Напоминание

Современные средства организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.


Автор: Симбирцева Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ п. Просвет структурное подразделение "Детский сад "Росинка"
Населённый пункт: Самарская обл. Волжский р–н пгт. Рощинский
Наименование материала: статья
Тема: Современные средства организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные средства организации работы по

нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Нравственно-патриотическое

воспитание

ребенка

-

сложный

педагогический процесс. В основе его лежит развитие всего спектра

патриотических

чувств.

На

каждом

возрастном

этапе

нравственно-

патриотические

проявления

у

ребенка

имеют

свои

особенности

и,

соответственно,

свои

воспитательные

задачи,

исходя

из

которых,

определяются ведущие формы и методы работы с дошкольниками.

Прочность, устойчивость нравственных качеств зависит от того, как

оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического

воздействия. Для формирования нравственно-патриотических качеств важно,

чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых

у ребенка будут складываться представления о сущности этих качеств, об их

необходимости и о преимуществах овладения ими.

У

ребенка

должно

появиться

желание

овладеть

нравственным

качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для его приобретения.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое

формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования

личностно значимую окраску и влияют на прочность складывающегося

качества.

Нравственно – патриотическое воспитание осуществляется с помощью

определенных средств и методов.

Средства

нравственно-патриотического

воспитания

дошкольников

можно объединить в несколько групп.

1. группа художественных средств:

-художественная литература,

-изобразительное искусство,

-музыка,

- кино,

-диафильмы

Эта группа средств способствует эмоциональной окраске познаваемых

явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им

сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка

производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир

реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при

формировании у детей представлений и воспитании чувств.

1

2. Средством

нравственно

патриотического

воспитания

дошкольников является природа родного края – это группа экологических

средств. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех,

кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность

детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку

Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.

3. Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников

является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная

деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя

функцию

средства

воспитания

практики

нравственно-патриотического

поведения.

4. Особое место в группе средств отводится общению. Оно как

средство

нравственно-патриотического

воспитания

выполняет

задачи

корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе

пробуждения чувств и формирования отношений. Средством нравственно-

патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств,

представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-

патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и

патриотических качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста

воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа

развития нравственно-патриотических качеств.

Средство становится эффективным в сочетании с адекватными

методами и приемами воспитания.

Методы

воспитания

-

это

способы

организации

совместной

деятельности педагогов и воспитанников, направленной на взаимное

развитие, совершенствование личности педагога и формирование личности

воспитанника в соответствии с целями воспитания.

В педагогике существует несколько подходов в классификации

методов

воспитания.

В.Г.

Нечаева

выделяет

две

группы

методов

нравственного воспитания дошкольников:

организация практического опыта общественного поведения (метод

приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод

организации деятельности);

формирование

у

дошкольников

нравственных

представлений,

суждений,

оценок

(беседы,

чтение

художественных

произведений,

рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). К обеим группам

2

методов автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение

и наказание.

Классификация, предложенная В.И. Логиновой, объединяет все методы

в три группы:

1. методы

формирования

нравственного

поведения

(приучение,

упражнение, руководство деятельностью);

2. методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме

разъяснения, внушение, беседа);

3. методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение,

наказание).

Наиболее целесообразна та классификация методов нравственно-

патриотического

воспитания,

которая

соответствует

его

механизму.

Эффективный результат методы воспитания дают при определенных

условиях:

любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не

нарушающим его прав;

метод

должен

быть

реальным,

осуществимым,

логически

завершенным. В нравственно-патриотическом воспитании каждый метод

должен быть весомым, значимым;

для использования метода должны быть подготовлены условия,

средства;

метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению

ко всем детям и в любой ситуации. Иначе метод убеждения может

превратиться в назидание и перестанет давать нужный результат;

методы воспитания следует применять тактично, опосредованно.

Ребенок недолжен, почувствовать, что его воспитывают;

при

подборе

методов

следует

учитывать

степень

сложности

формируемого качества;

проектируя,

подбирая

методы,

важно

предвидеть

возможные

результаты воздействия их на конкретного ребенка;

применение

методов

нравственно-патриотического

воспитания

требует

терпимости

и

терпения.

Следует

терпеливо

повторять

уже

используемые и подбирать новые, с понимание относиться к тому, что

результат будет, достигнут не сразу;

преобладающими

в

нравственно-патриотическом

воспитании

должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка

способам действия. Если опираться на осознание, понимание значимости

положительного поведения и не обучать способам такого поведения,

3

желаемых результатов не будет. Положительные поступки взрослых не

гарантируют таких же поступков у ребенка; методы применяются не

изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора

методов служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Существуют

следующие

формы

работы,

направленные

на

формирование патриотических чувств:

приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям,

народно-прикладному

искусству,

устному

народному

творчеству,

музыкальному фольклору, народным играм;

знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными

традициям, составление родословной. С детским садом, его ребятами,

взрослыми, играми, игрушками, традициями;

проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные

сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев

цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и др.;

организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей,

в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях,

животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым

жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Комплексный подход к вопросам формирования у детей любви к своей

Родине – взаимосвязь различных средств, методов и форм воспитания.

Важнейшим

методом

педагогического

воздействия

является

наблюдение окружающей действительности. Однако если педагог сведет

работу

по

нравственно-патриотическому

воспитанию

детей

только

к

организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений

детей, не сможет дать представление ребенку обо всей стране. Такую задачу,

он

сможет

решить,

только

умело

сочетая

наблюдение

с

чтением

художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин,

просмотром фильмов, тематических презентаций.

Для создания положительной эмоциональной атмосферы и активизации

познавательного интереса детей необходимо широко применять игровые

приемы в ходе занятий. Например, изучение народных промыслов России

может

проходить

в

ходе

проведения

игры

«Магазин

сувениров»,

«Мастерская ремесел». Большой интерес вызывают у детей игры –

путешествия в прошлое. Каждая тема подкрепляется различными играми,

продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок,

альбомов, тематическое рисование).

4

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть

представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями отдельными

историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно

наглядно – образное мышление. Поэтому необходимо использовать не

только художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал.

«Живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы,

посуду, орудия труда, вышитые полотенца, салфетки и т.д.). «Бытовая

повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со

сказками,

народными

промыслами,

бытовыми

предметами

старины.

Желательны

посещения

музеев,

а

также

организации

специальных

помещений в детском саду. Здесь для ребенка открывается возможность

первого проникновения в историю быта родного края. В подобных музейных

уголках расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных

сведений.

Важным условием нравственно – патриотического воспитания детей

является

тесная

взаимосвязь

по

данному

вопросу

с

родителями.

Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка,

вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться

к

памяти

прошлого,

своим

историческим

корням,

что

способствует

сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа

актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в

молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не

считаются важными. Тем не менее, родители должны стать непременными

участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей,

помочь в сборе материалов по истории своей семьи, родному краю,

воссоздании местных национально – культурных и трудовых традиций.

Формы

совместной

с

родителями

деятельности

по

нравственно

патриотическому воспитанию детей могут быть разнообразными:

-семейные клубы,

-семейные экскурсии в музеи,

-осмотры памятников культуры и истории,

-организация выставок,

-экспозиционных

стендов,

посвященных

семейным

реликвиям

(ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и

пр.).

5

В настоящее время наблюдается усиление интереса людей к своей

родословной. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать

осмысление очень важных и глубоких постулатов:

корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа,

прошлом края и страны;

семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье

семьи

-

счастье

и

благополучие

народа,

общества,

государства.

Таким образом, современная педагогика располагает обширным и

разнообразным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную

реализацию задач нравственно – патриотического воспитания дошкольников:

различные формы,

методы,

приемы работы,

организация предметной эвристической среды,

специализированная направленность занятий.

Однако наибольшего результата можно добиться только в комплексном

использовании

методов

и

приемов,

направленных

на

формирование

нравственности и чувства патриотизма у детей. При этом огромное значение

приобретает роль семьи в воспитании нравственности ребенка, ее традиции,

устои, ориентация на развитие гражданственности и духовности. Важная

задача дошкольного образовательного учреждения при этом состоит в том,

чтобы обеспечить семью основным педагогическим инструментарием,

сделать ее своей союзницей в реализации основных аспектов нравственно-

патриотического воспитания.

6



В раздел образования