Автор: Анастасия Павловна Котова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №90"ДАНКО"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Эмоциональный интеллект дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Эмоциональный интеллект дошкольника
Эмоциональный интеллект – это способность адекватного постижения, оценки и
выражения, собственных эмоций, способность понимания эмоций других людей, это знания
об эмоциях; способность управления ими. Именно это содействует эмоциональному и
интеллектуальному росту личности.
Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах
жизни определяется степенью развития эмоционального интеллекта, а хорошо известный
IQ( измеряющий степень умственных способностей человека) составляет лишь 20%.
Было установлено, что развитие логического мышления и кругозора ребенка не
гарантирует у будущего успеха в жизни. Наибольшее влияние на эмоциональный интеллект
ребенка (ЭИ)оказывают родители. Исследования показывают, что ЭИ ребенка- это не
результат личного (детского) опыта(стресса или негативных ситуаций),а результат
проявления родительских навыков ЭИ. Дети усваивают навыки своих родителей.
Формирование эмоциональной сферы человека и его эмоционального интеллекта
происходит с самого раннего детства. Если эмоциональное воспитание реализовано в
недостаточной
степени,
то
возникают
серьезные
проблемы.
Для того что бы дети могли понимать свои эмоции, необходимо, прежде всего, не
мешать им свободно выражать свои чувства. Маленькие дети еще не способны к сложным
рассуждениям о событиях, но их мозг, как губка, впитывает впечатления и опыт.
Эмоции являются частью духовной жизни человека. Эмоции делают жизнь ярче и
определяют активность всех психических процессов, таких как мышление, внимание,
память, речь и все виды деятельности.
Эмоции могут быть"простыми"и"сложными".Простые эмоции возникают в результате
мотивов, связанных с поддержанием жизнедеятельности. Это эмоции, отличные от
удовольствия, неудовольствия и радости, и они являются врожденными. Сложные эмоции,
или эмоции высшего порядка, проявляются в виде стыда, вины, интереса, беспокойства и
т.д.
Невозможно полностью развить интеллект, если не развиты эмоции. Эмоции не могут
быть заменены или подавлены интеллектом. Это связано с тем, что отсутствие эмоций и
эмоциональная бедность приводят к пассивности в мыслительном процессе.
Несколько шагов для развития эмоционального интеллекта ребенка.
1.четко выражать свои чувства. Например,"Я сержусь, потому что папа поздно
возвращается домой".
2.обращайтевнимание на то, что волнует ребенка.
3.поговоритес ребенком о его чувствах.
4.постарайтесь отреагировать адекватно.
5.воздействоватьна эмоции ребенка.
6.объяснять ребенку непонятные эмоции чувства.
7.наблюдать за своими эмоциями и чувствами.
8.помогатьребенку преодолевать негативные чувства.
9.научить ребенка контролировать свои чувства и эмоции.
Понимание и осознание своих эмоций и чувств важно для развития детей дошкольного
возраста. Для детей передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий
определенного уровня знаний и определенного уровня развития. Эмоции затрагивают все
стороны личности и так или иначе влияют на ее деятельность.