Автор: Иванова Алла Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: город Зубцов, Тверская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Конспект нод по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук [р].
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1»
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной
группе. Звук
[ р]
Составила: воспитатель Иванова А.А.
Тема: Звук [р].
Цели: автоматизация звука [р] в слогах, словах;
Задачи: совершенствование мелодической стороны речи,
совершенствование умения образовывать существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами;
развитие фонематического слуха;
развитие мелкой и общей моторики рук;
развитие мышления, внимания, путем формирования операций
обобщения, сравнения
воспитывать самостоятельность, любознательность, инициативность
Оборудование:1) игрушечная кошка;
2 )предметные картинки на темы: Животные», «Птицы»,
«Фрукты и овощи».
3) изображение ворот, стражников;
4) два кубика, мостик из картона;
5)игровое поле с картинками и кубик;
6)конверт с письмом;
7)сундучок;
8)рисунок с изображением предметов со звуком [р].
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Воспитатель: Раз, два, повернись и в животное превратись. Изобрази тигра,
как он рычит (р-р-р). Изобрази дятла; как он стучит по дереву(трр-р).Как
мурлычет ласковая кошечка?(мур-р). Покажи; как любопытный вороненок
выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голоском (кар-р-р); а мама-ворона
отвечает ему громко (кар-р-р).
2. Основная часть
Дети, какой звук сегодня мы будем изучать?
Ребенок: Звук [р].
Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно.
Воспитатель: Какое положение принимают губы и зубы при произнесении
[р]?
Ребенок: Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.
Воспитатель: А где находится кончик языка?
Ребенок: Кончик языка поднят вверх, слегка касается бугорков за верхними
зубами.
Воспитатель: Боковые края плотно прилегают к верхним зубам.
(Ребенок повторяет перед зеркалом.)
Воспитатель: Порычи как тигр. Он грозно рычит.
Ребенок: (р-р-р)
Произнесение звука (р) в слогах.
Воспитатель: Дети, нам почтальон принес письмо. Давай посмотрим. Ой, это
письмо от буквы Р. Она просит спасти ее, она попала в беду. Злой волшебник
держит ее в сундуке, он хочет чтобы из всех слов пропал звук [р]. Давай
поспешим на помощь.
Чтобы ты лучше думал и преодолел все препятствия, поиграем в игру
«Здравствуй пальчик» (Большой палец поочередно «здоровается» с
остальными, при этом ребенок должен произносить определенные слоги).
Ребенок: Ар-ар-ар, ро-ро-ро, тра-тра-тра, орт-орт-орт.
Воспроизведение слоговых рядов с заданной интонацией.
Воспитатель: Помочь звуку [р] хотят другие звуки, они просят тебя
соединить их.
Прилетел звук а. Соедини их. Что получилось? Какой слог?
Ребенок: Ра.
Давай соединим [р] со звуками у, ы, о.
Воспитатель: Получилось волшебное заклинание – ры – ро – ру - ра ,
открывайтесь ворота.
Повтори его.
Произнесение звука (р) в словах .
1.Показ картинки с изображением ворот.
Воспитатель: Что это?
Ребенок: ворота.
Воспитатель: Ворота мы откроем, мы знаем заклинание. Давай повторим
Ры – ро – ру - ра
Открывайтесь ворота.
Воспитатель: А около ворот - «Ох, рана!» Какое слово можно составить из
этих двух слов?
Ребенок: Охрана.
Воспитатель: Чтобы охрана нас пропустила, тебе надо выполнить задание.
Игра « Волшебный кубик»
Ребенок бросает на игровое полотно кубик и называет картинки, на которые
попал кубик.
Воспитатель: Нет, не пропускает нас охрана. Надо выполнить другое
задание.
А чтобы его выполнить, надо немножко отдохнуть.
Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть…
Игра» Большой - маленький»
Воспитатель: Я назову большой предмет, а ты – маленький. Рука……
Ребенок: Ручка.
(Аналогично ребенок преобразует слова: рана, рыба, корова, тетрадь,
карандаш, кружка, пирамида, барабан, рама.)
Воспитатель: Стражники придумали еще задание, попробуй с ним
справиться.
Игра» Четвертый лишний».
(Ребенок проговаривает название картинок, на которых изображены: тигр,
зубр, ворона, зебра. Необходимо найти лишний предмет и объяснить, почему
он не подходит к остальным предметам)
Ребенок: Лишняя ворона, потому что это птица, а тигр, зубр и зебра–дикие
животные.
(Аналогичная работа проводится с картинками: морковь, помидор,
картофель, груша; яблоко, персик, апельсин, огурец.)
Воспитатель: Стражники открыли ворота. Но перед нами ров, нужен мостик.
Он у волшебника. Волшебник отдаст его, если ты поиграешь с ним в игру
«Добавь словечко».
(с опорой на картинки).
Буратино взял…..(топор)
И пошел чинить….(забор)
Видит он-стоит….( машина)
Но машина без….(бензина)
Влил бензин он в …..(мотор)
И наехал на…..(забор)
Тут Тортилла….(прибежала)
Буратино…..(отругала.)
3.Итог занятия.
Воспитатель: Вы ребята молодцы. Дошли до сундучка. Открой его. Что там?
Ребенок: Рисунок.
Воспитатель: Какой звук вы освободили?
Ребенок: Звук [р].
Воспитатель: Вы раскрасите эти рисунки дома, на рисунке изображены
предметы со звуком [р].
Логопедическое занятие по формированию лексико-
грамматических средств языка и развитию речи в средней
логопедической группе
Тема: «Весна
Цель: формировать умение составлять простые распространенные
предложения
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение и расширение словаря
по теме «Весна».
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, зрительного
восприятия, фонематических представлений, тонкой моторики рук. Развитие
творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков
сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности,
ответственности. Воспитания любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
Корзина, сюжетные картинки по теме «Признаки времен года», картонные
круги красного, желтого, зеленого и белого цветов. Компьютер,
подготовленные слайды: капель, птицы, ручей, сопровождающиеся звуками,
слайд о весне, бумажные кораблики, большой таз с водой, доска и цветные
маркеры.
Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за признаками весны.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках и предлагает
выбрать картинки. Дети выбирают картинки, благодарят логопеда и проходят
в кабинет.
Логопед: Расскажите о том, что делают дети у вас на картинках.
1-й ребенок. Дети собирают разноцветные листья.
2-й ребенок. Малыши катаются на санках.
3-й ребенок. Мальчики пускают кораблики в ручейке.
4-й ребенок. Девочки купаются в озере.
5-й ребенок. Девочка собирает землянику.
6-й ребенок. Дети играют в снежки. И т.д.
Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо рассказали о том, что делают дети.
Игра «Разноцветные круги».
Логопед помещает на наборное полотно разноцветные круги. В центре
каждого круга наклеена «липучка». Картинки, которые получили дети, тоже
снабжены «липучками».
Логопед: А теперь давайте подумаем, какое время года на каждой из ваших
картинок, как об этом можно догадаться
Ребенок: Осенью листья разноцветные. У меня на картинке осень.
Ребенок: Зимой выпадает много снега. У меня на картинке зима.
Ребенок: Весной тает снег и бегут ручейки. У меня на картинке весна.
Ребенок: Летом можно купаться и загорать. У меня на картинке лето. И т.д.
Логопед: Вы очень хорошо объяснили, какое время года на каждой картинке.
Теперь мы можем поиграть в игру «Разноцветные круги». Посмотрите на
них. Подумайте и объясните, какой круг подходит для времени года на вашей
картинке.
Ребенок: Для осени подходит желтый круг. Осенью желтеют листья.
Логопед: Правильно. Прикрепи свою картинку на желтый круг.
Ребенок: Для зимы подходит белый круг. Зимой много белого снега.
Логопед: Верно. Прикрепи свою картинку на белый круг
Ребенок: Для весны подходит зеленый круг. Весной появляются зеленые
листики и зеленая травка.
Логопед: Отлично. Можно закрепить свою картинку на зеленом круге.
Ребенок: Для лета остался красный круг. Летом светит красное солнышко.
Логопед: А еще лето называют красным. Прикрепи свою картинку на
красный круг. Вы все отлично сделали!
2. Основная часть
Сегодня мы поговорим о весне.
Логопед. А сейчас мы с вами попробуем догадаться, что это за звуки и в
какое время года их можно услышать! И мы с вами попробуем изобразить
эти звуки.
Логопед включает шум капели и через некоторое время на интерактивной
доске появляется картинка весенней капели.
Логопед: Кто догадался, чей это звук?
Ребенок: Мы слушали звук капели
Логопед: Верно, что изображено на картинке?
Ребенок: На картинке капель
Логопед: В какое время года бывает капель?
Ребенок: Капель бывает весной
Логопед: Хорошо, молодцы! А теперь попробуем изобразить шум капели
руками, повторяйте за мной. Под музыку трем ладони и хлопаем (звучит шум
капели) .
Дети повторяют движения под шум капели.
Логопед: Ребята, подумайте, а как ещё можно изобразить капель?
Ребенок: Можно потопать ногами.
Логопед: Хорошо, давайте попробуем, топаем ногами. Молодцы!
А теперь слушаем следующую мелодию. Логопед включает журчание
ручейка, через некоторое время появляется картинка. Чей это звук?
Ребенок: Мы слушали звук ручья
Логопед: Правильно, а что на картинке? И когда бывает?
Ребенок: На картинке ручей
Ребенок: Журчит ручей весной.
Логопед: Молодцы! повторяем за мной под музыку, по лицу ладошками
проводим сверху вниз. Звучит журчание ручья и дети выполняют
упражнение.
А как ещё можно изобразить ручей?
Ребенок: Можно сначала по одной руке провести ладошкой, затем по другой.
Логопед: Попробуем, вот здорово у на получается. Логопед включает пение
птиц.
Логопед: Чей звук?
Ребенок: Мы слушали пение птиц. Весной они прилетают из теплых стран.
Логопед: Повторяем за мной под музыку. Ушки растираем вверх вниз. Их
вперед сгибаем, тянем вниз за мочки. Вы молод
Составление предложений о весне.
Логопед открывает на компьютере картинку о весне.
Логопед: Сейчас я вам расскажу о весне, признаках весны, уберу картинку,
затем каждый из вас придумает свое предложение о весне, не повторяя друг
за другом, будет выходить говорить и рисовать на доске.
«В лесу весной»
Наступила весна. Пригрело солнышко. На лесной полянке растаял снег и
появилась зеленая травка. На деревьях появились почки. Скоро распустятся
первые листочки. Проснулись жучки. В лесу весело защебетали птицы.
Хорошо весной в лесу.
Это мой рассказ, вы можете придумать своё предложение и нарисовать его.
Логопед приглашает ребенка к доске.
Ребенок: Весной солнышко светит ярко, пригревает. Ребенок рисует солнце с
длинными лучами.
ребенок. Весной журчат ручьи. Ребенок рисует ручей
Ребенок: С крыш свисают сосульки. Рисует.
Ребенок: На деревьях появились почки. Рисует. Если не получается
нарисовать, логопед помогает.
Логопед: Какая у вас красивая получилась картина о весне. Вы молодцы!
Дыхательная гимнастика. Упражнение «Разноцветные кораблики».
Логопед приглашает детей к тазу с водой, стоящему на столике, и предлагает
детям присесть на корточки вокруг стола.
Логопед: Опустите кораблики в воду. Сейчас мы проведем соревнование.
Посмотрим, чей кораблик дальше уплывет. Вы будете делать вдох и дуть по
моей команде на парус своего кораблика. Помните, что нужно вытянуть губы
трубочкой и не раздувать щеки.
Логопед следит за тем, чтобы паруса корабликов были расположены на
уровне ртов детей. Упражнение выполняется 3—4 раза. Затем логопед
предлагает достать кораблики из воды и положить на стол для просушки.
3. Итог занятия.
Логопед: О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети. О весне.
Логопед. Что вам понравилось делать на занятии?
Дети перечисляют игры и задания, которые им было интересно выполнять.
Логопед оценивает работу каждого ребенка и дарит бумажные кораблики.
Конспект группового занятия по коррекции письма
Дифференциация букв о - а.
Цель: формировать умение различать буквы О и А на письме
Задачи: научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию;
закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах;
учить дифференциации букв о - а в слогах и словах;
развивать оптико-пространственные представления;
знакомить детей со словами-паронимами;
пополнять словарный запас;
Оборудование: буквы о-а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов;
кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки».
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Знакомство с таблицами.
Логопед: Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите
сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.
2. Сравнение букв, сходных по начертанию.
Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и
сравнить их между собой.
II. Основная часть занятия
1. Сравнение букв, сходных по начертанию. Знакомство с парой букв о - а.
Запись темы занятия. Прослушивание сказки о буквах сестричках. Логопед:
Послушайте сказку о буквах-сестричках.
«Жили-были две буквы-сестрички (логопед выставляет на доску
стилизованное изображение букв о - а). Сестрички были очень похожи.
Чтобы не перепутать своих дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а
вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в
некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Так они и
жили. Со временем люди научились их различать — увидев сестёр издалека,
они кричали: «Посмотрите, это буква а — сестрёнка с косичкой, а вот и буква
о - без косички ».
2.Сравнение элементов и целых букв о - а .
Буква а - состоит из двух элементов, буква о - из одного овала. Сравнение
артикуляции звуков о - а. При произнесении звука а - рот широко
раскрывается, при произнесении о - рот напоминает по форме овал.
Соотнесение звуков с буквами и символами для обозначения на письме.
Логопед: Рассмотрите геометрические фигуры-символы , расположенные
рядом с буквами о - а. Подумайте и скажите, какой фигурой удобнее
обозначать на письме букву а, а какой - букву о? Какого цвета фигуры и
почему? (красный овал для буквы о, красный треугольник для а).
Соедините элементы букв так, чтобы получились буквы о - а. Запишите эти
буквы поэлементно.
3.Развитие фонематического восприятия (упражнение «Нотки» ).
Логопед: Посмотрите на карточки. Назовите нотки. Запишите только те, в
названии которых есть буквы о - а.
4. Дифференциация букв о - а в словах .
Логопед: Рассмотрите цветочки: на них записаны слова с пропущенными
буквами о - а. Проводите каждую пчёлку на ее цветок. Прочитайте слова.
Укажите наличие букв о — а в словах при помощи символов. Объясните
значение слов: полк, шлак.
Работа на уровне слова.
Упражнение «Занимательные модели».
Логопед: Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева
предлагаемые ниже согласные буквы (по одной), а на второе место - сначала
букву а, потом о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими
буквами у вас получилось два слова? С какими одно?
6.Работа со словами-паронимами.
Логопед: Назовите только те слова из предыдущего задания, из которых
можно составить пары (почка - пачка, дочка — дачка, точка - тачка, кочка —
качка, вол — вал, дол - дал).
Сравните слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию.
7.Развитие логического мышления.
Логопед: Отгадайте слова кроссворда и запишите имена весёлых человечков.
Этот весёлый человечек хорошо рисует, ему в этом помогает его нос.
Этот весёлый человечек ничего не знает.
8. Этот весёлый человечек сделан из дерева, он любит папу, но не хочет
ходить в школу.
Этот весёлый человечек смешит на площади народ. Это любимая кукла
артистов.
Эта маленькая девочка улетела с ласточкой в тёплые края.
Этот человечек - большой мастер и выдумщик. У него вместо рук и ног
пружинки, а вместо носа - лампочка.
Ответы: Карандаш, Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка,
Самоделкин.
III. Итог занятия
Логопед: Вспомните, чем похожи буквы о - а? Приведите примеры слов, в
которых пишутся эти буквы. (Логопед помогает подобрать такие слова, где
эти буквы пишутся в сильной позиции.)