Напоминание

Методы и приемы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста


Автор: Бухарметова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №63
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является

развитие

логического

мышления

и

познавательных

способностей

дошкольников,

формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.

Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько

задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления и

научить

простому

счету.

Особый

интерес

представляет

поле

математической

деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для развития

восприятия,

мыслительных

операций

(сравнение,

абстрагирование,

символизация,

внимания, памяти).

Все занятия по ФЭМП строятся на наглядности. Воспитатель должен помнить , что

наглядность - не самоцель, а средство обучения.

Неудачно подобранный материал

отвлекает

внимание

детей,

мешает

усвоению

знаний,

правильно

подобранный

-

повышает эффективность обучения.

В детском саду используюь два вида наглядного материала.;

-демонстративный раздаточный

Наглядный

материал

должен

соответствовать

определенным

требованиям.

Быть

разнообразным на одном занятии, динамичным , удобным, в достаточном количестве.

Предметы

счёта

и

их

изображения

должны

быть

известны

детям.

И

демонстрационный

и

раздаточный

материал

должен

отвечать

эстетическим

требованиям, , с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и

глубже

детские

эмоции,

тем

полнее

взаимодействие

чувственного

и

логического

мышления, тем интенсивнее проходят занятия, и более успешно осваиваются детьми

знания.

На

занятиях

по

ФЭМП

используют

следующие

методы

:игровые,

наглядные,

словесные. практические методы. При выборе метода учитывается ряд факторов:

программные

задачи,

решаемые

на

данном

этапе,

возрастные

и

индивидуальные

особенности детей, наличие необходимых дидактических средств...

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в

основном заключается в вопросах к детям.

Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной

задачи :

-

в младшем возрасте — прямые , конкретные вопросы : Сколько? Как ?

- в старшем возрасте - в основном поисковые : Как можно сделать? Почему ты так

думаешь ? Для чего ?....

Наглядные и словесные методы в формировании элементарных математических

представлений

не

являются

самостоятельными,

они

сопутствуют

практическим

и

игровым методам. Это отнюдь не умоляет их значения.

В

формировании

элементарных

математических

представлений

ведущим

является практический

метод. Суть

его

заключается

в

организации

практической

деятельности

детей,

направленной

на

усвоение

строго

определенных

способов

действий

с

предметами

или

их

заменителями

(изображениями,

графическими

рисунками, моделями и т. д.).

Характерные особенности практического метода при формировании элементарных

математических представлений:

-

выполнение

разнообразных

практических

действий,

служащих

основой

для

умственной деятельности;

- широкое использование дидактического материала;

-

возникновение

представлений

как

результата

практических

действий

с

дидактическим материалом;

- выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;

- широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в

быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.

Данный метод предполагает организацию специальных упражнений, которые могут

предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным

материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным материалом.

Упражнения бывают коллективными - выполняются всеми детьми одновременно

и индивидуальными -

осуществляются

отдельным

ребенком

у

доски

или

стола

воспитателя.

Коллективные

упражнения,

помимо

усвоения

и

закрепления

знаний,

могут

использоваться

для

контроля.

Индивидуальные,

выполняя

те

же

функции,

служат еще и образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности

С точки зрения проявления детьми активности, самостоятельности, творчества в

процессе

выполнения

можно

выделить репродуктивные

(подражательные)

и

продуктивные упражнения.

Репродуктивные основаны на простом воспроизведении способа действия. При

этом

действия

детей

полностью

регламентируются

взрослым

в

виде

образца,

пояснения, требования, правила, определяющих, что и как надо делать.

Продуктивные упражнения характеризуется тем, что способ действий дети должны

полностью или частично открыть сами. Это развивает самостоятельность мышления,

требует

творческого

подхода,

вырабатывает

целенаправленность

и

целеустремленность. Воспитатель обычно говорит, что надо делать, но не сообщает и

не демонстрирует способа действия. При выполнении упражнений ребенок прибегает к

мыслительным

и

практическим

пробам,

выдвигает

предложения

и

проверяет

их,

мобилизует имеющиеся знания, учится использовать их в любой ситуации, проявляет

сообразительность,

смекалку

и

т.

д.

При

выполнении

таких

упражнений

педагог

оказывает помощь не прямо, а в косвенной форме, предлагает детям подумать и еще

раз

попробовать,

одобряет

правильные

действия,

напоминает

об

аналогичных

упражнениях, которые ребенок уже выполнял, и т. д.

Соотношение продуктивных и репродуктивных упражнений определяется возрастом

детей, имеющимся у них опытом решения практических и познавательных задач,

характером самих математических представлений и уровнем развития их у детей. С

возрастом

увеличивается

степень

самостоятельности

детей

при

выполнении

упражнений.

Возрастает

роль

словесных

указаний,

пояснений,

разъяснений,

организующих и направляющих самостоятельную деятельность дошкольников. Дети

учатся, выполнив задание, упражнение, оценивать правильность своих действий и

действий товарищей, осуществлять самоконтроль.

При формировании элементарных математических представлений, игра выступает

как

самостоятельный

метод

обучения. Но

ее

можно

отнести

и

к

группе

практических методов, имея в виду особую значимость разного вида игр в овладении

разными практическими действиями, такими, как составление целого из частей, рядов

фигур, счет, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение и др.

Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах:

- в младших - в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного

персонажа и т. д.;

-в старших они приобретают характер поиска, соревнования .

Наиболее широко используются дидактические игры. Дидактические игры можно

классифицировать по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей,

игровым

действиям

и

правилам,

организации

и

взаимоотношении

детей,

по

роли

воспитателя.:

1.

Игры

-путешествия

отражают

реальные

факты,

раскрывая

обычное

через

необычное,

цель

которых

усилить

впечатление

через

сказочную

необычность;

2.

Игры предложения : « Что было бы?» , « Что бы я сделал?»;

3.

Игры — загадки с замысловатым описанием, которые нужно расшифровать;

4.

Игры — беседы ( диалоги, где в основе - общение воспитателя с детьми, детей с

ним,

и

друг

с

другом

с

особым

характером

игрового

обучения

и

игровой

деятельности).

Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел),

игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное

познавательное содержание. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-

печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования

элементарных

математических

представлений.

Предметные

и

словесные

игры

проводятся на занятиях по математике и вне их. Настольно-печатные, как правило, - в

свободное от занятий время.

Экспериментирование -

это

метод

умственного

воспитания,

обеспечивающий

самостоятельное

выявление

ребенком

путем

проб

и

ошибок,

скрытых

от

непосредственного

наблюдения

связей

и

зависимостей.

Например,

экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем).

Таким

образом,

использование

игровых

методов

и

приемов

как

средства

формирования элементарных математических представлений дает положительный

результат в развитии психических процессов и речи.

Моделирование – наглядно-практический метод

обучения.

В

основе метода

моделирования лежит

принцип замещения:

реальный

предмет

ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным

знаком.

Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек

становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером,

космонавтом). Метод

моделирования имеет

развивающее

значение,

так

как

открывает

у

ребёнка

ряд

дополнительных

возможностей

для

развития

его

умственной

активности.

Одним

из

эффективных

средств,

обеспечивающих

успешность познания,

является использование

детьми

моделей

и

активное

участие, в процессе моделирования.

В

детском

саду

широко используются

приемы,

относящие

к

наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве

друг с другом:

1.

Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец

воспитателя. Это основной прием обучения, он носит наглядно -практически-

действенный характер, выполняется с привлечением разнообразных

дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у

детей.

К нему предъявляют следующие требования :

- четкость, расчлененность показа способа действия;

- согласованность действий со словесными пояснениями;

- точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ;

- активизация восприятия , мышления и речи детей.

2.

Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Этот прием связан

с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции

отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В

старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания, в

младших - проверяет каждое действие.

3.

Пояснение, разъяснение, указание. Эти словесные приемы используются

воспитателем при демонстрации способа действия или в ходе выполнения

детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т.

д.

Они должны быть короткими, конкретными, и образными. Показ уместен во

всех возрастных группах при ознакомлении с новыми действиями (приложение,

измерение) , но при этом необходима активизация умственной деятельности,

исключающее прямое подражание. В ходе освоения нового действия ,

формирования умения считать, измерять — желательно избегать повторного

показа. Освоение действия и совершенствование его осуществляется под

влиянием словесных приемов : пояснения, указания, вопросов. Одновременно

идет освоение речевого выражения способа действия.

4.

Один из основных приемов формирования элементарных математических

представлений во всех возрастных группах — вопросы к детям. В педагогике

принята следующая классификация вопросов:

- репродуктивно мнемонические (Сколько ?, Что это такое?, Как называется

эта фигура? Чем отличается квадрат от треугольника ?...)

- репродуктивно познавательные ( Сколько будет на полке кубиков, если я

поставлю еще один?, Какое число больше (меньше): девять или семь?) ;

- продуктивно познавательные ( Что надо сделать, чтобы кружков стало по

семь ?, Как разделить полоску на равные части ?, Как можно определить,

который флажок в ряду красный? …).

Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают

осмысление и усвоение материала. При формировании элементарных математических

представлений наиболее значима серия вопросов: от более простых, направленных на

описание конкретных признаков, свойств предмета, результатов практических

действий, т.е. констатирующих, к более сложным, требующим установления связей,

отношений, зависимостей, их обоснования, объяснения, использования простейших

доказательств. Чаще всего такие вопросы задаются после демонстрации воспитателем

образца или выполнения упражнений детьми.

Например: после того как дети разделили бумажный треугольник на две равные части ,

педагог спрашивает: « Что ты сделал? Как называются эти части? Почему каждую из

этих двух частей можно назвать половиной? Какой формы получились части? Что

надо сделать , чтобы разделить треугольник на четыре равные части?

Разные по характеру вопросы вызывают различный тип познавательной

деятельности; от продуктивной, воспроизводящей изучение материала, до

продуктивной, направленной на решение проблемных задач.

Основные требования к вопросам как методическому приему:

точность, конкретность, лаконизм;

логическая последовательность;

разнообразие формулировок, т.е. об одном и том же следует спрашивать по

разному;

оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов в

зависимости от возраста детей и изучаемого материала;

количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь

поставленную дидактическую цель;

вопросы должны будить мысль ребенка, развивать его мышление, заставлять его

задуматься, провести анализ, сравнение, обобщение;

следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.

Воспитатель задает обычно вопрос всей группе, а отвечает на него вызванный

ребёнок. В младших группах возможны хоровые ответы. Старших дошкольников

следует учить формулировать вопросы самостоятельно. В конкретной ситуации,

используя дидактический материал, воспитатель предлагает детям спросить о

количестве предметов, их порядковым месте, о размере, форме, способе измерения …

Педагог учит задавать вопросы по результатам непосредственного сравнения (« Алиса

сравнила круг и окружность». О чём можно спросить её?»), вслед за выполненным у

доски практическим действием ( «Спросите Сашу , что он узнал, разложив предметы

на два ряда?», « Посмотрите, что я сделала. О чём спросите меня?»). Дети успешно

овладевают умением задавать вопросы в том случае, если они

адресуются конкретному лицу — воспитателю или товарищу.

Ответы детей должны быть:

краткими или полными, в зависимости от характера вопроса;

точными , ясными, достаточно громкими:

самостоятельными, осознанными;

грамматически правильными ( соблюдение порядка слов, правил их

согласования, использование специальной терминологии).

В работе с дошкольниками воспитателю часто приходится прибегать к приёму

переформулировки ответа — ребенок говорит « На полке грибов четыре» - воспитатель

уточняет « На полке четыре гриба ».

5. Контроль и оценка — эти приемы взаимосвязаны. Контроль осуществляется через

наблюдение за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, .

ответами. Данные приемы сочетаются с указаниями, пояснениями, разъяснениями,

демонстрацией способов действий взрослым в качестве образца, непосредственной

помощью, включают исправление ошибок. Постепенно воспитатель начинает сочетать

контроль с взаимоконтролем. Зная типичные ошибки, которые допускаю дети при

счете,

измерении,

простейших

вычислениях

и

т.

д.,

педагог

осуществляет профилактическую работу. Оценке подлежат способы и результаты

действий,

поведение

детей.

Оценка

взрослого,

приучающего

ориентироваться

на

образец,

начинает

сочетаться

с

оценкой

товарищей

и

самооценкой.

Этот

прием

используется по ходу и в конце игры, упражнения, занятия.

Применение контроля и

оценки имеет свою специфику в зависимости от возраста детей и степени овладения

ими знаниями и способами действий. Контроль постепенно переносится на результат,

оценка становится более дифференцированной и содержательной. Эти приемы, кроме

обучающей,

выполняют

и

воспитательную

функцию,

помогают

воспитывать

доброжелательное отношение к товарища и умение помогать им.

1Методические приемы сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только

как познавательные процессы, но и как приемы , определяющие тот путь , по которому

движется мысль ребёнка в процессе учения.

В основе сравнения лежит установления сходства и различия между объектами. Дети

сравнивают

предметы

по

количеству,

форме,

величине,

пространственному

расположению,

интервалу

времени

по

длительности

и

т.

д.

Вначале

их

учат

сравнивать

минимальное

количество

предметов,

а

затем

количество

предметов

постепенно

увеличивается,

а

степень

контрастности

сопоставляемых

признаков

соответственно уменьшают.

Анализ и

синтез — выступают

в

единстве

.

Примером

их

использования

может

служить формирование у детей представлений о «много» и «один», которые возникают

под влиянием наблюдения и практических действий с предметами.

Например, воспитатель

вносит

в

группу

сразу

большое

количество

одинаковых

игрушек — столько, сколько детей. Раздает по одной игрушке каждому ребенку , а

затем собирает их всех вместе. На глазах у ребят группа предметов дробится на

отдельности, а из них вновь создается целое.

На

основе

анализа

и

синтеза

детей

подводят

к обобщению, в

котором

обычно

суммируются результаты всех наблюдений и действий. Эти приемы направлены на

осознание качественных, пространственных и временных отношений, на выделение

главного, существенного. Обобщение дается в конце каждой части и всего занятия.

Вначале обобщает воспитатель, а затем — дети.

2. В методике формирования элементарных математических представлений некоторые

специальные способы действий, ведущие к формированию представлений и освоению

математических отношений, выступают в роли методических приемов. Это приемы

наложения

и

приложения,

обследование

формы

предмета,

«взвешивания»

предмета

«на

руке»,

введение

фишек

эквивалентов,

присчитывания

и

отсчитывания по единице...

Этими

приемами

дети

овладевают

в

процессе

показа,

объяснения,

выполнения

упражнений и в дальнейшим прибегают к ним с целью проверки, доказательства, в

объяснениях и ответах, в играх и других видах деятельности.

Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области

математики,

информатики,

русского

языка,

он

обучается

выполнять

различные

действия, развивает память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети

усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое

главное

-

это

привить

малышу

интерес

к

познанию.

Для

этого

занятия

должны

проходить в увлекательной игровой форме.



В раздел образования