Напоминание

Формирование читательской компетентности у учащихся младших классов".


Автор: Улижева Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"п.г.т Уренгой Пуровского района
Населённый пункт: ЯНАО,Пуровский район,п.г.т.Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование читательской компетентности у учащихся младших классов".
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование читательской компетентности на уроках и во

внеурочной деятельности

«Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями

великого человека — есть наука самая занимательная».

Пушкин А.С.

Ни один учебный предмет невозможно освоить без чтения. Чтение – обязательная и

важная учебная деятельность практически любого урока. Новый государственный

общеобразовательный стандарт выделяет чтение как одно из важнейших общеучебных

умений, от которого зависит успешность дальнейшего обучения.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего

образования, в основе которого лежит системно – деятельностный подход, предполагает

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного

общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной

конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные

задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным только при условии

овладения всеми школьниками читательской компетентности. Отсюда возникают

проблемы формирования ученика-читателя.

Содержание образования способствует развитию умений изучать, искать, думать,

сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Сегодня важно не столько дать

ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное,

личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение

учиться. Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно

развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека,

которое совершенствуется на протяжении всей его жизни. На начальном этапе обучения в

1 классе важно научить ребенка читать, произнося верно все звуки в словах, поэтому

работа по формированию читательской компетенции обучающихся заключается в том,

чтобы правильно прочитать и понять прочитанную информацию детально. Формирование

читательской компетентности должно происходить и на других предметах, кроме

литературного чтения, и во внеурочной деятельности. Читательская компетентность

определяется: владением техникой чтения; приёмами понимания прочитанного и

прослушанного произведения; знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;

сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и

самопознания.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у

детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения,

по мере чтения и после прочтения книги.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у

детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения,

по мере чтения и после прочтения книги.

Данная тема актуальна при освоении учащимися учебного материала.

Целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к

правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Читательской компетентности младшего школьника является приоритетной целью

обучения литературному чтению в начальной школе.

Я, как учитель на уроках и во внеурочной деятельности для формирования

читательской компетентности, ставлю перед собой следующие задачи:

формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста –

правильного типа читательской деятельности;

введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-

этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым

мышлением;

развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение

словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих

способностей детей;

приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает

литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том

числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными

теоретико-литературными понятиями.

Показатели читательского интереса младших школьников:

После проведенной работы по данной теме, и в процессе ее, у учащихся в

динамике наблюдается:

1.Положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю

читать");

2.Заинтересованность конкретными книгами ("хочу читать эти книги");

3.Увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");

4. Стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы

другие об этой книге узнали").

Среди многообразия путей и средств формирования читательской компетентности

наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна

учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание

ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в

процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. С помощью

нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание

учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.

В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического

мышления через чтение и письмо.

Прием “Корзина идей”.

Прием “Написание синквейна”.

Прием “Ключевые слова.”

Прием “Пометки на полях”.

Прием “Корзина идей”.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока,

когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают

учащиеся по обсуждаемой теме урока. В «корзину идей», в которую условно собирается

то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме

(индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее

сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Прием “Написание синквейна”

Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе “синквейн”

означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным

правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к

теме синквейна.

На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью

которых ученик выражает свое отношение к теме.

Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к

теме, дает ее новую интерпретацию.

Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Например:

1.Ёжик

2.Серый,колючий

3.Фыркает,спит,сворачивается.

4.Мне нравится маленький ёжик

5.Лес

На уроках для формирования читательской компетентности проводится следующая

работа: работа в тетрадях, в читательских дневниках, тестовые работы, викторины,

инсценирование сказок и рассказов.

Возможности расширения рамок урока даёт реализация программ внеурочной

деятельности.

С 2022-2023 учебного года введен новый учебный предмет во внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность», в котором есть раздел «Читательская грамотность».

Раздел «Читательская грамотность» (страницы голубого цвета) научит быть вдумчивым

читателем, понимать содержание прочитанного произведения, рассуждать о том, чему

могут научить рассказы, определить главную мысль, объяснять значения слов.

Например: Занятие 1. «Старинная женская одежда». В задании №2 после прочтения

рассказа необходимо выполнить следующие задания:

1.Придумать заголовок к тексту.

2.Определить тему и главную мысль текста.

3.Составь план текста в виде вопросов.

В работе по формированию читательских компетенций проводятся занятия в школьной и

поселковой библиотеках и краеведческом музее: «Книга месяца», конкурсы чтецов,

литературные игры и викторины, тематические и творческие занятия.

В рамках реализации проекта «Арктическое путешествие», проводятся тематические

мероприятия, включенные в план воспитательной работы школы для всестороннего

развития учащихся.

Процесс обучения осуществляется в тесной связи с родителями, например: «Час

семейного чтения», где родители на основе личного примера показывают детям интерес и

желание к чтению книг!

Подводя итог моего выступления, в ходе которого я постаралась вас познакомить с

приёмами и технологиями работы по формированию читательской компетентности на

уроках и во внеурочной деятельности, хочется сказать: главная задача учителя –

организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а

развитая личность испытывала потребность в чтении, как в источнике дальнейшего

развития и познания.



В раздел образования