Напоминание

«Валяние и рисование шерстью, как средство развития творческих и познавательных способностей дошкольников»


Автор: Исламова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филиал " Детский сад " Почемучки " МБДОУ Детского сада №19." Катюша"
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: статья
Тема: «Валяние и рисование шерстью, как средство развития творческих и познавательных способностей дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




филиал «Детский сад «Почемучки» Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детского сада №19 г. Пензы «Катюша».

«Валяние и рисование шерстью, как средство

развития творческих и познавательных

способностей дошкольников»

Работу выполнил: воспитатель высшей категории

Исламова Ольга Викторовна

г. Пенза, 2023

...Не запрещай себе творить,

Пусть иногда выходит криво —

Твои нелепые мотивы

Никто не в силах повторить...

М. Цветаева.

Творческое развитие ребенка в области декоративно-прикладного

творчества, а также конструирования и моделирования, изготовления

изделий играет большую роль в процессе воспитания и образования.

Работы по декоративно-прикладному искусству привлекают детей

своими результатами. Они помогают детям дошкольного возраста делать

шаги в мир искусства, творить, выдумывать, узнавать много нового,

развивать мелкую моторику осваивать технологические приемы и способы

обработки материалов, развивать образное и пространственное мышление.

Дошкольное

детство

является

благоприятным

периодом

для

развития творческих способностей. Именно ему принадлежит неоценимое

значение в освоении ценностных смыслов и развития личности ребенка.

Личность формируется под воздействием ценностей, которые ребенок

усваивает. Важно, чтобы в этом уникальном, благотворном периоде жизни,

когда мир наполнен радужными красками, были заложены эстетические

ценности. И здесь неоценимую помощь оказывают продуктивные виды

деятельности.

Как правило, занятия в дошкольных учреждениях, чаще всего,

сводятся

к

использованию

традиционных

видов

продуктивной

деятельности.

Но,

учитывая

научно-технический

прогресс,

который

требует от человека не шаблонных привычных действий, а гибкости,

подвижности

мышления,

быстрой

адаптации

к

новым

условиям,

творческого подхода к решению любых задач, этого недостаточно для

раскрытия и развития творческих способностей.

Продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных

технологий является наиболее благоприятной для развития творческих

способностей ребенка. Нетрадиционные технологии – это толчок к

развитию

воображения,

творчества,

самостоятельности,

инициативы,

выражения индивидуальности.

В своей педагогической работе я освоила и обучила детей многим

техникам. Это работа с пластилином, пластилиновая живопись, папье-

маше, глина, соленое тесто, работа с природным материалом. Но однажды,

попробовав валяние, я убедилась, что овечья шерсть – это именно мой

материал. В настоящее

время данная

технология не

используется

педагогами дошкольных учреждений. Одной из причин этого является

отсутствие разработок по данной теме и методик использования шерсти в

детском творчестве. Вместе с тем, валяние из шерсти дает возможность для

активного

проявления

и

выражения

эмоциональных

состояний,

способствует

формированию

эмоциональной

основы

ценностной

ориентации через эстетическое переживание образов.

Я живу в селе Чемодановка Пензенской области,

основным

ремеслом местных жителей было валяние валенок. Основатель села, Фёдор

Иванович Чемоданов построил на своей земле валяльный комбинат. Со

временем комбинат прекратил свою работу. Люди, работавшие там, унесли

с собой секреты мастерства и принесли их в свои семьи. Чемодановские

валенки знают по всей России. Они грели советских бойцов во время

Великой Отечественной войны. Валенки не раз возвращались, их чинили,

подшивали и снова отправляли на фронт. Чемодановцы, отдавая дань

уважения промыслу, открыли музей «Чемодановские валенки» и даже

установили памятник в их честь.

Изучив и

познав техники валяния, мне захотелось поделиться

полученными навыками с детьми группы. Я организовала с детьми кружок

«Очумелые ручки», где дети учатся создавать красивые, а главное,

оригинальные изделия для себя и в подарок близким людям.

Цель: Создать условия для выявления и развития творческих

способностей на занятиях по валянию из шерсти, для дальнейшей

самореализации дошкольников.

Задачи

освоение

технологических

знаний,

связанных

с

народным

искусством валяние;

• изучение исторических предпосылок и пути развития народного

искусства валяние;

• овладение навыками проектирования и создания продуктов труда;

• развитие творческой личности воспитанников;

воспитание

трудолюбия,

бережливости,

аккуратности,

ответственности за результаты своей деятельности;

• воспитание уважительного отношение к людям труда и результатам

их деятельности;

• получение опыта применения политехнических и технологических

знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Так что же такое валяние из шерсти? Валяние – процесс изготовления

из непряденой шерсти различных изделий: игрушек, одежды, обуви и прочих

полезных и красивых вещей.

Существует легенда о возникновении валяния, отсылающая нас в

библейские времена. Она гласит, что в Ноевом ковчеге среди прочих

животных были овцы, которым приходилось жить в очень тесных

помещениях. Шерсть овец падала на пол, пропитывалась влагой, а они еще и

топтались по ней копытами. Когда Потоп закончился, и овцы покинули

ковчег, на полу остался первый валяный ковер. Способность шерсти

сваливаться активно люди стали использовать уже около 8000 лет назад. Для

валяния

использовали

найденные

остатки

шерсти

животных.

После

одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать

состриженную шерсть животных.

Три основные техники работы с шерстью:

1.Сухое валяние - применяется для создания объемных изделий —

игрушек, бижутерии, фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков

и узоров на войлок, фетр и предварительно свалянные поделки.

2.

Мокрое

валяние

-

применяется

для

изготовления

одежды,

аксессуаров, сумки, обуви, головных уборов, ковров. Мокрое валяние

осуществляется при помощи мыльного или специального раствора.

3.Рисование шерстью - это выкладывание сухой шерсти на основу.

Шерстяные волокна выкладываются слоями. Готовая работа обязательно

оформляется в рамку под рамку.

Я в своей практике применяю два вида техники: мокрое валяние и

рисование шерстью.

1. Мокрое валяние

Техника мокрого валяния позволяет изготавливать большие плоские

полотна войлока, что затруднительно сделать, используя технику сухого

валяния.

Мокрое валяние названо так, потому что для сваливания волокон

шерсти используется вода, а точнее - мыльный раствор. Для мокрого валяния

нужно: шерсть, вода, мыло и руки. Но таким минималистским набором

обходились первые валяльщики, а вы можете себе облегчить работу при

помощи дополнительных материалов и инструментов:

- подстилка под будущее изделие (рифленый резиновый коврик,

бамбуковая скатерть, упаковочная пленка с пупырышками);

- пульверизатор с водой;

- сетка (противомоскитная, сетка под штукатурку или старый тюль);

- целлофановые перчатки для рук (необязательно, но если вы

заботитесь о состоянии кожи рук, то желательно);

- деревянная скалка;

- скотч;

- махровое полотенце.

2.

Рисование шерстью - это целиком и полностью творческий

процесс. Картины, написанные цветной шерстью выглядят, как настоящие

произведения искусства, несмотря на то, что их изготовление с помощью

пинцета и ножниц, не составляет больших трудностей. Рисование картин

шерстью помогает развивать у детей фантазию, творческое мышление,

выдумку. Оно способствует привитию определённых трудовых навыков и

умений, развивает творческие способности детей, их художественный вкус.

В чем же уникальность такого вида:

Во-первых,

это

прекрасный

материал,

с

живой

энергетикой,

подаренный нам самой природой - овечья непряденая шерсть. Теплый,

экологический чистый, благотворно влияющий на здоровье продукт. Шерсть

согревает, успокаивает, наполняет энергией и позитивными эмоциями,

приятными тактильными ощущениями, снимает стресс и психическое

напряжение.

Во- вторых, общение с данным материалом вдохновляет человека на

творчество,

самореализацию

и

освоение удивительных возможностей,

каждый человек, работая с этим материалом, может почувствовать себя

художникам и получить порцию положительной энергии.

В-третьих, уникальность шерсти приумножается воздействием цвета.

Цветовая гамма настолько разнообразна, что ей может позавидовать каждый

живописец.

Натуральные

краски

и

естественные

цвета

несут

свою

терапевтическую энергетику.

В-четвертых, работа с шерстью полезна любой аудитории, без

возрастных ограничений, особенно я

рекомендую ее детям, в связи с

необходимостью развития мелкой моторики рук.

Такая техника уникальна, каждая картина никогда не повторяется.

Процесс раскладывания шерсти носит терапевтический характер.

Такую работу, можно всегда отредактировать и изменить, если что-то не

получилось. Это очень важно! Шерсть помогает рисовать даже тем, кто не

владеет таким видом творчества, а потому убирает страхи и дарит

уверенность в себе, успокаивает, снимает стресс, даря восторг цветовых

сочетаний.

В своей работе, я использую рисование шерстью, как средство

эстетического развития детей дошкольного возраста. Дети очень любят эту

методику, т.к. она создает благополучное психологическое состояние,

успокаивает и погружает в фантастический мир искусства.

Работа строится на следующих принципах:

1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых

занятий к более сложным.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развито

наглядно-образное мышление, поэтому предполагаемый результат своей

работы они должны видеть в натуральную величину.

3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого

ребенка в процесс валяния.

4. Связь обучения с жизнью: ребенок сможет использовать свой

готовый продукт в жизни: поиграть, подарить.

Основной формой обучения является практическая работа. Она

позволяет освоить приемы и навыки валяния, ориентируясь на конечный

результат.

Работа

предусматривает

задания

индивидуального

и

коллективного исполнения. На начальном этапе многим детям требуется

оказание индивидуальной помощи. В дальнейшем, поняв принцип работы с

шерстью, основная масса детей с работой справляется самостоятельно.

В процессе обучения валянию дети научились создавать украшения,

игрушки, предметы быта своими руками. Творческий процесс научил детей

без страха создавать новое, кропотливо и аккуратно работать над своими

произведениями. Дети обрели уверенность в себе. Работы стали интереснее,

оригинальнее, содержательнее.

У детей прослеживается динамика в развитии мелкой моторики рук,

что особенно заметно в выполнении мелких и точных движений кистями и

пальцами рук. В движениях появилась сила, уверенность, ловкость. Дети

стали сосредоточеннее и внимательнее на занятиях.

Стоит отметить, что если на начальных этапах обучения валянию

основной мотивацией в работе было создание подарка для мамы, бабушки,

папы…, то на последнем этапе стало заметно, что дети получают

удовольствие от самого процесса валяния, то есть валяют ради валяния.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что применение

валяния у дошкольников дает не только возможность развития их творческих

способностей, но и способствует развитию личности ребенка и качеств его

характера.

РИСОВАНИЕ ШЕРСТЬЮ «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ»



В раздел образования