащие звуки;

- побуждать к

моделированию

«шуршащих»

композиций, в роли

дирижера и

музыканта, танцора и

исследователя;

- воспитывать

коммуникативные

качества в диалогах и

спорах «бумажных

«Почему не

слышно?»,

«Сделай

маракас»

«Шорох к

шелесту

спешит» Э.

Мошковская,

«Определи по

тембру»,

«Мы-веселые

мышата»

Ж. Косма.

«Опавшие

листья»;

А. Токмакова

«Медведь»

персонажей».

«Знакомство со «стеклянными звуками»

); Пособия и материалы:

стеклянные и хрустальные

бокалы, фужеры, стаканы,

бокалы разных размеров,

бутылки разной величины.

Музыкальные инструменты:

металлофоны, гколеншпили,

валдайские колокольчики,

треугольники.

привлечь внимание

детей к особому

качеству и красоте

стеклянных звуков

(опыты,

эксперименты

- побуждать к

образным и

свободным

импровизациям с

предметами из

стекла и

музыкальными

инструментами;

- развивать

тембровый слух,

воображение, умение

соотносить звуки с

эмоциональным

состоянием

литературного

образа,

«омузыкаливать»

его.

«Почему

стеклянные

сосуды с разным

объемом воды

звучит по-

разному?»

«Повтори

звуки»,

«Хрустальны

й

колокольчик»

(В. Данько)

К. Сен-Санс.

«Аквариум»;

П. Чайковский.

Танец феи Драже

(балет

«Щелкунчик»)

«Звуки природы»

Музыкальные инструменты:

пальчиковые тарелочки,

металлофон, свистулька,

флейта, колокольчики,

глокеншпили, фужеры,

треугольник, стеклянная

бутылка.

Материалы и пособия: пустая

большая стеклянная банка,

кусочки ткани, мяч

заинтересовать детей

звуками природы,

посредством опытов,

экспериментов;

- учить ярко

воспринимать

разнообразный мир

природы через

общение со

звучащими

произведениями

искусства

(художественное

слово, музыка);

- развивать слуховое

восприятие,

внимание,

«Звуки в воде»,

«Где живет

эхо?»

«Солнышко и

тучка».

«Море», «Что

за желтый

мячик?»,

«Шаловливые

сосульки»,

«Весенний

фонтан» Т.

Боровик

«Осень» Г.

Левдокимова;

«Ветер» В.

Степанова;

«Дождик и

ливень»

Г. Левдокимова;

«Осень» Ю.

Чичкова; «Лес

шу-мит», «Солнце

крыши золотит»

Р.

Леденева;«Зима»

Г. Свиридова;

«Вальс снежных

хлопьев» П.

Чайковско-

эстетические

потребности, яркие

творческие

проявления (в игре,

импровизации,

театра музыки).

го;«Весна» А.

Вивальди;

«Музыка»Г.

Струве.

Литература

1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР!, методическое пособие для

воспитателей. – М.: Баллас, 2002

2. Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для

педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования:

методич. рекомендации / А. А. Петрикевич – Мозырь: ООО Ид «Белый ветер», 2008

3. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками.- СПб.: 2003

4. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №1 – 2003. Изд – во

«Либерия – Бибинформ», Москва, 2003

5.«Музыкальная палитра». Учебно-методический и музыкально-литературный журнал

для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей

художественных студий в домах детского творчества… №5 – 2006.- СПб.

Результаты проекта:

В результате выполнения проекта у детей произошло:

развитие познавательных способностей,

развитие творческого мышления,

развитие коммуникативных навыков,

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем

самостоятельно.

Выводы:

Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы,

подтвердили гипотезы проекта.

1. В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие

способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие

самостоятельности, любознательности.

2. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители

могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в

процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально –

педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и

удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

3. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников

результата, а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где

есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску

себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к

лучшему.

4. Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность

активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей,

расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность,

развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми

музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не

растерявшей доброты и сострадания.



В раздел образования