Напоминание

Здоровьесбережение


Автор: Девяткова Надежда Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре в детском саду
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 472 г.Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск, Челябинская обл.
Наименование материала: Обучение детей старшего дошкольного возраста катанию на лыжах
Тема: Здоровьесбережение
Раздел: дошкольное образование





Назад




Девяткова Надежда Николаевна

Обучение детей старшего дошкольного возраста катанию на

лыжах

Физическая подготовка ребенка занимает важное место во всей системе для общего

развития личности. Именно в дошкольном возрасте формируются основы здоровья и

физического развития, а также двигательные навыки, создается основа для воспитания

физических свойств. Дошкольники с большой радостью посещают занятия по физическому

воспитанию. Их особенно интересуют спортивные игры, а также спортивные упражнения

(плавание, езда на велосипеде, катание на санях, коньках, беговые лыжи и т. д.) (1).

Спортивные виды физических упражнений включают начальное знакомство с

определенными видами движений, оказывают разностороннее воздействие на детский

организм,

способствуют

физическому

и

умственному

развитию

(14).

В данной статье мы рассмотрим, один из видов упражнений – это катание на лыжах.

Лыжи появились на территории нашей страны, очень давно. Племена, населявшие север

нашей страны, появились уже в конце третьего и начале второго тысячелетия до нашей эры.

Они использовали лыжи, чтобы передвигаться по глубокому снегу. Лыжи предназначались

для охоты в военных целях, а затем, как упражнения для развития силы и других физических

качеств

человека.

Форма

лыж

также

была

существенно

изменена

(5).

В современном мире катание на лыжах - один из самых популярных, привлекательных и

доступных видов спорта. Для детей дошкольного возраста катание на лыжах - одно из самых

привлекательных

и

полезных

зимних

видов

спорта.

упражнение

(15,

с.

56).

По мнению врачей и профессоров Е. А. Аркина, Л. А. Невского, Х. Л. Валенкиной, Е. Г. Леви

– Гориневского и других – надо обращать внимание на необходимость приучать детей ходить

на

лыжах.

Первая попытка научного объяснения актуальности обучения детей дошкольного возраста

лыжному спорту и уточнения методики обучения

предприняла М. Конторовича [5].

Существенный вклад в методику обучения детей дошкольного возраста лыжному спорту и

ходьбе, внесла Н. Г. Кожевникова, предложившая программу и разработавшая планы

тренировок [5]. Т. И. Осокина в своей работе «Лыжи и коньки – детям» с основами катания

на лыжах обосновала своевременность обучение детей катанию на лыжах именно в

дошкольном

возрасте

(5).

Целью нашей работы является изучение теоретических основ обучения детей катанию на

лыжах

в

старшем

дошкольном

возрасте.

Важность обучения детей лыжному спорту для дошкольников.

Катание на лыжах оказывают оздоровительный и образовательный эффект. Они

проводятся на свежем воздухе и являются одним из лучших способов оздоровления,

укрепления и закаливания детского организма. При движении на лыжах прорабатывают все

основные группы мышц. Катание на лыжах вызывает активные действия основных групп

мышц. Широкий диапазон движений рук и ног, постоянное ритмичное чередование

напряжения и расслабления мышц способствует развитию мышечной силы. Создает

благоприятные условия для работы сердечно-сосудистой и нервной системы. Циркуляция

свежего воздуха обеспечивает интенсивную работу сердца и легких. По наблюдениям врачей

и учителей, чем интенсивнее и разнообразнее движения, тем активнее функции тела [5].

Отличная динамика движения ног, при катании на лыжах оказывает тонизирующее

действие на формирование у детей стоп, помогает предотвратить развитие плоскостопия [1].

Занятия лыжным спортом положительно влияют на формирование осанки.

Положительные изменения в улучшении осанки вполне естественны, ведь катание на лыжах

помогает всем мышцам, особенно мышцам спины, развиваться и укрепляться гармонично.

Катание на лыжах укрепляет вестибулярную, сердечно-сосудистую и дыхательную

системы (5). Регулярные занятия на свежем воздухе уменьшают вероятность того, что дети

будут подвержены простуде. Катание на лыжах способствует развитию пространственной

ориентировке, формированию координирующих движений, так как позволяет детям

передвигаться в условиях меняющейся местности. Чистый и морозный воздух закаляет

организм, придает сил, повышает работоспособность. Красивая природа, создает хорошее

настроение, положительно влияет на нервную систему, вызывает чувство любви, желание

узнать

что-то

новое

и

интересное

о

своем

регионе.

Занятия лыжным спортом развивают силу, ловкость, способствуют формированию

смелости, воображения, решительности, учат преодолевать трудности и препятствия.

Благодаря урокам катания на лыжах у детей развивается чувство дружбы, сотрудничества

и

взаимной

поддержки.

Так что катание на лыжах, занятия спортом положительно влияют на детей, а так же это

хорошее средство физического развития детей, закаливания, воспитания, нравственных и

волевых

качеств.

Создание условий для обучения детей лыжному спорту для дошкольников.

Дошкольники, включаясь в тренировочную систему, успешно осваивают возможности

для катания на лыжах. Успешность тренировок во многом зависит от различных факторов их

проведения: погодных условий, лыжного снаряжения, выбора места для занятий и т. д.

Лучше всего проводить обучение при температуре от 7 до 15°C, желательно в тихую погоду.

Атмосферное давление и снег должны быть приняты во внимание. При низком атмосферном

давлении организм ребенка получает огромную нагрузку, и это негативно сказывается на его

физическом состоянии, дыхании и учащении пульса, которые не соответствуют их

первоначальным значениям в течение более длительного времени, чем обычно (5).

Продолжительность катания на лыжах также зависит от характеристик снега и состояния

трассы. Лучший снег – снег, который выпал и уплотнился. Большое количество снега

затрудняет ходьбу, а дети быстро устают и теряют интерес. При этом ухудшается

координация движений, нарушается равновесие, и дети часто падают. Лучшее время для

катания на лыжах с детьми от 10 до 12 часов. Продолжительность занятий варьируется в

зависимости от возраста детей, степени овладения двигательными навыками катания на

лыжах.

Необходимо обратить внимание на выбор площадки для занятий. Лучшее место для этого

- парк, сквер, поляна, укрытая от ветра, или детский сад – спортивный участок.

Предварительно прокладывается лыжня с удобными не острыми поворотами. Желательно

приготовить небольшую площадку, где есть место для спусков, подъемов, предусмотрено

место

для

старта.

Особое внимание также следует уделить лыжному снаряжению. Лыжи имеют небольшой

изгиб, что способствует правильному распределению веса тела при их перемещении; канавка

на нижней стороне лыж должна быть гладкой и прямой, она не позволяет лыже скользить

вбок

(5,

стр.

34).

При

выборе

лыж

важно

проверить,

нет

ли

трещин.

Успех в лыжном мастеринге зависит от того, как выбраны лыжи. Для детей в возрасте от

4 до 5 лет лыжи должны быть примерно на 5 см длиннее, роста ребенка. Для детей старшего

возраста длина лыж определяется ростом ребенка с вытянутой рукой.

Лыжные полужесткие крепления, ботинки следует подбирать с широким взъёмом, со

шнурками, на 1-2 размера больше, Легкая одежда: шапка двойного вязания, куртка,

утепленные

брюки,

желательно

перчатки

из

шерсти

(5,

стр.

34).

Детям дошкольного возраста не рекомендуется кататься на лыжах в теплой тяжелой

обуви. С трудом передвигаясь в такой обуви на лыжах, нагрузка оказывает давление на

слабые мышцы свода стопы и может привести к ее уплощению (плоскостопию) [11, с. 23].

Соответственно, лыжи должны быть хорошо ухожены, а это значит, что после катания их

нужно протереть от снега, натереть мазью и правильно сложить [5,с. 36].

В процессе обучения, катания на лыжах важно постоянно следить за детьми, за внешними

признаками переутомления, за погодными данными, местоположением занятий, выбором

лыж для детей, одеждой, лыжной обувью.

Методы обучения катанию на лыжах для детей дошкольного возраста.

Правильное формирование двигательных способностей дошкольника возможно только

при

грамотной

тренировке.

Основными

методами

обучения

детей

лыжному

спорту

являются:

- Визуальный - предполагает наглядную демонстрацию выполнение физических упражнений,

слуховые и зрительные ориентиры (флажки, палки, бубен), непосредственную помощь

педагога.

-

Словесное

описание

движений,

изложение,

рассказ,

руководство

по

команде.

-

Практика повторения движений, соревновательные элементы

и т. д. (5, стр. 35).

Подготовка дошкольников к катанию на лыжах начинается задолго до того, как дети

выходят на снег. Занятия по физическому воспитанию включают такие упражнения, как

ходьба на носках, на боковых сторонах стоп, в полуприседе, ходьба по ограниченной

площади,

пролезание

через

обруч

и

т.

д.

Перед выходом на снег педагог напоминает детям о правилах пользования снаряжением.

Можно показать прошлогодние фотографии детей и поговорить на эту тему. Педагог должны-

быть внимателен к детской одежде, подбирая лыжи и палки под рост детей.

Каждое занятие нужно начинать с того, чтобы занять правильную исходную позицию.

Поза помогает сосредоточить внимание ребенка на следующих движущих действиях (5).

Первые два-три занятия нужны, для закрепления навыков ходьбы и, как ни странно, навыка

падения. Дети старшего дошкольного возраста должны знать, что нужно упасть на правую

или левую сторону, с широко раскрытыми руками – это самый простой способ

отрегулировать скорость. Дети обычно при малейшей неуверенности стремятся присесть.

Этого нельзя допускать, потому что это может привести к ушибам и растяжениям стопы (8, с.

48).

Чтобы развить «чувство лыжни» как одну из основных задач тренировки, хорошо

выполнять подводящие упражнения: ходьба переступающим шагом по снегу, ходьба

приставным шагом, развороты, ходьба парами, взявшись за руки.

Сохранять равновесие, при катании на лыжах также очень важно. Для этого детям

предлагается без палок, скользящим шагом пройти по тренировочной лыжной трассе,

спрятав руки за спину, между ориентирами, при условии, что они не заденут их.

Элементы техники движения также отрабатывались на тренировках по лыжным гонкам (5,

стр.

71).

Умение надеть и снять лыжи, а также донести их до площадки и обратно, тоже надо

отрабатывать.

Если имеются небольшие склоны, расположенные поблизости, вы можете научить детей

подниматься с помощью ступающего шага, лесенкой, полуелочкой, проходить спуск прямо,

вправо,

влево.

(1,

стр.

25).

Требования к катанию на лыжах по мере освоения детьми навыков, становятся все более

сложными. Скользящий шаг выполняется на полусогнутых ногах с сильными толчком в

соответствии с активными движениями рук. Предлагаются более сложные задания бега на

лыжах - преодоление препятствий, соревнования. Также можно проводить игры и конкурсы,

в

которых

эти

навыки

должны

укрепляться

и

совершенствоваться.

Большую роль в обучении лыжному спорту играет инструктор физкультуры. Результат

освоения детьми навыков катания на лыжах также зависит от того, насколько систематично,

методично

и

интересно

педагог

будет

вести

себя

на

занятиях.

Профилактика травм при обучении катанию на лыжах для дошкольников

очень важна.

Для

этого

вы

должны

соблюдать

ряд

условий.

1.

Тренировки

должны

проходить

последовательно.

2.

Общее

физическое

состояние

детей

должно

быть

на

достаточном

уровне.

3.

Необходимо

учитывать

индивидуальные

особенности

ребенка

4. Место для катания на лыжах, и особенно для спусков, следует выбирать тщательно. Это

место должно быть ровным, вдали от обрывов, мест проезда транспорта, трасса не должна

быть

обледенелой.

5. Организация детей на занятие требует большого внимания: как организован приход и уход

воспитанников. Обучение навыкам спусков и подъемов на склонах через промежутки

времени

(2,

с.

34).

6. Особое внимание уделяется и воспитанию детей ходить на лыжах с палками. Лыжные

палки можно использовать ребенку, который уже освоил ходьбу на лыжах без палок.

7.

Одежда

и

обувь

должны

соответствовать

погодным

условиям.

8. После перенесенного заболевания, воспитанника следует допускать только после того, как

ребенок

окрепнет.

9. При проведении лыжных занятий большое значение имеет соблюдение температурных

норм. Стандарты были разработаны для каждого района страны с учетом местных условий.

Таким образом, профилактика травм является важным условием успешного обучения

детей катанию на лыжах.

Заключение

После базовых теоретических исследований изучения методов обучения

детей-

дошкольников

ходьбе

на

лыжах

были

сделаны

следующие

выводы.

Занятия лыжным спортом имеют оздоровительную направленность (значение укрепления

и закаливания организма ребенка) и воспитательную (воспитание нравственных и волевых

качеств,

чувств,

дружбы,

взаимопомощи).

Успешность тренировок во многом зависит от условий их проведения: погодных условий,

лыжного

снаряжения

и

выбора

территории

для

занятий.

Правильное формирование двигательных навыков, навыков катания на лыжах в раннем

дошкольном возрасте также зависит от метода проведения занятий. Педагог должен

пробудить у детей интерес к катанию на лыжах, вызвать у них положительную

эмоциональную реакцию, повторять уже отработанные действия, постепенно усложняя

движения, которые научат воспитанников свободно ходить на лыжах, подниматься и

спускаться

по

лыжным

склонам,

а

также

участвовать

в

играх,

конкурсах.

Профилактика травм, это также очень важно, будут ли дети учиться кататься на лыжах.

Катание на лыжах - один из способов повысить физическую активность детей зимой.

Двигательная активность является важнейшим условием нормального функционирования

развивающегося ребенка, как одна из форм жизнедеятельности растущего дошкольного

детского организма. Двигательная активность во многом определяет развитие моторики,

физических

особенностей,

состояние

здоровья

и,

наконец,

настроение

ребенка.

Поэтому катание на лыжах, являются одними из самых доступных средством

физического развития детей зимой.

Список используемой литературы

1. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для

воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1992. – 159с.: ил.

2. Бутин И. М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для учащихся пед. уч – щ. – М.:

Просвещение, 1988.

3. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада. –

М.: Просвещение, 1986. – 128с., ил.

4. Волошина Л. Н, Курилова Т. В. Игры с элементами спорта для детей 3 – 4 лет.

Программа «Играйте на здоровье» и технология ее применения ДОУ. – М.: Издательство

«ГНОМ и Д», 3004. – 112с.

5. Головощекина М. П. Лыжи в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада.

Изд. 2-е испр. М.: Просвещение, 1977.

6. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989.

7. Дмитриенко Т. И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного

возраста. – К.: Рад. Школа, 1983.

8. Кислякова В. Г. Пусть ребенок растет здоровым!: Пособие для воспитателя. – М.:

Просвещение, 1979.

9. Лебедева Н. Т. Физическая культура шестилеток: Кн. Для учителя. – 2-е изд. –

Мн.: Нар. асвета, 1987.

10. Матвеев А. П. Физическая культура. 1 кл.: Метод. Рекомендации по основам

преподавания.- М.: Дрофа, 2003.

11. Пономарев С. А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей от 3

до 6 лет) – М.: Советский спорт, 1989.

12. Фролов В. Г Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособие для

воспитателя. – М.: просвещение, 1986.

Фомина А. И. Физкультурные занятия спортивные игры в детском саду: Пособие для

воспитателя подгот. к школе группы.- М.:



В раздел образования