Авторы: Труфанова Елена Владимировна, Елена Владимировна Труфанова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Мисайловская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: Московская область, Ленинский городской округ, д.Мисайлово
Наименование материала: КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Тема: Тема урока: письменное деление на трехзначное число
Раздел: начальное образование
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Тема урока: письменное деление на трехзначное число.
Учитель: Труфанова Е.В
Цели деятельности учителя:
формирование представления деления на трехзначные числа;
развитие письменного деления на числа;
развитие умения анализировать и обобщать
Планируемые результаты
Предметные:
уметь выполнять действие «деление» на трехзначное число столбиком;
уметь выполнять действие «деление» на трехзначное число с остатком столбиком.
Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: программа : «Школа России»; учебник: Моро М.И. Математика. 4 класс (2 часть), раздаточный
материал (карточки), презентация
№
п/п
ЭТАПЫ УРОКА
Методы и
приемы
Хронометра
ж
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
ФОРМИРУЕМЫЕ
УУД
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
1.
Этап
самоопределения
к деятельности
1.2 ми
н
-
Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья
Александровна, сегодня я проведу у вас
урок математики. Садитесь.
Сегодня на уроке вы продолжите
открывать секрет математики. А вот как
мы с вами будем это делать, вы узнаете по
ходу нашего урока.
Что нового вы хотите узнать на уроке?
Что вы можете узнать?
Скажите, зачем вам эти знания?
ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ
Я хочу узнать новый секрет
математики. Я, думаю, что у меня это
получится, я буду применять
полученные знания в жизни.
Р: Выработать учебную
мотивацию, устанавливать
связи между целью
учебной деятельности и ее
мотивом
П: работать по
предложенному плану,
выдвигать свой план
К: уметь отвечать за себя
и других участников
учебного процесса
2.
Актуализация
знаний и
мотивация
4.5 ми
н
Устный счет
- Давайте посмотрим, какие вы
внимательные и как правильно вы умеете
считать. У вас у каждого на партах
карточки с заданием, ваша задача верно
выполнить это задание.
Реши выражения и найди пару:
(425+25): 9 91
(1268+32):13 149
182*2:4 63
496:4+25 789
795-36:6 50
23+6*20:3 10
1656:207+8 16
- Поднимите руку, кто справился с
заданием? Давайте проверим. Вы должны
по действиям объяснить каждое
Слушают учителя.
(425+25): 9=50
(1268+32):13= 100
182*2:4= 91
496:4+25=149
795-36:6= 789
23+6*20:3=63
1656:207+8=?
Объясняют по действиям каждое
выражение.
Р: целеполагание,
коррекция.
П: самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели;
осознание и произвольное
построение речевого
высказывания в устной
форме; подведение под
понятие; установление
причинно-следственных
связей
выражение. Кто может объяснить первое?
( каждое выражение объясняет один
ученик).
- Ребята, кто справился с последним
выражением?
- Какая сложность у вас возникла?
- Ребята, что мы с вами сейчас делали?
Поднимают руку, кто справился.
- Мы еще не умеем делить на трехзначные
числа.
- делили на двухзначные и однозначные
числа.
П.: Понимать
информацию,
представленную в
изобразительной форме
для решения различных
учебных задач.
3.
Постановка
учебной задачи
4-5
мин
- Ребята, давайте вспомним алгоритм
письменного деления на двузначное число.
- Определите, не вычисляя, сколько цифр
будет в частном в следующих выражениях
36:12 336:12 1764:12
- Чем отличается делимое в выражениях?
- Нужно ли для каждого случая составлять
свой алгоритм?
- Давайте попробуем применить этот
алгоритм к тому выражению, которое
вызвало у вас сомнение. 1656:207+8=? Кто
хочет выйти к доске и решить его?
- Какой мы можем сделать вывод?
- Совершенно верно, как вы думаете какая
тема нашего урока?
- Правильно, тема нашего урока
«Письменное деление на трехзначное
число».
- Какие цели себе на урок мы можем
поставить?
-Молодцы!
Алгоритм письменного деления:
1.Выделяем первое не полное делимое.
2.определяем число цифр в частном.
3.находим первую цифру частного.
4. образуем второе не полное делимое .
5. находим вторую цифру частного.
6. образуем третье неполное делимое.
7. находим третью цифру частного
36:12-1 336:12-2 1764:12-3
- Количеством цифр.
- нет.
1)1656:207=8
2)8+8=16
- Алгоритм деления одинаков.
- Письменное деление на трехзначное
число.
- научиться делить на трехзначное число;
уметь верно выполнять деление
столбиком.
П.: Понимать
информацию,
представленную в
изобразительной форме
для решения различных
учебных задач.
П: определение основной
и второстепенной
информации
Р: целеполагание,
коррекция.
4.
Открытие
детьми нового
знания
7-8
мин
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр 74. Каждый
самостоятельно ознакомьтесь с правилом.
- Кто хочет прочитать правило для всех?
Слушают учителя.
Один ученик читает правило для всех.
К: умение слушать и
понимать речь других
- Откройте тетради, запишите число,
классная работа.
-Опираясь на это правило и пользуясь
алгоритмом, выполните номер 279.
Выполняем только под цифрой 1.
- Кто выйдет к доске, чтобы решить первое
деление с объяснением?
- Давайте проверим, сколько у вас
получилось в третьем делении?
(четвертом).
- А теперь выполним этот же номер под
цифрой 2.
- Первые два деления выполняем у доски.
Кто пойдет к доске?
- Молодцы! оставшиеся два деления
выполняем самостоятельно.
- Давайте проверим, сколько у вас
получилось в третьем делении?
(четвертом).
- Ребята, что мы с вами сейчас выполняли?
Динамическая пауза.
- А сейчас давайте проведем
динамическую паузу. Встаем.
Танец под песню clap clap.
Первые два деления ученики выполняют
на доске, оставшиеся 2 самостоятельно.
Ученики по одному выходят к доске и
выполняют деление столбиком.
954:318=3 876:219=4 2940:735=4
2544:424=6
Выполняют задание.
875:354= 2 (ост 167) 912:219=4(ост 36)
3964:526=7 (ост 282)
2051:642=3 (ост 125)
- Деление на трехзначные числа.
Выполняют динамическую паузу.
К: Выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью
П: определение основной
и второстепенной
информации
5.
Первичное
закрепление
4-5
мин
- Прочитайте задачу 280.
- Какой вопрос к задаче мы можем
поставить?
- Совершенно верно.
- Как мы узнаем, сколько тон песка
привезли на стройку?
- Каким действием мы это узнаем?
- А сколько тон Щебёнки?
- Каким действием мы это узнаем?
- Каким действием мы узнаем, сколько
материалов было завезено на стройку?
- А как узнаем, сколько израсходовали?
Читают задачу.
- Сколько тон песка и щебенки привезли
на стройку? Сколько материалов
осталось?
- Вес цемента нужно увеличить в два раза.
- Умножением.
-Вес цемента увеличим в 4.
-Умножением.
- Сложим вес цемента, песка, щебенки.
- из общего веса вычтем одну четвертую
К.:
Выражение
своих
мыслей
с
достаточной
полнотой и точностью.
К.:
Формулировка
собственного
мнения
и
позиции.
- Каким действием мы узнаем, сколько
материалов осталось?
- Во сколько действий решается данная
задача?
- Выберите на экране правильное решение
и запишите его себе в тетрадь.
- Какой вариант решения верный?
- Молодцы!
часть общего веса.
- Вычитанием.
- В 5 действий.
1)120*2=240 (т)- песка
2) 120*4=480(т)- щебня
3) 120+240+480=840(т)- всего
4) 840:3=280 (т)- израсходовали.
5)840-280=540(т)
Ответ: осталось 540т материалов.
Л.: Обеспечивать
ценностно-смысловую
ориентацию учащихся
6.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой
4-5
мин
- Ребята у вас у каждого на столах лежат
карточки с выражениями. Ваша задача-
решить их.
854:427
2256:752
2562: 427
9664:302 315 : 105
5868 : 489 4862 : 187
- Кто закончил, поднимите руку. Давайте
проверим.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по
парте. На экран я вам вывела ответы.
Проверьте друг друга, на полях отметьте,
сколько ошибок сделал ваш товарищ.
- Поднимите руку, у кого нет ошибок?
(одна, две, три)
- Ребята, что вы сейчас делали?
Слушают учителя.
Самостоятельно выполняют задание.
854:427=2
2256:752=3
2562: 427=6
9664:302=32 315 : 105= 3
5868 : 489=12 4862 : 187=26
- Закрепляли навык деления на
трехзначное число.
П:Установление причинно
– следственных связей
Р: принимать и сохранять
учебную задачу.
П:Структурирование
знаний
7.
Включение в
систему знаний,
повторение
7-8
мин
- Давайте выполним номер 281. Кто
прочитает задание?
- Давайте вспомним, сколько в 1м=_ см?
- Что известно в задаче?
- Что нужно сделать, чтобы узнать,
сколько всего было затрачено полотна на
детские простыни? Каким действием мы
это найдем?
- Что вы узнаете этим действием?
Читают задание.
-100 см.
- Столько полотна уходит на одну
детскую простыню. И что на 21 детскую
простыню уходит столько же полотна,
сколько на 15 взрослых.
- Нужно количество полотна одной
детской простыни увеличить в 15.
Умножением
- Сколько всего было полотна.
Р: принимать и сохранять
учебную задачу.
П:Установление причинно
- Как мы узнаем, сколько полотна уходит
на одну взрослую простынь? Каким
действием мы это узнаем?
- Сколько действий в этой задаче?
-Запишите все действия.
- Сколько у вас получилось?
- Самостоятельно запишите решение
задачи себе в тетрадь.
- Кто выйдет к доске для записи?
- Запишите домашнее задание: номер 282,
283.
- Ребята, давайте еще раз вспомним
алгоритм письменного деления
- Полотно уменьшим в 21 раз.
Делением.
- Три действия.
1)
1м 50см= 150 (см)- одна детская
простынь
2)
150*21=3150 (см) – все полотно
3)
3150: 15= 210 (см) – одна взрослая
Простынь
Алгоритм письменного деления:
1.Выделяем первое не полное делимое.
2.определяем число цифр в частном.
3.находим первую цифру частного.
4. образуем второе не полное делимое .
5. находим вторую цифру частного.
6. образуем третье неполное делимое.
7. находим третью цифру частного
– следственных связей
П:Структурирование
знаний
8.
Рефлексия
деятельности
2-3
мин
- Итак, какая у нас была тема урока?
- А кто-нибудь помнит нашу
поставленную цель?
- Какие вы внимательные. Как вы думаете,
цель была достигнута?
-
Чему новому научились?
- Достигли мы успеха?
- Давайте оценим вашу сегодняшнюю
работу. Кто считает, что на сегодняшнем
уроке у него все получилось, понял тему и
не допустил ошибок, поднимите руку.
- теперь поднимите руку те, кто понял
тему, но допустил несколько ошибок.
-хорошо. А теперь поднимите руку те, кто
ничего не понял.
-Ребята, спасибо вам за урок, Желаю вам
удачи. До свидания!
Письменное деление на трехзначное
число.
- научиться делить на трехзначное число;
уметь верно выполнять деление
столбиком.
Высказывают свое мнение.
П: рефлексия способов и
условий действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности.
К:.Следование в
поведении моральным
нормам и этическим
требованиям