Авторы: Коршунова Наталья Леонидовна, Баскакова Юлия Григорьевна
Должность: учитель-логопед, учитель русского языка
Учебное заведение: ГБОУ АО "Северодвинска СКОШИ"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: Конспект урока чтения в 5в классе Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Спасение собаки. Работа над пересказом»
Тема: Комбинированный урок в контексте ФГОС
Раздел: среднее образование
Конспект комбинированного урока чтения в 5в классе
Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка».
Спасение собаки. Работа над пересказом»
Коршунова Н.Л., учитель-логопед
ГБОУ АО «Северодвинска СКОШИ»,
Баскакова Ю.Г., учитель русского языка
ГБОУ АО «Северодвинска СКОШИ»
Цель:
знакомство с содержанием второй главы, осуществление работы над
пересказом.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-
продолжать
учить
пересказывать
текст,
соблюдая
достоверность,
последовательность событий с использованием авторских слов и выражений;
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь посредством объяснения смысла пословиц;
- расширять пассивный словарь путём знакомства с неизвестными словами;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к животным.
Оборудование:
аудиозапись скулящей собаки, иллюстрации к произведению,
портрет писателя, «толковый»
словарь, презентация «Выбери ответ», пословицы о
дружбе и о труде.
Ход урока:
Орг. момент
Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок!
Будем слушать, размышлять
И друг другу помогать.
Поприветствуем гостей, я верю, что всё у нас получится!
Придумай чистоговорку (рифмовка на звуки)
Са-са-са – будку сделали для (пса).
Улка-улка-улка – у Полкана (булка).
Ра-ра-ра – суп для пса варить (пора).
Щу-щу-щу – собаку я (ищу).
Актуализация знаний
Звук скулящей собаки.
Беседа по содержанию первой главы (полные ответы)
- Кто это? (Это собака); - Что делает собака? (Собака скулит, попискивает);
- Что случилось с собакой? (Собаку бросили в колодец); - Назовите кличку собаки?
(Кличка собаки – Жучка); - Кто решил помочь Жучке? (Тёма решил помочь Жучке); - Как
называется рассказ? («Тёма и Жучка»)
Проверка дом. задания (зачитывают определение слова «ирод» на листочке)
Ирод - мучитель, изверг, злой, жестокий, бессердечный человек.
- Во второй части рассказа нам встретится очень много неизвестных слов, но значение
некоторых из них вам может быть знакомо.
Словарная работа
А) Толковый словарь:
вОжжи (вожжЕй) – вожжА (вожжИ) – верёвка, ремень
любимица – тот, кого сильно любят.
колодец – узкая и глубокая яма для добывания воды.
сруб- сооружение из обработанных бревен.
стойка- опора в сооружении.
перекладина-поперечный брус.
смрад- от-вра-ти-тель-ный запах.
Б) Подбор синонимов:
Блестящий результат – успех.
Страх улетучивается – страх исчезает.
Благополучные вести – удачные (хорошие) вести (новости).
Выражает сочувствие – переживает.
Трогательное свидание – нежное свидание.
Не чаявших свидеться- не надеялись увидеться.
Трогательно визжит- мило визжит.
Поспешно карабкается- быстро подниматься.
Судорожно ловит воздух –резко ловить воздух.
Прилив сил- подъем энергии.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз «Дни недели»
Знакомство с содержанием второй части. Первичное восприятие.
(чтение учителем)
Работа над пересказом. Презентация «Выбери ответ»
(Критерии пересказа – достоверность, последовательность, слова и выражения автора)
1)
Достоверность (кошка или собака; верёвка или лестница)
2)
Последовательность (восстановить слайды друг за другом)
3)
Использование слов и выражений автора (вставить пропущенные слова)
Подбор пословицы, подходящей по смыслу к рассказу.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Делу время – потехе час.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Друг познаётся в беде.
- Составьте простое предложение, раскрывающее смысл пословицы, запишите на доске.
(Тёма спасает Жучку.)
- Чему вас учит данный рассказ? (Любовь к животным может побороть страх. Смелый –
не тот, кто не боится, а тот, кто сумел победить свой страх)
Рефлексия
- Какие трудности возникли на уроке?
- Что понравилось на уроке?
Домашнее задание – с. 166 – 169 прочитать, подготовить пересказ
Оценивание детей
- «Детство Тёмы» - книга о других приключениях мальчика.
- В каких рассказах или сказках говорится о собаках?
(Сказка «Морозко», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - пёс Соколко, сказка
«Репка», …)