Напоминание

Конспект нод по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук [р].


Автор: Иванова Алла Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: город Зубцов, Тверская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Конспект нод по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук [р].
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1»

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной

группе. Звук

[ р]

Составила: воспитатель Иванова А.А.

Тема: Звук [р].

Цели: автоматизация звука [р] в слогах, словах;

Задачи: совершенствование мелодической стороны речи,

совершенствование умения образовывать существительные с

уменьшительно-ласкательными суффиксами;

развитие фонематического слуха;

развитие мелкой и общей моторики рук;

развитие мышления, внимания, путем формирования операций

обобщения, сравнения

воспитывать самостоятельность, любознательность, инициативность

Оборудование:1) игрушечная кошка;

2 )предметные картинки на темы: Животные», «Птицы»,

«Фрукты и овощи».

3) изображение ворот, стражников;

4) два кубика, мостик из картона;

5)игровое поле с картинками и кубик;

6)конверт с письмом;

7)сундучок;

8)рисунок с изображением предметов со звуком [р].

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Воспитатель: Раз, два, повернись и в животное превратись. Изобрази тигра,

как он рычит (р-р-р). Изобрази дятла; как он стучит по дереву(трр-р).Как

мурлычет ласковая кошечка?(мур-р). Покажи; как любопытный вороненок

выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голоском (кар-р-р); а мама-ворона

отвечает ему громко (кар-р-р).

2. Основная часть

Дети, какой звук сегодня мы будем изучать?

Ребенок: Звук [р].

Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно.

Воспитатель: Какое положение принимают губы и зубы при произнесении

[р]?

Ребенок: Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.

Воспитатель: А где находится кончик языка?

Ребенок: Кончик языка поднят вверх, слегка касается бугорков за верхними

зубами.

Воспитатель: Боковые края плотно прилегают к верхним зубам.

(Ребенок повторяет перед зеркалом.)

Воспитатель: Порычи как тигр. Он грозно рычит.

Ребенок: (р-р-р)

Произнесение звука (р) в слогах.

Воспитатель: Дети, нам почтальон принес письмо. Давай посмотрим. Ой, это

письмо от буквы Р. Она просит спасти ее, она попала в беду. Злой волшебник

держит ее в сундуке, он хочет чтобы из всех слов пропал звук [р]. Давай

поспешим на помощь.

Чтобы ты лучше думал и преодолел все препятствия, поиграем в игру

«Здравствуй пальчик» (Большой палец поочередно «здоровается» с

остальными, при этом ребенок должен произносить определенные слоги).

Ребенок: Ар-ар-ар, ро-ро-ро, тра-тра-тра, орт-орт-орт.

Воспроизведение слоговых рядов с заданной интонацией.

Воспитатель: Помочь звуку [р] хотят другие звуки, они просят тебя

соединить их.

Прилетел звук а. Соедини их. Что получилось? Какой слог?

Ребенок: Ра.

Давай соединим [р] со звуками у, ы, о.

Воспитатель: Получилось волшебное заклинание – ры – ро – ру - ра ,

открывайтесь ворота.

Повтори его.

Произнесение звука (р) в словах .

1.Показ картинки с изображением ворот.

Воспитатель: Что это?

Ребенок: ворота.

Воспитатель: Ворота мы откроем, мы знаем заклинание. Давай повторим

Ры – ро – ру - ра

Открывайтесь ворота.

Воспитатель: А около ворот - «Ох, рана!» Какое слово можно составить из

этих двух слов?

Ребенок: Охрана.

Воспитатель: Чтобы охрана нас пропустила, тебе надо выполнить задание.

Игра « Волшебный кубик»

Ребенок бросает на игровое полотно кубик и называет картинки, на которые

попал кубик.

Воспитатель: Нет, не пропускает нас охрана. Надо выполнить другое

задание.

А чтобы его выполнить, надо немножко отдохнуть.

Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть…

Игра» Большой - маленький»

Воспитатель: Я назову большой предмет, а ты – маленький. Рука……

Ребенок: Ручка.

(Аналогично ребенок преобразует слова: рана, рыба, корова, тетрадь,

карандаш, кружка, пирамида, барабан, рама.)

Воспитатель: Стражники придумали еще задание, попробуй с ним

справиться.

Игра» Четвертый лишний».

(Ребенок проговаривает название картинок, на которых изображены: тигр,

зубр, ворона, зебра. Необходимо найти лишний предмет и объяснить, почему

он не подходит к остальным предметам)

Ребенок: Лишняя ворона, потому что это птица, а тигр, зубр и зебра–дикие

животные.

(Аналогичная работа проводится с картинками: морковь, помидор,

картофель, груша; яблоко, персик, апельсин, огурец.)

Воспитатель: Стражники открыли ворота. Но перед нами ров, нужен мостик.

Он у волшебника. Волшебник отдаст его, если ты поиграешь с ним в игру

«Добавь словечко».

(с опорой на картинки).

Буратино взял…..(топор)

И пошел чинить….(забор)

Видит он-стоит….( машина)

Но машина без….(бензина)

Влил бензин он в …..(мотор)

И наехал на…..(забор)

Тут Тортилла….(прибежала)

Буратино…..(отругала.)

3.Итог занятия.

Воспитатель: Вы ребята молодцы. Дошли до сундучка. Открой его. Что там?

Ребенок: Рисунок.

Воспитатель: Какой звук вы освободили?

Ребенок: Звук [р].

Воспитатель: Вы раскрасите эти рисунки дома, на рисунке изображены

предметы со звуком [р].

Логопедическое занятие по формированию лексико-

грамматических средств языка и развитию речи в средней

логопедической группе

Тема: «Весна

Цель: формировать умение составлять простые распространенные

предложения

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение и расширение словаря

по теме «Весна».

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, зрительного

восприятия, фонематических представлений, тонкой моторики рук. Развитие

творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков

сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности,

ответственности. Воспитания любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Корзина, сюжетные картинки по теме «Признаки времен года», картонные

круги красного, желтого, зеленого и белого цветов. Компьютер,

подготовленные слайды: капель, птицы, ручей, сопровождающиеся звуками,

слайд о весне, бумажные кораблики, большой таз с водой, доска и цветные

маркеры.

Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за признаками весны.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках и предлагает

выбрать картинки. Дети выбирают картинки, благодарят логопеда и проходят

в кабинет.

Логопед: Расскажите о том, что делают дети у вас на картинках.

1-й ребенок. Дети собирают разноцветные листья.

2-й ребенок. Малыши катаются на санках.

3-й ребенок. Мальчики пускают кораблики в ручейке.

4-й ребенок. Девочки купаются в озере.

5-й ребенок. Девочка собирает землянику.

6-й ребенок. Дети играют в снежки. И т.д.

Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо рассказали о том, что делают дети.

Игра «Разноцветные круги».

Логопед помещает на наборное полотно разноцветные круги. В центре

каждого круга наклеена «липучка». Картинки, которые получили дети, тоже

снабжены «липучками».

Логопед: А теперь давайте подумаем, какое время года на каждой из ваших

картинок, как об этом можно догадаться

Ребенок: Осенью листья разноцветные. У меня на картинке осень.

Ребенок: Зимой выпадает много снега. У меня на картинке зима.

Ребенок: Весной тает снег и бегут ручейки. У меня на картинке весна.

Ребенок: Летом можно купаться и загорать. У меня на картинке лето. И т.д.

Логопед: Вы очень хорошо объяснили, какое время года на каждой картинке.

Теперь мы можем поиграть в игру «Разноцветные круги». Посмотрите на

них. Подумайте и объясните, какой круг подходит для времени года на вашей

картинке.

Ребенок: Для осени подходит желтый круг. Осенью желтеют листья.

Логопед: Правильно. Прикрепи свою картинку на желтый круг.

Ребенок: Для зимы подходит белый круг. Зимой много белого снега.

Логопед: Верно. Прикрепи свою картинку на белый круг

Ребенок: Для весны подходит зеленый круг. Весной появляются зеленые

листики и зеленая травка.

Логопед: Отлично. Можно закрепить свою картинку на зеленом круге.

Ребенок: Для лета остался красный круг. Летом светит красное солнышко.

Логопед: А еще лето называют красным. Прикрепи свою картинку на

красный круг. Вы все отлично сделали!

2. Основная часть

Сегодня мы поговорим о весне.

Логопед. А сейчас мы с вами попробуем догадаться, что это за звуки и в

какое время года их можно услышать! И мы с вами попробуем изобразить

эти звуки.

Логопед включает шум капели и через некоторое время на интерактивной

доске появляется картинка весенней капели.

Логопед: Кто догадался, чей это звук?

Ребенок: Мы слушали звук капели

Логопед: Верно, что изображено на картинке?

Ребенок: На картинке капель

Логопед: В какое время года бывает капель?

Ребенок: Капель бывает весной

Логопед: Хорошо, молодцы! А теперь попробуем изобразить шум капели

руками, повторяйте за мной. Под музыку трем ладони и хлопаем (звучит шум

капели) .

Дети повторяют движения под шум капели.

Логопед: Ребята, подумайте, а как ещё можно изобразить капель?

Ребенок: Можно потопать ногами.

Логопед: Хорошо, давайте попробуем, топаем ногами. Молодцы!

А теперь слушаем следующую мелодию. Логопед включает журчание

ручейка, через некоторое время появляется картинка. Чей это звук?

Ребенок: Мы слушали звук ручья

Логопед: Правильно, а что на картинке? И когда бывает?

Ребенок: На картинке ручей

Ребенок: Журчит ручей весной.

Логопед: Молодцы! повторяем за мной под музыку, по лицу ладошками

проводим сверху вниз. Звучит журчание ручья и дети выполняют

упражнение.

А как ещё можно изобразить ручей?

Ребенок: Можно сначала по одной руке провести ладошкой, затем по другой.

Логопед: Попробуем, вот здорово у на получается. Логопед включает пение

птиц.

Логопед: Чей звук?

Ребенок: Мы слушали пение птиц. Весной они прилетают из теплых стран.

Логопед: Повторяем за мной под музыку. Ушки растираем вверх вниз. Их

вперед сгибаем, тянем вниз за мочки. Вы молод

Составление предложений о весне.

Логопед открывает на компьютере картинку о весне.

Логопед: Сейчас я вам расскажу о весне, признаках весны, уберу картинку,

затем каждый из вас придумает свое предложение о весне, не повторяя друг

за другом, будет выходить говорить и рисовать на доске.

«В лесу весной»

Наступила весна. Пригрело солнышко. На лесной полянке растаял снег и

появилась зеленая травка. На деревьях появились почки. Скоро распустятся

первые листочки. Проснулись жучки. В лесу весело защебетали птицы.

Хорошо весной в лесу.

Это мой рассказ, вы можете придумать своё предложение и нарисовать его.

Логопед приглашает ребенка к доске.

Ребенок: Весной солнышко светит ярко, пригревает. Ребенок рисует солнце с

длинными лучами.

ребенок. Весной журчат ручьи. Ребенок рисует ручей

Ребенок: С крыш свисают сосульки. Рисует.

Ребенок: На деревьях появились почки. Рисует. Если не получается

нарисовать, логопед помогает.

Логопед: Какая у вас красивая получилась картина о весне. Вы молодцы!

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Разноцветные кораблики».

Логопед приглашает детей к тазу с водой, стоящему на столике, и предлагает

детям присесть на корточки вокруг стола.

Логопед: Опустите кораблики в воду. Сейчас мы проведем соревнование.

Посмотрим, чей кораблик дальше уплывет. Вы будете делать вдох и дуть по

моей команде на парус своего кораблика. Помните, что нужно вытянуть губы

трубочкой и не раздувать щеки.

Логопед следит за тем, чтобы паруса корабликов были расположены на

уровне ртов детей. Упражнение выполняется 3—4 раза. Затем логопед

предлагает достать кораблики из воды и положить на стол для просушки.

3. Итог занятия.

Логопед: О каком времени года мы сегодня говорили?

Дети. О весне.

Логопед. Что вам понравилось делать на занятии?

Дети перечисляют игры и задания, которые им было интересно выполнять.

Логопед оценивает работу каждого ребенка и дарит бумажные кораблики.

Конспект группового занятия по коррекции письма

Дифференциация букв о - а.

Цель: формировать умение различать буквы О и А на письме

Задачи: научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию;

закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах;

учить дифференциации букв о - а в слогах и словах;

развивать оптико-пространственные представления;

знакомить детей со словами-паронимами;

пополнять словарный запас;

Оборудование: буквы о-а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов;

кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки».

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Знакомство с таблицами.

Логопед: Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите

сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.

2. Сравнение букв, сходных по начертанию.

Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и

сравнить их между собой.

II. Основная часть занятия

1. Сравнение букв, сходных по начертанию. Знакомство с парой букв о - а.

Запись темы занятия. Прослушивание сказки о буквах сестричках. Логопед:

Послушайте сказку о буквах-сестричках.

«Жили-были две буквы-сестрички (логопед выставляет на доску

стилизованное изображение букв о - а). Сестрички были очень похожи.

Чтобы не перепутать своих дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а

вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в

некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Так они и

жили. Со временем люди научились их различать — увидев сестёр издалека,

они кричали: «Посмотрите, это буква а — сестрёнка с косичкой, а вот и буква

о - без косички ».

2.Сравнение элементов и целых букв о - а .

Буква а - состоит из двух элементов, буква о - из одного овала. Сравнение

артикуляции звуков о - а. При произнесении звука а - рот широко

раскрывается, при произнесении о - рот напоминает по форме овал.

Соотнесение звуков с буквами и символами для обозначения на письме.

Логопед: Рассмотрите геометрические фигуры-символы , расположенные

рядом с буквами о - а. Подумайте и скажите, какой фигурой удобнее

обозначать на письме букву а, а какой - букву о? Какого цвета фигуры и

почему? (красный овал для буквы о, красный треугольник для а).

Соедините элементы букв так, чтобы получились буквы о - а. Запишите эти

буквы поэлементно.

3.Развитие фонематического восприятия (упражнение «Нотки» ).

Логопед: Посмотрите на карточки. Назовите нотки. Запишите только те, в

названии которых есть буквы о - а.

4. Дифференциация букв о - а в словах .

Логопед: Рассмотрите цветочки: на них записаны слова с пропущенными

буквами о - а. Проводите каждую пчёлку на ее цветок. Прочитайте слова.

Укажите наличие букв о — а в словах при помощи символов. Объясните

значение слов: полк, шлак.

Работа на уровне слова.

Упражнение «Занимательные модели».

Логопед: Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева

предлагаемые ниже согласные буквы (по одной), а на второе место - сначала

букву а, потом о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими

буквами у вас получилось два слова? С какими одно?

6.Работа со словами-паронимами.

Логопед: Назовите только те слова из предыдущего задания, из которых

можно составить пары (почка - пачка, дочка — дачка, точка - тачка, кочка —

качка, вол — вал, дол - дал).

Сравните слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию.

7.Развитие логического мышления.

Логопед: Отгадайте слова кроссворда и запишите имена весёлых человечков.

Этот весёлый человечек хорошо рисует, ему в этом помогает его нос.

Этот весёлый человечек ничего не знает.

8. Этот весёлый человечек сделан из дерева, он любит папу, но не хочет

ходить в школу.

Этот весёлый человечек смешит на площади народ. Это любимая кукла

артистов.

Эта маленькая девочка улетела с ласточкой в тёплые края.

Этот человечек - большой мастер и выдумщик. У него вместо рук и ног

пружинки, а вместо носа - лампочка.

Ответы: Карандаш, Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка,

Самоделкин.

III. Итог занятия

Логопед: Вспомните, чем похожи буквы о - а? Приведите примеры слов, в

которых пишутся эти буквы. (Логопед помогает подобрать такие слова, где

эти буквы пишутся в сильной позиции.)



В раздел образования