Автор: Бухарметова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №63
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является
развитие
логического
мышления
и
познавательных
способностей
дошкольников,
формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.
Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько
задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления и
научить
простому
счету.
Особый
интерес
представляет
поле
математической
деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для развития
восприятия,
мыслительных
операций
(сравнение,
абстрагирование,
символизация,
внимания, памяти).
Все занятия по ФЭМП строятся на наглядности. Воспитатель должен помнить , что
наглядность - не самоцель, а средство обучения.
Неудачно подобранный материал
отвлекает
внимание
детей,
мешает
усвоению
знаний,
правильно
подобранный
-
повышает эффективность обучения.
В детском саду используюь два вида наглядного материала.;
-демонстративный раздаточный
Наглядный
материал
должен
соответствовать
определенным
требованиям.
Быть
разнообразным на одном занятии, динамичным , удобным, в достаточном количестве.
Предметы
счёта
и
их
изображения
должны
быть
известны
детям.
И
демонстрационный
и
раздаточный
материал
должен
отвечать
эстетическим
требованиям, , с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и
глубже
детские
эмоции,
тем
полнее
взаимодействие
чувственного
и
логического
мышления, тем интенсивнее проходят занятия, и более успешно осваиваются детьми
знания.
На
занятиях
по
ФЭМП
используют
следующие
методы
:игровые,
наглядные,
словесные. практические методы. При выборе метода учитывается ряд факторов:
программные
задачи,
решаемые
на
данном
этапе,
возрастные
и
индивидуальные
особенности детей, наличие необходимых дидактических средств...
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в
основном заключается в вопросах к детям.
Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной
задачи :
-
в младшем возрасте — прямые , конкретные вопросы : Сколько? Как ?
- в старшем возрасте - в основном поисковые : Как можно сделать? Почему ты так
думаешь ? Для чего ?....
Наглядные и словесные методы в формировании элементарных математических
представлений
не
являются
самостоятельными,
они
сопутствуют
практическим
и
игровым методам. Это отнюдь не умоляет их значения.
В
формировании
элементарных
математических
представлений
ведущим
является практический
метод. Суть
его
заключается
в
организации
практической
деятельности
детей,
направленной
на
усвоение
строго
определенных
способов
действий
с
предметами
или
их
заменителями
(изображениями,
графическими
рисунками, моделями и т. д.).
Характерные особенности практического метода при формировании элементарных
математических представлений:
-
выполнение
разнообразных
практических
действий,
служащих
основой
для
умственной деятельности;
- широкое использование дидактического материала;
-
возникновение
представлений
как
результата
практических
действий
с
дидактическим материалом;
- выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;
- широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в
быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.
Данный метод предполагает организацию специальных упражнений, которые могут
предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным
материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным материалом.
Упражнения бывают коллективными - выполняются всеми детьми одновременно
и индивидуальными -
осуществляются
отдельным
ребенком
у
доски
или
стола
воспитателя.
Коллективные
упражнения,
помимо
усвоения
и
закрепления
знаний,
могут
использоваться
для
контроля.
Индивидуальные,
выполняя
те
же
функции,
служат еще и образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности
С точки зрения проявления детьми активности, самостоятельности, творчества в
процессе
выполнения
можно
выделить репродуктивные
(подражательные)
и
продуктивные упражнения.
Репродуктивные основаны на простом воспроизведении способа действия. При
этом
действия
детей
полностью
регламентируются
взрослым
в
виде
образца,
пояснения, требования, правила, определяющих, что и как надо делать.
Продуктивные упражнения характеризуется тем, что способ действий дети должны
полностью или частично открыть сами. Это развивает самостоятельность мышления,
требует
творческого
подхода,
вырабатывает
целенаправленность
и
целеустремленность. Воспитатель обычно говорит, что надо делать, но не сообщает и
не демонстрирует способа действия. При выполнении упражнений ребенок прибегает к
мыслительным
и
практическим
пробам,
выдвигает
предложения
и
проверяет
их,
мобилизует имеющиеся знания, учится использовать их в любой ситуации, проявляет
сообразительность,
смекалку
и
т.
д.
При
выполнении
таких
упражнений
педагог
оказывает помощь не прямо, а в косвенной форме, предлагает детям подумать и еще
раз
попробовать,
одобряет
правильные
действия,
напоминает
об
аналогичных
упражнениях, которые ребенок уже выполнял, и т. д.
Соотношение продуктивных и репродуктивных упражнений определяется возрастом
детей, имеющимся у них опытом решения практических и познавательных задач,
характером самих математических представлений и уровнем развития их у детей. С
возрастом
увеличивается
степень
самостоятельности
детей
при
выполнении
упражнений.
Возрастает
роль
словесных
указаний,
пояснений,
разъяснений,
организующих и направляющих самостоятельную деятельность дошкольников. Дети
учатся, выполнив задание, упражнение, оценивать правильность своих действий и
действий товарищей, осуществлять самоконтроль.
При формировании элементарных математических представлений, игра выступает
как
самостоятельный
метод
обучения. Но
ее
можно
отнести
и
к
группе
практических методов, имея в виду особую значимость разного вида игр в овладении
разными практическими действиями, такими, как составление целого из частей, рядов
фигур, счет, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение и др.
Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах:
- в младших - в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного
персонажа и т. д.;
-в старших они приобретают характер поиска, соревнования .
Наиболее широко используются дидактические игры. Дидактические игры можно
классифицировать по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей,
игровым
действиям
и
правилам,
организации
и
взаимоотношении
детей,
по
роли
воспитателя.:
1.
Игры
-путешествия
отражают
реальные
факты,
раскрывая
обычное
через
необычное,
цель
которых
—
усилить
впечатление
через
сказочную
необычность;
2.
Игры предложения : « Что было бы?» , « Что бы я сделал?»;
3.
Игры — загадки с замысловатым описанием, которые нужно расшифровать;
4.
Игры — беседы ( диалоги, где в основе - общение воспитателя с детьми, детей с
ним,
и
друг
с
другом
с
особым
характером
игрового
обучения
и
игровой
деятельности).
Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел),
игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное
познавательное содержание. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-
печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования
элементарных
математических
представлений.
Предметные
и
словесные
игры
проводятся на занятиях по математике и вне их. Настольно-печатные, как правило, - в
свободное от занятий время.
Экспериментирование -
это
метод
умственного
воспитания,
обеспечивающий
самостоятельное
выявление
ребенком
путем
проб
и
ошибок,
скрытых
от
непосредственного
наблюдения
связей
и
зависимостей.
Например,
экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем).
Таким
образом,
использование
игровых
методов
и
приемов
как
средства
формирования элементарных математических представлений дает положительный
результат в развитии психических процессов и речи.
Моделирование – наглядно-практический метод
обучения.
В
основе метода
моделирования лежит
принцип замещения:
реальный
предмет
ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным
знаком.
Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек
становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером,
космонавтом). Метод
моделирования имеет
развивающее
значение,
так
как
открывает
у
ребёнка
ряд
дополнительных
возможностей
для
развития
его
умственной
активности.
Одним
из
эффективных
средств,
обеспечивающих
успешность познания,
является использование
детьми
моделей
и
активное
участие, в процессе моделирования.
В
детском
саду
широко используются
приемы,
относящие
к
наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве
друг с другом:
1.
Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец
воспитателя. Это основной прием обучения, он носит наглядно -практически-
действенный характер, выполняется с привлечением разнообразных
дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у
детей.
К нему предъявляют следующие требования :
- четкость, расчлененность показа способа действия;
- согласованность действий со словесными пояснениями;
- точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ;
- активизация восприятия , мышления и речи детей.
2.
Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Этот прием связан
с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции
отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В
старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания, в
младших - проверяет каждое действие.
3.
Пояснение, разъяснение, указание. Эти словесные приемы используются
воспитателем при демонстрации способа действия или в ходе выполнения
детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т.
д.
Они должны быть короткими, конкретными, и образными. Показ уместен во
всех возрастных группах при ознакомлении с новыми действиями (приложение,
измерение) , но при этом необходима активизация умственной деятельности,
исключающее прямое подражание. В ходе освоения нового действия ,
формирования умения считать, измерять — желательно избегать повторного
показа. Освоение действия и совершенствование его осуществляется под
влиянием словесных приемов : пояснения, указания, вопросов. Одновременно
идет освоение речевого выражения способа действия.
4.
Один из основных приемов формирования элементарных математических
представлений во всех возрастных группах — вопросы к детям. В педагогике
принята следующая классификация вопросов:
- репродуктивно мнемонические (Сколько ?, Что это такое?, Как называется
эта фигура? Чем отличается квадрат от треугольника ?...)
- репродуктивно познавательные ( Сколько будет на полке кубиков, если я
поставлю еще один?, Какое число больше (меньше): девять или семь?) ;
- продуктивно познавательные ( Что надо сделать, чтобы кружков стало по
семь ?, Как разделить полоску на равные части ?, Как можно определить,
который флажок в ряду красный? …).
Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают
осмысление и усвоение материала. При формировании элементарных математических
представлений наиболее значима серия вопросов: от более простых, направленных на
описание конкретных признаков, свойств предмета, результатов практических
действий, т.е. констатирующих, к более сложным, требующим установления связей,
отношений, зависимостей, их обоснования, объяснения, использования простейших
доказательств. Чаще всего такие вопросы задаются после демонстрации воспитателем
образца или выполнения упражнений детьми.
Например: после того как дети разделили бумажный треугольник на две равные части ,
педагог спрашивает: « Что ты сделал? Как называются эти части? Почему каждую из
этих двух частей можно назвать половиной? Какой формы получились части? Что
надо сделать , чтобы разделить треугольник на четыре равные части?
Разные по характеру вопросы вызывают различный тип познавательной
деятельности; от продуктивной, воспроизводящей изучение материала, до
продуктивной, направленной на решение проблемных задач.
Основные требования к вопросам как методическому приему:
•
точность, конкретность, лаконизм;
•
логическая последовательность;
•
разнообразие формулировок, т.е. об одном и том же следует спрашивать по
разному;
•
оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов в
зависимости от возраста детей и изучаемого материала;
•
количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь
поставленную дидактическую цель;
•
вопросы должны будить мысль ребенка, развивать его мышление, заставлять его
задуматься, провести анализ, сравнение, обобщение;
•
следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.
Воспитатель задает обычно вопрос всей группе, а отвечает на него вызванный
ребёнок. В младших группах возможны хоровые ответы. Старших дошкольников
следует учить формулировать вопросы самостоятельно. В конкретной ситуации,
используя дидактический материал, воспитатель предлагает детям спросить о
количестве предметов, их порядковым месте, о размере, форме, способе измерения …
Педагог учит задавать вопросы по результатам непосредственного сравнения (« Алиса
сравнила круг и окружность». О чём можно спросить её?»), вслед за выполненным у
доски практическим действием ( «Спросите Сашу , что он узнал, разложив предметы
на два ряда?», « Посмотрите, что я сделала. О чём спросите меня?»). Дети успешно
овладевают умением задавать вопросы в том случае, если они
адресуются конкретному лицу — воспитателю или товарищу.
Ответы детей должны быть:
•
краткими или полными, в зависимости от характера вопроса;
•
точными , ясными, достаточно громкими:
•
самостоятельными, осознанными;
•
грамматически правильными ( соблюдение порядка слов, правил их
согласования, использование специальной терминологии).
В работе с дошкольниками воспитателю часто приходится прибегать к приёму
переформулировки ответа — ребенок говорит « На полке грибов четыре» - воспитатель
уточняет « На полке четыре гриба ».
5. Контроль и оценка — эти приемы взаимосвязаны. Контроль осуществляется через
наблюдение за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, .
ответами. Данные приемы сочетаются с указаниями, пояснениями, разъяснениями,
демонстрацией способов действий взрослым в качестве образца, непосредственной
помощью, включают исправление ошибок. Постепенно воспитатель начинает сочетать
контроль с взаимоконтролем. Зная типичные ошибки, которые допускаю дети при
счете,
измерении,
простейших
вычислениях
и
т.
д.,
педагог
осуществляет профилактическую работу. Оценке подлежат способы и результаты
действий,
поведение
детей.
Оценка
взрослого,
приучающего
ориентироваться
на
образец,
начинает
сочетаться
с
оценкой
товарищей
и
самооценкой.
Этот
прием
используется по ходу и в конце игры, упражнения, занятия.
Применение контроля и
оценки имеет свою специфику в зависимости от возраста детей и степени овладения
ими знаниями и способами действий. Контроль постепенно переносится на результат,
оценка становится более дифференцированной и содержательной. Эти приемы, кроме
обучающей,
выполняют
и
воспитательную
функцию,
помогают
воспитывать
доброжелательное отношение к товарища и умение помогать им.
1Методические приемы сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только
как познавательные процессы, но и как приемы , определяющие тот путь , по которому
движется мысль ребёнка в процессе учения.
В основе сравнения лежит установления сходства и различия между объектами. Дети
сравнивают
предметы
по
количеству,
форме,
величине,
пространственному
расположению,
интервалу
времени
—
по
длительности
и
т.
д.
Вначале
их
учат
сравнивать
минимальное
количество
предметов,
а
затем
количество
предметов
постепенно
увеличивается,
а
степень
контрастности
сопоставляемых
признаков
соответственно уменьшают.
Анализ и
синтез — выступают
в
единстве
.
Примером
их
использования
может
служить формирование у детей представлений о «много» и «один», которые возникают
под влиянием наблюдения и практических действий с предметами.
Например, воспитатель
вносит
в
группу
сразу
большое
количество
одинаковых
игрушек — столько, сколько детей. Раздает по одной игрушке каждому ребенку , а
затем собирает их всех вместе. На глазах у ребят группа предметов дробится на
отдельности, а из них вновь создается целое.
На
основе
анализа
и
синтеза
детей
подводят
к обобщению, в
котором
обычно
суммируются результаты всех наблюдений и действий. Эти приемы направлены на
осознание качественных, пространственных и временных отношений, на выделение
главного, существенного. Обобщение дается в конце каждой части и всего занятия.
Вначале обобщает воспитатель, а затем — дети.
2. В методике формирования элементарных математических представлений некоторые
специальные способы действий, ведущие к формированию представлений и освоению
математических отношений, выступают в роли методических приемов. Это приемы
наложения
и
приложения,
обследование
формы
предмета,
«взвешивания»
предмета
«на
руке»,
введение
фишек
—
эквивалентов,
присчитывания
и
отсчитывания по единице...
Этими
приемами
дети
овладевают
в
процессе
показа,
объяснения,
выполнения
упражнений и в дальнейшим прибегают к ним с целью проверки, доказательства, в
объяснениях и ответах, в играх и других видах деятельности.
Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области
математики,
информатики,
русского
языка,
он
обучается
выполнять
различные
действия, развивает память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети
усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое
главное
-
это
привить
малышу
интерес
к
познанию.
Для
этого
занятия
должны
проходить в увлекательной игровой форме.