Автор: Симбирцева Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ п. Просвет структурное подразделение "Детский сад "Росинка"
Населённый пункт: Самарская обл. Волжский р–н пгт. Рощинский
Наименование материала: статья
Тема: Современные средства организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Современные средства организации работы по
нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Нравственно-патриотическое
воспитание
ребенка
-
сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие всего спектра
патриотических
чувств.
На
каждом
возрастном
этапе
нравственно-
патриотические
проявления
у
ребенка
имеют
свои
особенности
и,
соответственно,
свои
воспитательные
задачи,
исходя
из
которых,
определяются ведущие формы и методы работы с дошкольниками.
Прочность, устойчивость нравственных качеств зависит от того, как
оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического
воздействия. Для формирования нравственно-патриотических качеств важно,
чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых
у ребенка будут складываться представления о сущности этих качеств, об их
необходимости и о преимуществах овладения ими.
У
ребенка
должно
появиться
желание
овладеть
нравственным
качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для его приобретения.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое
формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования
личностно значимую окраску и влияют на прочность складывающегося
качества.
Нравственно – патриотическое воспитание осуществляется с помощью
определенных средств и методов.
Средства
нравственно-патриотического
воспитания
дошкольников
можно объединить в несколько групп.
1. группа художественных средств:
-художественная литература,
-изобразительное искусство,
-музыка,
- кино,
-диафильмы
Эта группа средств способствует эмоциональной окраске познаваемых
явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им
сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка
производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир
реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при
формировании у детей представлений и воспитании чувств.
1
2. Средством
нравственно
–
патриотического
воспитания
дошкольников является природа родного края – это группа экологических
средств. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех,
кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность
детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку
Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.
3. Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников
является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная
деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя
функцию
средства
воспитания
практики
нравственно-патриотического
поведения.
4. Особое место в группе средств отводится общению. Оно как
средство
нравственно-патриотического
воспитания
выполняет
задачи
корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе
пробуждения чувств и формирования отношений. Средством нравственно-
патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок.
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств,
представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-
патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и
патриотических качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста
воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа
развития нравственно-патриотических качеств.
Средство становится эффективным в сочетании с адекватными
методами и приемами воспитания.
Методы
воспитания
-
это
способы
организации
совместной
деятельности педагогов и воспитанников, направленной на взаимное
развитие, совершенствование личности педагога и формирование личности
воспитанника в соответствии с целями воспитания.
В педагогике существует несколько подходов в классификации
методов
воспитания.
В.Г.
Нечаева
выделяет
две
группы
методов
нравственного воспитания дошкольников:
организация практического опыта общественного поведения (метод
приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод
организации деятельности);
формирование
у
дошкольников
нравственных
представлений,
суждений,
оценок
(беседы,
чтение
художественных
произведений,
рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). К обеим группам
2
методов автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение
и наказание.
Классификация, предложенная В.И. Логиновой, объединяет все методы
в три группы:
1. методы
формирования
нравственного
поведения
(приучение,
упражнение, руководство деятельностью);
2. методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме
разъяснения, внушение, беседа);
3. методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение,
наказание).
Наиболее целесообразна та классификация методов нравственно-
патриотического
воспитания,
которая
соответствует
его
механизму.
Эффективный результат методы воспитания дают при определенных
условиях:
любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не
нарушающим его прав;
метод
должен
быть
реальным,
осуществимым,
логически
завершенным. В нравственно-патриотическом воспитании каждый метод
должен быть весомым, значимым;
для использования метода должны быть подготовлены условия,
средства;
метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению
ко всем детям и в любой ситуации. Иначе метод убеждения может
превратиться в назидание и перестанет давать нужный результат;
методы воспитания следует применять тактично, опосредованно.
Ребенок недолжен, почувствовать, что его воспитывают;
при
подборе
методов
следует
учитывать
степень
сложности
формируемого качества;
проектируя,
подбирая
методы,
важно
предвидеть
возможные
результаты воздействия их на конкретного ребенка;
применение
методов
нравственно-патриотического
воспитания
требует
терпимости
и
терпения.
Следует
терпеливо
повторять
уже
используемые и подбирать новые, с понимание относиться к тому, что
результат будет, достигнут не сразу;
преобладающими
в
нравственно-патриотическом
воспитании
должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка
способам действия. Если опираться на осознание, понимание значимости
положительного поведения и не обучать способам такого поведения,
3
желаемых результатов не будет. Положительные поступки взрослых не
гарантируют таких же поступков у ребенка; методы применяются не
изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора
методов служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.
Существуют
следующие
формы
работы,
направленные
на
формирование патриотических чувств:
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям,
народно-прикладному
искусству,
устному
народному
творчеству,
музыкальному фольклору, народным играм;
знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными
традициям, составление родословной. С детским садом, его ребятами,
взрослыми, играми, игрушками, традициями;
проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные
сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев
цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и др.;
организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей,
в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях,
животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым
жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
Комплексный подход к вопросам формирования у детей любви к своей
Родине – взаимосвязь различных средств, методов и форм воспитания.
Важнейшим
методом
педагогического
воздействия
является
наблюдение окружающей действительности. Однако если педагог сведет
работу
по
нравственно-патриотическому
воспитанию
детей
только
к
организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений
детей, не сможет дать представление ребенку обо всей стране. Такую задачу,
он
сможет
решить,
только
умело
сочетая
наблюдение
с
чтением
художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин,
просмотром фильмов, тематических презентаций.
Для создания положительной эмоциональной атмосферы и активизации
познавательного интереса детей необходимо широко применять игровые
приемы в ходе занятий. Например, изучение народных промыслов России
может
проходить
в
ходе
проведения
игры
«Магазин
сувениров»,
«Мастерская ремесел». Большой интерес вызывают у детей игры –
путешествия в прошлое. Каждая тема подкрепляется различными играми,
продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок,
альбомов, тематическое рисование).
4
Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть
представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями отдельными
историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно
наглядно – образное мышление. Поэтому необходимо использовать не
только художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал.
«Живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы,
посуду, орудия труда, вышитые полотенца, салфетки и т.д.). «Бытовая
повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со
сказками,
народными
промыслами,
бытовыми
предметами
старины.
Желательны
посещения
музеев,
а
также
организации
специальных
помещений в детском саду. Здесь для ребенка открывается возможность
первого проникновения в историю быта родного края. В подобных музейных
уголках расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных
сведений.
Важным условием нравственно – патриотического воспитания детей
является
тесная
взаимосвязь
по
данному
вопросу
с
родителями.
Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка,
вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться
к
памяти
прошлого,
своим
историческим
корням,
что
способствует
сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа
актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в
молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не
считаются важными. Тем не менее, родители должны стать непременными
участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей,
помочь в сборе материалов по истории своей семьи, родному краю,
воссоздании местных национально – культурных и трудовых традиций.
Формы
совместной
с
родителями
деятельности
по
нравственно
–
патриотическому воспитанию детей могут быть разнообразными:
-семейные клубы,
-семейные экскурсии в музеи,
-осмотры памятников культуры и истории,
-организация выставок,
-экспозиционных
стендов,
посвященных
семейным
реликвиям
(ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и
пр.).
5
В настоящее время наблюдается усиление интереса людей к своей
родословной. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать
осмысление очень важных и глубоких постулатов:
корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа,
прошлом края и страны;
семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;
счастье
семьи
-
счастье
и
благополучие
народа,
общества,
государства.
Таким образом, современная педагогика располагает обширным и
разнообразным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную
реализацию задач нравственно – патриотического воспитания дошкольников:
различные формы,
методы,
приемы работы,
организация предметной эвристической среды,
специализированная направленность занятий.
Однако наибольшего результата можно добиться только в комплексном
использовании
методов
и
приемов,
направленных
на
формирование
нравственности и чувства патриотизма у детей. При этом огромное значение
приобретает роль семьи в воспитании нравственности ребенка, ее традиции,
устои, ориентация на развитие гражданственности и духовности. Важная
задача дошкольного образовательного учреждения при этом состоит в том,
чтобы обеспечить семью основным педагогическим инструментарием,
сделать ее своей союзницей в реализации основных аспектов нравственно-
патриотического воспитания.
6